СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Тропинка к собственному «Я»» НАПРАВЛЕННОСТЬ – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ - (6-8 ЛЕТ) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год (76 часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем и позволяет создать доброжелательную атмосферу в учебных коллективах.Актуальность программы состоит в том, что она призвана помочь учащемуся разобраться в тех изменениях, которые происходят в нём в период взросления, и предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Тропинка к собственному «Я»» НАПРАВЛЕННОСТЬ – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ - (6-8 ЛЕТ) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год (76 часов)»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И ТЕХНОЛОГИЙ № 41

(ГБПОУ КГТиТ №41)








РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тропинка к собственному «Я»»

НАПРАВЛЕННОСТЬ – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ - (6-8 ЛЕТ)

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год (76 часов)






Автор-составитель:

Ланина Елена Александровна










Москва, 2020







ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка 3

  2. Учебный (тематический) план 12

  3. Содержание учебного (тематического) плана 17

  1. Формы аттестации и оценочные материалы 19

  2. Организационно-педагогические условия реализации программы 20

  3. Список литературы 23

  4. Приложение №1. 25

Пояснительная записка

Целью психологического сопровождения по ФГОС является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Актуальность программы состоит в том, что она призвана помочь учащемуся разобраться в тех изменениях, которые происходят в нём в период взросления, и предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни.

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем и позволяет создать доброжелательную атмосферу в учебных коллективах.

Цель программы «Тропинка к собственному Я» - формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, развитие интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, формирование способности находить пути и способы преодоления трудностей. В процессе обучения решаются задачи:

Обучающие:

  • сформировать базовые понятия из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии и психологии познавательных

процессов.

Развивающие:

  • развить навыки эффективного общения;

  • развить умения обучающихся адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

  • развить навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

развить познавательные процессы.

Воспитательные:

  • создать мотивацию для дальнейшего саморазвития обучающихся;

  • способствовать сплочению коллектива;

  • способствовать формированию взаимного доверия и толерантности;



Структура занятия. Каждое занятие включает в себя:

1.Ритуалы приветствия-прощания, которые являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В эти ритуалы должны быть включены все обучающиеся в группе.

2.Разминку, которая является средством воздействия на эмоциональное состояние ребят, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если есть необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать обучающихся, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

3.Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач данного занятия.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает найти ответ на вопросы: зачем это нужно, как это может помочь в жизни, а также дает обратную эмоциональную связь друг другу.

Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов , которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их

вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой(Уроки психологии в начальной школе).

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительными особенностями программы является то, что она способствует достижению личностных и метапредметных результатов учеником начальной школы.

Курс «Тропинка к собственному Я» способствует достижению следующих личностных результатов :

  1. формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию,

  1. развитие мотивации к обучению и познанию,

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося,

  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

  5. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

6.готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;

6. формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

7. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками. Программа рассчитана на 1 классы, на 76 часов, по 2 часа в неделю.

Формы организации занятий

Для успешной реализации используются групповые занятия. Индивидуальные занятия необходимы тоже для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Режим занятий. Программа «Тропинка к собственному «Я»» рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся по 2 раза в неделю по 1 ч. Численность группы - 20 человек.





Методы используемые на занятиях:

  1. Игровые методы

  1. Арт-терапия

  2. Сказкотерапия

  3. Создание личного портфолио занятий с продуктами деятельности

  4. Работа в рабочих тетрадях для учащихся начальной школы «Тропинка к собственному Я»

Предполагаемые результаты

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:


Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты


Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


-осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;


- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

- работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем, сверcтниками

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и

взрослыми;

  1. извлекать с помощью педагога-психолога необходимую информацию из литературного текста,

  2. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,,

  3. учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  4. строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя,

  1. учиться исследовать свои качества и свои особенности,

  2. учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя,

  3. учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах,

  1. учиться работать в паре и в группе,

  2. выполнять различные роли,

  3. слушать и понимать речь других ребят,

  4. осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.




Формы подведения итогов:

  • самопрезентация;

  • устный опрос;

  • игры, упражнения;

  • диагностика;

  • выполнение творческих работ;

  • собеседование.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН


№ п.п

Раздел. Цель.

Темы занятий.

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика


1

Я – школьник.

(21час)

Цели:

- содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

1-2 Знакомство. Я умею управлять собой.

2

1

1


Диагностика знаний и практических навыков

3-4. Я умею преодолевать трудности

2

1

1


5-6. Я умею слушать других.

2

1

1


7-8. Я умею учиться у ошибки.

2

1

1


9-10Я умею быть доброжелательным.

2

1

1


11 Я доброжелательный.

1

1



12-13 Я умею быть ласковым.

2

1

1


14-15 Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задания вместе другими.

2

1

1


16-17.Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.

2

1

1


18-19 Я учусь решать конфликты

2

1

1


20-21.Я умею решать конфликты

2

1

1

Тестирование

2.

Мои чувства.

(22 часа)

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувств;способствовать снижению уровня страхов.

22-23 Радость. Что такое мимика.

2

1

1


24 Радость. Как ее доставить другому человеку.

1

1



25-26. Жесты.

2

1

1


27-28. Радость можно передать прикосновением.

2

1

1


29-30. Радость можно подарить взглядом.

2

1

1


31-32. Грусть.

2

1

1


33-34. Страх.

2

1

1

Тестирование

35. Страх, его относительность.

1

1



36-37Как справиться со страхом.

2

1

1


38-39.Гнев. С какими чувствами он дружит?

2

1

1


40-41. Может ли гнев принести пользу?

2

1

1


42-43. Разные чувства.

2

1

1


3

Чем люди отличаются друг от друга?

(8 часов)

-Цели: ознакомить детей с понятием «качества людей»,

-помочь

исследовать свои качества.

44-45. Люди отличаются друг от друга

своими качествами.

2


1


1


46-47. Хорошие качества людей.

2

1

1

Тестирование

48-49 Самое важное хорошее качество.

2

1

1


50-51. В каждом человеке есть « светлые» и «темные» качества


2

1

1


4

Какой Я – Какой Ты?

(13 часов)

Цели:

- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей находить положительные качества во всех людях.

52-53. Какой Я?

2

1

1


54-55. Какой Ты?

2


1


1


56-57. Какой я - большой или маленький?


2


1


1


58-59 Мои способности

2

1

1

Тестирование

60. Мой выбор, мой путь

1

1



61Мой внутренний мир


1



1


62-63Уникальность моего внутреннего мира


2

1


1


64Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

1







5






Трудности ученика

(6 часов)

Цели: Помочь детям осознать,

65-66. Трудности ученика

в школе, дома, на улице

2

1

1


67-68. Школьные трудности

2

1

1

Тестирование


возникающие у них трудности и научить справляться с ними.


69-70 . Домашние трудности

2

1

1



6 7


Я расту, я изменяюсь

(6ч. )

Цели:

помочь детям научиться осознавать происходящ ие в них изменения ,научить планировать цели и пути самоизменения


71-72Мое детство

2

1

1



73-74 Я изменяюсь

2

1

1



75Мое будущее.

76 Итоговое занятие

1

1

1


1



Итоговое тестирование










Итого часов:



40

36


Всего часов:

76







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Раздел 1.Я школьник (21 час)

Знакомство. Я умею управлять собой.Я умею преодолевать трудности.Я умею слушать других.Я умею учиться у ошибки.Я умею быть доброжелательным.Я доброжелательный.

Я умею быть ласковым. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задания вместе другими. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.Я учусь решать конфликты. Я умею решать конфликты.

Практические занятия. Игры на снятие барьеров и сближение. Игровая диагностика.






Практические занятия. Игры на снятие барьеров и сближение.

Игровая диагностика.




Раздел 2. Мои чувства. (22 часов) Радость. Что такое мимика.Радость. Как ее доставить другому человеку.

Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом.

Грусть. Страх. Страх, его относительность.Как справиться со страхом.Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? Разные чувства.

Практические занятия. Упражнения на демонстрацию эмоций и чувств в различных моделях общения. Игры-переживания.


Раздел 3. Чем люди отличаются друг от друга? (8 часов)

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей.

Самое важное хорошее качество. В каждом человеке есть « светлые» и «темные» качества.

Практические занятия. Формирование и закрепление коммуникативных навыков при помощи упражнений и игр.



Раздел 4. Какой Я – Какой Ты? (13 часов)

Какой Я? Какой Ты? Какой я - большой или маленький? Мои способности

Мой выбор, мой путь. Мой внутренний мир. Уникальность моего внутреннего мира.

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

Практические занятия. Мини-беседа на тему доверия. Освоение пространства посредством игровых форм.

Раздел 5. Трудности ученика (6 часов)

Трудности ученика в школе, дома, на улице . Школьные трудности. Домашние трудности.

Практические занятия. Релаксационные упражнения. Упражнения на саморегуляцию (как справиться с волнением).

Раздел 6. Я расту, я изменяюсь. (6ч. )

Мое детство. Я изменяюсь. Мое будущее. Хочу вырасти здоровым человеком!

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? Хочу вырасти свободным человеком.

Практические занятия. Игровой тренинг.












ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль уровня освоения Программы складывается из следующих компонентов. Исследовать качество усвоения материала и показатели личностного роста предлагается двумя группами тестов: ● Тесты достижений – представляют собой пакет вопросов тестового характера, имеющий варианты ответов. ● Пакет психодиагностических методик, совокупность которых даст представление о динамике личностного развития.

каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе – низкий (Н), средний (С), высокий (В). Подведение итогов реализации Программы В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится: ● промежуточная аттестация обучающихся (оценка качества освоения Программы по итогам освоения разделов Программы и в конце учебного года) в форме тестирования; ● итоговая аттестация (оценка качества освоения Программы обучающимися за весь период обучения) в форме презентации творческих проектов.













ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы

В процессе работы используются психологические игры и упражнения , а также следующие методы:

Групповые дискуссии, беседы.

Они относятся к методам психологии, предусматривающим прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Применяются с целью получения необходимой информации или разъяснения содержательной теоретической информации занятия. Такая форма работы весьма ограниченно используется в тренинге, иногда они развиваются сами собой и связаны с чем то существенным для обучающихся, что произошло непосредственно во время тренинга.

Мозговой штурм.

Заключается в нахождении решения конкретного, предлагаемого для группового анализа случая. Используется в тренинге толерантности и в теме «Пути преодоления конфликтов».

Метод демонстрации и иллюстрации.

Наглядно-чувственное ознакомление обучающихся с явлениями, процессами, которое используется для раскрытия динамики изучаемого содержательного компонента занятия.

Диагностические методы.

Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Проективные методики – человек непроизвольно, в свободной или подсказанной форме, но всегда более или менее символично, делится представлениями и переживаниями о себе и своей жизни. Их назначение – создать психологически защищённую ситуацию для личностного самораскрытия участников тренинга, разговора о личностных качествах и личностных проблемах.

Опрос – методика, при которой задания представлены в виде вопросов или утверждений, задача испытуемого – дать письменные или устные ответы,

сообщить информацию о себе.

Анкетирование – опосредованное общение по заранее составленным вопросам, на которые обучающимся необходимо ответить.

Социометрия – этот метод рассчитан на выявление характера непосредственных отношений типа «симпатии – антипатии» между членами учебной группы. Он позволяет получить нередко скрытую информацию о характере межличностных отношений в группе. Используется на первом и последнем занятиях, чтобы проследить динамику изменений взаимоотношений в группе.

Элементы арт-терапии.

Применяются при создании терапевтических ситуаций, в которых используется творческий продукт. На детей оказывает влияние как сам процесс создания этого творческого продукта, так и результат – созданный творческий продукт.

Кадровое обеспечение. Реализовывать Программу может педагог-психолог, имеющий высшее психологическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области психологического обучения учащихся начальной школы.

Материально-технические условия реализации Программы

● Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы из 20 человек (парты, стулья, классная доска, шкаф для УМК, зона отдыха).

● Оборудование, необходимое для реализации Программы:

− компьютер (ноутбук) с выделенным каналом выхода в интернет, − мультимедийная проекционная установка,

− принтер черно-белый, цветной, − сканер, − копир,

− магнитофон

● Материалы для детского творчества:

− белая и цветная бумага, − картон и ватман для рисования и конструирования, − клей и др.

● Канцелярские принадлежности: − ручки, карандаши, маркеры, корректоры; − блокноты, тетради; − бумага разных видов и формата (а3, а4, а2); файлы, папки и др.















Список литературы:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). М., 2014г

  2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.

  3. И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006

  4. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения,коррекционные программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.

  5. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. – Минск, 1997.

  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

  7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.

  8. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

  9. Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

  10. Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.

  11. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

  12. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

  13. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.

  14. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под. ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.

  15. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС // Сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.

  16. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.

  17. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношения с окружающими. М., 1992.
































Приложение № 1.

Психологические игры и упражнения.

1.Упражнения на работу с именем.

Используется на любом тренинге, когда участники знакомятся друг с другом.

Ритуал приветствия - игры по типу:

«Имя + мой любимый мультфильм»,

«Имя + то, куда мечтаю поехать»,

«Имя + самое запоминающееся событие жизни» и т.д.

Это служит напоминанием, как важно обращаться друг к другу по именам, а также это даёт определённый настрой на работу и «включение в круг».

Ритуал прощания – «Дерево настроения», помогает наглядно проследить настроение участников.

2.Игры-разминки – используются для того, чтобы подравнять функциональное состояние собравшейся группы. Эти игры позволяют ввести участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им почувствовать атмосферу группы, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус всей группы и каждого её участника, например, «Рукопожатие», «Ловля моли», «Ветер дует», «Изобрази предмет», «Принцесса, Самурай, Дракон», игры с мячом и т.д.).

3.Упражнения на новый сенсорный опыт

Задания ставят школьника в ситуацию, в которой он заведомо вынужден столкнуться с относительно новым для него сенсорным опытом, причём в достаточно психологически комфортной, не опасной для него ситуации. Приобретённый опыт побуждает обучающегося поделиться с группой своими ощущениями и переживаниями, сравнить свои впечатления с впечатлениями и ощущениями других членов группы после получения от них обратной связи, например, упражнения «Слепой и поводырь», «Опознать на ощупь», «Поднять и покрутить» и т.д.

4.Упражнения на «границы психологического пространства».

Это задания на демонстрацию психологических пространств и на манипуляцию с психологическими пространствами, например: показать, что такое зона психологического комфорта, а также игры-манипуляции. Пример таких игр:

«Путаница», «Рекорд группы», «Пространство» и т.д.



5.Упражнения на «пространственное взаимодействие».

Это игровые упражнения, в которых все участники тренинга активно взаимодействуют друг с другом, выполняя некоторую общую игровую задачу (такие упражнения используются обычно в тренинге командообразования, например, «Паутина», «Болото», «Переправа», «Телеграмма» и т.д.)

6.Упражнения на отработку различных навыков.

Школьники отрабатывают навыки и умения, которые они получили на занятии.

8. Упражнения на речевые действия.

Большинство упражнений этого типа из тренинга общения. Например, «Комплименты», «Речевые ассоциации» и т.д.

9.Упражнения на обратную связь.

Обратная связь всегда присутствует, когда в тренинге формируются некоторые новые способы деятельности и когда внутри тренинга с её помощью увеличивается продуктивность общения и оказывается межличностное влияние. Обратная связь в тренингах выступает как средство контроля и самоконтроля за выполнением действий на каждом этапе формирования некоторых новых способов деятельности. Оценивается не вся деятельность, а каждое действие. Эффективно использование в тренинге упражнений «Горячий стул», «Лучи солнца», «Линеечка» и т.д. Получение обратной связи происходит и путём задавания вопросов о пережитых чувствах и эмоциях после выполнения тех или иных. Из ответов часто делаются выводы об основных содержательных компонентах занятия, подкреплённых теоретической информацией.

10. Арт-терапия.

Создание творческого продукта в виде рисунка, коллажа, портрета группы.













16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!