МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 г.Лобня
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Протокол №____ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ | УТВЕРЖДАЮ Директор Пр.№ |
ПРОГРАММА
по биологии для 5 класса
на 2013-2014 уч. год
Учитель биологии
М.Б.Сотникова
г. Лобня, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы по биологии для средней школы.А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с возможностями УМК «ШКОЛА 2100 »;
- с особенностями образовательного учреждения отражённых в ООП НОО МОУ СОШ №9, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
- рассчитана на обучающихся 10-11 летнего возраста, средней мотивации к обучению, с хорошим уровнем подготовки.
Основным принципом построения программы являются приемтсвенность и непрерывность, педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цели изучения предмета биология: способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
1) Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
2) Формирование представления о природе как развивающейся системе.
3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы
6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан) и составляет вместе с другими предметами непрерывный школьный курс естествознания.
Поэтому в программах 5 класса строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. В программе 5-го класса показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. Экосистемный подход, в программе 5-го класса – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.
В 5-м классе ученики знакомятся с общими свойствами живых организмов, их отличительными чертами и разнообразием, повторяя на протяжении первой части учебника сведения, изученные в начальной школе. В курс биологии 5-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.
Главной особенностью программы 5 класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса Общее количество уроков в 5 классе – 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5 класс
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5 класс
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5 класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
5 класс
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета «Биология»
«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ДОЯДЕРНЫЕ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ, ЛИШАЙНИКИ»
Часть 1. Наука о жизни (7 ч.)
Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.
Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений*.
Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в поддержании постоянства условий.
Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.
Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании. Гармония человека и природы: эстетический аспект.
Наука – систематизированное знание о природе и обществе. Методы науки. Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.
Наблюдение и выявление общих черт предметов и явлений.
Собирание фактов и выявление повторяющихся черт предметов и явлений. Процедура сравнения целых по элементам и элементов по их положению в целых. Наука начинается не там, где находят отличия, а там, где обнаруживают сходства. Наука имеет дело только с повторяющимися (воспроизводящимися) событиями. Классификация как отражение результатов сравнения.
Часть 2. Вещества и их превращения (1 ч.)
Строение веществ. Молекулы и атомы. Превращение веществ. Органические и неорганические вещества. Жиры, белки, углеводы.
Часть 3. Бактерии (5 ч.)
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Часть 4. Грибы (4 ч.)
Строение клетки ядерных организмов. Эукариоты.
Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Перенос вещества на большие расстояния и роль мицелия в этом процессе. Размножение грибов.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.
Лабораторные работы: Устройство микроскопа и работа с ним. Рассматривание гифов плесневых грибов с помощью микроскопа. Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа. Изучение строения древесных грибов-трутовиков.
Часть 5. Низшие растения (7 ч.)
Растения-автотрофы (1 ч.)
Растения-производители. Экологическая роль автотрофов.
Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.
Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев элодеи или валиснерии.
Водоросли (5 ч.)
Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Планктонные и бентосные водоросли. Влияние освещенности и силы тяжести. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли.
Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Редукционное деление. Гаметофит, спорофит.
Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.
Лабораторные работы: Изучение строения водорослей. Изучение размножения водорослей.
Лишайники (1 ч.)
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.
Часть 6. Высшие растения (9 ч.)
Высшие споровые растения (4 ч.)
Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист и стебель. Сосуды и их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши (иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов (спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Ткани. Основные группы тканей. Органы растения.
Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.
Лабораторные работы: Изучение внешнего строения мхов. Изучение строения тканей растения на постоянных препаратах.
Семенные растения (5 ч.)
Освоение засушливых территорий. Размножение и жизненный цикл на примере хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян, прорастание.
Хвойные. Корень, стебель и листья (хвоя). Строение и рост стебля. Древесина хвойных. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей местности.
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган вынашивания потомства. Плод – совершенное средство расселения семян. Распространение цветковых и их роль на планете.
Лабораторные работы: Изучение строения шишек и семян хвойных. Определение возраста ствола по спилам.
Часы по выбору учителя: 2 ч.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Биология»
Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).
1. Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. Обо всём живом. Учебник для 5-го класса.
2. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. Они растут, цветут и пахнут. Учебник для 6-го класса.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса.
4. Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. Биология. Познай себя. Учебник для 8-го класса.
5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Родионова Е.И. Биология. Порядок в живых организмах. Учебник для 9-го класса.
6. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 5 класс.
7. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.
8. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 6 класс.
9. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.
10. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 7-й класс.
9. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «О тех, кто растёт, но не бегает». 6-й класс.
11. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Биология. От амёбы до человека. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках биологии, относятся компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Тематическое планирование по биологии 5 класс
№ урока | Тема урока (страница учебника или рабочей тетради) | Деятельность учителя | Планируемые результаты | Дата проведения |
Предметные результаты | Деятельность учащихся | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты |
План | Факт |
|
1 | Вводный урок Стр.3-6 | Зачем мы будем учиться? Как мы будем учиться? | Биология, | Изучить правила работы с учебником, условные обозначения. | Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи. П: Самостоятельно определять, какие знания необходимо преобрести для решения жизненных задач. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. | Осознавать и называть свои ближайшие цели развития. | | |
2 | Живой организм и его свойства. Стр 8 - 17 | Какими свойствами обладает любой живой организм? | Обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленнось | Знать признаки живого организма. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему, определять цель учебной деятельности. П: Сопоставлять, отбирать и проверять полученную информацию. К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | | |
3 | Экосистема – совместное хозяйство. Стр 18 - 22 | Где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом? | Экосистема, Круговорот веществ. | Обязательные условия существования экосистемы. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целлью и при необходимости корректировать свои ошибки. П: осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. К: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории. | Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов | | |
4 | Почему живые организмы так разнообразны Стр.23 - 28 | Почему так велико разнообразие живых организмов? | биология | Причины разнообразия живых организмов. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему в классной и индивидуальной деятельности. П: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. К: Доносить собственную позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи. | | |
5 | Систематика – наука о многообразии. Стр.29 - 35 | Какие группы полезных живых организмов полезно знать каждому человеку? | Систематика, систематические группы и категории. Царства: бактерии, грибы, растения и животные. Безъядерные, ядерные, автотрофы, гетеротрофы. | Изучение систематических категорий, умение распределять живые организмы по царствам. | Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать признаки и явления. К: Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания. | Осознавать потребность и готовность к самообразованию. | | |
6 | Биология и её роль в жизни человека. Стр.36 - 40 | Какова роль биологии в жизни современного человека? | Потребители, производители, разрушители, здоровый образ жизни. | Формировать понимание необходимости бережного отношения к природе. | Р: пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и выработанных критериев, разлдичая результат и способы действий. П: ставить личностно-необходимые жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения. К: Учитьтся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. | Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе. | | |
7 | Научные методы Стр.41 - 50 | Что такое эксперимент и какие другие методы использует наука? | Наука, научный метод, наблюдение, факт, сравнение, эксперимент, теория | Познакомить с разнообразными научными методами исследования. | Р: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать признаки и явления. К: В дискуссии уметь коректно убеждатьдругих в правоте своей позиции. | Оосзнавать и называть свои ближайшие цели саморазвития. | | |
8 | В живых организмах одни вещества превращаются в другие. Стр.54 - 57 | Для чего биологу зщнать о преврращении веществ? | Жиры, белки, углеводы, неорганические вещества, органические вещества. | Сформировать понятие о обмене веществ. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Вычитывать все уровни текстовой информации. К: Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания куак средством самообразования. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | | |
9 | Бактерии – крохотные разрушители органических веществ. Стр.60 - 66 | Как устроена бактерия? Как она питается? | Бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка. | Бактерии – одноклеточные организмы. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Вычитывать все уровни текстовой информации. К: Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания куак средством самообразования. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | | |
10 | Лабораторная работа Стр 67 - 68 | Как устроена бактерия? | Окуляр, объектив, макровинт, микровинт, револьверная головка, микропрепарат. | Уметь работать с микроскопом и микропрепаратами. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога. П: представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков. К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре. | Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. | | |
11 | Наследственность Стр.69 - 72 | Как потомки перенимают свойства родителей? | Наследственность, ДНК, деление клетки. | Сформировать понятие наследственности. | Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи. П: Вычитывать все уровни текстовой информации. К: Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания куак средством самообразования. | Учиться выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя. | | |
12 | Бактерии в организме человека Стр.73 - 76 | Как лучше защищаться от бактерий? | Микроб, микробиология | Сформировать понятие о необходимости соблюдения правил личной гигиены. | Р: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, самостоятельно искать средства для достижения целей. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | | |
13 | Бактерии в природе и промышленности Стр.77 - 82 | Какова роль бактерий в природе и жизни человека? | Симбиоз. | Изучить полезную и вредную роль бактерий. | Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи. П: Преобразовывать информацию из текста в таблицу. К: Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | | |
14 | Контрольная работа | Как применить свои знания? | Исследовательский проект, жизненная задача. | Применять полученные знания на практике. | Р: Самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, составлять план, осознавать конечный результат. П: Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач источники информации. К: Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для совместной деятельности. | Замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своей малой родины. | | |
15 | Клетки ядерных организмов. Стр.84 - 86 | Как устроена эукариотическая клетка ? | Эукариоты митохондрии, рибосомы, ядро, эндоплазматическая сеть. | Изучить строение клетки и функции её органоидов. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К: Понимая позицию другого, учиться различать в его речи: мнение, факты, гипотезы, аксиомы, теории. | Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. | | |
16 | Грибы – гетеротрофы. Стр. 88 – 91 Практическая работа «строение тела гриба» | Каковы преимущества гриба по сравнению с бактериями? | Гифы, споры, гетеротрофы. | Рассмотреть положительные изменения (эволюционные) в строении клетки | Р: Определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке П: Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников. К: В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. | Взаимно уважать право другого на отличие. При столкновении интересов стараться понять друг друга. | | |
17 | Размножение грибов. Стр.92 - 95 | Как грибы восстанавливают свою численность? | Бесполое вегетативное, бесполое споровое и половое размножение, плодовое тело, мицелий, спорангии. | Рассмотреть разные виды размножения. | Р: Составлять план решения проблемы. П: Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации. К: Использовать различные виды общения. | Учиться осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе ради этого добровольно ограничивать часть своих интересов. | | |
18 | Грибы в биосфере и жизни человека. Стр. 96 - 99 | Какова роль грибов на нашей планете? | микориза | Изучить полезную и вредную роль грибов в природе. | Р: Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные источники информации. П: Преобразовывать информацию из текста в таблицу. К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы. | | |
19 | Растения – автотрофы. Стр. 103 - 106 | Как строение клетки растения способствует фотосинтезу? | Хлорофилл, хлоропласты, хромопласты, вакуоль, фотосинтез. | Изучить строение органоидов клетки отвечающих за питание клетки. | Р: Определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке П: Вычитывать все уровни текстовой информации. К: Владеть приемами гибкого чтения. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материалы, имеющие отношение к своим интересам. | | |
20 | Водоросли донные и плавучие. Стр. 107 - 112 | Что такое водоросли? | Слоевище. Водоросли. Планктон, бентос. | Познакомить со строением водорослей. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: давать определение понятию на основе изученного материала. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. | Формировать экологическое мышление. | | |
21 | Виды бесполого размножения водорослей. Стр.113 - 115 | Какой способ размножения самый быстрый? | Деление, бесполое вегетативное размножение, бесполое споровое размножение | Изучить виды бесполого размножения. | Р: Самостоятельбно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности. | Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | | |
22 | Половое размножение водорослей. Стр.116 - 119 | Как появляются организмы с новыми признаками? | Редукционное деление, гаметофит, спорофит, гамета, зигота. | Найти отличия полового и бесполого размножения. | Р: Выдвигать версии решения проблемы. П: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К: Понимая позицию другого, учиться различать в его речи: мнение, факты, гипотезы, аксиомы, теории. | Выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя. | | |
23 | Значение водорослей. Стр.120 - 123 | Какую роль играют водоросли в жизни людей и природы. | Повторение ранее изученных понятий. | Сформировать ценностное отношение к водорослям. | Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу). К: Учиться критично относиться к своему мнению и корректировать его. | Формировать экологическое мышление. | | |
24 | Лишайники. Стр.124 - 127 | Чем лишайники отличаются от изученных организмов? | лишайники | Лишаники – не растения. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | | |
25 | Контрольная работа 2 | Что мы знаем о низших растениях? | Повторение. | Контрольный урок. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной деятельности. П: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в микрогруппе. | Учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта. | | |
26 | Мхи Стр.129 - 133 | Как устроены мхи? | Мох, торф. | Изучить строение мхов. | Р: Составлять план решения проблемы. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | | |
27 | Листостебельные мхи. Ткани. Стр.134 - 140 | В чём преимущество разделения функций между клетками организма | Гаметофит, спорофит, ткани, органы. | Связь строения и особенностей обитания мхов. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | | |
28 | Лабораторная работа | Как различить ткани растения? | Рассмотреть строение тканей растений | Научиться узнавать ткани в органах растений | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога. П: представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков. К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре. | С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы. | | |
29 | Крупные наземные растения (строение листа и стебля). Стр.141 - 143 | Какие особые ткание необходимы крупным растениям? | Ксилема, флоэма, устьице. | Особенности строения и жизнедеятельности крупных наземных растений. | Р: Определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке П: Вычитывать все уровни текстовой информации. К: Владеть приемами гибкого чтения. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материалы, имеющие отношение к своим интересам. | | |
30 | Плауны, хвощи, папоротники. Стр. 144 - 148 | Как размножаются плауны, хвощи и папоротники? | Плауны, хвощи, папоротники. | Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников.. | Р: Выдвигать версии решения проблемы. П: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. К: Понимая позицию другого, учиться различать в его речи: мнение, факты, гипотезы, аксиомы, теории. | Формировать экологическое мышление. | | |
31 | Голосеменные растения (размножение). Стр.149 - 153 | Как происходит размножение у голосеменных растений? | Семя, зародыш, семязачаток, пыльцевой мешок, пыльцевое зерно. | Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: давать определение понятию на основе изученного материала. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. | С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы. | | |
32 | Хвойные деревья Стр.154 - 158 | Какие особенности голосеменным позволяют быть высокими деревьями? | Древесина, камбий, ситовидные клетки, годичные кольца, эпидерма, кутикула, кора. | Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | | |
33 | Лабораторная работа | Представить возможность для изучения строения семени, шишки и стебля голосеменных растений. | Рассмотреть строение семени, шишки и стебля голосеменных. | Уметь применять знания для решения учебной задачи. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога. П: представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков. К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре. | Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. | | |
34 | Цветковые растения. Стр.159 - 162 | Каковы признаки цветковых растений и их значение для человека? | Цветок, плод, покрытосеменные, цветковые растения. | Особенности строения и жизнедеятельности цветковых растений. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: давать определение понятию на основе изученного материала. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. | С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы. | | |
35 | Повторение Стр.163 | Что мы узнали в 5 классе? | Повторение | Уметь применять знания для решения учебной задачи. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога. П: представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков. К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре. | Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. | | |
36 | Резервный урок (рекомендую использовать для организации практической деятельности) | | |
*
* Текст, помеченный петитом, не предусмотрен для обязательного изучения (максимум).
1