Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета, курса
Искусство и ты
Как и чем работает художник? (8 часов)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объёме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия. (7 часов)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусствои (11 часов)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшение.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 часов)
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов |
по плану | фактически |
| | | Как и чем работает художник? | 8 часов |
1. | | | Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. 6-23, 24-27 | 1 |
2 | | | Белая и черная краски. 28-35 | 1 |
3 | | | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. 36-39 | 1 |
4 | | | Выразительные возможности аппликации 50-53 | 1 |
5 | | | Выразительные возможности графических материалов. 40-43 | 1 |
6 | | | Выразительность материалов для работы в объеме. 44-47 | 1 |
7 | | | Выразительные возможности бумаги. 48-49 | 1 |
8 | | | Неожиданные материалы (обобщение темы). 54-55 | 1 |
| | | Реальность и фантазия | 7 часов |
9 (1) | | 28.10 | Изображение и реальность 58-61 | 1 |
10 (2) | | 7.11 | Изображение и фантазия. 62-65 | 1 |
11 (3) | | 11.11 | Украшение и реальность. 66-69 | 1 |
12 (4) | | 18 | Украшение и фантазия. 70-73 | 1 |
13 (5) | | 25 | Постройка и реальность. 74-75 | 1 |
14 (6) | | 5.12 | Постройка и фантазия 76-77 | 1 |
15 (7) | | 9 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). 78-85 | 1 |
| | | О чём говорит искусство | 11 часов |
16 (1) | | 16 | Изображение природы в различных состояниях. 88-91 | 1 |
17 (2) | | 23 | Изображение характера животных. 96-99 | 1 |
18 (3) | | 13.01 | Изображение характера человека: женский образ.100-105 | 1 |
19 (4) | | 20 | Изображение характера человека: мужской образ. 100-105 | 1 |
20 (5) | | 27 | Образ человека в скульптуре. 106-107 | 1 |
21 (6) | | 3.02 | Образ человека в скульптуре. 106-107 | 1 |
22 (7) | | 10.02 | Образ человека в скульптуре. 106-107 | 1 |
23 (8) | | 17.02 | Человек и его украшения. 108-111 | 1 |
24 (9) | | 2/03 | О чем говорят украшения. 114-117 | 1 |
25 (10) | | 2 | О чем говорят украшения. 114-117 | 1 |
26 (11) | | 16 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). 118-121 | 1 |
| | | Как говорит искусство | 8 часов |
27 (1) | | 6/04 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. 124-129 | 1 |
28 (2) | | | Тихие и звонкие цвета. 130-131 | 1 |
29 (3) | | | Что такое ритм линий. 136-137 | 1 |
30 (4) | | | Характер линий. 138-139 | 1 |
31 (5) | | | Ритм пятен. 132-133 | 1 |
32 (6) | | | Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. 140-141 | 1 |
33 (7) | | | Итоговая контрольная работа. | 1 |
34 (8) | | | Анализ итоговой контрольной работы. Обобщающий урок. | 1 |