Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Донская школа № 1»
Рабочая адаптированная программа
логопедических занятий для детей с ОВЗ
для учащихся 1-4 классов
составила
учитель – логопед Горбулина Т.Г..
г. Донской, 2023 г.
Пояснительная записка к программе.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Процесс гумманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в С(к)ОУ 8 вида.
Логопедическая работа в школе для учащихся с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального нарушения, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у большинства детей носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
-нарушение звукопроизношения;
-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
-нарушение сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи;
- нарушение чтения;
-нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий отводится 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь, целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, исходя из индивидуального дефекта каждого учащегося.
Методологические и теоретические основы программы:
Как и любая программа, « Программа логопедических занятий для учащихся 8 вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма - вера в возможности ребёнка, субъективный, позитивный подход;
-принцип системности - рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
-принцип реалистичности - учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
-принцип деятельностного подхода-опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
-принцип индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
-принцип системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р.Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в СКК 8 вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер.
Цель программы:
Коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Возраст: учащиеся 1-4 классов 8 вида.
Срок реализации: 4 года
Режим занятий:
68 часов, 2 раза в неделю по 1 часу
На занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Продолжительность занятий 20 - 30 минут.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
-подгрупповая;
-индивидуальная;
-работа в парах.
Методы обучения:
- словесные;
-наглядные;
-практические.
Технологии обучения:
-игровые;
-здоровьесберегающие;
-информационно-коммуникационные
-проблемно-поисковые;
-личностно-ориентированные;
-технологии разноуровневого и дифференцированного обучения;
-ИКТ.
Количество часов в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы которая изучается в классе.
В структуру занятий может входить:
-упражнения для развития артикуляционной моторики;
-упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
-дыхательная гимнастика;
-коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
-формирование фонематических процессов;
-работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
-работа над предложением, текстом;
-обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Ожидаемый результат на момент реализации программы:
-достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-поставлены и дифференцированы все звуки;
-уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины:
- звук, слог, гласные, предложение и т.д.;
-сформировано умение устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-сформировано умение определять основную мысль, тему рассказа
Условия реализации программы. Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Способы определения результативности:
-тестирование в начале и конце учебного года.
Программа состоит из следующих разделов:
-коррекция звукопроизношения;
-коррекция фонематических процессов;
-коррекционная работа на лексическом уровне;
-коррекционная работа не синтаксическом уровне;
-совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороны речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки гласных, переднеязычных, заднеязычных, свистящих, шипящих звуков, соноров.
Задачей коррекционной работы на фонетическом уровне является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных, заднеязычных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В конце курса проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления».
Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом, контекстной речью.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Учебно-тематический план 1 год обучения.
№ | Раздел, тема | Кол-во |
| | | часов |
1 | Обследование, тестирование | 2 |
2 | Пропедевтический (добукварный) период | 3 |
3 | Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв А, У, О, М, С, Х | 12 |
4 | 2 | этап: изучение звуков и букв : Ш, Л, Ы, Н, Р | 10 |
5 | 3 | этап: изучение звуков и букв : К, Т, П, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, буква Ь | 24 |
6 | 4 | этап: изучение звуков и букв: Е, Ё, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ | 17 |
| | Всего | 68 |
Содержание образовательной программы.
Речь устная и письменная. Учащиеся учатся: участвовать в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчётливо, не торопясь); составлять простые нераспространённые предложения на основе демонстрируемого действия и действия изображённого на картинке; правильно употреблять слова в разговорной речи.
Звуки и буквы речи. Учащиеся знакомятся с гласными и согласными звуками. Учатся правильно т отчётливо произносить изучаемые звуки; различать их в начале и конце слова; образовывать и читать открытые и закрытые слоги, сравнивать их; списывать с классной доски прочитанные и разобранные слова, состоящие из двух слогов; составлять из букв разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв с последующей записью.
Предложение и слово. Учащиеся знакомятся со словом и предложением.
Учебно-тематический план 2 год обучения.
№ | Раздел, тема | Кол-во |
| | часов |
1 | Обследование, тестирование | 2 |
3 | Дифференциация звонких и глухих согласных | 12 |
4 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 6 |
5 | Дифференциация сонорных согласных | 2 |
6 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных | 6 |
7 | Дифференциация согласных | 8 |
8 | Слоговая структура слова | 5 |
9 | Слова, обозначающие предметы | 3 |
10 | Слова, обозначающие действия предметов | 4 |
11 | Работа с предлогами | 12 |
11 | Предложение | 5 |
12 | Текст | 3 |
| Всего | 68 |
Содержание образовательной программы.
Наша речь. Слово. Учащиеся знакомятся со словами обозначающими предметы (название предметов и различение их по вопросам кто? что?). учатся сравнивать два педмета и определять признаки различия и сходства. Учатся составлять простые распространённые предложения по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему; правильно употреблять формы знакомых слов при ответах на вопросы и составлении предложений. Изучают слова, обозначающие действия.
Звуки и буквы речи. Повторение учащимися гласных и согласных звуков, их различение. Продолжают знакомство с ударными и безударными гласными; с постановкой знака ударения. Знакомятся со звонкими и глухими согласными, артикуляторно сходными, свистящими и шипящими, аффрикатами, их различением на слух и в произношении; с обозначением мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Учатся писать слова с этими согласными. Узнают о твёрдых и мягких согласных; о их различии на слух и в произношении.
Предложение. Учащиеся продолжат учиться составлять простые распространённые предложения по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему; практически знакомятся с построением простого предложения; учатся заканчивать начатое предложение; составлять предложения из слов данных в нужной форме в разбивку; выделять предложения из текста.
Предлоги. Учащиеся продолжат знакомство с простыми предлогами, их написанием и значением. Научатся составлять и записывать словосочетания, используя предлоги; дифференцировать предлоги между собой.
Учебно-тематический план 3 год обучения.
№ | Раздел, тема | Кол-во |
| | часов |
1 | Обследование, тестирование | 2 |
2 | Предложение | 1 |
3 | Звуки речи | 3 |
4 | Слоговая структура слова | 3 |
5 | Ударение | 2 |
6 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 6 |
7 | Мягкий знак в слове | 2 |
8 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 11 |
9 | Дифференциация согласных | 4 |
10 | Слова, обозначающие предметы | 8 |
11 | Слова, обозначающие действие предмета | 6 |
12 | Слова, обозначающие признак предмета | 6 |
13 | Предложение | 11 |
14 | Текст | 3 |
| Всего | 68 |
Содержание образовательной программы.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Систематизация у учащихся знаний о гласных и согласных звуках; умение определять место звука в слове.
Слоговой анализ и синтез слов. Уточнение понятий « слово» и «слог»; закрепление умения выделять первый слог в слове; определять количество слогов в слове; слогообразующая роль гласных букв; составление слов из слогов; деление слов на слоги.
Ударение. Обучение выделению ударного слога в слове; его ударной гласной; соотношение слова с его ритмическим рисунком; место ударения в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме. Закрепление знаний о гласных, обучение сравнению согласных по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога и слова; обучение различению твёрдых и мягких согласных при произношении на слух.
Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Учит дифференцировать Б-БЬ,П-ПЬ,В-ВЬ,Ф-ФЬ,Г-ГЬ,К-КЬ,Д-ДЬ,Т-ТЬ,З-ЗЬ,С-СЬ изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Звонкие и глухие согласные. Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных; учащиеся учатся различать звонкие и глухие согласные на слух и в произношении на материале слогов, слов и предложений.
Предложение. Учащиеся учатся последовательному пересказу по вопросам; с опорой на действие; с опорой на предметные картинки; на серию картинок; на сюжетную картинку; по вопросам.
Предлоги. Учащиеся продолжат знакомство с предлогоми ЗА,ИЗ-ЗА,ПОД,ИЗ-ПОД,МЕЖДУ,ЧЕРЕЗ; упражняются в раздельном написании предлогов со словами.
Учебно-тематический план 4 года обучения.
№ | Раздел, тема | Кол-во |
| | Часов |
1 | Обследование, тестирование | 2 |
2 | Звуковой анализ | 2 |
3 | Слоговая структура слова | 2 |
4 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 10 |
5 | Мягкий знак в слове | 3 |
6 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 11 |
7 | Ударение | 3 |
8 | Слова, обозначающие предметы | 6 |
9 | Слова, обозначающие действие предмета | 6 |
10 | Слова, обозначающие признак предмета | 6 |
11 | Предлоги-приставки | 5 |
12 | Родственные слова | 2 |
13 | Предложение | 7 |
14 | Текст | 3 |
| Всего | 68 |
Содержание образовательной программы.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Совершенствование навыка определения первого и последнего звука в слове; количества звуков в слове.
Слоговой анализ и синтез слов. Определение порядка слогов в слове; деление двусложных и трёхсложных слов на слоги; закрепление знаний о частях слова, тренировка в морфологическом разборе слов.
Ударение. Закрепление у учащихся знаний об ударении, ударной гласной и ударном слоге; умения ставить ударение в односложных, двусложных, трёхсложных словах.
Обозначение мягкости согласных на письме. Тренировка навыка обозначения твёрдых и мягких согласных на письме посредством гласных букв; твёрдые и мягкие согласные звук перед гласными А-Я,У-Ю,Ы-И,е; знакомство с непарными твёрдыми согласными звуками Ж,Ш,Ц и непарными мягкими согласными звуками Ч, Щ,Й.
Разделительный мягкий знак. Мягкий знак в середине слова; смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Развитие навыков словообразования; закрепление навыков слогового анализа; знаний о твёрдых и мягких согласных.
Звонкие и глухие согласные. Учить дифференцировать свистящие и шипящие в слогах, словах, предложениях и тексте; выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков; Дифференциация Б-П,В-Ф,Г-К,Д-Т,Ж-Ш,З-С,Л-Р,Ц-С, Ч-Т,Ш-Щ,С-Ш,Ч-Щ, З-Ж,Ч-Ц в устной и письменной речи.
Предложение. Обучение пересказу по опорным словам; по предметным картинкам; учащиеся закрепляют знания о повествовательном, вопросительном, восклицательном предложениях; закрепляют знания о начале и конце предложения.
Предлоги. Учащиеся упражняются в раздельном написании предлогов со словами; в составлении предложений из заданных слов с предлогами; употреблении предлогов в связной речи.
Коррекция нарушения звукопроизношения
Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушенном произношении-постановка и автоматизация): гласных А,У, Ы, О, И, Э, губных согласных П,Б, М, переднеязычных согласных Т,Д,Н, губно-зубных согласных В,Ф.
Коррекция произношения заднеязычных звуков:
- постановка и автоматизация звуков К,Г,Х;
-слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.
Коррекция произношения свистящих звуков:
-постановка и автоматизация звуков С, СЬ, З, ЗЬ,Ц;
-слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, З-ЗЬ, С-Ц.
Коррекция произношения шипящих звуков:
- постановка и автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ;
-слухопроизносительная дифференциация звуков Ш-Ж,Ч-Щ,Ш-Щ.
Коррекция произношения соноров:
- постановка и автоматизация звуков Л,ЛЬ,Р,РЬ;
-слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ,Р-РЬ,Л-Р, ЛЬ-РЬ.
Коррекция произношения звука Й:
-постановка и автоматизация звука Й;
-слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ-Й.
Устранение фонематической дислексии и дисграфии
на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Развитие анализа структуры предложения
Развитие слогового анализа и синтеза:
органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы А,О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговой анализ и синтез слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза:
Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.
Дифференциация М-МЬ,Н-НЬ,Б-БЬ,П-ПЬ,В-ВЬ,Ф-ФЬ,Г-ГЬ,Д-ДЬ,Т-ТЬ,З-ЗЬ,С-СЬ,Х-ХЬ,Л-ЛЬ,Р-РЬ:
Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда. Буквы А-Я,О-Ё,У-Ю,Ы-И.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем):
Развитие анализа структуры предложения. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического анализа и синтеза. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Дифференциация звонких и парных согласных:
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
-предварительный этап работы над каждым из звуков;
-этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков:
Звуки буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.
Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.
Звук и буква С. Звук и буква З. Дифференциация С-З.
Звук и буква К. Звуки буква Г. Дифференциация К-Г
Звук и буква Ш. Звук и буква Ж.Дифференциация Ш-Ж.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство:
Дифференциация С-Ш,З-Ж,СЬ-Щ,С-Ц,Ч-Т,Ч-Ш,Ц-Ч,Ш-Щ,Ц-Т.
Приёмы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.
2. Повторение, записывание слогов с одинаковыми гласными, с разными гласными.
3. Чтение слов, запись слов под диктовку.
4. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
5. Определить место звуков в словах.
6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
7. Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия
8. Игра в лото.
9. Вставить пропущенные буквы в тексте.
10. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
11. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Коррекция нарушения чтения и письма:
Развитие анализа структуры предложения. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического анализа и синтеза. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных. Дифференциация фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство:
Звуки Л,ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
Звуки буква К. Звуки буква Х. Дифференциация К-Х.
Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х.
Звук и буква О. Звук и буква У. Дифференциация О-У.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Устранение оптической дисграфии и дислексии:
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т,Б-Д, О-А. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно - пространственного анализа и синтеза.
Коррекционная работа на лексическом уровне:
Ударение в слове. Схемы слого - ритмической структуры слов. Безударные гласные. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их применения, образование имён существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значению. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их применения. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ. Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведётся в контексте определённых тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные и т. Д.), и в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуры слов. Восполнение пробелов в области лексических средств, следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Дифференциация предлогов и приставок. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. Словосочетания, образованные по способу управления . Закрепление применения падежных форм.
Совершенствование связной речи:
Расчленение сложных предложений на простые. Составление сложных предложений из простых. Переконструирование простых предложений в сложные. Конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.
Методическое обеспечение программы:
1. Логопедия под ред. Л.С. Волковой-М.: «Просвещение», 1989.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
3. ФГОС детей с ОВЗ (для детей с задержкой психического развития)
4. http://refwin.ru/2919965130.html
5. http://do.gendocs.ru/docs/index-103835.html.
6. http://dmee.ru/docs/100/index-10353.html
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема занятия | | Кол-во часов | Дата | | |
| | | | по плану | | по факту | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | |
1 | Обследование речи учащихся | | 1 | | | | |
| Пропедевтический (добукварный) период | 3 часа | | | | |
2 | Формирование представления о звуках речи | | 1 | | | | |
3 | Знакомство с понятием «слово» | | 1 | | | | |
4 | Знакомство с понятием «предложение» | | 1 | | | | |
| Букварный период 1 этап : | 12 часов | | | | |
| изучение звуков и букв А, У, О, М, С, Х | | | | | | |
5 | Звук А | | 1 | | | | |
6 | Звук и буква А а | | 1 | | | | |
7 | Звук У | | 1 | | | | |
8 | Звук и буква У у | | | | | | |
9 | Звук М | | 1 | | | | |
10 | Звук и буква М м | | 1 | | | | |
11 | Звук О | | 1 | | | | |
12 | Звук и буква О о | | 1 | | | | |
13 | Звук С | | 1 | | | | |
14 | Звук и буква С с | | 1 | | | | |
15 | Звук Х | | 1 | | | | |
16 | Звук и буква Х х | | 1 | | | | |
| 2 этап: изучение звуков и букв Ш, Л, Ы, Н, Р | 10 часов | | | | |
17 | Звук Ш | | 1 | | | | |
18 | Звук и буква Ш ш | | 1 | | | | |
19 | Звук Л | | 1 | | | | |
20 | Звук и буква Л л | | 1 | | | | |
21 | Звук Ы | | 1 | | | | |
22 | Звук и буква Ы | | 1 | | | | |
23 | Звук Н | | 1 | | | | |
24 | Звук и буква Н н | | 1 | | | | |
25 | Звук Р | | 1 | | | | |
26 | Звук и буква Р р | | 1 | | | | |
| 3 этап : изучение звуков и букв | 24 часа | | | | |
| К, П, Т, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, буква Ь | | | | | | |
27 | Звук К | | 1 | | | | |
28 | Звук и буква К к | | 1 | | | | |
29 | Звук П | | 1 | | | | |
30 | Звук и буква П п | | 1 | | | | |
31 | Звук Т | | 1 | | | | |
32 | Звук и буква Т т | | 1 | | | | |
| | | | | | | |
33 | Звук И | | 1 | | | | |
| | | | | | | |
34 | Звук и буква И и | | 1 | | |
35 | Звук З | | 1 | | |
36 | Звук и буква З з | | 1 | | |
37 | Звук В | | 1 | | |
38 | Звук и буква В в | | 1 | | |
39 | Звук Ж | | 1 | | |
40 | Звук и буква Ж ж | | 1 | | |
41 | Звук Б | | 1 | | |
42 | Звук и буква Б б | | 1 | | |
43 | Звук Г | | 1 | | |
44 | Звук и буква Г г | | 1 | | |
45 | Звук Д | | 1 | | |
46 | Звук и буква Д д | | 1 | | |
47 | Звук Й | | 1 | | |
48 | Звук и буква Й | | 1 | | |
49 | Буква Ь | | 1 | | |
50 | Звуко-буквенный анализ слов с Ь | | 1 | | |
| 4 этап: изучение звуков и букв | 17 часов |
| Е, Ё, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ | | | | |
51 | Звук и буква Е | | 1 | | |
52 | Звук и буква Ё | | 1 | | |
53 | Звук и буква Я | | 1 | | |
54 | Звук и буква Ю | | 1 | | |
55 | Звук Ц ц | | 1 | | |
56 | Звук и буква Ц | | 1 | | |
57 | Звук Ч | | 1 | | |
58 | Звук и буква Ч ч | | 1 | | |
59 | Звук Щ | | 1 | | |
60 | Звук и буква Щ щ | | 1 | | |
61 | Звук Ф | | 1 | | |
62 | Звук и буква Ф ф | | 1 | | |
63 | Звук Э | | 1 | | |
64 | Звук и буква Э э | | 1 | | |
65 | Буква Ъ | | 1 | | |
66 | Слова с разделительным Ъ | | 1 | | |
67 | Закрепление навыков чтения и письма | | 1 | | |
68 | Обследование речи учащихся | | 1 | | |
2 класс
№ | | Тема занятия | | Кол-во часов | Дата | |
| | | | по плану | по факту | |
1,2 | | Обследование речи учащихся | | | | | |
| | Дифференциация звонких и глухих согласных | 12 часов | | | |
3 | | Дифференциация Б-П в слогах и словах | | 1 | | | |
4 | | Дифференциация Б-П в предложениях | | 1 | | | |
5 | | Дифференциация В-Ф в слогах и словах | | 1 | | | |
6 | | Дифференциация В-Ф в предложениях | | 1 | | | |
7 | | Дифференциация Г-К в слогах и словах | | 1 | | | |
8 | | Дифференциация Г-К в предложениях | | 1 | | | |
9 | | Дифференциация Д-Т в слогах и словах | | 1 | | | |
10 | | Дифференциация Д-Т в предложениях | | 1 | | | |
11 | | Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах | | 1 | | | |
12 | | Дифференциация Ж-Ш в предложениях | | 1 | | | |
13 | | Дифференциация З-С в слогах и словах | | 1 | | | |
14 | | Дифференциация звуков З-С в предложениях | | 1 | | | |
| | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 6 часов | | | |
15 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | 1 | | | |
| | гласными И-Ы в слогах и словах | | | | | |
16 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | 1 | | | |
| | гласными А-Я в слогах и словах | | | | | |
17 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | 1 | | | |
| | гласными У-Ю в слогах и словах | | | | | |
18 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | 1 | | | |
| | гласными О-Ё в слогах и словах | | | | | |
19 | | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е в | 1 | | | |
| | слогах и словах | | | | | |
20 | | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь | 1 | | | |
| | Дифференциация сонорных согласных | 2 часа | | | | |
21 | | Дифференциация Р-Л в слогах и словах | | 1 | | | |
22 | | Дифференциация Р-Л в предложениях | | 1 | | | |
| Дифференциация свистящих и шипящих согласных | 6 часов | | | |
23 | | Дифференциация С-Ш в слогах и словах | | 1 | | | |
24 | | Дифференциация С-Ш в предложениях | | 1 | | | |
25 | | Дифференциация З-Ж в слогах и словах | | 1 | | | |
26 | | Дифференциация З-Ж в предложениях | | 1 | | | |
27 | | Дифференциация С-Щ в слогах и словах | | 1 | | | |
28 | | Дифференциация С-Щ в предложениях | | 1 | | | |
| | Дифференциация согласных | 8 часов | | | | |
29 | | Дифференциация С-Ц в слогах и словах | | 1 | | | |
30 | | Дифференциация С-Ц в предложениях | | 1 | | | |
31 | | Дифференциация Ч-Ц в слогах и словах | | 1 | | | |
32 | | Дифференциация Ч-Ц в предложениях | | 1 | | | |
33 | | Дифференциация Ч-Щ в слогах и словах | | 1 | | | |
34 | | Дифференциация Ч-Щ в предложениях | | 1 | | | |
35 | Дифференциация Ш-Щ в слогах и словах | | 1 | | |
36 | Дифференциация Ш-Щ в предложениях | | 1 | | |
| Слоговая структура слова | 5 часов | |
37 | Анализ односложных слов | | 1 | | |
38 | Анализ двусложных слов | | 1 | | |
39 | Анализ трёхсложных слов | | 1 | | |
40 | Деление на слоги слов со стечением согласных | | 1 | | |
41 | Определение ударного слога в словах | | 1 | | |
| Слова, обозначающие предметы | 3 часа | | | |
42 | Одушевлённые и неодушевлённые предметы | | | | |
43 | Слова, обозначающие один и много предметов | | | | |
44 | Сравнение двух предметов | | | | |
| Слова, обозначающие действия предметов | 4 часа | | | |
45 | Образование слов, обозначающих действие одного и | 1 | | |
| множества предметов | | | | |
46 | Различение профессий людей по их действиям | 1 | | |
47 | Определение действий в режиме дня | | 1 | | |
48 | Подбор слов, обозначающих предметы к словам, | 1 | | |
| обозначающим действия | | | | |
| Работа с предлогами | 12 часов | |
49 | Предложения с предлогом НА | | 1 | | |
50 | Предложения с предлогом В | | 1 | | |
51 | Дифференциация предлогов НА-В | | 1 | | |
52 | Предложения с предлогом С | | 1 | | |
53 | Предложения с предлогом ИЗ | | 1 | | |
54 | Дифференциация предлогов С-ИЗ | | 1 | | |
55 | Предложения с предлогом ОТ | | 1 | | |
| | | | | |
56 | Предложения с предлогом К | | 1 | 21.04 | |
57 | Дифференциация предлогов ОТ-К | | 1 | 23.04 | |
58 | Предложения с предлогом НАД | | 1 | 28.04 | |
59 | Предложения с предлогом ПОД | | 1 | 30.04 | |
60 | Дифференциация предлогов НАД-ПОД | | 1 | 05.05 | |
| Предложение | 5 часов | | | |
61 | Обозначение границ предложения | | 1 | 07.05 | |
62 | Составление предложений из слов | | 1 | 12.05 | |
63 | Повествовательное предложение | | 1 | 14.05 | |
64 | Вопросительное предложение | | 1 | 19.05 | |
65 | Восклицательное предложение | | 1 | 21.05 | |
| Текст | 3 часа | | | |
66 | Ознакомление с признаками текста | | 1 | 26.05 | |
67 | Восстановление деформированного текста | | 1 | 28.05 | |
68 | Пересказ текста по вопросам | | 1 | 30.05 | |
№ | | Тема занятия | | | Кол-во часов | Дата |
| | | По плану | По факту |
1,2 | | Обследование речи учащихся | | | 2 | 06.09 09.09 | |
| | Предложение | 1 час | | | |
3 | | Предложение. Слово | | | 1 | 13.09 | |
| | Звуки речи | 3 часа | | | |
4 | | Звуки и буквы. Алфавит. | | | 1 | 16.09 | |
5 | | Гласные звуки и буквы | | | 1 | 20.09 | |
6 | | Согласные звуки и буквы | | | 1 | 23.09 | |
| | Слоговая структура слова | 3 часа | | | |
7 | | Анализ односложных слов | | | 1 | 27.09 | |
8 | | Анализ двусложных слов | | | 1 | 30.09 | |
9 | | Слогообразующая роль гласных | | | 1 | 04.10 | |
| | Ударение | 2 часа | | | |
10 | | Ударение | | | 1 | 07.10 | |
11 | | Ударные и безударные гласные | | | 1 | 11.10 | |
| | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 6 часов | | | |
| | перед гласными | | | | | |
12 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | | | 1 | 14.10 | |
| | гласными И-Ы в слогах и словах | | | | | |
13 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | | | 1 | 18.10 | |
| | гласными А-Я в слогах и словах | | | | | |
14 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | | | 1 | 21.10 | |
| | гласными У-Ю в слогах и словах | | | | | |
15 | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед | | | 1 | 25.10 | |
| | гласными О-Ё в слогах и словах | | | | | |
16 | | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е в | | 1 | 08.11 | |
| | слогах и словах | | | | | |
17 | | Дифференциация Обозначение мягкости согласных при | | 1 | 11.11 | |
| | помощи буквы Ь в словах | | | | | |
| | Мягкий знак в слове | 2 часа | | | |
18 | | Разделительный Ь перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И | | | 1 | 15.11 | |
19 | | Дифференциация смягчающего и разделительного Ь | | | 1 | 18.11 | |
| Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 11 часов | | |
20 | | Дифференциация Б-П в слогах и словах | | | 1 | 22.11 | |
21 | | Дифференциация Б-П в предложениях | | | 1 | 25.11 | |
22 | | Дифференциация В-Ф в слогах и словах | | | 1 | 29.11 | |
23 | | Дифференциация В-Ф в предложениях | | | 1 | 02.12 | |
24 | | Дифференциация Г-К в слогах и словах | | | 1 | 06.12 | |
25 | | Дифференциация Г-К в предложениях | | | 1 | 09.12 | |
26 | | Дифференциация Д-Т в слогах и словах | | | 1 | 13.12 | |
27 | | Дифференциация Д-Т в предложениях | | | 1 | 16.12 | |
28 | | Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах | | | 1 | 20.12 | |
29 | | Дифференциация Ж-Ш в предложениях | | | 1 | 23.12 | |
30 | | Дифференциация З-С в слогах и словах | | | 1 | 27.12 | |
| | | | | | |
3 класс
| Дифференциация согласных | 4 часа | | |
31 | Дифференциация С-Ц в слогах и словах | | | 1 | 13.01 | |
32 | Дифференциация С-Ц в предложениях | | | 1 | 17.01 | |
33 | Дифференциация Ч-Ц в слогах и словах | | | 1 | 20.01 | |
34 | Дифференциация Ч-Ц в предложениях | | | 1 | 24.01 | |
| Слова, обозначающие предметы | 8 часов | | | |
35 | Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые | | 1 | 27.01 | |
| предметы | | | | | |
36 | Слова, обозначающие один и много предметов | | | 1 | 31.01 | |
37 | Существительные в Р.п. ед. и мн. числа | | | 1 | 03.02 | |
38 | Существительные мужского рода | | | 1 | 07.02 | |
39 | Существительные женского рода | | | 1 | 10.02 | |
40 | Существительные среднего рода | | | 1 | 14.02 | |
41 | Слова, обозначающие большой и маленький предмет | | | 1 | 17.02 | |
42 | Сравнение двух предметов | | | 1 | 21.02 | |
| Слова, обозначающие действия предметов | 6 часов | | | |
43 | Сопоставление форм одного и того же глагола | | | 1 | 24.02 | |
44 | Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы) | | 1 | 28.02 | |
45 | Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у) | | 1 | 03.03 | |
46 | Изменение глаголов по числам | | | 1 | 07.03 | |
47 | Изменение глаголов по родам | | | 1 | 10.03 | |
48 | Подбор слов, обозначающих действия к словам, | | | 1 | 14.03 | |
| обозначающим предметы | | | | | |
| Слова, обозначающие признак предмета | 6 часов | | | |
49 | Образование относительных прилагательных | | | 1 | 17.03 | |
50 | Образование прилагательных с уменьшительно- | | | 1 | | |
| ласкательным значением | | | | 21.03 | |
51 | Подбор прилагательных с противоположным значением | | 1 | 04.04 | |
52 | Подбор прилагательных близких по значению | | | 1 | 07.04 | |
53 | Выделение ведущих признаков предметов (качества | | | 1 | 11.04 | |
| характера) | | | | | |
54 | Выделение ведущих признаков предметов | | | 1 | 14.04 | |
| ( материал) | | | | | |
| Предложение | | | | | |
55 | Обозначение границ предложения | | | 1 | 18.04 | |
56 | Составление предложений с употреблением различных | | 1 | | |
| падежей (Р.п) | | | | 21.04 | |
57 | Составление предложений с употреблением различных | | 1 | 25.04 | |
| падежей ( Д.п) | | | | | |
58 | Составление предложений с употреблением различных | | 1 | 28.04 | |
| падежей ( В.п) | | | | | |
59 | Составление предложений с употреблением различных | | 1 | 02.05 | |
| падежей ( Т.п) | | | | | |
60 | Составление предложений с употреблением различных | | 1 | | |
| падежей ( П.п) | | | | | |
61 | Дополнение предложений по вопросам | | | 1 | | |
62 | Работа с деформированным предложением | | | 1 | | |
63 | Повествовательное предложение | | | 1 | | |
| | | | | |
64 | Вопросительное предложение | | 1 | 1 | |
65 | Восклицательное предложение | | 1 | | |
| Текст | 3 часа | |
66 | Восстановление деформированного текста | | 1 | | |
67 | Пересказ текста по вопросам | | 1 | | |
68 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | | 1 | | |
4 класс
№ | Тема занятия | | Кол-во часов | Дата | |
| | | | | |
| | | По плану | По факту | |
| | | | | |
1 | Обследование речи учащихся | | | 1 | 04.09 | | |
| Звуковой анализ | 2 часа | | | | |
2 | Гласные звуки и буквы | | | 1 | 06.09 | | |
3 | Согласные звуки и буквы | | | 1 | 11.09 | | |
| Слоговая структура слова | 2 часа | | | | |
4,5 | Слогообразующая роль гласных | | | 2 | 13.09 18.09 | | |
| Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 10 часов | | | |
| пред гласными | | | | | | |
6 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в | | 1 | 20.09 | | |
| слогах | | | | | | |
7 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в | | 1 | 25.09 | | |
| словах | | | | | | |
8 | Твёрдые и мягкие согласные перед А-Я в слогах | | | 1 | 27.09 | | |
9 | Твёрдые и мягкие согласные перед А-Я в словах | | | 1 | 02.10 | | |
10 | Твёрдые и мягкие согласные перед У-Ю в слогах | | | 1 | 04.10 | | |
11 | Твёрдые и мягкие согласные перед У-Ю в словах | | | 1 | 09.10 | | |
12 | Твёрдые и мягкие согласные перед О-Ё в слогах | | | 1 | 11.10 | | |
13 | Твёрдые и мягкие согласные перед О-Ё в словах | | | 1 | 16.10 | | |
14 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Е | | 1 | 18.10 | | |
15 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь | | 1 | 23.10 | | |
| Мягкий знак | 3 часа | | | | |
16 | Разделительный Ь перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И | | | 1 | 25.10 | | |
17,18 | Дифференциация смягчающего и разделительного Ь | | 2 | 06.11 08.11 | | |
| Дифференциация звонких и глухих | 11 часов | | | | |
| парных согласных | | | | | | |
19 | Звонкие и глухие согласные | | | 1 | 13.11 | | |
20 | Дифференциация В-Ф в слогах и словах | | | 1 | 15.11 | | |
21 | Дифференциация В-Ф в предложениях | | | 1 | 20.11 | | |
22 | Дифференциация Г-К в слогах и словах | | | 1 | 22.11 | | |
23 | Дифференциация Г-К в предложениях | | | 1 | 27.11 | | |
24 | Дифференциация Д-Т в слогах и словах | | | 1 | 29.11 | | |
25 | Дифференциация Д-Т в предложениях | | | 1 | 04.12 | | |
26 | Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах | | | 1 | 06.12 | | |
27 | Дифференциация Ж-Ш в предложениях | | | 1 | 11.12 | | |
28 | Дифференциация З-С в слогах и словах | | | 1 | 13.12 | | |
29 | Дифференциация З-С в предложениях | | | 1 | 18.12 | | |
| Ударение | 3 часа | | | | |
30 | Выделение ударных гласных | | | 1 | 20.12 | | |
31,32 | Выделение безударной гласной в корне | | | 2 | 25.12 27.12 | | |
| Слова, обозначающие предметы | 6 часов | | | | |
33 | Слова, обозначающие предметы | | | 1 | 15.01 | | |
34 | Одушевлённые и неодушевлённые предметы | | | 1 | 17.01 | | |
35 | Слова, обозначающие один и много предметов | | | 1 | 22.01 | | |
36 | Существительные мужского рода | | | 1 | | |
37 | Существительные женского рода | | | 1 | 29.01 | |
38 | Существительные среднего рода | | | 1 | 31.01 | |
| Слова, обозначающие действие предмета | 6 часов |
39 | Слова, обозначающие действие предмета | | | 1 | 05.02 | |
40 | Изменение слов, обозначающих действие по родам | | 1 | 07.02 | |
41 | Изменение слов, обозначающих действие по числам | | 1 | 12.02 | |
42 | Употребление глаголов с различными приставками | | 1 | 14.02 | |
43 | Слова-действия, имеющие противоположное значение | | 1 | 19.02 | |
44 | Слова-действия близкие по значению | | | 1 | 21.02 | |
| Слова, обозначающие признак предмета | 6 часов | | | |
45 | Слова, обозначающие признак предмета | | | 1 | 26.02 | |
46 | Выделение ведущих признаков предмета (цвет, | | | 1 | 28.02 | |
| величина) | | | | | |
47 | Выделение ведущих признаков предмета (форма, вкус) | | 1 | 05.03 | |
48 | Образование прилагательных с уменьшительно- | | | 1 | 07.03 | |
| ласкательным значением | | | | | |
49 | Образование относительных прилагательных | | | 1 | 12.03 | |
50 | Образование притяжательных прилагательных | | | 1 | 14.03 | |
| Предлоги-приставки | 5 часов | | | |
51 | Предлог БЕЗ | | | 1 | 19.03 | |
52 | Предлог ПОД | | | 1 | 21.03 | |
53 | Предлог НАД | | | 1 | 02.04 | |
54 | Предлог ОКОЛО | | | 1 | 04.04 | |
55 | Дифференциация понятий предлог-приставка | | | 1 | 09.04 | |
| Родственные слова | 2 часа | | | |
56,57 | Подбор родственных слов | | | 2 | 11.04 16.04 | |
| Предложение | 7 часов | | | |
58 | Словосочетание и предложение | | | 1 | 18.04 | |
59 | Выделение предложений в тексте | | | 1 | 23.04 | |
60 | Работа с деформированным предложением | | | 1 | 25.04 | |
61 | Повествовательное предложение | | | 1 | 30.04 | |
62 | Вопросительное предложение | | | 1 | 02.05 | |
63 | Восклицательное предложение | | | 1 | 07.05 | |
64 | Сложное предложение | | | 1 | 14.05 | |
| Текст | 3 часа | | | |
65 | Восстановление деформированного текста | | | 1 | 16.05 | |
66 | Восстановление текста с пропущенными словами | | | 1 | 21.05 | |
67 | Пересказ текста по вопросам | | | 1 | 23.05 | |
68 | Обследование речи учащихся | | | 1 | 28.05 | |
| | | | | | | | |
45