Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Колледж декоративно-прикладного искусства
имени Карла Фаберже № 36
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.02 История
специальности:
090905 Организация и технология защиты информации
Москва
2014 г.
ОДОБРЕНА Предметно (цикловой) комиссией № 1 Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин технологического направления Протокол № ____ от «__» _________ 2014 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования специальности 090905 Организация и технология защиты информации |
Председатель предметной (цикловой) комиссии № 1 _____________ /Хакимова О.Р../ | Заместитель директора по учебной работе ___________ / В.А. Осовская/ |
Составитель: | Никандрова Елена Владимировна, преподаватель ГБОУ СПО КДПИ им. Карла Фаберже № 36. |
Рецензент | |
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «090905 Организация и технология защиты информации».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и направлена на формирование общих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 24 часа.
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
подготовка сообщения, доклада, презентации | 24 |
Итоговая аттестация в форме: зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | | 22 | |
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | 8 |
1. | Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. | 2 |
2. | Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. | 2 |
3. | Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. | 2 |
4. | Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». | 2 |
Самостоятельная работа студентов. | 6 | |
Подготовить сообщение. 1. Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «основой общности - советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? 2. Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. |
Тема 1.2.Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй | Содержание учебного материала | 8 |
1. | Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. | 2 |
2. | Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. | 2 |
3. | Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. | 2 |
4. | Российская Федерация как правопреемница СССР. | 2 |
Самостоятельная работа студентов. | 8 | |
Подготовить сообщение. 1. Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению». 2. Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ - в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать. |
Раздел 2.Россия и мир в конце XX - начале XXI века. | | 36 |
Тема 2.1.Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Содержание учебного материала | 8 |
1. | «Новое мышление» и перелом в советской внешней политике | 2 |
2. | Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. | 2 |
3. | Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. | 2 |
4. | Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | 2 |
Тема 2.2.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. | Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. | 2 |
2. | Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. | 2 |
3. | Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. | 2 |
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. | 2 |
2. | Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. | 2 |
Самостоятельная работа студентов. | 4 | |
Подготовить сообщение. Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XXвека и построения глобального демократического общества во второй половине XX - начала XXI вв. |
Тема 2.4. Развитие культуры в России. | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». | 2 |
2. | Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. | 2 |
3. | Идеи «Поли культурности» и молодежные экстремистские движения | 2 |
Самостоятельная работа студентов. | 6 | |
Подготовить сообщение. 1. Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. 2. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? |
Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мире | Содержание учебного материала | 8 |
1. | Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. | 2 |
2. | Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития. | 2 |
3. | Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике. | 2 |
4. | Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека - основа развития культуры в РФ. | 2 |
Итого: | 72 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».
Оборудование учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»:
посадочные места по количеству студентов;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Основы философии»;
комплект презентаций для проведения теоретических занятий;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
Технические средства обучения:
мультимедийный компьютер;
лицензионное программное обеспечение;
мультимедиа проектор и экран;
сеть Интернет, локальная сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А. А., Уткина А.И., Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2008. - 367 с.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. - М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Дополнительная литература:
История современной России, 1991-2003: учеб.пособие /В.И. Короткевич. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 293 с.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. - 254 с.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
Ванюков Д. А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХ1 века. /Д. А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;
МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. - М. :Юристъ, 2005. - 237 с.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. - М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум, 1998. - 217 с.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 544с.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н.Леонов. М., 2008. - 545 с.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. - 416 с.
Орлов А.С. Основы курса истории России. М.: Проспект, 2010.- 576 С.
Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (19852003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. - 365 с.
Россияи страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. - 361 с.
СурковВ.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. - 49 с.
Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. - 232 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | | |
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | ОК 1,3,4,6,8,10 | Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
- Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку уменияучащихся: отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции; делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий. методы оценки результатов обучения: мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем. | ОК 1,3,4,6,8,10 |
Знания: | |
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); | ОК 1,3,4,6,8,10 |
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; | ОК 1,3,4,6,8,10 |
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; | ОК 1,3,4,6,8,10 |
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; | ОК 1,3,4,6,8,10 |
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | ОК 1,3,4,6,8,10 |
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | ОК 1,3,4,6,8,10 |