Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру для общеобразовательных учреждений А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой.
Программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Цели изучения предмета:
1.Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
2. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе реализации данного курса используются следующие технологии обучения: проблемного обучения; проектно-исследовательская; ИКТ; технология деятельностного режима; здоровьесберегающая.
Предусмотрены разные формы контроля знаний учащихся: самоконтроль – при введении нового материала, взаимоконтроль – в процессе его отработки, текущий контроль – при проведении контрольных работ в течение учебного года, итоговый контроль – переводная и итоговая контрольная работа.
Для реализации программного содержания курса «Окружающий мир» используются следующие учебники и учебные пособия:
Литература для учителя:
1.А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Уроки по окружающему миру: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013.
- М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян. Методическое пособие с поурочными разработками. М: Просвещение,2012.
Литература для учащихся:
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. Часть 1 и 2. М.: Просвещение, 2012.
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014.
Используемые ЦОР
- – диск «Электронное приложение»
Резервные уроки предусмотрены для отработки и закрепления изученного материала.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер с программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- документ-камера;