СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая адаптированная программа по чтению и развитию речи 1-4 классы(Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой; – Москва, «Просвещение», 2013 г., 192с.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая адаптированная программа по чтению и развитию речи 1-4 классы(Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой; – Москва, «Просвещение», 2013 г., 192с.).»


Приложение к АООП НОО











Рабочая программа

по учебному курсу

«Чтение и развитие речи»

1-4 классы














Составитель:

Труш Т.А.,

учитель




Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» разработана на основе авторской программы «Чтение и развитие речи» В.В. Воронкова (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой; – Москва, «Просвещение», 2013 г., 192с.).

Цель: овладение первоначальными навыками чтения и письма, что требует, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания;

овладение звуко – буквенным анализом слов; формирование фонематически правильного письма и письма по правилу.

развитие коммуникативных умений и навыков, речевой и мыслительной деятельности, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Задачи:

  • подготовить учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки;

  • выработать элементарные навыки грамотного письма;

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

  • восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • воспитывать интерес к изучению родного языка;

  • формировать нравственные качества.


Изменения, внесённые в авторскую учебную программу

Согласно положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся запланированы следующие формы контроля:

Классы

Формы контроля

Количество

1

Послоговое чтение слов, состоящих из 2, 3 слогов

2

2

Проверка техники чтения

2

3-4

Проверка техники чтения

4

Учащиеся, индивидуально обучающиеся на дому:


Классы

Формы контроля

Количество

1

Послоговое чтение слов, состоящих из 2, 3 слогов

2

2

Проверка техники чтения

2

3-4

Проверка техники чтения

4

Название учебно-методического комплекта

1 класс

-Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений/Москва.: «Просвещение», 2014 г.

2 класс

- Ильина С.Ю. Чтение: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида / Авт.-сост. С.Ю. Ильина. - 7-е изд. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2011 г.

3 класс

- Ильина С.Ю., Матвеева-Лунева Л.В. «Чтение» учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Санкт-Петербург, «Просвещение» 2013 г.

  1. класс

- Смирнова З.Н., Гусева Г.М., учебник «Чтение» 4класс, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва. «Просвещение», 2014 г.


Количество учебных часов

Место учебного предмета «Чтение и развитие речи» в учебном плане – образовательная область «Филология». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ

№ 23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение предмета «Чтение и развитие речи» отводится:


Класс

Количество часов в год (в неделю)

1

165 часов (5 часов в неделю)

2

170 часов (5 часов в неделю)

3

170 часов (5 часов в неделю)

4

136 часов (4 часа в неделю)


Согласно учебному плану индивидуального обучения на дому учащихся 2-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная школа №23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», количество изучаемых часов чтения и развития речи определяется следующим образом:


п/п

Класс

Очная

форма

Само

образование

Всего

Всего в год






Очная

Самообразование

Всего

1.

1

1

4

5

33

103

165

2.

2

2

3

5

34

136

170

3.

3

1

4

5

34

136

170

4.

4

1

3

4

34

102

136

Согласно положению об организации обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, по адаптированным образовательным программам начального общего и основного общего образования в ОГКУЗ «Старооскольская туберкулезная больница» и оформления отношений с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) при осуществлении обучения, согласно учебному плану для учащихся, нуждающихся в длительном лечении по адаптированным образовательным программам, рассмотренным на педагогическом совете школы, утвержденным приказом директора МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ», количество изучаемых часов по учебному предмету «Чтение и развитие речи» определяется следующим образом:


п/п

Класс

Очная

форма

Само-

образование

Всего

Всего в год






Очная форма

Самообразование

Всего

1.

1

3

2

5

99

66

165

2.

2

2

3

5

68

102

170

3.

3

2

3

5

68

12

170

4.

4

2

2

4

68

68

136


Формы организации учебной деятельности

Основная форма работы – урок. На уроках используются коллективные, групповые, индивидуальные, самостоятельные формы работы. Особое внимание направлено на формирование умения слушать и понимать учителя, повторять рассуждения учителя, выполнять тренировочные упражнения. На протяжении всего обучения широкое применение находят дидактические игры и упражнения на развитие слухового внимания, коррекции речи. Основным методом обучения является чтение по следам анализа. Широко применяются упражнения для развития речевой артикуляции. Всё это позволяет разнообразить материал, сделать обучение интересным, придать ему занимательную форму.














Требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении;

  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

  • плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

  • слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

2 класс

Учащиеся должны уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

3 класс

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного;

  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 5—8 стихотворений.

4 класс

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного;

  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 8-10 стихотворений.














































Тематическое планирование

1 класс

Количество учебных недель — 33

Количество часов в неделю по учебному плану — 5

Количество часов в год — 165

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Добукварный период

17

2

Букварный период

148

Всего

165

2 класс

Количество учебных недель — 34

Количество часов в неделю по учебному плану — 5

Количество часов в год — 170

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Зазвенел звонок — начался урок

18

2

Осенние страницы

16

3

Сказка за сказкой

9

4

Мир животных

19

5

Птицы — наши друзья

8

6

Зимние страницы

17

7

Все мы сделаем сами и своими руками

19

8

Буду делать хорошо и не буду плохо

11

9

Ежели вы вежливы...

7

10

Весенние страницы

20

11

Посмеемся, улыбнемся

14

12

Летние страницы

8

13

Как хорошо уметь читать!

4

Всего

170

3 класс

Количество учебных недель — 34

Количество часов в неделю по учебному плану — 5

Количество часов в год — 170

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

О школе и школьниках

11

2

Листьям — время падать

12

3

Верные помошники

17

4

Крылатые друзья

22

5

Здравствуй, Зимушка — зима!

17

6

Сказочные истории

12

7

Трудолюбие — это клад

18

8

Настали дни весенние!

19

9

Вот такие истории

21

10

Летняя пора

21

Всего

170


4 класс

Количество учебных недель — 34

Количество часов в неделю по учебному плану — 4

Количество часов в год — 136


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Листья пожелтелые по ветру летят

16

2

Раз, два — начинается игра!

12

3

Будем делать хорошо и не будем - плохо

23

4

Зимние узоры

20

5

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

23

6

В окно повеяло весною...

16

7

На пользу и славу Отечества

14

8

Видно, люди не напрасно называют лето красным

12

Всего

136


Всего 1-4 классы 641 час










Содержание программы учебного курса


1 класс

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период

Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученик», «Окружающий меня мир».

Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

Развитие устной речи учащихся.

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Деление простого предложения (из двух-трёх слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у - хо, ру- ка, го–ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков, различение их в словах.

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся (зрительный диктант).

Специальная подготовка к обучению письму.

Букварный период.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум). Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р, к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т, е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Чтение предложений из двух-трёх слов.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких. Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Букварный период

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап . Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

         Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

         Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

         Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

        Чтение предложений из двух-трех слов.

         Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

         Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

         Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

         Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

         Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

         Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

         Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

         Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

         Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

         Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

         Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

         Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

         Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

         Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.


Устная речь

         Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

         Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

·         Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).

         Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.


Повторение пройденного за год (5 часов)


2 класс

Техника чтения

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительным ь и ъ знаками.

Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.


Развитие устной речи

Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.





Внеклассное чтение

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается.

Примерная тематика

Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

3 класс

Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Чтение про себя простых по содержанию текстов.


Понимание читаемого

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.


Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.


Внеклассное чтение

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.



Примерная тематика

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.


4 класс

Техника чтения

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.









Формы и средства контроля

Классы

Формы контроля

Количество

1

Послоговое чтение слов, состоящих из 2, 3 слогов

2

2

Проверка техники чтения

2

3-4

Проверка техники чтения

4


Учащиеся, индивидуально обучающиеся на дому:


Классы

Формы контроля

Количество

1

Послоговое чтение слов, состоящих из 2, 3 слогов

2

2

Проверка техники чтения

2

3-4

Проверка техники чтения

4





























Перечень учебно-методических средств обучения

№ п/п

Наименование объектов и средств

В наличии

% оснащенности

Литература.


I Основная.

1

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой; Москва, «Просвещение», 2013 г.





100

2

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: 1 класс. Учебник для специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений/Москва.: «Просвещение», 2014 г.





100

3

С.Ю. Ильина. Чтение: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида / Авт.-сост. С.Ю.Ильина. - 7-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011 г.




100

4

С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева. «Чтение» учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Санкт-Петербург, «Просвещение», 2013 г.




100

5

Учебник «Чтение» 4кл., для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: авторы-составители: З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева, Москва. «Просвещение»,2014 г.



100

II Дополнительная

2.1

А.А. Катаева «Дидактические игры и упражнения в обучении школьников с отклонениями в развитии»./ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М. «Владос», 2004 г.



100

2.2

Л.Н. Ефименкоа «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М., 2000 г.



100

III Оборудование и приборы

3.1

Иллюстрации к произведениям.

Сюжетные и предметные картинки.

100

3.2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!