СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя разработанная программа созданна для внеурочной деятельности учащизся начальной школы .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников»»

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Г.Я. Черепанова

«____»________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МАОУ «СОШ № 2»

_______________ Е.В. Окунева

приказ от «___»____2016г.№____




Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

«Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников»

на 20162017 учебный год




Общее количество часов по плану на учебный год: 68часов


Количество часов в неделю: 2часа


Класс: 3


Программа составлена на основании:книги Томилова Т. В.«Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников»: [для детей 9-14 лет] – Москва: Эксмо, 2015. – 80 с.: ил. – (Опыты для детей и взрослых).









Составитель программы: Постоногова Ольга Николаевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории



Принято на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов протокол от «___»______2016г. № _____


Руководитель ШМО ________________ Свиридова Н. С.

Подпись






ЛАНГЕПАС, 2016 год

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников..» для обучающихся 3 класса на 2016-2017 учебный год составлена:

  • в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (в редакции приказа от 31.12.2015 № 1576);

  • на основании книги:Томилова Т. В. «Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников»: [для детей 9-14 лет] – Москва: Эксмо, 2015. – 80 с.: ил. – (Опыты для детей и взрослых);

  • является приложением к Основной образовательной программе начального общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», утвержденной приказом от 26.06.2013 г №421 –о (в редакции приказа от 08.06.2016 № 481-о)


Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ, в среде его обитания.


Ребята младшего возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержитбольшой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторнымоборудованием, приобретает навыки проводить простейшие эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь; также подойдут самые обычные вещи: посуда, вешалки, нитки, цветные карандаши, свечи, зеркало и т. д.


Цель программы:

развивать мышление, формировать и поддерживать интерес к занимательным наблюдения и экспериментам, имеющих огромное прикладное значение; способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Задачи:

  • развитие кругозора, интереса к занимательным наблюдениям и экспериментам;


  • формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

  • воспитание доброжелательности и контактности в отношении сверстников.











Раздел 1

Планируемые результаты


  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

  • формулировать самому простые правила поведения в природе;

  • осознавать себя гражданином России;

  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

  • уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.


Метапредметные

РегулятивныеУУД

Обучающийся получит возможность научиться:


    • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

    • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

    • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

    • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

    • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

    • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

    • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.


Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность научиться:


      • предполагать, какая информация нужна;

      • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

      • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

      • выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

      • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

      • выстраивать логическую цепь рассуждений;

      • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.



КоммуникативныеУУД

Обучающийся получит возможность научиться:


    • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

    • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

    • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

    • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Показатели эффективности реализации программы:

  • сохранность состава группы и посещаемость занятий обучающимися;

  • активность и продуктивность деятельности обучающихся во время занятия;

  • выполнение обучающимися самостоятельных творческих заданий при поддержке педагога и родителей;

  • результаты участия обучающихся в итогом мероприятии – презентация готового проектного продукта;

  • динамика уровня воспитанности обучающихся.


Формы контроля результативности реализации программы:

  • мониторинг сохранности состава группы учащихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий;

  • наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий;

  • контроль выполнения самостоятельных творческих заданий, заполнение альбома экспериментатора.


Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников.»

3 класс (68 часов)


Введение (1 час).

Введение в удивительный мир научных открытий и увлекательных экспериментов

Зрение (22часа)

Горящий палец. Необычный волчок. Дырявая рука. Странная тень. Как устроены глаза. Квадрат превращается в круг. Невидимые фигуры. Линза из воды. Сломанный карандаш. Вверх ногами. Магическое зеркало. Как тебя видят другие. Плавающий палец. Что больше. Эффект Пиноккио. Мёртвая точка. Зачем тебе глаза. Цвета в темноте. Обман зрения.

Слух (11 часов).

Звук играет в прятки. Путешествие звука. Домашний стетоскоп. Звук помогает видеть. Звуковые зеркала. Очки для ушей. Космические голоса. Пятно звука.

Обоняние (3 часа)

Духи и кофе. Зачем нужен нос.

Осязание (11 часов)

Чувствительность кожи. Рука – термометр. Горячий лёд. Непослушная рука. Карта языка. Зачем нужна слюна. Снимаем отпечатки пальцев.

Дыхание (3 часа)

Модель дыхания. Как измерить объём лёгких. Могучее дыхание.

Движение (4 часа)

Синхронизация. Как почувствовать невесомость. Попробуй поймай! Центр тяжести.

Кровообращение (1 час)

Как пульсирует кровь.

Сила (7 часов)

Модель руки. Мягкие кости. Сила одного волоса. Сила мышц.

Наследственность (4 часа)

Сбор ДНК. Составь свою родословную.

Итоговое занятие (1 час)


Особенности организации образовательного процесса

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности в контексте ФГОС. Занятия кружка строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:

  1. Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную интеллектуальную деятельность.

  2. Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.

  3. Экспериментирование (проведение опытов)

  4. Коммуникация.

  5. Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Используемые технологии обучения:

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).

  • Игровые технологии


Виды деятельности:

  • игровая;

  • познавательная;

  • частично-поисковая;

  • экспериментирование (проведение опытов).


Формы организации деятельности:

  • познавательная беседа;

  • наблюдения;

  • демонстрация опытов;

  • проведение экспериментов;

  • мини-исследования;

  • художественное творчество (описание результатов эксперимента);



Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями;

3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.





Раздел III

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Место в учебном плане

Согласно учебному плану на 2016-2017 учебный год реализация программы «Как работает тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников» осуществляется в рамках внеурочной деятельности и планируется из расчета 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. Программа реализуется как в течение учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.



Распределение часов в течение 2016 – 2017учебного года

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого за учебный год

14 часов+ осенние каникулы

14 часов

22 часа

14 часов + весенние каникулы

68 часов


















Тематическое планирование кружка «Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников.»


темы/

Раздела

Название темы/раздела

Общее количество часов на изучение тем/раздела

Характеристика внеурочной деятельности обучающихся

1.

Введение.

1

Знакомятся с новым предметом, целью и задачами курса, правилами техники безопасности.

Учатся оформлять отчет о работе: формулировать цель, вывод, делать рисунки.

2.

Зрение.

22

Проводят наблюдения и эксперименты. Оформляют отчет в виде таблицы, фотографий. Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.

3.

Слух.

11

Оформляют отчет в виде таблицы, фотографий.Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ.

Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.

4.

Обоняние.

3

Оформляют отчет в виде таблицы, фотографий.Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.

5.

Осязание.

11

Оформляют отчет в виде таблицы, фотографийРаботают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.

6.

Дыхание.

3

Оформляют отчет в виде таблиц, фотографий. Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.

7.

Движение.

4

Оформляют отчет в виде таблицы, фотографий.Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений, растворов.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.

8.

Кровообращение.

1


Оформляют отчет в виде таблицы, фотографий. Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.


9.

Сила.

7


Оформляют отчет в виде таблицы, фотографий. Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.


10

Наследственность.

4

Оформляют отчет в виде таблицы, фотографий. Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других.Соблюдают правила ТБ. Составление плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений.

Выбор решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование.


11.

Итоговое занятие.

1

Оформляют альбом в виде рисунков, фотографий. Работают в группе. Уважительно относятся к мнению других. Подводят итоги работы за учебный год. Планируют работу на следующее занятие. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств.

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации.

Итого

68 часов
















Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела/урока


Количество часов

Дата проведения занятия

Учебно-методическое обеспечение

план

факт

Введение - 1час

1.

Введение в удивительный мир научных открытий и увлекательных экспериментов

1

17.09.


№4,5,6


Зрение –22часа

2.

Горящий палец.

1

17.09


№4,5,6

3.

Необычный волчок

1

24.09


№4,5,6

4.

Дырявая рука.

1

24.09


№4,5,6

5.

Странная тень.

1

01.10



№4,5,6


6.

Как устроены глаза

1

01.10


№1,5,6

7.

Квадрат превращается в круг.

1

08.10


№1,5,6

8.

Невидимые фигуры.

1

08.10


№1,5,6

9.

Линза из воды

1

15.10


№3,5,6

10.

Сломанный карандаш.

1

15.10


№3,5,6

11-12.

Вверх ногами.

2

22.10


№2,5,6

13-14.

Магическое зеркало.

2

29.10


№2,5,6

15.

Как тебя видят другие.

1

05.11


№1,5,6

16.

Плавающий палец.

1

05.11


№1,5,6

17.

Что больше.

1

12.11


№4,5,6

18.

Эффект Пиноккио.

1

12.11


№4,5,6

19-20.

Мёртвая точка.

2

19.11


№4,5,6

21.

Зачем тебе глаза.

1

26.11


№1,5,6

22.

Цвета втемноте.

1

26.11


№1,5,6

23.

Обман зрения.

1

03.12


№1,5,6

Слух -11 часов

24.

Звук играет в прятки

1

03.12


№4,5,6

25.

Путешествие звука.

1

10.12


№1,5,6

26.

Домашний стетоскоп.

1

10.12


№1,5,6

27-28.

Звук помогает видеть.

2

17.12


№1,5,6

29.

Звуковые зеркала.

1

24.12


№4,5,6

30.

Очки для ушей.

1

24.12


№4,5,6

31-32.

Космические голоса.

2

14.01


№4,5,6

33-34.

Пятно звука.

2

21.01


№4,5,6

Обоняние– 3 часа

35.

Духи и кофе.

1

28.01.


№1,5,6


36-37.

Зачем нужен нос.

2

28.01

04.02.


№1,5,6

Осязание -11 часов.

38-

Чувствительность кожи.

1

04.02


№1,5,6

39.

Рука - термометр.

1

11.02


№1,5,6

40-41.

Горячий лёд.

2

11.02

18.02


№1,5,6

42-43.

Непослушная рука.

2

18.02

25.02


№1,5,6

44-45.

Карта языка.

2

25.02

04.03


№1,5,6

46-47.

Зачем нужна слюна.

2

04.03

11.03


№1,5,6

48.

Снимаем отпечатки пальцев.

1

11.03


№1,5,6

Дыхание -3 часа

49.

Модель дыхания.

1

18.03


№1,5,6

50.

Как измерить объём лёгких.

1

18.03


№1,5,6

51.

Могучее дыхание.

1

25.03


№1,5,6

Движение -4 часа.

52

Синхронизация.

1

25.03


№1,5,6

53.

Как почувствовать невесомость.

1

01.04


№1,5,6

54

Попробуй поймай!

1

01.04


№1,5,6

55.

Центр тяжести человека.

1

08.04


№1,5,6

Кровообращение – 1 час

56.

Как пульсирует кровь.

1

08.04


№1,5,6

Сила -7 часов.

57-58.

Модель руки.

2

15.04


№1,5,6

59-60.

Мягкие кости.

2

22.04


№1,5,6

61-62.

Сила одного волоска.

2

29.04


№1,5,6

63.

Сила мышц.

1

06.05


№1,5,6

Наследственность -4 часа.

64-65.

Сбор ДНК.

2

06.05

13.05


№1,5,6

66-67.

Составь свою родословную.

2

13.05

20.05


№1,5,6

68.

Итоговое занятие.

1

20.05




Итого:

68 часов














ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. http://physics03.narod.ru/Interes/Magic/baby.htm

  2. Большая книга экспериментов для школьников/под ред. Антонеллы Мей Яни; пер.сит Э.И. Мотылёвой.- М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2011. - 264 с.

  3. Большая книга экспериментов/пер с нем П.Лемени - Македона.- М.: Эксмо, 2011. - 128 с.

  4. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ пер.с нем. П.Лемени - Македона. - М.: Эксмо, 2011.-192 с.

  5. КнигаТомиловой Т. В. «Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников»: [для детей 9-14 лет] – Москва: Эксмо, 2015. – 80 с.: ил. – (Опыты для детей и взрослых);

6.Оборудование для проведения практических работ.

1. Пластина прозрачного пластика.


21. Бусинки и блёстки.

41. Кастрюля.

2.Свечи.


22. Скрепки.

42. Мел.

3. Спички.


23. Губная помада.

43. Воздушные шары.

4. Циркуль.


24. Картинки с заданиями.

44. Соломинки для напитков.

5. Листы белого картона


25. Платок.

45. Вешалка для одежды.

6. Краски.


26. Погремушка.

46. Кухонные весы, механические напольные весы.

7.Листы альбомной бумаги.


27. Наручные часы.

47. Гантели.

8. Скоч.


28. Резиновый шланг.

48. Секундомер.

9. Средство для мытья посуды.


29.Хозяйственные воронки.

49. Медицинский спирт.

10.Клей.


30. Стеклянный шарик

50. Сито.

11. Ножницы.


31. Тарелки.

51. Нож.

12. Калька из тонкой бумаги.


32. Радиоприёмник.

52. Банка с крышкой.

13. Фломастеры.


33. Капроновые нити.

53. Стулья.

14. Пластилин.


34. Металлическая пружина.

54. Бумажная лента длиной 1 метр.

15. Монеты.


35. Карманный фонарик.

55.Пакет или сумка с ручками.

16. Пробирка с крышкой.


36. Флаконы с духами.

56. Пластиковая бутылка.

17. Бумажные салфетки.


37. Кофе в зёрнах, рис.

57. Кисточки.

18. Газета.


38. Тёрка.

58. Ватные палочки.

19. Прозрачный стакан.


39. Яблоко, морковь, картофель.

59. Карандаши.

20. Булавки.

40.Сода, уксусная кислота, лимонный сок, соль, сахар, мука, печенье.

60. Вода.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!