СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.п.Био.6 класс ФГОС.22-23

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует учебнику, Пасечник В. В. «Биология. 5 - 6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. /Под ред. Пасечника В.В.— М. : Просвещение, 2021г».

Просмотр содержимого документа
«Р.п.Био.6 класс ФГОС.22-23»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


___________


Протокол № 1

от « » ___________ 2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________

Приказ №

от « » __________ 2022г.






Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

для 6 классов

основного общего образования

Базовый уровень (очная форма обучения)

на 2022 – 2023 учебный год.







Составитель: Козловский С.А.








г. Рубцовск, 2022г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, учебного плана. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования КГКОУ «Вечерняя школа №1».


Нормативные документы, использованные при разработке рабочей программы:


  1. ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.№1897.

  2. Учебный план 2022-2023 учебного года КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  3. Годовой календарный график работы «Вечерняя школа №1».

4. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — М. : Просвещение,2018.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) и соответствующей учебнику, Пасечник В. В. «Биология. 5 - 6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. /Под ред. Пасечника В.В.— М. : Просвещение, 2021г».


Общая характеристика курса биологии

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит су-

щественный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

— формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,

об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости

(ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни;

— овладение понятийным аппаратом биологии;

— приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми

объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

— освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;


— формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов

риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью

своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

— овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

— создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как

профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Определение места и роли учебного курса/предмета в учебном плане школы:

Данная рабочая программа по количеству учебных часов соответствует авторской программе, т.е. общее количество учебных часов в год для 6 класса составляет 35 часов(1ч в неделю). В Учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов в год (1ч в неделю). Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «Биология» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»:

  1. «Школьный урок»;

  2. «Профориентация»;

  3. «Учащийся и его здоровье».


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.


Название темы, раздела.

Авторская программа

Рабочая программа

Жизнедеятельность организмов (13 ч)

13

14

Размножение, рост и развитие организмов (5 ч)

5

6

Регуляция жизнедеятельности организмов (9 ч)

9

10

Резерв времени

8

5

Итого

35

35


Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование.


За счёт резервного времени включены следующие темы обобщающих уроков: «Жизнедеятельность организмов», «Размножение, рост и развитие организмов», «Регуляция жизнедеятельности организмов». Экскурсии заменены на просмотр видеофильмов схожих с тематикой экскурсий.

Используемые технологии обучения, формы уроков и т. п.:

1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

2. Формы урока: беседа, обсуждение, лабораторная работа, смешанный урок, комбинированный урок.

Виды и формы контроля:

Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью устного опроса; самостоятельных, лабораторных, тестовых работ. Используются дидактические карточки, биологические диктанты.

СОДЕРЖАНИЕ


Название курса «Живые организмы». 6 класс.

Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение — целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизменённые побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение

стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножние растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приёмы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зелёных растений.

Многообразие растений

Классификация растений. Водоросли — низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе,

жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.



Календарно-тематический план по биологии 6 класса

уро-ка

в теме

Дата

проведения


Наименование темы урока

по

плану

факти-чески





Жизнедеятельность организмов (14 ч)



Обмен веществ — главный признак жизни.



Почвенное питание растений.

Лаб.опыт «Поглощение воды корнем».



Удобрения.




Фотосинтез.



Питание бактерий и грибов.



Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.



Плотоядные и всеядные животные.



Дыхание растений.

Лаб.опыт «Выделение углекислого газа при дыхании».



Дыхание животных.



Передвижение веществ у растений.

Лаб.опыт «Передвижение веществ по побегу растения».



Передвижение веществ у животных.



Выделение у растений.



Выделение у животных.



Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов».




Размножение, рост и развитие организмов (6 ч)



Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

Лаб.раб. «Вегетативное размножение комнатных растений».



Половое размножение.



Рост и развитие — свойства живых организмов.

Лаб.опыт «Определение возраста деревьев по спилу».



Развитие животных с превращением и без превращения.



Влияние вредных привычек на развитие человека.



Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов».





Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)



Раздражимость — свойство живых организмов.



Гуморальная регуляция.



Нейрогуморальная регуляция. Нервная регуляция.



Нейрогуморальная регуляция у животных.

Лаб.раб. «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов».



Поведение. Врождённое поведение.



Приобретённое поведение.



Движение организмов.



Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.



Организм — единое целое.



Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов».





Резерв времени (5ч)






















Планируемые результаты обучения


Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные

сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,

бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к

членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-

компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

профессиональной ориентации.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,

об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья

людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Лист коррекции рабочей программы


Дата (номер)

Причина коррекции

(замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)



Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!