СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раб. программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раб. программа по географии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлёвская средняя общеобразовательная школа №2

Вяземского района Смоленской области






Согласовано Принято Утверждено

на заседании ШМО на педагогическом совете приказом директора МБОУ

учителей общественно- МБОУ Семлёвской СОШ №2 Семлёвской СОШ № 2 научного цикла протокол № 8 от 30 августа 2019г.

протокол № 1 от 30 августа 2019г. № 127 – 01/08

от 29 августа 2019г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

9 класс

2019/2020 учебный год






Учителя первой категории

Ипполитовой Елены Владимировны










Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту

общего образования (Пр. № 1897 от 17. 12. 2010)


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;

  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

  • На основе образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ Семлёвской СОШ № 2. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа:

Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года изучения.

Курс «Население и хозяйство России» является составной частью двухгодичного курса «География России», который занимает центральное место в географическом образовании в школе. Он опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах, и развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, курс влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

  • сформировать целостный географический образ своей Родины;

  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

  • сформировать необходимые географические умения и навыки;

  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Содержание данного курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно программе Домогацких Е.М. в 8 классе изучается природа России, а в 9 классе – население и хозяйство, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Изучение отдельных отраслей физической географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на Земле.

В курсе ««Население и хозяйство России» 9 класс изучается и население и хозяйство Смоленской области. На Смоленскую область отведено 8 самостоятельных уроков. Тематика уроков  взята из содержания  «География Смоленской области»: Учебное пособие для общеобразовательной школы. Катровский А.П.

Результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» 9 класса являются следующие умения:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Место учебного предмета в школьном плане

В учебном плане МБОУ Семлёвской СОШ № 2 на изучение учебного предмета «география» в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)


Содержание программы

Часть I. Население и хозяйство России (57 часов)

Введение (1 час)

Содержание темы:

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Учебные понятия:

Социально-экономическая география, хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс.

Основные образовательные идеи:

  • Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации населения и хозяйства.

  • В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться человеком.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику предмета изучения экономической и социальной географии;

  • отличия природного и хозяйственного комплексов.

Умение определять:

  • отличия природного и хозяйственного комплексов.

Тема 1. Россия на карте (5 часов)

Содержание темы:

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Учебные понятия:

Социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация.

Основные образовательные идеи:

  • Формирование территории России – от Московского княжества и Российской империи через СССР к современной России.

  • Россия – самая большая по площади территории страна с самым большим количеством сухопутных соседей.

  • Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику поэтапного формирования территории России;

  • особенности проведения государственной границы;

  • достоинства и недостатки географического положения России;

  • структуру административно-территориального устройства;

  • принципы экономико-географического районирования;

  • особенности отраслевого состава народного хозяйства.

Умение определять:

  • особенности географического положения России;

  • особенности границ России;

  • специфические черты видов субъектов Федерации;

  • виды субъектов Федерации;

  • отличительные черты видов отраслей хозяйства;

  • положение экономических регионов, районов, зон России.

Практические работы:

  1. Составление описания экономико-географического положения, политико-географического положения России по типовому плану.

  2. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

  3. Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.

Тема 2. Природа и человек (4 часов)

Содержание темы:

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Учебные понятия:

Природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Основные образовательные идеи:

  • Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.

  • Необходимость Рациональное природопользование — объективная необходимость.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности природных условий и ресурсов;

  • понятие «адаптация»;

  • связь между различными видами адаптации;

  • влияние природных условий на хозяйственную деятельности человека;

  • специфику использования и размещения природных ресурсов России;

  • принципы взаимодействия природы и человека;

  • суть экологических проблем;

  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Практические работы:

  1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

  2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.

Тема 3. Население России (8 часов)

Содержание темы:

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Учебные понятия:

Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.

Основные образовательные идеи:

  • Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.

  • Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.

  • Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.

  • Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.

  • Неравномерность размещения населения по территории России — следствие разнообразия природных условий.

  • Урбанизация — процесс развития городов.

Метапредметные умения:

  • выделение существенных признаков новых понятий;

  • работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;

  • поиск дополнительные источники информации.

  • формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности динамики численности и воспроизводства населения;

  • направления и типы миграции;

  • особенности состава населения;

  • специфику распространения религий;

  • размещение населения;

  • особенности городского и сельского населения;

  • специфические черты рынка труда.

Умение определять:

  • параметры воспроизводства населения;

  • параметры миграционных процессов;

  • регионы с различными показателями миграции;

  • параметры, характеризующие состав населения;

  • регионы с преобладанием отдельных языков, религий;

  • параметры, характеризующие размещение населения;

  • районы концентрации сельского и городского населения;

  • размещение крупных городов;

  • перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов.

Практические работы:

  1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

  2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

  3. Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России.

Тема 4. Отрасли хозяйства России (18 часов)

Содержание темы:

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Учебные понятия:

Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Основные образовательные идеи:

  • Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.

Метапредметные умения:

  • установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального);

  • анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

  • выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства;

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности структуры хозяйства;

  • особенности отраслей хозяйства;

  • видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;

  • взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;

  • географию отраслей хозяйства;

  • роль отраслей хозяйства в жизни государства.

Умение определять:

  • параметры структуры хозяйства;

  • факторы размещения хозяйства;

  • районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;

  • показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;

  • основные направления движения сырья и готовой продукции.

Практические работы:

  1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.

  2. Описание отрасли по типовому плану.

  3. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

  4. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.

  5. Описание транспортного узла.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (20 час)

Содержание темы:

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия:

Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Основные образовательные идеи:

  • Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона — результат сочетания длительного исторического развития и природных условий и ресурсов.

  • Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности природы, населения и хозяйства регионов России;

  • особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;

  • особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Умение определять:

  • регион России по краткому описанию;

  • специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России;

  • особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Практические работы:

  1. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района.

  2. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района.

  3. Описание экономико-географического положения района.

  4. Составление комплексного описания района по типовому плану (Западная Сибирь).

  5. Сравнительная характеристика географического положения районов.

  6. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района.

Заключение (1 час)

Содержание темы:

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Основные образовательные идеи:

  • В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в системе мирового хозяйства, причем, эта роль менялась.

  • После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой продукции.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

  • особенности России на современном этапе социально-экономического развития.

Умение определять:

  • место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

  • перспективы социально-экономического развития России.

Практические работы:

  1. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

Часть II Население и хозяйство Смоленской области (11 часов)

Раздел I Хозяйственный комплекс Смоленской области (5 часов)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства (1 час).

Современные проблемы развития хозяйства. Отрасли специализации. История развития промышленности и сельского хозяйства.

Тема 2. Промышленность, ее отраслевая структура (1 час).

ТЭК. Состав, динамика развития. Электроэнергетика. Машиностроительный комплекс, его состав, структура, динамика развития. География отраслей.

- Химическая промышленность. Крупнейшие центры. Экологические проблемы.

- Лесная промышленность. Сырьевая база. География отрасли.

- Легкая промышленность и ее место в потребительском комплексе России. Крупнейшие центры. Местная промышленность.

Тема 3. Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной

продукции (1 час)

Влияние природных условий на особенности развития. Земельный фонд области. Организационная структура с.х. Растениеводство. Отрасли специализации, перспективы раз вития. Животноводство, отрасли специализации. Скотоводство, география отрасли. Птицеводство. Сельскохозяйственное районирование. Переработка сельскохозяйственного сырья.

Тема 4. Строительный комплекс отрасли (1час).

Проблемы строительного комплекса. Структура отрасли. Промышленность строительных материалов, основные центры.

Тема 5. Транспорт. Внешние экономические связи (1 час).

История развития транспортного комплекса. Железнодорожный транспорт. Современная железнодорожная сеть. Автомобильный транспорт. Основные магистрали. Иные виды транспорта. Внешние экономические связи. Главные экономические партнеры. Экспорт и импорт.

Метапредметные умения:

  • установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального);

  • анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

  • выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства;

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности структуры хозяйства;

  • особенности отраслей хозяйства;

  • видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;

  • взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;

  • географию отраслей хозяйства;

  • роль отраслей хозяйства в жизни области.

Умение определять:

  • параметры структуры хозяйства;

  • факторы размещения хозяйства;

  • районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;

  • показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;

  • основные направления движения сырья и готовой продукции.

Практические работы.

Выделить все виды хозяйства

Выделить все виды промышленности

Раздел II Социально-экономические районы и города Смоленской области (6 ч.)

Тема 1. Территориальная организация области (1 час).

Освоенность территории. Опорный каркас территории. Экономико-географическое районирование.

Тема 2. Центральный район (1 часа).

Состав района, площадь, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Смоленск и его окрестности. Изменение ЭГП города. Специализация промышленности. Население. Культурные функции. Транспорт. Центральный подрайон. История развития. Города и посёлки городского типа (Ярцево, Духовщина, Красный, Монастырщина и т.д.).

Тема 3. Северо-западный район (1 часа).

Состав и площадь района, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Экономико-географическая характеристика. История развития хозяйства. Население. Отрасли специализации промышленности. Города: Велиж, Демидов, Рудня.

Тема 4. Сафоновско - Дорогобужский район (1 часа).

Состав и площадь района, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Экономико-географическая характеристика. История развития хозяйства. Население. Отрасли специализации промышленности. Города: Сафоново, Ельня, Дорогобуж; пгт Верхнеднепровский.

Тема 5. Восточный район (1 часа).

Состав и площадь района, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Экономико-географическая характеристика. История развития хозяйства. Население. Отрасли специализации промышленности. Города: Вязьма, Гагарин, Сычевка.

Тема 6. Южный район (1 часа).

Состав и площадь района, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Экономико-географическая характеристика. История развития хозяйства. Население. Отрасли специализации промышленности. Города: Рославль, Десногорск, Починок.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности природы, населения и хозяйства регионов Смоленской области;

  • особенности структуры хозяйства и специализации территорий Смоленской области;

  • особенности социально-экономической ситуации регионов Смоленской области.

Умение определять:

  • регион Смоленской области по краткому описанию;

  • специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории Смоленской области;

  • особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов Смоленской области.

  • Практические работы.

  • На к/к выделить все экономические районы.

  • Работа по картам атласа.

  • Сравнительная характеристика двух районов









































Календарно - тематическое планирование

по географии 9 класс (2 часа в неделю , всего 68 часов)

Учебник: Е.М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н.Н. Клюев «География. 9 класс»: - М: издательство: «Русское слово», 2014 г. и учебник: Катровский А.П. «География Смоленской области 8-9». Издательство: Смоленск, 2013 г. и посл. издания


урока




Содержание материала




Кол-во часов




Дата

По

плану

По факту

Часть I. Население и хозяйство России 57

Введение 1

1

Экономическая и социальная география России.

1



Тема 1. Россия на карте 5


2

Экономико- и политико- географическое положение России. П/р №1 «Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану»


1



3

Формирование территории России. П/р №2 «Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов»


1



4

Административно-территориальное устройство России. П/р №3 «Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России»


1



5

Экономическое районирование территории России.

1



6

Входная контрольная работа (тест)

1



Тема 2. Природа и человек 4




7

Природные условия России

1



8

Природные ресурсы страны. П/р №4 «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.)





















Проблемы и перспективы использования ресурсов

1



9

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

1



10

Обобщение и контроль знаний по теме «Россия на карте мира»

1



Тема 3. Население России 8

11

Численность населения России. П/р №5 «Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости»

1



12

Размещение населения России

1



13

Миграция населения

1



14

Сельская форма расселения.

1



15

Городская форма расселения. П/р №6 «Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России»


1



16

Этнический и религиозный состав населения. П/р №7 «Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России»




1



17

Трудовые ресурсы и рынок труда

1



18

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

1



Тема 4. Отрасли хозяйства России 18


19

Национальная экономика. П/р №8 «Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России»


1



20

Факторы размещения производства

1



21

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность

1



22

ТЭК. Угольная промышленность. П/р №9 « Описание отрасли по типовому плану»


1







23

ТЭК. Электроэнергетика.


1








24

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия.







Черная металлургия

1



25

Металлургический комплекс. Цветная металлургия.






1



26

Машиностроительный комплекс


1



27

Машиностроительный комплекс.

П\р.№10 «Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности»




28

Химическая промышленность

1



29

Лесная промышленность.

1



30

АПК. Растениеводство

1



31

АПК. Животноводство

1



32

Зональная специализация сельского хозяйства П\р.№11 «Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства»


1



33

Пищевая и легкая промышленность

1



34

Транспортный комплекс. П\р.№12 «Описание транспортного узла»


1



35

Нематериальная сфера хозяйства

1



36

Обобщение о контроль знаний по теме

«Отрасли хозяйства России»

1



Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика

России 20


37

Европейский Север. Общие сведения


1



38

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство. П\р.№13 «Общие сведения. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района»

1



39

Европейский Северо-Запад. Общие сведения.

1



40

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1



41

Центральная Россия. Общие сведения.

1



42

Центральная Россия. Население, природные ресурсы.

1



43

Центральная Россия. Хозяйство. П\р.№14 «Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района»


1



44

Европейский Юг. Общие сведения.

1



45

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1



46

Поволжье. Общие сведения.

1



47

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. П\р.№15 «Описание экономико-географического положения района»


1



48

Урал. Общие сведения.

1



49

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1



50

Западная Сибирь. Общие сведения.

1



51

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. П\р.№16 «Составление комплексного описания района по типовому плану»


1



52

Восточная Сибирь. Общие сведения.

1



53

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. П\р.№17 «Сравнительная характеристика географического положения районов»

1



54

Дальний Восток. Общие сведения.

1



55

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство. П\р.№18 «Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района»


1



56

Обобщение по теме «Природно-хозяйственная характеристика России»

России

1



Тема 6. Заключение 1

57

Место России в мировой экономике. П\р.№19 «Определение по статистическим показателям место и роль России в мире»

1



Часть II Население и хозяйство Смоленской области 11

Раздел I Хозяйственный комплекс Смоленской области 5

58

Общая характеристика хозяйства

1



59

Промышленность, ее отраслевая структура

1



60

Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции

1



61

Строительный комплекс отросли

1



62

Транспорт. Внешние экономические связи

1



Социально - экономические районы и города области 6

63

Территориальная организация области П/р

№ 20 «На к/к выделить все экономические районы области»

1



64

Центральный район П/р № 21 «Работа по картам атласа (по плану)»


1



65

Северо - Западный район

1



66

Сафоновско - Дорогобужский район, Восточный район П/р № 22 «Сравнительная характеристика двух районов»

1



67

Южный район П/р № 23 «Работа по картам атласа».

1



68

Промежуточная аттестация (тест)

1










































Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  • географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

  • причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

  • факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

  • основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

  • крупнейшие городские агломерации нашей страны;

  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

  • географию народов, населяющих нашу страну.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; демографические показатели, предусмотренные программой; факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • выдвигать на основе статистических данных гипотезы динамики численности населения России;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации географических явлений и процессов на территории России; критерии для сравнения, сопоставления, места России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

  • выявлять противоречивую информацию при работе с несколькими источниками географической информации; тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • делать прогнозы изменения географических систем и комплексов;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о демографических показателях, характеризующих население России, для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; знания о факторах и особенностях размещения предприятий отраслей хозяйства России для решения практико-ориентированных задач;

  • моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • обосновывать гипотезы о динамике численности населения России и других демографических показателях; гипотезы от изменении структуры хозяйства страны; пути социально-экономического развития России;

  • объяснять особенности компонентов природы России и её отдельных частей; особенности населения России и её отдельных регионов; особенности структуры хозяйства России и её отдельных регионов; роль России в решении глобальных проблем человечества;

  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность человека; возможные изменения географического положения России; особенности взаимодействия природы и общества в пределах регионов России; природные условия и ресурсообеспеченость страны в целом и отдельных территорий в частности; возможные последствия изменений природы отдельных территорий страны; изменение ситуации на рынке труда; районы России по природным, социально-экономическим, экологическим показателям; социально-экономическое положение страны в целом и отдельных её регионов; место и роль России в мире по социально-экономическим показателям; социально-экономические перспективы развития России;

  • представлять в различных формах географическую информацию;

  • проводить по разным источникам информации социально-экономические и физико-географические исследования, связанные с изучением России и её регионов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и отдельных её регионов; демографические процессы и явления населения России и её отдельных регионов; показатели, характеризующие структуру хозяйства;

  • сравнивать качественные и количественные показател, характеризующие географические объекты, процессы и явления; особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; социально-экономические показатели России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания; текстовые и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства России и её регионов;

  • сопровождать выступление об особенностях природы, населения и хозяйства России презентацией;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений; комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!