СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прогр 7 кл физика ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика. 7-9» (авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прогр 7 кл физика ФГОС»


Заветинский район село Заветное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1




«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБОУ ЗСОШ №1


Приказ от ___________________


___________ Таранин С.Н.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике


Уровень основного общего образования (класс) 7


Количество часов 70


Учитель Коновалов Р.С.


Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика. 7-9» (авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской).

















2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение), с рекомендациями примерной программы по учебным предметам Физика 7-9 классы, М.: «Просвещение», с авторской программой Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, программой для общеобразовательных учреждений. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Заветинкской СОШ №1.

Учебная программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.

Промежуточный контроль проводится в форме тестов, СР, проверочных работ, физических диктантов (по 10-15 минут) и КР в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой КР.

Целями обучения физики на данном этапе физического образования являются: формирование у обучающихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий

Общая цель предмета физики - подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике- теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента; формирование: знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов, экспериментальных умений, научного мировоззрения ( представление о материи, её видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях); представлении о роли физики в жизни общества - откроется влияние развития физики на тех. Прогресс, возникновение и решение экологических проблем); развитие у обучающихся функциональных механизмов психики, формирование и развитие свойств личности.

Обучающиеся должны понимать смысл изучаемых явлений, величин, законов; описывать и объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.


Место учебного предмета в учебном плане

Данный предмет входит в образовательную область «Естествознания».

Учебный план отводит на изучение физики в 7 классе 70 часов, 2 часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 70 часов в год по 2 часа в неделю.


Лабораторных работ 13 ч. Контрольных работ 4ч.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, ДРОФА 2013г.

Лукашик В.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010.- 224с.: ил.


Нормативные документы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

2.Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

3.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

4.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №405 от 09.06.2015 года. «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год».

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7.Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

9.Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Росссийской Федерации от 31.03.2014 № 253»

10. Приказ Минобразования Ростовской области от 08.08.2014 г. № 24/ 411 – 4851/м. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов».

11. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Заветинской СОШ №1.

12. Примерные программы по предмету физика составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика. 7-9» (авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской).

13. Рабочие программы по физике 7 -11. Под редакцией М.Л. Корневич. – М.: ИЛЕКСА, 2012 – 334с.



Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • понимание смысла основных научных понятий физики и взаимосвязи между ними;

  • знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы. Овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • формирование представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, передача им опыта творческой деятельности.

В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.

Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.

Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.

Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.

Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.

Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.

Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.

В соответствии с целями обучения физике обучающиеся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.

Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.

Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.

Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.

Таким образом, в 7 классах обучающиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.

Как уже указывалось, в курсе реализована идея уровневой дифференциации. К теоретическому материалу второго уровня, помимо обязательного, т. е. материала первого уровня, отнесены некоторые вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления, прикладной материал. Перечень практических работ также включает работы, обязательные для всех, и работы, выполняемые учащимися, изучающими курс на повышенном уровне. В тексте программы выделены первый и второй уровни, при этом предполагается, что второй уровень включает материал первого уровня и дополнительные вопросы.



Результаты освоения курса


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.


2. СТРУКТУРА КУРСА.


п/п


Примерное количество часов

Гл 1

ВВЕДЕНИЕ

6

Гл 2

ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

36

Гл 3

ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

6

Гл 4

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

19


Повторение

3


Итого

70




Планируемые результаты по разделам программы

Модуль 1: ВВЕДЕНИЕ

знать и помнить:

  • первоначальные представления о «физике» как о науке;

  • понятие о физических величинах и способах их измерения.

уметь:

-различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики;

  • определять цену деления измерительного прибора;

-записывать результаты прямого измерения с учётом абсолютной погрешности

Модуль 2: ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

знать и помнить:

понятие:

  • механическое движение, пройденный путь, равномерное и неравномерное движения, свободное падение;

физические величины:

  • скорость равномерного прямолинейного движения, ускорение, путь, время, перемещение (по плану);

  • графики движения;

  • формулу скорости, пути и времени, ускорения, перемещения, средней скорости;

  • явление инерции.

уметь:

  • уметь различать данные понятия; приводить примеры равномерного и неравномерного движения;

  • сравнивать графики движения;

производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, ускорения, пути и времени в систему СИ;

  • решать графические задачи;

  • находить проявление инерции в быту и технике;

  • решать задачи на применение формул: (Vср =; V = ); ускорения,

перемещения;

читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей

Модуль 3: ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

знать и понимать:

  • понятия: механическая волна, звуковая волна;

  • условия распространения механической волны;

  • механизм распространения звуковых волн;

  • характеристики звука: высота, тембр, громкость;

  • физические величины, характеризующие колебания: период колебаний, амплитуда, собственная частота.

Учащиеся должны уметь:

  • используя теоретическую модель, объяснять затухание колебаний в нитяном и пружинном маятнике;

вычислять период колебаний математического маятника, груза на пружине;

  • вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты;

  • вычислять расстояние, на которое распространяется звук, за определенное время;

  • описывать процесс возникновения и восприятия звуковых волн.

движения.

Модуль 4: СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

знать и понимать:

Понятия:прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, полное

внутреннее отражение.

Закон отражения и преломления.

уметь: -практически применять основные понятия и законы;

  • строить изображения предмета в плоском зеркале;

  • решать качественные и расчетные задачи на закон отражения и преломления.



Содержание учебного предмета

Авторы программы: Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.

1. Введение (6 ч.)

СУМ: Физические явления, величины, наблюдения и опыты, точность измерений. Физические теории. Абсолютная погрешность. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физика и техника, окружающий нас мир (П. 1-8).

Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Л.Р. № 1 «Измерение длины, объёма и температуры тела».

Л.Р..№ 2 «Измерение размеров малых тел».

Л.Р. № 3 « Измерение времени».

Обучающиеся должны знать и помнить:

  • первоначальные представления о «физике» как о науке;

  • понятие о физических величинах и способах их измерения.

Обучающиеся должны уметь:

-различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики;

  • определять цену деления измерительного прибора;

-записывать результаты прямого измерения с учётом абсолютной погрешности.

2. Движение и взаимодействие тел (36 ч)

Блок № 1. Механическое движение. Виды движений. (10 ч.)

СУМ: Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Инерция. (П. 9-16).

Мгновенная скорость. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.

Л.Р.№ 4 «Изучение равномерного движения».

Обучающиеся должны знать и помнить:

понятие:

  • механическое движение, пройденный путь, равномерное и неравномерное движения, свободное падение;

физические величины:

  • скорость равномерного прямолинейного движения, ускорение, путь, время, перемещение (по плану);

  • графики движения;

  • формулу скорости, пути и времени, ускорения, перемещения, средней скорости;

  • явление инерции.

Обучающиеся должны уметь:

  • уметь различать данные понятия; приводить примеры равномерного и неравномерного движения;

  • сравнивать графики движения;

производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, ускорения, пути и времени в систему СИ;

  • решать графические задачи;

  • находить проявление инерции в быту и технике;

  • решать задачи на применение формул: (Vср =; V = ); ускорения,

перемещения;

  • читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей.

Блок №2. Плотность вещества. Масса тела. (7 ч.)

СУМ: Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. (П. 17-19).

Л.Р. № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах»;

Л.Р. № 6 «Измерение плотности вещества твердого теле».

Обучающиеся должны знать и помнить:

- понятие массы как физической величины; соотношение единиц массы; методы измерения массы; взаимодействие тел;

  • правила взвешивания на рычажных весах;

  • понятие плотности; единицы плотности; формулу плотности;

  • правила пользования измерительным цилиндром и мензурой;

  • формулу плотности; соотношение между единицами плотности, массы и объёма;

  • формулу для нахождения массы и объёма; единицы массы тела и объёма;

  • графики зависимости:

  • массы от плотности вещества, массы и объема тела;

  • величины масса, плотность (по плану). Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться весами и производить расчёты массы тел;

  • пользоваться рычажными весами, набором гирь и разновесов;

  • пользоваться таблицей плотностей тел, переводить единицы плотности;

  • измерять объём тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра или мензурки;

  • вычислять массу и объём тела по его плотности;

  • решать задачи (ρ = );

  • измерять массу тела на рычажных весах, объем - мензуркой;

  • описывать по обобщенному плану физические приборы: мензурка, линейка, весы;

- приводить примеры изменения скорости тел при взаимодействии.

К/р. № 1 "Введение. Механическое движение. Скорость".

Блок № 3. Силы в природе. (10 ч.)

СУМ: Сила тяжести. Явления тяготения. Сила упругости и сила трения. Сила трения покоя. Равнодействующая сила. Вес тела. Невесомость. Давление. Закон Всемирного тяготения (П.20-30).

Сложение сил, направленных под углом друг к другу. Законы Ньютона.

Л.Р. № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил».

Л.Р. № 8 «Измерение силы трения скольжения».

Л.Р. № 9 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Обучающиеся я должны знать и помнить:

  • физические величины: сила; давление твердых тел;

  • всемирное тяготение;

  • сила трения, сила тяжести, вес тела, сила упругости;

  • зависимость силы тяжести от массы тела;

  • возникновение силы упругости,

  • устройство и действие динамометра (по плану);

  • сила - векторная величина; точка приложения силы; равнодействующая сила;

  • виды сил трения; роль трения в технике; смазка; закон Гука;

  • формулу F = mg,Fтр. = µN, Fупр.= - ķх. Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию;

  • различать понятия «масса» и «вес»;

  • градуировать пружину и измерять силу динамометром;

  • сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и в разные стороны;

  • различать виды трения, измерять трение скольжения, сравнивать виды трения;

  • решать задачи Р = mg, F = mg, Fтр = µmg, Fупр= -ķx

  • изображать графически силу;

  • рисовать схемы;

  • читать и строить графики:F(х) ,Fтр.(Р).

Блок №4. «Механическая работа и мощность». (Зч.)

СУМ: Механическая работа и мощность. Взаимосвязь между этими величинами. (П. 31-32).

Обучающиеся должны знать и помнить: величины:

  • механической работы, мощности (по плану);

  • формулы для вычисления механической работы и мощности.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычислять механическую работу; приводить примеры механической работы; переводить единицы работы;

- вычислять мощность, зная работу и время; переводить единицы мощности. Блок №5. Простые механизмы. (7 ч.)

СУМ: 1) Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость);

  1. «Золотое правило механики»;

  2. КПД механизма;

  1. Условия равновесия рычага. (П.33-36).

Л.Р.№ 10 « Выяснение условий равновесия рычага».

Л.Р. № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Обучающиеся должны знать и помнить:

  • простые механизмы; разновидности рычагов; правило равновесия рычага;

  • понятие момента силы; правило моментов; единица момента силы;

  • условие равновесия рычага;

  • правило моментов;

  • подвижный и неподвижный блоки;

  • «Золотое правило механики» - равенство работ;

  • полезная и полная работа; формула КПД;

  • формулы расчёта КПД и работы при подъёме тела по вертикали и по наклонной плоскости.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычислять выигрыш в силе при помощи рычага, приводить примеры применения рычагов в быту и технике;

  • используя правило моментов, уравновешивать рычаг;

  • решать задачи на правило моментов;

  • опытным путём определять равновесие рычага и правило моментов;

  • различать подвижные и неподвижные блоки;

  • чертить схемы блоков как рычагов;

  • рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока;

  • различать полезную и полную работу;

  • рассчитывать КПД различных - механизмов

  • рассчитывать КПД наклонной плоскости при разных углах наклона. Блок №6. Потенциальная и кинетическая энергии. (3 ч.)

СУМ: Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии (П. 37-39).

Обучающиеся должны знать и помнить:

  • понятие энергии; зависимость энергии от массы, высоты, скорости и деформаций тела;

  • переход одного вида энергии в другой;

- формулы для расчёта кинетической и потенциальной энергии.. Обучающиеся должны уметь:

  • различать потенциальную и кинетическую энергии; приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией;

  • приводить примеры превращения одного вида энергии в другой и тел, обладающих одновременно обоими видами энергии.

К.Р.№ 2 «Сила. Работа. Энергия ».

  1. Звуковые явления (6 часов).

Блок №1. Механические колебания. (3 ч.)

СУМ: Механические колебания и их характеристики: амплитуда колебаний, период, частота колебаний. Источники звука (П. 40- 42).

Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятника.

Блок №2. Механические волны. (3 ч.)

СУМ: Механические волны. Звуковые волны. Длина волны. Скорость звука. Громкость. Высота тона. Отражение звука. Эхо (П. 43-48).Тембр.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • понятия: механическая волна, звуковая волна;

  • условия распространения механической волны;

  • механизм распространения звуковых волн;

  • характеристики звука: высота, тембр, громкость;

  • физические величины, характеризующие колебания: период колебаний, амплитуда, собственная частота.

Обучающиеся должны уметь:

  • используя теоретическую модель, объяснять затухание колебаний в нитяном и пружинном маятнике;

вычислять период колебаний математического маятника, груза на пружине;

  • вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты;

  • вычислять расстояние, на которое распространяется звук, за определенное время;

  • описывать процесс возникновения и восприятия звуковых волн.

  1. Световые явления (19 часов).

Блок №1 Световые явления (7 ч.)

СУМ:Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Образование тени и полутени. Закон преломления. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света. Полное внутреннее отражение (П.49-59).

Лунные затмения. Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение.

Вогнутое зеркало. Применение вогнутого зеркала.

Л.Р. № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света».

Л.Р. № 13 «Изучения явления отражения света».

Обучающиеся должны знать и понимать:

Понятия:прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, полное

внутреннее отражение.

Закон отражения и преломления.

Обучающиеся должны уметь: -практически применять основные понятия и законы;

  • строить изображения предмета в плоском зеркале;

  • решать качественные и расчетные задачи на закон отражения и преломления.

Блок №2 Оптические приборы (9 часов).

СУМ:Линзы. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки. Лупа.

белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвет тел. (П. 60-67).

Волоконная оптика. Формула тонкой линзы.

Л.Р.№14 «Изучение изображения, даваемое линзой».

К.Р.№ 3 «Световые явления».

Обучающиеся должны знать и понимать:

- смысл физический величин:

- фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Обучающиеся должны уметь:

-получать изображения предмета с помощью линзы;

  • строить изображение предмета в тонкой линзе.

Повторение 2 часа

Итоговая контрольная работа


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики в 7 классе обучающийся должен  знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, механической энергии,

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью математических символов, рисунков);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

рационального применения простых механизмов.








Контроль реализации программы


Контрольные работы

Тема

Дата проведения

План

Факт

1

Контрольная работа №1 «Введе­ние. Движение тел. Плотность»

11.11


2

Контрольная работа № 2 «Сила. Работа. Энергия»

11.02


3

Контрольная работа № 3 «Световые явления»

04.05


4

Итоговая контрольная работа

18.05


Практические работы

Тема

Дата проведения

План

Факт

1.

Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объема и тем­пературы тела»

09.09


2.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

10.09


3.

Лабораторная работа №3 «Изме­рение времени»

16.09


4.

Лабораторная работа №4 «Изуче­ние равномерного движения»

01.10


5.

Лабораторная работа № 5 «Изме­рение массы тела на рычажных ве­сах»

21.10


6.

Лабораторная работа №6 «Изме­рение плотности вещества твердого тела»

28.10


7.

Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометра и из­мерение сил»

09.12


8.

Лабораторная работа № 8 «Изме­рение силы трения скольжения»

16.12


9.

Лабораторная работа № 9 «Изме­рение коэффици­ента трения скольжения»

17.12


10.

Лабораторная работа № 10 «Изуче­ние условия рав­новесия рычага»

20.01


11.

Лабораторная работа № 11 «Изме­рение КПД при подъеме тела по наклонной плос­кости»

28.01


12.

Лабораторная работа № 12 «Изучения явления отражения света».

17.03


13

Лабораторная ра­бота № 13 «Изу­чение изображения, даваемого линзой»

14.04




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа курса физики для 7—8 классов общеобразовательных учреждений (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).

УMK «Физика. 7 класс»

  1. Физика. 7 класс. Учебник (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).

  2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Н. С. Пуры­шева, Н. Е. Важеевская).

  3. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Н. С. Пу­рышева, Н. Е. Важеевская).

  4. Физика. Контрольные и проверочные работы. 7 класс (авторы Н.И. Зорин).

  5. Электронное приложение к учебнику.












Календарно – тематическое планирование 7 «б» класс

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип

урока

Элементы содержания

Характеристика

видов деятельности

Вид кон­троля, измери-° тел и

Дата про­ведения

План

факт

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (6 часов)

1

Вводный инструктаж по ТБ.Что изучают фи­зика и астрономия

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Что и как изучают физика и астро­номия. Физиче­ские явления. На­блюдение и опи­сание физических явлений. Гипотеза

Знать: смысл понятия «физиче­ское явление».

Уметь: классифицировать физи­ческие явления, приводить при­меры различных видов явлений


02.09


2

Физические величины. Измерение физических величин

1


Комбини­рованный урок

Физические вели­чины. Единицы величин. Между­народная система единиц (СИ). Фи­зические приборы

Знать: определение физиче­ской величины,основные единицы СИ.

Уметь: приводить примеры фи­зических величин, единиц их из­мерения, пользоваться шкалой приборов: определять цену де­ления, пределы измерения, по­казания


03.09


3

Точность измерений. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объема и тем­пературы тела»

1

Комбини­рованный урок

Понятие о точности измерений. Абсолютная по­грешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолют­ной погрешности

Знать: смысл понятия «точность измерения, погрешность».

Уметь: измерять длину при помощи линейки, объем жидкости в сосуде при помощи мензурки, температуру тела при помощи термометра; записывать результат измерений с учетом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализиро­вать полученные результаты

Умень­шение погреш­ности измере­ний

09.09


4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

Комбини­рованный урок

Измерение малых величин

Уметь: проводить измерения размеров малых тел способом рядов; записывать результат из­мерений с учетом погрешности; записывать результат в виде таб­лицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полу­ченные результаты

Относи­тельная погреш­ность

10.09


5

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение времени». Связи между физическими величинами

1

Комбини­рованный урок

Роль математики в развитии физики

Знать: смысл понятий закон, теория.

Уметы измерять время при помощи секундомера; записывать результат измерений с учетом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализи­ровать полученные результаты

Физиче­ский экспе­римент и физиче­ская тео­рия

16.09


6

Физика и техника. Физика и окру­жающий нас мир

1

Комбини­рованный урок

Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире

Уметь: осуществлять самостоятельный поиск информации о развитии техники с использованием различных источников

Вопросы

§7,8

17.09


РАЗДЕЛ II. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (36 часов)

7

Механическое движение, его виды и характери­стики. Относи­тельность движения

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Механическое движение и его виды. Относи­тельность меха­нического движе­ния. Траектория, путь

Знать: определения механического движения, траектории, пути; единицы измерения пути, времени; смысл понятия «относительность движения».

Уметь: приводить примеры относительности движения, траектории в разных системах отсчета

Л. № 95, 98

23.09


8

Траектория. Путь.

1

Комбини­рованный урок

Прямолинейное равномерное движение (ПРД). Скорость прямо-линейного равно­мерного движения

Знать: определения ПРД, скорости, единицы измерения скорости.

Уметь: приводить примеры ПРД, уметь описывать РД, производить перевод единиц, рассчитывать скорость, сравнивать скорости движения различных тел, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости РД от времени

Л. № 117, 121, 147

24.09


9

Равномерное

движение.

Скорость

1

Комбини­рованный урок

(практикум)


Уметь: рассчитывать пройден­ный путь, время движения, по графику определять путь за кон­кретное время,сравнивать скорости тел; строить графики зависимости пути от времени движения, скорости РД от времени

Л. №128, 130

30.09


10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения»

1

Комбини­рованный урок


Уметь: измерять скорость рав­номерного движения при помощи секундомера и линейки, записы­вать результат измерений с учетом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные ре­зультаты

Вопросы к §12

01.10


11

Неравномерное движение. Средняя скорость

1

Комбини­рованный урок

Неравномерное прямолинейное движение. Сред­няя скорость

Знать: определение неравно­мерного движения, средней ско­рости.

Уметь: приводить примеры НРД, находить среднюю скорость дви­жения

Л. № 134, 135

07.10



12

Равноускоренное движение. Ускорение

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Равноускоренное движение. Уско­рение

Знать: определение ПРУД, уско­рения; физический смысл единиц измерения ускорения. Уметь: приводить примеры ПРУД, находить ускорение

Л. № 158, 156

08.10


13

Равноускорен

ное

движение.

Ускорение

1

Комбини­рованный урок(прак­тикум)



Уметь: находить скорость при ПРУД



Л. №159

14.10


14

Инерция. Масса

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела

Знать: определение инерции, инертности, массы, способы оп­ределения массы. Уметь: описывать явление инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, сравнивать массы по взаимодействию тел, производить перевод единиц массы

Л. № 195, 210,222

15.10


15

Инструктаж по ТБ. Измерение массы. Лабораторная ра­бота № 5 «Изме­рение массы тела на рычажных ве­сах»

1

Комбини­рованный урок


Измерение массы, плотности


Уметь: приводить примеры тел
различной массы, измерять массу
тела с помощью весов, сравнивать
массы тел из различных веществ
одного объема, из одного вещества
разного объема, делать вывод о
проделанной работе

Вопросы к §17,18


21.10


16

Плотность вещества

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Плотность


Знать: определение плотности, смысл плотности, единицы изме­рения плотности, физический смысл 1 кг/м3

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных аг­регатных состояниях, пользоваться таблицами плотностей

Л. №256, 258, 259 §18

22.10


17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная ра­бота № 6 «Изме­рение плотности вещества твердого тела»

1

Комбини­рованный урок

Измерение объе­ма, массы, плот­ности

Уметь: находить плотность тел с помощью весов и мензурки, запи­сывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности, представлять гра­фически зависимость массы тела от его объема для различных веществ

Л. №260, 262

28.10



18

Плотность

вещества

1

Урок при­менения получе;; ных знаний


Уметь: анализировать формулу ρ = , т.е. зависимость V(ρ) при m=const и т(р) при V=const; решать задачи на нахождение массы и объема тела через его плотность

Л. №234, 235,268

29.10


19

Контрольная ра­бота №1«Введе­ние. Движение тел. Плотность»

1

Урок кон­троля




11.11


20

Сила

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Сила. Графиче­ское изображение сил. Силы в при­роде: сила тяже­сти, сила упруго­сти, сила трения

Знать: определение силы, при­знаки действия силы, единицы измерения силы, виды сил. Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически

Вопросы к §20

12.11


21

Измерение силы. Международная система единиц

1

Комбини­рованный урок

Измерение сил. Динамометр. Ме­ждународная сис­тема единиц

Уметь: сравнивать силы, измерять силу при помощи динамометра

Вопросы к §21,22

18.11


22

Сложение сил

1

Комбини­рованный урок

Сложение сил, направленных по одной прямой

Знать: определение равнодейст­вующей.

Уметь: находить равнодейст­вующую сил, действующих по од­ной прямой, изображать графиче­ски

Л. №354, 360, 365, 370

19.11


23

Сила упругости

1

Комбини­рованный урок

Сила упругости. Закон Гука

Знать: определение силы упру­гости.

Уметь: формулировать закон Гука, рассчитывать силу упруго­сти, изображать графически

Л. №328, 350

25.11


24

Сила тяжести


1

Комбини­рованный урок

Сила тяжести. Центр тяжести

Знать: определение силы тяжести.

Уметь: рассчитывать силу тяже­сти, изображать ее графически, сравнивать силу тяжести, дейст­вующую на различные тела

Л. №309, 311,336

26.11


25

Закон всемирного тяготения

1

Комбини­рованный урок

Закон всемирного тяготения

Уметь: описывать явление все­мирного тяготения

Л. №285, 291,293

02.12



26

Вес тела. Невесомость

1

Комбини­рованный урок

Вес тела. Невесо­мость

Знать: определение веса тела.

Уметь: описывать явление неве­сомости, рассчитывать вес тела, изображать его графически

Л. №334, 346

03.12


27

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Градуировка динамометра и из­мерение сил»

1

Комбини­рованный урок


Знать: устройство и принцип действия динамометра.

Уметь: измерять силу тяжести, силу упругости и вес с помощью динамометра, строить графики за­висимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения


09.12


28

Давление

1

Комбини­рованный урок

Давление

Знать: определение давления, единицы измерения давления, причину давления твердых тел, способы уменьшения и увеличения давления.

Уметь: приводить примеры, в которых тела оказывают давление, сравнивать оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел, зная силу давления и площадь поверхности.

Л. №438, 447, 452, 455

10.12


29

Сила трения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная ра­бота № 8 «Изме­рение силы трения скольжения»

1

Комбини­рованный урок

Сила трения. Виды сил трения

Знать: определение силы трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения трения.

Уметь: приводить примеры действия силы трения, измерять силу трения с помощью динамометра, устанавливать зависимость между силой трения и силой нормального давления

Л. № 400, 411,428

16.12


30

Инструктаж по ТБ. Лабораторная ра­бота № 9 «Изме­рение коэффици­ента трения скольжения»

1

Комбини­рованный урок


Уметь: определять коэффициент трения скольжения при помощи динамометра, строить график за­висимости силы трения от силы нормального давления


17..12


31

Законы Ньютона

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Первый, второй и третий законы Ньютона

Знать: формулировки и смысл законов Ньютона

Вопросы к §30

23..12


32

Механическая работа

1

Комбини-рованный

урок

Механическая работа

Знать: определение работы, единицы измерения. Уметь: приводить примеры совершения силой работы, рассчитывать работу по формулеА= F* s

Л. №661, 667, 663

24.12



33

Инструктаж по ТБ. Мощность

1

Комбини­рованный урок

Мощность

Знать: определение мощности, единицы измерения. Уметь: приводить примеры совершения работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле N=

Л. № 698, 699, 706, 714

13.01


34

Простые механиз­мы. Правило рав­новесия рычага

1

Комбини­рованный урок

Простые механиз­мы. Условие рав­новесия рычага

Знать: простые механизмы, их виды, назначение. Иметь пред­ставление о моменте силы.

Уметь: решать задачи на условие равновесия рычага

Л. № 728, 744,734

14.01


35

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Изуче­ние условия рав­новесия рычага»

1

Комбини­рованный урок


Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности


20.01


36

Блок. «Золотое правило» механики

1

Комбини­рованный урок

«Золотое прави­ло» механики. Применение про­стых механизмов

Знать: выигрыш в силе, даваемый блоком.

Уметь: формулировать «золотое правило» механики

Л. №758, 773

21.01


37

Коэффициент по­лезного действия

1

Комбини­рованный урок

КПД механизмов

Знать: определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики.

Уметь: рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости

Л. №789, 798

27.01


38

Инструктаж по ТБ. Лабораторная ра­бота № 11 «Изме­рение КПД при подъеме тела по наклонной плос­кости»

1

Комбини­рованный урок


Уметь: собирать установку по описанию; проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проде­ланной работе и результатах с учетом погрешности


28.01


39

Энергия.

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Энергия. Кинети­ческая энергия. Потенциальная энергия

Знать: определение механиче­ской энергии, потенциальной и кинетической энергии. Уметь: вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной или кинетической энергией, сравнивать энергии тел

Л. № 803, 809, 807, 813

03.02


40

Закон сохранения энергии в механике

1

Комбини­рованный урок

Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра

Знать: закон сохранения меха­нической энергии. Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии

Л. №824

04.02


41

Обобщающее по­вторение по теме «Движение и взаи­модействие тел»

1

Урок

обобщения и по­вторения (практикум)




10.02


42

Контрольная работа № 2 «Сила. Работа. Энергия»

1

Урок кон­троля




11.02


РАЗДЕЛ III. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов)

43

Колебательное движение

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Механические ко­лебания и их ха­рактеристики: ам­плитуда, период, частота колебаний

Знать: определение колебатель­ного движения, его причины, па­раметры колебательного движе­ния, единицы измерения

Л. №850, 858

17.02


44

Колебательное движение

1

Комбиниро-

ванный урок (практикум)


Уметь: определять период, частоту колебаний

Л. № 859, 856

18.02


45

Звук. Волновое движение. Основ­ные характеристики волны

1

Урок изу­чения но­вого материала

Источники звука. Механические волны. Длина волны. Звуковые волны

Знать определение волны, ос­новные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними

Л. № 903, 902

24.02


46

Решение задач

1

Комбини­рованный урок (прак­тикум)


Уметь: определять длину, ско­рость, частоту, период волны

Л. № 905

25.02


47

Характеристики звука

1

Комбини­рованный урок

Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. От­ражение звука. Эхо

Знать: характеристики звука -громкость, высота; свойства звука -распространение в различных средах, отражение, поглощение

Л. № 898, 908,900

02.03


48

Звуковые явления.

1

Комбини­рованный урок (прак­тикум)




03.03


Раздел IV. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (16 часов)

49

Свет. Источники света. Распро­странение света

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Источники света. Закон прямоли­нейного распро­странения света

Знать: источники света, их виды, закон прямолинейного распро­странения света

Л.

№ 1484, 1487, 1497, 1502

09.03


50

Световой луч. Тень и полутень.

1

Комбини­рованный урок

Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Сол­нечные затмения

Знать: определение светового луча и светового пучка. Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения

Л. № 1507

10.03


51

Отражение света

1

Комбини­рованный урок

Отражение света. Закон отражения света

Знать: закон отражения света. Уметь: описывать явление отра­жения света, строить отраженные лучи

Л.

№ 1524,

1536,

1537

16.03


52

Инструктаж по ТБ. Лабораторная ра­бота № 12 «Изучения явления отражения света»

1

Комбини­рованный урок

Перископ

Знать: закон отражения света. Уметь: описывать явление отра­жения света, строить отраженные лучи


17.03


53

Изображение предмета в плоском зеркале

1

Комбини­рованный урок

Построение изо­бражения предмета в плоском зеркале

Уметь: строить изображение точки в плоском зеркале

Л.

№1549, 1550

23.03


54

Преломление света

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Преломление света

Знать: закон преломления света. Уметь: описывать явление пре­ломления света, строить прелом­ленные лучи

Л.

№ 1563, 1578

24.03


55

Полное внутреннее отражение

1

Комбини­рованный урок

Полное внутрен­нее отражение

Уметь: описывать явление пол­ного внутреннего отражения

Л.

№1568, 1581

06.04


56

Линза. Ход лучей в линзах

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы

Знать: определение линзы, виды линз, оптические характеристики линзы.

Уметь: измерять фокусное рас­стояние собирающей линзы, вы­числять оптическую силу линзы

Вопросы к §60

07.04


57

Построение изо­бражений, давае­мых линзами

1

Комбинированный урок

(практикум)

Построение изо­бражений, давае­мых линзой

Уметь: строить изображение точки в собирающей линзе

Л. №1598

13.04


58

Инструктаж по ТБ. Лабораторная ра­бота № 13 «Изу­чение изображения, даваемого линзой»

1

Комбини­рованный урок


Уметь: собирать установку по описанию и проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы; объяснять полу­ченные результаты


14.04


59

Формула линзы

1

Комбини­рованный урок

Увеличение линзы

Знать: формулу линзы. Уметь: пользоваться формулой линзы для решения задач

Л.

№ 1612, 1614

20.04


60

Линза. Ход лучей в линзах

1

Комбини­рованный урок

(практикум)


Уметь: решать задачи по теме


21.04


61

Оптические при­боры. Глаз и зрение

1

Комбини­рованный урок

Оптические при­боры: проекцион­ный аппарат, фо­тоаппарат. Глаз как оптическая система. Нор­мальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа

Знать: разновидности оптических приборов

Вопросы к § 62, 63, 64

27.04


62

Итоги главы «Световые явления»

1

Комбини­рованный урок

(практикум)


Уметь: решать задачи по теме


28.04


63

Контрольная работа № 3 «Световые явления»

1

Урок кон­троля




04.05



64

Разложение белого света в спектр. Цвета тел

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Разложение белого света в спектр. Сложение спек­тральных цветов. Цвета тел



05.05


65;66

Повторение


2







11.05 12.05



67

Итоговая контрольная работа

1

Урок кон­троля




18.05



68 69

70

Повторение

3





19.05

25.05

26.05










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета __________В. Г. Бондаренко

МБОУ ЗСОШ №1 14.08. 2015 года

от 14.08.2015 № 1

__________ Е.В. Кутепова



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!