СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс, 1 час в неделю, по программе Н.Е.Кузнецовой

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа по химии составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии  (2004 год).
  2. Примерной программы по химии среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень).
  3. Программы авторского курса химии для 8-11 классов Н.Е.Кузнецовой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
  4. В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ №11 городского округа город Нефтекамск Р.Б. на 2016-2017 учебный год.

Программа рассчитана на 34ч (1ч. в неделю),  в том числе на контрольные работы - 4 часа и практические работы - 2 часа. 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 10 класс, 1 час в неделю, по программе Н.Е.Кузнецовой»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (2004 год).

  2. Примерной программы по химии среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень).

  3. Программы авторского курса химии для 8-11 классов Н.Е.Кузнецовой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

  4. В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ №11 городского округа город Нефтекамск Р.Б. на 2016-2017 учебный год.

Программа рассчитана на 34ч (1ч. в неделю), в том числе на контрольные работы - 4 часа и практические работы - 2 часа.

Цель: формирование целостных системных знаний об органических веществах.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся по курсу химии 9 класса:

  • развивать знания и умения при установлении связи между строением и свойствами вещества;

  • развивать умения при решении расчетных задач по курсу органической химии и осуществлять генетические связи между основными классами органических соединений;

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях на основе курса органической химии 10 класса;

  • развивать умения переводить теоретические знания на уровень их практического применения, т.е. умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе интернета;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • 4 часа отведено на повторение основных вопросов курса химии за 9 класс;

  • Сокращено количество часов на изучение всех тем в связи с переходом на новый базисный план в 10 классе.

Программа курса химии 10 класса, при 1-часовом изучении, отражает учебный материал в трех крупных разделах : «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».

При изучении классов органических соединений особое влияние уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенности их строения и от характера функциональных групп. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией.

Методы работы:

  • Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

  • Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

  • Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Формы работы:

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Работа в парах

  • Индивидуальная

Применяемые технологии:

  • Развивающего обучения

  • Проблемного обучения

  • Традиционные

Основными методами проверки знаний и умений обучающихся является устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: химические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, итоговая – по завершению темы или раздела школьного курса.

Завершение изучения курса химии в 10 классе осуществляется итоговой контрольной работой.




























4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА.


В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искус­ственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международ­ной номенклатуре;

определять: виды связей (одинарную, двойную, трой­ную); важнейшие функциональные группы органиче­ских веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; валентность и степень окисления химических элемен­тов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: причины многообразия углеродных соединений (изомерию); основные классы органических соединений; строение и химические свойст­ва изученных органических соединений;

обьяснять: строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и много­атомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кис­лоты; понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерифи­кации, полимеризации и поликонденсации; зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи.

выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ;


Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаи­мосвязь органических веществ, причинно-следствен­ную зависимость между составом, строением, свойст­вами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, под­тверждающих свойства изученных органических ве­ществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе экспери­менты и распознавать важнейшие органические веще­ства.








3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Рассчитана на 34часа (1 час в неделю)

Контрольных работ – 4

Практических работ – 2


Повторение основных вопросов курса 9 класса (4ч.)

Структура ПС, физический смысл номера группы и периода, виды химической связи.

характеристика химического элемента по положению в ПС, виды химической связи, строение веществ. Классификация и генетическая связь классов неорганических соединений. Химические реакции.


Раздел I. Теоретические основы органической химии.

Тема 1. Введение в органическую химию (2 ч)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрация: 1. Шаростержневые модели молекул.


Раздел II. Классы органических соединений.

Тема 2. Углеводороды. 9 ч.

Алифатические углеводороды: алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены.

Алканы. Гомологический ряд. Номенклатура. Строение молекул алканов на примерах метана, этана. Физические свойства. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация.

Циклоалканы. Номенклатура. Физико-химические свойства.

Алкены и алкины. Гомологические ряды и закономерности изменения физических свойств. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура.

Реакция окисления, присоединения. Правило В.В.Марковникова. реакция замещения. Реакции полимеризации. Основные области их применения.

Алкадиены. Состав, строение. Химические свойства. Реакция полимеризации. Натуральный и синтетический каучуки. Работы С.В.Лебедева. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Ароматические углеводороды: Бензол и его гомологи: изомерия, номенклатура. Сведения из истории открытия бензола. Физические свойства бензола, его токсичность, заперт на применение. Химические свойства: нитрование, алкилирование, галогенирование, присоединения, окисления.

Тема 3. Спирты и фенолы.

Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов.

Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием

гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Тема 4. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьино­го альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и хи­мические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Сложные эфиры. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Практическая работа. Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. 3 ч.

Амины. Анилин. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов


Раздел III. Вещества живых клеток.

Тема 6. Вещества живых клеток.

Жиры – триглицериды: физические свойства. Насыщенные и ненасыщенные высшие жирные карбоновые кислоты. Состав, номенклатура. Химические свойства: омыление едкими щелочами. Энергетическая ценность жиров.

Углеводы. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Роль углеводов в питании человека.

Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклическая формы. Химические свойства. Природные источники и способы получения. Сахароза: состав, физические свойства, промышленное получение. Гидролиз.

Крахмал и целлюлоза – природные полимеры, сравнительная характеристика их состава, структуры, свойств, нахождения в природе, применения.

Аминокислоты: функциональные группы. Изомерия по положению аминогруппы. АК в составе белков. Заменимые и незаменимые, их примеры и названия.

Образование пептидов. Пептидная связь.

Белки. Классификация. Структуры: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Обратимая и необратимая денатурация. Синтез белков.

Демонстрации: 1. Взаимодействие раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 2. Растворение белка в воде. 3. Осаждение белка, денатурация, цветные реакции белков.

Практическая работа: Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними.


Раздел IV.Органическая химия в жизни человека

Тема 7. Природные источники и способы переработки углеводородов.

Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое чис­ло бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

- нахождение молекулярной формулы углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.

Тема 8. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ. 1 ч.

Понятие о химической экологии. Влияние органических соединений на окружающую среду.


Повторение основных вопросов за курс 10 класса (3ч.)

Классификация, номенклатура, изомерия и генетическая взаимосвязь классов органических соединений.








































5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебно-методический комплект для учителя:


  1. Шаталов М.А. Уроки химии. Методическое пособие /Шаталов М.А., М.: «Вентана- Граф»,2007

  2. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией проф. Н. Е. Кузнецовой.- М.: «Вентана-Граф», 2011 г.

  3. «Химия»: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара; под редакцией Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2012.

  4. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии.10 класс.



Учебно-методический комплект для обучающихся:


  1. «Химия»: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара; под редакцией Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2012.

































6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Лабораторное оборудование:

  • стеклянная химическая посуда

  • металлические штативы

  • штативы для пробирок

  • спиртовки

2. Реактивы:

  • набор неорганических и органических веществ

3. Наглядные пособия

  • ПСХЭ

  • таблица растворимости

  • ряд активности металлов

  • плакаты

  • шаростержневые наборы молекул

  • модели кристаллических решёток веществ


4. Аппаратные средства:

  • телевизор

  • компьютер

  • виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии 9 класс - М.: ООО " Кирилл и Мефодий" 2011г.

  • цифровая лаборатория АРХИМЕД



























7. ЛИТЕРАТУРА


Основная литература.


Нормативно-правовые документы в соответствии с которыми составлена рабочая программа:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004г.)

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Р.Ф.").

  3. Стандарт среднего общего образования по химии. Базовый уровень.

  4. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень)

  5. Н.Е.Кузнецова, Н.Н. Гара. Химия: рабочие программы учителя: 8-11 классы.-М.: «Вентана-Граф» 2011г.

  6. «Химия»: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара; под редакцией Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2012.



Дополнительная литература:


  1. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение,1999

  2. Химия. Подготовка к ЕГЭ -2013: учебно-методическое пособие/Под редакцией В.Н.Доронькина.-Ростов н/Д: Легион, 2012.

  3. Иванова Р.Г., Каверина А.А., Корощенко А.С. Контроль знаний учащихся по химии для 10-11 классов. - М.: Дрофа, 2006

  4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа,2006

  5. Контрольно-измерительные материалы. Химия:10 класс /Сост. Н. П. Троегубова. -М.: ВАКО,2011.

  6. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие/Под ред. В.Н.Доронькина.-Ростов н/Д: Легион,2013

  7. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2013, 2014, 2015.


Задачники:


  1. Г.Л. Маршанова. 500 задач по химии. 8-11 класс. Задачи по общей и неорганической химии. М. «Издат-школа 2000».

  2. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М. «Дрофа» 1999.











2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов, тем

Количество часов отведенных на изучение раздела

Количество

контрольных работ

Количество

практических работ

Повторение основных вопросов курса

9 класса


4ч



1


-

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии.

Периодический закон, ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение вещества.




2

Первичный инструктаж по ТБ в кабинете химии.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Химические реакции..



3

Решение расчетных задач


1ч.



4

Контрольная работа №1

по итогам повторения

1ч.




Тема 1.

Введение в органическую химию

2ч.



5.

Предмет и значение органической химии.



6.

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова




Тема 2.

Углеводороды



1



7.

Алканы.



8

Циклоалканы




9.

Алкены. Этилен.




10.

Алкадиены. Каучук.



11.

Алкины. Ацетилен.



12.

Арены. Бензол и его гомологи.



13.

Решение задач на вывод формул органических веществ.

1ч.



14.

Обобщающий урок по теме «Углеводороды».





15.

Контрольная работа№2. Углеводороды.





Тема 3.

Спирты и фенолы





16.

Спирты. Предельные одноатомные спирты




17

Многоатомные спирты.




18.

Фенолы


1ч.




Тема 4.

Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.



1

19.

Альдегиды.



20.

Одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры




21.

Практическая работа №1

Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.





Тема 5.

Азотсодержащие органические соединения


3ч.

1


22

Понятие об азотосодержащих органических соединениях. Амины.




23

Обобщающий урок по теме "Классы органических соединений"





24

Контрольная работа №3

Классы органических соединений





Тема 6

Вещества живых клеток


5ч.


1

25.

Жиры.




26.

Углеводы.




27.

Аминокислоты. Состав, строение, свойства




28.

Белки и их строение.




29.

Практическая работа №1. «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними». ТБ.


1ч.




Тема7

Природные источники и способы переработки углеводородов


1ч.



30

Природный и попутный нефтяные газы. Нефть.





Повторение основных вопросов за курс 10 класса


3ч.

1


31

Классификация и генетическая взаимосвязь классов органических соединений.


2ч.



32.

Итоговая контрольная работа

за курс 10 класса

1ч.




Тема 8.

Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ.


1ч.



33

Понятие о химической экологии. Влияние органических веществ на окружающую среду.


1ч.




Итого:


34ч

4

2































Согласовано

Зам.директора по УР

_______ И.М. Бикмурзина


23.08. 2016 г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ №11


_______________А.Ш.Галлямов


Приказ № 582

от 24.08. 2016 г.









Согласовано

Зам.директора по УР

_______ Т.С.Асатова


23.08. 2016 г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ №11


_______________А.Ш.Галлямов


Приказ № 582

от 24.08. 2016 г.

Календарно - тематический план

на 2016-2017 учебный год



Предмет: химия

Класс: 10Б

Количество часов в неделю: 1ч.

Учитель: Стрекалова З.Т.




1 семестр

2 семестр

3 семестр

Всего за год

Количество часов

16

10

8

34

Количество

контрольных работ

2

1

1

4

Количество

практических работ

-

1

-

1




Составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 г. №1089), учебным планом МОБУ СОШ №11 на 2016-2017 учебный год;

- на основе программы курса химии для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений. Автор Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара; М.:«Вентана-Граф», 2011г.

УМК: Химия : 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара; под редакцией Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Задачник по химии.10 класс. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин.

Уроки химии. Методическое пособие /Шаталов М.А., М.: «Вентана-Граф»,2007


Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей химии, биологии, географии Протокол № 1 от 22 августа 2016 г.

Руководитель ШМО: _____________И.В.Гараева



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!