СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.П.Гео.-5кл.Землевед.22-23.ФГОС.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует «География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким  –М.: Дрофа, 2021.

Просмотр содержимого документа
«Р.П.Гео.-5кл.Землевед.22-23.ФГОС.»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


___________ С.А.Козловский


Протокол № 1

от « » августа 2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________А.Н. Гузеев

Приказ №

от « » августа 2022г.





Рабочая программа учебного предмета

«География»

для 5 класса

основного общего образования

Базовый уровень (очная форма обучения)

на 2022 – 20223 учебный год.







Составитель: Козловский С.А.








г. Рубцовск, 2022г


Пояснительная записка


При составлении рабочей программы по географии для 5 класса опирались на Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования.

Нормативные правовые документы


  1. ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.№1897.

  2. Учебный план на 2022-2023 учебный год КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  3. Годовой календарный график работы КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  4. «География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2018.) соответствует «География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким –М.: Дрофа, 2021.

  5. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Целями изучения дисциплины являются:

• формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

• формирование комплексного мышления и целостного

восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

• знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

• развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины.

При изучении курса решаются следующие задачи:

• формирование географической картины мира и общей культуры;

• формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

• осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

• воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.




Место курса географии в учебном плане школы

В учебном плане школы на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов (1 ч в неделю). Данная рабочая программа рассчитана на это количество часов.


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа


Названия разделов и тем

Авторская программа

Рабочая программа

Раздел I. Как устроен наш мир

9

9

Тема 1. Земля во Вселенной.

5

5

Тема 2. Облик Земли.

4

4

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

8

8

Тема 3. Изображение Земли.

2

2

Тема 4. История открытия и освоения Земли.

6

6

Раздел III. Как устроена наша планета

14

14

Тема 5. Литосфера

5

5

Тема 6. Гидросфера

3

3

Тема 6. Атмосфкра

3

3

Тема 6. Биосфера

2

2

Тема 9. Природа и человек

1

1

Резерв времени

4

2

Контрольные работы

0

2

Итого

35

35



Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование.

Количество учебных часов в рабочей программе полностью соответствует авторской программе. В соответствии с приказом №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» мы не имеем право проводить экскурсии, поэтому они заменены на показ видеоматериала. За счёт резерва времени включены две контрольные работы.


Используемые технологии обучения, формы уроков.

  1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления;

2. Формы уроков: комбинированный, практикум, видеоэкскурсия, открытия нового знания.

Виды и формы контроля:

В процессе изучения курса используются следующие формы текущего контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опросы; самостоятельные, практические, тестовые работы. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, географические диктанты, контрольные работы. Используются дидактические карточки.



Содержание учебного курса


Название курса «ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.5 КЛАСС».

Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир? Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд? Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля— обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему? Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю? Земля— планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?


ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова? Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус? Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности? История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?


ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности? Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока? Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар? В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт? Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.


Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?


ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы? Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?


ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара? Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?


ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?



ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?


Календарно-тематическое планирование по географии 5 класса

(1ч в неделю, всего 35 ч, из них 4ч –резервное время)

урока

в

теме

Дата


Название темы (раздела)

по плану

по факту





Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)





ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

1.1



Представления об устройстве мира.

1.2



Звезды и галактики.

1.3



Солнечная система.

1.4



Луна — спутник Земли.


1.5



Земля — планета Солнечной системы.





Тема 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4ч)

2.1



Облик земного шара.

2.2



Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли.


2.3



Параллели и меридианы. Градусная сеть.


2.4



Практическая работа № 1 «Глобус как источник географической информации».






Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)





Тема 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)

3.1



Способы изображения земной поверхности.

3.2



История географической карты.





Тема 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)

4.1



Географические открытия древности.

4.2



Географические открытия Средневековья.

4.3



Великие географические открытия.

4.4



В поисках Южной Земли.

4.5



Исследования океана и внутренних частей материков.

4.6



Практическая работа № 2 «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».




Контрольная работа по разделам: «Как устроен наш мир», «Развитие географических знаний о земной поверхности».





Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)





Тема 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)

5.1



Внутреннее строение Земли.

5.2



Горные породы и их значение для человека.

5.3



Практическая работа № 3 «Работа с коллекцией горных пород и минералов».

5.4



Рельеф и его значение для человека.

5.5



Основные формы рельефа Земли.





Тема 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)

6.1



Мировой круговорот воды.

6.2



Мировой океан и его части.

6.3



Гидросфера — кровеносная система Земли.





Тема 7. АТМОСФЕРА (3 ч)

7.1



Атмосфера Земли и ее значение для человека.

7.2



Погода.

7.3



Пр. раб. № 4 «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».





Тема 8. БИОСФЕРА (2 ч)

8.1



Биосфера — живая оболочка Земли.

8.2



Практическая работа № 5 «Видеоэкскурсия в природу».





Тема 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

9.1



Воздействие человека на природу Земли.




Контрольная работа по разделу: «Как устроена наша планета».





Резервное время (2ч)











Планируемые результаты обучения

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли;

  • определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • читать план местности и карту;

  • производить простейшую съемку местности;

  • работать с компасом, картой;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • обозначать на контурной карте географические объекты;

  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

  • описывать погоду своей местности;

  • вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.


Метапредметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой и сложный план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

  • оценивать работу одноклассников;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.


Личностные результаты обучения.

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учебе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

  • основами экологической культуры.







Лист коррекции рабочей программы

Дата (номер)

Причина коррекции

(замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)



Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию

















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!