государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей индивидуального обучения «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ ____________________ | Согласовано на методсовете «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. | Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ | Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"
ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 1 КЛАССА
Зайцева Василия
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) - "Живой мир 1 класс" Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Курс «Живой мир» в специальной (коррекционной) школе ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.
Задачами курса "Мир природы и человека"для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;
формирование способов ориентировки в окружающей действительности;
формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
формирование всех видов деятельности;
развитие познавательной активности;
развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
воспитание экологической культуры;
становление нравственной ориентировки;
формирование самостоятельности;
воспитание положительных качеств. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Планируемые результаты обучения: Личностные результаты должны отражать:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
учащиеся в результате изучения курса «Живой мир »
научится:
-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих
культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,
-характеризовать признаки времѐн года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-объяснять отличия человека от животных;
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни.
Нормативная база
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г
.
Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
№ | Раздел | Краткое содержание раздела | Кол-во часов |
1 | Неживая природа | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток. | 4 |
2 | Сезонные изменения (времена года) | Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. | 8 |
3 | Растения | Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. | 6 |
4 | Животные | Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках. Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках. | 7 |
5 | Человек | Учить различать людей по возрасту, полу. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов. Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. | 8 |
Учебно-методическое обеспечение:
-учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение 2016г.;
- предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;
-муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
- карточки с заданием для индивидуальных работ;
- комплект заданий на развитие психических процессов;
- комплект "Загадки-отгадки"
Учащийся должн знать:
о мире живой и неживой природы;
о человеке, работе его органов чувств;
о погоде и ее явлениях;
о смене времен года;
знать правила гигиены.
Учащийся должн уметь:
называть признаки живой и неживой природы;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
знать правила гигиены;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений;
узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;
называть наиболее распространенных диких и домашних животных;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Кол-во часов с.р. | Планируемы Предметные | результаты Личностные | Деятельность учащихся | Мониторинг |
| 1 четверть | | 9 | 9 | | | | |
1 | Неживая природа Земля и Солнце. Экскурсия. | | 4 1 | 1 | Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений. | Осознание себя как ученика. | Наблюдения в природе. | Беседа |
2 | День и ночь. | | 1 | 1 | Уметь отличать время суток. | | Работа с раздаточным материалом. | |
3 | Сутки. Занятия людей в течение суток. | | 1 | 1 | | | Работа с учебником. | |
4 | Значение Солнца. Солнце и жизнь растений. | | 1 | 1 | | | Работа с наглядным материалом. | Беседа |
5 | Времена года Осень. Признаки осени. | | 8 1 | 1 | Знать названия времен года. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | Сбор природного материала, | |
6 | Занятия и одежда детей осенью. | | 1 | 1 | | | Работа с раздаточным материалом; | Практическое занятие |
7 | Зима. Признаки зимы. | | 1 | 1 | Знать признаки зимы | | Работа с сюжетными картинками. | Беседа |
8 | Одежда и занятия детей зимой. | | 1 | 1 | Знать названия одежды в зимнее время. | | Составление предложений по опорным картинкам; | |
9 | Весна. Признаки весны. | | 1 | 1 | Знать признаки весны. | | наблюдать за сезонными изменениями в природе; | Ф |
10 | 2 четверть Одежда и занятия детей весной. | | 7 1 | 7 1 | | | работать с учебником. | Беседа |
11 | Лето. Признаки лета. | | 1 | 1 | Знать признаки лета. | | Описание времени года по опорным картинкам; | Беседа |
12 | Одежда и занятия детей летом. | | 1 | 1 | | | Определение времени года по сюжетным картинкам. | тест |
13 | Живая природа Растения Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. | | 22 6 1 | 22 6 1 | Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Определение сходства и различия растений по графической схеме. | |
14 | Разнообразие цветов. Семена. | | 1 | 1 | | | Составление предложений по картинкам. | |
15 | Плоды растений. Овощи и фрукты. | | 1 | 1 | Знать и различать овощи и фрукты. | | работа с учебником. | Практическое занятие |
16 | Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. | | 1 | 1 | | | | |
| 3 четверть | | 9 | 9 | | | | |
17 | Приспособление растений к разным условиям жизни. | | 1 | 1 | | | | |
18 | Растения. (обобщающий урок) | | 1 | 1 | | | | |
19 | Животные. Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. | | 7 1 | 7 1 | Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые; | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам. | Беседа |
20 | Детёныши животных. | | 1 | 1 | Знать детенышей диких животных. | | работа с учебником | тест |
21 | Домашние животные. | | 1 | 1 | Знать домашних животных. | | рассматривание картинок. | |
22 | Дикие животные. | | 1 | 1 | Знать диких животных. | | Работа с трафаретами; | Беседа |
23 | Приспособление животных к различным условиям жизни. | | 1 | 1 | | | Работа с учебником. | Беседа |
24 | Приспособление животных к временам года. | | 1 | 1 | | | Работа с учебником. | Беседа |
25 | Животные.(обобщающий урок). | | 1 | 1 | | | Работа с карточками. | Тест |
| 4 четверть | | 8 | 8 | | | | |
26 | Человек Человек. Части тела человека. | | 8 1 | 8 1 | Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку. | Беседа |
27 | Гигиенические навыки. | | 1 | 1 | Владеть гигиеническими навыками. | | Участие в беседе о правилах опрятности; | Практическое занятие |
28 | Лицо человека. | | 1 | 1 | Знать и уметь называть части лица. | | Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником. | Беседа |
29 | Глаза. | | 1 | 1 | Уход за глазами. | | Гимнастика для глаз | Практическое занятие |
30 | Уши. | | 1 | 1 | Уход за ушами. | | работа с учебником. | |
31 | Нос. | | 1 | 1 | | | Эксперемент "Узнай запах" | Беседа |
32 | Рот. | | 1 | 1 | | | правила гигиены за полостью рта. | Практическое занятие |
33 | Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека. | | 1 | 1 | | | Изучение правил гигиены по уходу за кожей | |