МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ СИБИРЦЕВА А.Н. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н. Кирпикова И.А. «____» ________ 20_ г. № ________________ | | | ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА социально – педагогической направленности Первые шаги в науку (наименование программы) Возраст обучающихся 8-12 лет__________ Срок реализации программы июнь 2021 уч.г. Количество часов в неделю 9ч. Педагог, реализующий программу Шарафутдинова Миляуша Муллахметовна, педагог дополнительного образования_ (Ф.И.О. учителя полностью, должность) СУРГУТ 2021 |
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени А.Н. Сибирцева
Название программы | Первые шаги в науку |
Направленность программы | Социально-педагогическая, включает в себя элементы профессионального ориентирования, а также научно–исследовательской и проектной деятельности. |
Ф.И.О. педагога реализующий дополнительную общеобразовательную программу | Шарафутдинова Миляуша Муллахметовна |
Год разработки | 2021 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Приказом директора школы МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н., № Ш8-13-256/О от 31.08.2020 г. |
Уровень программы | базовая |
Информация о наличии рецензии | нет |
Цель | формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. |
Задачи | Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности. Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме. |
Ожидаемые результаты освоения программы | В результате реализации программы факультатива «Первые шаги в науку» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный). |
Срок реализации программы | 3 недели |
Количество часов в неделю/год | 1 группа по 3 часа в неделю |
Возраст обучающихся | 8-12 лет |
Формы занятий | Формы организации: Работа в паре; Работа в группе Самостоятельная работа Виды деятельности: эвристические беседы: |
Методическое обеспечение | 1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах 2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006. 3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106. Интернет-ресурсы для обучающихся Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/ Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- www.issl.dnttm.ru Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info Уроки Кирилла и Мефодия. - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа» |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Для осуществления образовательного процесса по Программе «Первые шаги в науку» необходимы следующие принадлежности: компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор (оборудование есть в кабинете) набор ЦОР по проектной технологии. |
Пояснительная записка
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы факультатива «Первые шаги в науку».
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа факультативного курса «Первые шаги в науку» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Программа факультатива «Первые шаги в науку» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы.
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности.
Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии.
Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Первые шаги в науку» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от обучающихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности школьников;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место учебного курса. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «русский язык», «литература», «окружающий мир», «математика», «технология», «изобразительное искусство». ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку» по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Место в учебном плане
Программа предполагает обучение в 3 классе – 9ч, 3 часа в неделю.
Срок освоения дополнительной образовательной программы «Первые шаги в науку» определяется ее содержанием и составляет на период 02.06.2021 – 21.06.2021.
Режим занятий. Занятия будут проходить в первой половине дня для детей 1 класса.
Расписание занятий дополнительного образования «Первые шаги в науку»
№ | Дни недели | Время | часы |
1 | Понедельник | 9.00- 10.00, 10.00-11.00 | 1 1 |
2 | Среда | 9.00- 10.00, 10.00-11.00 | 1 1 |
3 | Пятница | 9.00- 10.00, 10.00-11.00 | 1 1 |
Планируемые результаты.
В результате реализации программы факультатива «Первые шаги в науку» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Оценка успешности освоения программы
Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (выставки творческих работ, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
В ходе реализации данного этапа обучающийся составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев.
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования).
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
| | | |
Название проекта | | | |
Техника исполнения | | | |
Самостоятельность | | | |
Сложность | | | |
Моё настроение | | | |
Применение | | | |
Содержание курса дополнительного общеобразовательной програмы с указанием форм организации и видов деятельности.
Подпрограмма «Тренинг».
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащихся должны овладеть универсальными учебными действиями, личностными результатами и предметными действиями исследовательского поиска. К ним относятся умения:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четверти, мы вернёмся к аналогичным занятиям в третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг». Эта часть программы меньше других по объёму, но она также важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Подпрограмма «Тренинг» (3ч.)
Тема «Как задавать вопросы», «Мысленные эксперименты » (1ч.)
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как делать схемы» (1ч.)
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (5ч.)
Тема Практическая работа «Витамины на подоконнике» (1ч.)
Цель: расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Тема Практическая работа «Вред Кока-колы на организм человека» (1ч.)
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Занятие, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны.
Тема Практическая работа «Почему жидкость течет вверх?»
Тема: Практическая работа «Плавающее яйцо»
Цель: изучить и объяснить необычные свойства куриного яйца с точки зрения физических законов.
Тема: Практическая работа «Прыгающее яйцо»
Цель: выяснить почему куриная скорлупа такая твёрдая и можно ли уронить яйцо, не разбив его, - узнать какие химические вещества помогут мне достичь этого.
Подпрограмма «Мониторинг» (2ч.)
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований» (1ч.)
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
правила осуществления самоконтроля;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
выбирать пути решения задачи исследования ;
классифицировать предметы, явления и события;
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
осуществлять сотрудничество со взрослыми;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Контроль и фиксация результата по подпрограммам
подпрограмма | форма предъявления результата | форма контроля | инструмент для оценки |
Подпрограмма «Тренинг». | Тетрадь исследователя. | Наличие материала по исследованию. | Параметры оценки. |
Подпрограмма «Исследовательская практика». | Сообщение-доклад. | Проведенное исследование. | Критерии написания исследования, мониторинг. |
Подпрограмма «Мониторинг». | Публичное выступление. | Участие в конференции | Критерии публичного выступления. |
Формы организации:
Работа в паре;
Работа в группе
Самостоятельная работа
Виды деятельности:
эвристические беседы:
Описание изменений, внесённых в содержание курса дополнительной общеобразовательной программы с обоснованием внесённых изменений.
Программа имеет следующие отличительные особенности по сравнению с примерной и авторской программами по предмету:
Конкретизированы требования к уровню усвоения учебного материала обучающимися по разделам программы, детализированы дидактические единицы; в соответствии с ФГОС НОО определены планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО.
Наряду с определёнными авторами методами организации образовательного процесса используется гендерный подход к отбору содержания, позволяющий оптимизировать процесс достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В содержание авторской программы изменения не внесены.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ | основные разделы | количество часов | количество |
тестов, анкет | устных контрольных работ (выступление с сообщением) | практических |
1 | Подпрограмма «Тренинг» | 3 | | 1 | 1 |
2 | Подпрограмма «Исследовательская практика» | 5 | | 3 | 5 |
3 | Подпрограмма «Мониторинг» | 1 | | 2 | 1 |
Итого: | 9 | - | 6 | 7 |
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Первые шаги в науку» необходимы следующие принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор (оборудование есть в кабинете 103)
набор ЦОР по проектной технологии.
Литература для учителя
1.Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
2.Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
3.Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для
учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008-45
4.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.]; под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010.
4. Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития, 2002
5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.
6.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
7.Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. [Текст] //Директор школы, № 3, 1998
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы для учителя
http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах
2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.
3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
Интернет-ресурсы для обучающихся
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- www.issl.dnttm.ru
Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info
Уроки Кирилла и Мефодия. - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа»
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения занятий I группы |
план | факт |
1 | Подпрограмма «Тренинг» | Как задавать вопросы. Мыслительные эксперименты | 1 | 02.06 | |
2 | Что такое парадоксы? Поиск литературы. | 1 | 04.06 | |
3 | Как делать схемы. Практическая работа «Мое первое исследование» | 1 | 07.06 | |
4 | Подпрограмма «Исследовательская практика» | Практическая работа «Витамины на подоконнике» | 1 | 09.06 | |
5 | Практическая работа «Вред Кока-колы на организм человека» | 1 | 11.06 | |
6 | Практическая работа «Почему жидкость течет вверх?» | 1 | 14.06 | |
7 | Практическая работа «Плавающее яйцо» | 1 | 16.06 | |
8 | Практическая работа «Прыгающее яйцо» | 1 | 18.06 | |
9 | Подпрограмма «Мониторинг» | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | 1 | 21.06 | |
итого | | | 9 | 9 | |