СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р/р Сочинение «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина и К.Ф. Юона)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями данного урока являются: 1) организовать наблюдение за использованием причастных и деепричастных оборотов в искусствоведческом тексте и тренировать учащихся в использовании изобразительно-выразительных возможностей причастий и деепричастий в собственной речи;  2) формировать умение создавать сочинение-описание на основе сопоставления произведений пейзажной живописи; 3) воспитывать интерес к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Р/р Сочинение «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина и К.Ф. Юона)»

Русский язык 7 класс

Тема: Р/р Сочинение «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина и К.Ф. Юона)

Цели: 1) организовать наблюдение за использованием причастных и деепричастных оборотов в искусствоведческом тексте и тренировать учащихся в использовании изобразительно-выразительных возможностей причастий и деепричастий в собственной речи; 2) формировать умение создавать сочинение-описание на основе сопоставления произведений пейзажной живописи; 3) воспитывать интерес к уроку.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Проверка д/з

  3. - Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картинам двух великих художников. А каких, мы сейчас узнаем (учащиеся читают сообщения).

  4. Стихотворные строчки Ф.И.Тютчева:


И стоит он, околдован,-


Не мертвец и не живой –


Сном волшебным очарован,


Весь окутан, весь окован


Легкой цепью пуховой….

- Вы прослушали чтение поэтических строк Ф. И. Тютчева, подходят ли эти строки для описания картины И.И. Шишкина «Зима»? (учащиеся отмечают, что произведение пейзажной лирики и произведение живописи объединяет тема зимнего оцепенения природы.)

  1. Беседа по восприятию полотен:

• Какой пейзаж предстаёт перед зрителем на картине И. И. Шишкина «Зима»? (На картине изображён зимний лес. Могучие сосны, покрытые снегом, застыли в зимнем оцепенении. Вдали возвышаются белоснежные ели.)

• Какое время суток изображено на картине? (Художник изобразил холодный зимний день: лес наполнен светом солнца, пробивающегося сквозь кроны сосен. Небо вдали чуть розовеет, световая полоса словно разделяет картину на две части.)

• Опишите первый план картины. (На первом плане изображены только нижние части стволов вековых сосен, у их подножия лежат поваленные стволы, занесённые снегом, вырисовываются заснеженные силуэты молодых ёлочек.)

• Как художнику удалось передать зимнее оцепенение природы? (Ощущение неподвижности разлито в пейзаже. Стволы сосен кажутся скованными морозом. Словно в оцепенении замерли под снежным гнётом ёлочки. Неподвижен воздух, и тёмный силуэт одинокой птицы не оживляет картину зимнего оцепенения. Сосновый лес предстаёт погрузившимся в долгий зимний сон.)

Предложим ученикам сравнить картину И.И. Шишкина «Зима» с картиной К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» и поможем им в этой работе.

• Что изображено на картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»? Опишите общий план картины. (На картине изображён ясный солнечный зимний, сияющие белизной заснеженные холмы и равнины, покрытые пушистым снегом деревья, домики с засыпанными снегом треугольными крышами. Художник изобразил также спешащих куда-то оживлённо беседующих ребят, а вдали – мальчишек, увлечённых зимними забавами.)

• Сопоставьте картины И.И. Шишкина и К.Ф. Юона по общему настроению. Какой предстаёт зимняя природа на картинах? (И.И. Шишкин изобразил природу в зимнем оцепенении, она словно скована тяжёлым белоснежным покровом, погружена в долгий зимний сон. На полотне К.Ф. Юона царит радостное оживление. Яркий свет заливает картину, воздух прозрачен и чист, и только лёгкая морозная дымка окутывает небо. Снег кажется лёгким и пушистым, он не отягощает, а украшает ветви деревьев сияющим кружевом.)

  1. Орфографический и пунктуационный анализ текста (упр.127)

Попросим учащихся сопровождать запись предложений текста подробными объяснениями выбора написания и постановки знаков препинания. После того как будут выполнены задания 2, 3 упражнения, предложим ребятам выразительно прочитать восстановленный текст и отметить те высказывания автора искусствоведческого текста, в которых нашли отклик их собственные мысли.

  1. Работа в малых группах: составление плана сочинения «Гимн зимней природе» (по картине И.И. Шишкина «Зима» и картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво») -

Примерный план может быть следующим.

I. И.И. Шишкин и К.Ф. Юон – замечательные русские художники-пейзажисты.

II. Зимний пейзаж в изображении И.И. Шишкина и К.Ф. Юона.

1. Описание картины И.И. Шишкина «Зима»

2. Описание картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

3. Сходства и различия в изображении русской зимы на картинах И.И. Шишкина и К.Ф. Юона.

III. Картины И.И. Шишкина и К.Ф. Юона – гимн русской зиме.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: написать сочинение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!