Роберт Льюис
Стивенсон
1850 - 1894
Баллада
«Вересковый мед»
Большую часть Шотландии занимают озера. По берегам озер вздымаются горы. Их нижние склоны покрыты лесами.
Леса выше сменяются лугами, поросшими вереском
По горным долинам стекают реки, образуя водопады
Основное растение Шотландии – вереск
Вереска там очень много – целые заросли
Национальный
костюм – килт –
юбка с крупными
складками в
клеточку.
Знакомство с писателем
В удивительной стране Шотландии родился писатель, с которым нам предстоит познакомиться.
Имя этого писателя – Роберт Льюис Стивенсон. Он прожил недолгую жизнь (1850-1894), но жизнь эта овеяна легендами
Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в столице Шотландии – Эдинбурге.
Он был настоящим шотландцем. Ему были присущи такие черты характера как мужество, сила воли, романтичность, чувство собственного достоинства
С детских лет его притягивало все, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, слушал истории о кораблекрушениях. А потом море вошло в произведения Стивенсона.
Баллада «Вересковый мёд»
Стивенсона всегда интересовал фольклор. Он обрабатывал народные легенды, поверья. Одно из таких произведений - баллада
БАЛЛАДА –
РАССКАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ
(СТИХОТВОРНОЙ) ФОРМЕ
волшебные
Сюжет –
устное народное творчество
(фольклор)
исторические
героические
Кладутся на музыку
любовные
комические
В основу баллады положена легенда о пиктах. Из верескового мёда пикты делали напиток, который делал людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.
Анализ произведения
- Какими были пикты, как они выглядели? Попробуйте описать их.
Чтение 1 части
Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще меда, Пьянее, чем вино. В котлах его варили И пили всей семьей Малютки-медовары В пещерах под землей.
Пришел король шотландский, Безжалостный к врагам, Погнал он бедных пиктов К скалистым берегам. На вересковом поле, На поле боевом Лежал живой на мертвом И мертвый - на живом.
- Что произошло давным-давно в стране пиктов?
- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля ?
БЕЗЖАЛОСТНЫЙ
- Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»?
Почти всех убили, истребили.
- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?
Сочувствует, так как называет «бедными» .
Чтение 2 части
Лето в стране настало, Вереск опять цветет, Но некому готовить Вересковый мед. В своих могилках тесных, В горах родной земли Малютки-медовары Приют себе нашли. Король по склону едет Над морем на коне, А рядом реют чайки С дорогой наравне. Король глядит угрюмо: "Опять в краю моем Цветет медвяный вереск, А меда мы не пьем!"
К берегу моря крутому Их привели на допрос, Но ни один из пленных Слова не произнес. Сидел король шотландский, Не шевелясь, в седле. А маленькие люди Стояли на земле.
Гневно король промолвил: - Пытка обоих ждет, Если не скажете, черти, Как вы готовили мед!
Но вот его вассалы Приметили двоих Последних медоваров, Оставшихся в живых. Вышли они из-под камня, Щурясь на белый свет, - Старый горбатый карлик И мальчик пятнадцати лет.
- Что произойдёт впоследствии? Почему вы так считаете?
Чтение 3 части
Сын и отец молчали, Стоя у края скалы. Вереск звенел над ними, В море - катились валы. И вдруг голосок раздался: - Слушай, шотландский король, Поговорить с тобою С глазу на глаз позволь!
- Кто сейчас будет разговаривать «с глазу на глаз» с шотландским королём? О чем пойдет речь?
Чтение 4 части
Старость боится смерти. Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну! - Карлик сказал королю.
Голос его воробьиный Резко и четко звучал: - Тайну давно бы я выдал, Если бы сын не мешал! Мальчику жизни не жалко, Гибель ему нипочем. Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем. Пускай его крепко свяжут И бросят в пучину вод, А я научу шотландцев Готовить старинный мед!
- Расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта? Объясните, почему он просит короля убить сына?
Чтение 5 части
Сильный шотландский воин Мальчика крепко связал И бросил в открытое море С прибрежных отвесных скал. Волны над ним сомкнулись. Замер последний крик... И эхом ему ответил С обрыва отец-старик.
- Правду сказал я, шотландцы, От сына я ждал беды. Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед!
Словарная работа
Пикты — народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.
- Что вы можете сказать о них после прочтения произведения?
Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые, а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах.
Вельможа – здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель
Пучина - водоворот
Вереск — это вечнозеленый низенький куст с мелкими листочками и розовыми цветами.
- Чем же является вереск для пиктов?
Вереск для пиктов – это жизнь.
- Как защищали пикты свою землю? (текст)
На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.
Стивенсон не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным.
- Кто является главным героем баллады?
Старик пикт
- Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его.
- Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его.
- Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его.
- Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его.
«старый горбатый карлик»
- Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка?
- Ваше отношение к такому поступку?
- Обозначьте: он положительный или отрицательный персонаж?
Выразительное чтение
- Правду сказал я, шотландцы, От сына я ждал беды. Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед!
- С каким чувством старик произносит эти слова?
С гордостью, с достоинством.
- Во имя чего совершает старик подвиг?
- Особенности балладного жанра в этом произведении?
Исторический сюжет , трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге , эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка .
- Определите тему и основную мысль произведения.
Тема - смерть последних людей из маленького народа медоваров
Основная мысль - борьба за независимость и свободу против завоевателей
Композиция
Экспозиция
рассказ о маленьком народе, о мёде, который они «варили и выпивали и…судьбе радовались своей»
Завязка
Король истребил всех пиктов
Развитие действия
Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара.
Кульминация
Смерть пикта, который ничего не сказал королю
- Какая часть композиции отсутствует? Почему автор исключил её?
В конце произведения все маленькие пикты умирают
- Но можно ли это считать поражением?
Нет, ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе. В этом главный смысл произведения.
- Чем пикты смогли победить короля?
Пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию, даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.