государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Красносулинская специальная школа-интернат № 1».
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов «___» ________________2021 Протокол №____________ __________________________ | | Утверждена педсоветом школы- интерната № 1 «___» _______________2021 Протокол № _______ Заместитель директора по УР Ветохина И.В. ________________ | | Утверждена директор школы- интерната № 1 «___» _______________2021 Приказ № __________ Маликова Н.А. _____________ |
Рабочая адаптированная образовательная программа
внеурочной деятельности социального направления
«Двигательные действия»
класса «Особый ребёнок» 2 год обучения
на 2021-2022 учебный год
Учитель: Нарижняк О.В.
Пояснительная записка
Цель: - работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков
Основные задачи:
- мотивация двигательной активности,
- поддержка и развитие имеющихся движений,
- расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
- освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.
Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Нормативная база:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г., с изменениями на 20 ноября 2020 года.
3. Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2019 года № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 4 февраля 2020г., регистрационный № 57418) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
5. Учебный план образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год, принятый педагогическим советом.
Место учебного предмета в базисном учебном плане: - 2 ч в неделю- ___ ч в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы:
Предметные результаты:
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
- умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
- развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества
- получение удовольствия от занятий физкультурой, радость от достигнутых результатов
- умение радоваться достижениям (выше прыгнула, быстрее пробежала и т.д.) в процессе выполнения физических упражнений
- интерес к определённым видам физкультурно-спортивной деятельности
- проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели
- развитие личной ответственности за свои поступки
Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Двигательные действия»
№ | Тема урока: | Количество часов: | Дата | Планируемые результаты | Мониторинг |
предметные: | личностные: |
| 1 четверть: | | | | | |
1 | Удержание головы в положении сидя. | | | - освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | - индивидуальная работа |
2 | Выполнение движений головой: наклоны, повороты, «круговые» движения. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
3 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
4 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
5 | Выполнение движений плечами Повторение | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
| 2 четверть: | | | | | |
1 | Опора на предплечья, на кисти рук. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
2 | Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
3 | Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
4 | Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
5 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
| 3 четверть: | | | | | |
1 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
2 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
3 | Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
4 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
5 | Выполнение движений головой: наклоны, повороты, «круговые» движения. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
| 4 четверть: | | | | | |
1 | Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
2 | Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
3 | Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине». | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
4 | Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей | - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества | - индивидуальная работа |
5 | Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |
6 | Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры). | | | - освоение двигательных навыков, последовательности движений | - проявлять дисциплинированность, упорство в достижении цели | - индивидуальная работа |