СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.р.№ 1 Устный рассказ по картине Б.Кустодиева "Масленица"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Р.р.№ 1 Устный рассказ по картине Б.Кустодиева "Масленица"»

Учитель: Зайцева М.А.

15

Дата: 27.09.2021

Класс: 5-А

Тема. Р. р. № 1 Устный рассказ по картине Б. Кустодиева « Масленица»

Цели урока: научиться правильно высказывать свои мысли: находить и использовать опорные слова; уметь составлять устный рассказ-описание.

Планируемые результаты:

Личностные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные .Понимать, что язык – универсальное средство общения, составлять письменное связное монологическое высказывание на заданную тему

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: Учебник «Русский язык» под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына; 4-е издание, 2020 год, картина Б.Кустодиева.



Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1РАБОТА ПО КАРТИНЕ

Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)

«Масленица» (1919).

СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.

Б.М. Кустодиев – выдающийся русский живописец. Один из самых привлекательных мастеров той знаменитой эпохи, которая получила в русском искусстве название Серебряного века. Он был театральным художником (декорации к пьесе «Гроза» А. Островского), иллюстратором («Шинель» Н.В. Гоголя), был блестящим портретистом. Обратите внимание на представленный здесь портрет Ф.И. Шаляпина (слайд). Это не традиционный застывший образ. Шаляпин – яркий, талантливый, национальный певец, и его огромная фигура дана художником на фоне лубочного пейзажа, за спиной певца – праздничная ярмарка. Кустодиев как бы говорит: вон ярмарка, а вот великий артист, но он велик только потому, что связан родством душ с теми людьми на ярмарке, велик тем – что он один из них.

Художник изображал жизнь и быт старых русских городов. В начале XX века в больших городах уже нельзя был увидеть ни крестьян в лаптях, ни девушек в цветных сарафанах, ни лихих троек. Даже в провинции стали редкостью народные гуляния во время праздников, с плясками, с театральными представлениями. И вот художник приглашает нас на народный праздник – Масленицу.

2.Беседа с учащимися.

- Ребята, часто ли вы можете понаблюдать за изменениями в природе? Посмотрите в окно. Давно ли стояли 40-градусные морозы, мели метели, а теперь… «Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают о ледышки. Прощай, зима!».

Это отрывок из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». Сегодня на уроке эти отрывки будут нашими помощниками.

- Ребята, какой праздник является праздником встречи весны?

- Масленица.

- Что вы знаете об этом празднике?

Дополнят ваши представления сообщения учащихся и проект «Масленица», подготовленный ребятами.

3.Первичное усвоение новых знаний



1Сообщения о Масленице и защита проекта.

1) Масленица – праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками и песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Справляют Масленицу за 7 недель до Пасхи, и чаще она приходится на конец февраля – начало марта.

2) По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.

Понедельник – «Встреча».

В первый день строились горы изо льда, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Устраивали потехи над ряжеными и скоморохами.

Вторник – «Заигрыш».

В этот день начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

Среда – «Лакомка».

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи».

Четверг – «Разгуляй».

Обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Пятница – «Тещины вечера».

В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «Золовкины посиделки».

В субботу все начинали ходить друг к другу в гости, приподносить подарки. Молодые парни и девушки устраивали веселые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

Воскресенье – «Прощеный день»

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь, просили у всех и вся прощенья. После возвращались к весельям и забавам, а вечером сжигали куклу Масленицы, приговаривая:

Пора Масленице со двора съезжаться!
Все, Масленица, прощай!
На тот год приезжай!

3) Защита проекта «Масленица».

4.Первичное усвоение новых знаний

1.Советы по написанию сочинения

Составление плана. (Если готовый план, то задать вопрос: Что бы вы добавили в план? А что бы исключили из него?)

1. Б.М. Кустодиев – талантливый мастер изображения русских праздников, русского быта и русского характера.

2. Картина «Масленица» - собирательный образ России:

3Панорама заснеженного города

4Народные забавы

5Лихая езда в расписных санях

6Звуки масленицы

7Взаимосвязь природы и народного гулянья.

8. Многовековые традиции России на картинах Кустодиева

2.РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

I

Художник

Мастер, автор, мастер кисти, пейзажист

II

Картина

Полотно, холст, творение, произведение, городской пейзаж

III

Глаголы

Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, выразил, написал, отразил, воспел

IV

Чувства, настроение

Праздничный, нарядный, радостный, жизнерадостный, веселый, ликующий, атмосфера беззаботности

V

Колорит, цвет

Теплые тона, яркие краски, сочные, глубокие тона, насыщенные, сияющий, солнечный, пестрый, алый малиновый, розовый, бордовый, багровый, багряный, вишневый, пурпурный, нежно-голубой, лиловый, бирюзовый, лазурный, бледный, сиреневый, фиолетовый, лилово-голубой, розовато-сиреневый, желтый, лимонный, золотистый, янтарный, палевый (paille – франц. « солома»).

VI

Люди

Веселые, нарядные, улыбающиеся, румяные, довольные, сияющие, смеющиеся, раскрасневшиеся, дородные, круглощекие, в пышных мехах, закутаны в теплые шубы.

VII

Снег



Зеленый, изумрудный, лазурный, жемчужный, перламутровый, серебристый, розовый, серебристо-белый.

VIII

Небо


IX

Березы

Прозрачное, чистое, высокое, ясное, голубое.

X

Слова со значением места

Прямо перед нами, на первом плане, слева/справа от…, в углу, рядом, возле, поблизости, вблизи, невдалеке, вдали, вдалеке, виднеется в глубине, над, напротив, кругом, вверху.

5.Первичная проверка понимания

Физкультминутка

1.Написание сочинения.

6.Первичное закрепление

7.Первичное закрепление

«Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

«Я любуюсь – любуюсь масленицей, боюсь дотронуться, - так хороша она. Чудится что-то в этом, но – что? Не могу сказать?»

Я думаю, что вы сумеете передать ваши впечатления и чувства в домашнем сочинении (запись домашнего задания).

8.Оценивание.

9.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Представить себя одним из героев и написать рассказ от лица этого персонажа.



8.Рефлексия(подведение итогов )

Продолжите предложения:

Мне показалось интересным ….

Меня удивило ….

Мне бы хотелось ….










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!