СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5кл учебник _А.А.Вахрушев

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соотвтетствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы "Школа 2100" А,А,Вахрушева. Программа расчитана на 35 уроков (1 час в неделю). Кландерно-тематическое планирование составлено с указанием универсальных учебных действий на каждый урок. Предусматривает проведение лабораторных и практических работ.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 5кл учебник _А.А.Вахрушев»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 г.Лобня




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Протокол №____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________

УТВЕРЖДАЮ Директор

Пр.




ПРОГРАММА




по биологии для 5 класса

на 2013-2014 уч. год




Учитель биологии

М.Б.Сотникова






г. Лобня, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- с рекомендациями Примерной программы по биологии для средней школы.А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

- с возможностями УМК «ШКОЛА 2100 »;

- с особенностями образовательного учреждения отражённых в ООП НОО МОУ СОШ №9, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

- рассчитана на обучающихся 10-11 летнего возраста, средней мотивации к обучению, с хорошим уровнем подготовки.


Основным принципом построения программы являются приемтсвенность и непрерывность, педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цели изучения предмета биология: способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

1) Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.

2) Формирование представления о природе как развивающейся системе.

3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.

4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.

5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы

6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.

Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан) и составляет вместе с другими предметами непрерывный школьный курс естествознания.

Поэтому в программах 5 класса строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. В программе 5-го класса показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. Экосистемный подход, в программе 5-го класса – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.

В 5-м классе ученики знакомятся с общими свойствами живых организмов, их отличительными чертами и разнообразием, повторяя на протяжении первой части учебника сведения, изученные в начальной школе. В курс биологии 5-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.

Главной особенностью программы 5 класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса Общее количество уроков в 5 классе – 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.




Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5 класс

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

5 класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5 класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

– осознание роли жизни (1-я линия развития);

– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

5 класс

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание учебного предмета «Биология»


«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ДОЯДЕРНЫЕ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ, ЛИШАЙНИКИ»

Часть 1. Наука о жизни (7 ч.)

Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.

Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений*.

Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в поддержании постоянства условий.

Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.

Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.

Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании. Гармония человека и природы: эстетический аспект.

Наука – систематизированное знание о природе и обществе. Методы науки. Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.

Наблюдение и выявление общих черт предметов и явлений.

Собирание фактов и выявление повторяющихся черт предметов и явлений. Процедура сравнения целых по элементам и элементов по их положению в целых. Наука начинается не там, где находят отличия, а там, где обнаруживают сходства. Наука имеет дело только с повторяющимися (воспроизводящимися) событиями. Классификация как отражение результатов сравнения.

Часть 2. Вещества и их превращения (1 ч.)

Строение веществ. Молекулы и атомы. Превращение веществ. Органические и неорганические вещества. Жиры, белки, углеводы.

Часть 3. Бактерии (5 ч.)

Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).

Часть 4. Грибы (4 ч.)

Строение клетки ядерных организмов. Эукариоты.

Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Перенос вещества на большие расстояния и роль мицелия в этом процессе. Размножение грибов.

Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.

Лабораторные работы: Устройство микроскопа и работа с ним. Рассматривание гифов плесневых грибов с помощью микроскопа. Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа. Изучение строения древесных грибов-трутовиков.

Часть 5. Низшие растения (7 ч.)

Растения-автотрофы (1 ч.)

Растения-производители. Экологическая роль автотрофов.

Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.

Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев элодеи или валиснерии.

Водоросли (5 ч.)

Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Планктонные и бентосные водоросли. Влияние освещенности и силы тяжести. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли.

Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Редукционное деление. Гаметофит, спорофит.

Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.

Лабораторные работы: Изучение строения водорослей. Изучение размножения водорослей.

Лишайники (1 ч.)

Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.

Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.

Часть 6. Высшие растения (9 ч.)

Высшие споровые растения (4 ч.)

Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист и стебель. Сосуды и их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши (иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов (спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.

Ткани. Основные группы тканей. Органы растения.

Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.

Лабораторные работы: Изучение внешнего строения мхов. Изучение строения тканей растения на постоянных препаратах.

Семенные растения (5 ч.)

Освоение засушливых территорий. Размножение и жизненный цикл на примере хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян, прорастание.

Хвойные. Корень, стебель и листья (хвоя). Строение и рост стебля. Древесина хвойных. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей местности.

Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган вынашивания потомства. Плод – совершенное средство расселения семян. Распространение цветковых и их роль на планете.

Лабораторные работы: Изучение строения шишек и семян хвойных. Определение возраста ствола по спилам.

Часы по выбору учителя: 2 ч.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Биология»

Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

1. Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. Обо всём живом. Учебник для 5-го класса.

2. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. Они растут, цветут и пахнут. Учебник для 6-го класса.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса.

4. Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. Биология. Познай себя. Учебник для 8-го класса.

5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Родионова Е.И. Биология. Порядок в живых организмах. Учебник для 9-го класса.

6. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 5 класс.

7. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.

8. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 6 класс.

9. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.

10. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 7-й класс.

9. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «О тех, кто растёт, но не бегает». 6-й класс.

11. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Биология. От амёбы до человека. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.


К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках биологии, относятся компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.




Тематическое планирование по биологии 5 класс

урока

Тема урока
(страница учебника или рабочей тетради)

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Дата
проведения

Предметные результаты

Деятельность учащихся

УУД

(регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

План

Факт


1

Вводный урок

Стр.3-6

Зачем мы будем учиться? Как мы будем учиться?

Биология,

Изучить правила работы с учебником, условные обозначения.

Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи.

П: Самостоятельно определять, какие знания необходимо преобрести для решения жизненных задач.

К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

Осознавать и называть свои ближайшие цели развития.



2

Живой организм и его свойства.

Стр 8 - 17

Какими свойствами обладает любой живой организм?

Обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленнось

Знать признаки живого организма.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему, определять цель учебной деятельности.

П: Сопоставлять, отбирать и проверять полученную информацию.

К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.



3

Экосистема – совместное хозяйство.

Стр 18 - 22

Где обитают живые организмы и как они связаны друг с другом?

Экосистема, Круговорот веществ.

Обязательные условия существования экосистемы.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целлью и при необходимости корректировать свои ошибки.
П: осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
К:
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов



4

Почему живые организмы так разнообразны

Стр.23 - 28

Почему так велико разнообразие живых организмов?

биология

Причины разнообразия живых организмов.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
К:
Доносить собственную позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи.



5

Систематика – наука о многообразии.

Стр.29 - 35

Какие группы полезных живых организмов полезно знать каждому человеку?

Систематика, систематические группы и категории. Царства: бактерии, грибы, растения и животные. Безъядерные, ядерные, автотрофы, гетеротрофы.

Изучение систематических категорий, умение распределять живые организмы по царствам.

Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи.
П:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать признаки и явления.
К:
Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.



6

Биология и её роль в жизни человека.

Стр.36 - 40

Какова роль биологии в жизни современного человека?

Потребители, производители, разрушители, здоровый образ жизни.

Формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.

Р: пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и выработанных критериев, разлдичая результат и способы действий.
П: ставить личностно-необходимые жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения.
К:
Учитьтся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе.



7

Научные методы

Стр.41 - 50

Что такое эксперимент и какие другие методы использует наука?

Наука, научный метод, наблюдение, факт, сравнение, эксперимент, теория

Познакомить с разнообразными научными методами исследования.

Р: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
П:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать признаки и явления.
К:
В дискуссии уметь коректно убеждатьдругих в правоте своей позиции.

Оосзнавать и называть свои ближайшие цели саморазвития.



8

В живых организмах одни вещества превращаются в другие.

Стр.54 - 57

Для чего биологу зщнать о преврращении веществ?

Жиры, белки, углеводы, неорганические вещества, органические вещества.

Сформировать понятие о обмене веществ.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
К:
Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания куак средством самообразования.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.



9

Бактерии – крохотные разрушители органических веществ.

Стр.60 - 66

Как устроена бактерия? Как она питается?

Бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Бактерии – одноклеточные организмы.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
К:
Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания куак средством самообразования.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.



10

Лабораторная работа

Стр 67 - 68

Как устроена бактерия?

Окуляр, объектив, макровинт, микровинт, револьверная головка, микропрепарат.

Уметь работать с микроскопом и микропрепаратами.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога.
П:
представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков.
К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре.

Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.



11

Наследственность

Стр.69 - 72

Как потомки перенимают свойства родителей?

Наследственность, ДНК, деление клетки.

Сформировать понятие наследственности.

Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи.
П:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
К:
Владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания куак средством самообразования.

Учиться выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя.



12

Бактерии в организме человека

Стр.73 - 76

Как лучше защищаться от бактерий?

Микроб, микробиология

Сформировать понятие о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Р: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, самостоятельно искать средства для достижения целей.
П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
К:
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.



13

Бактерии в природе и промышленности

Стр.77 - 82

Какова роль бактерий в природе и жизни человека?

Симбиоз.

Изучить полезную и вредную роль бактерий.

Р: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задачи.
П:
Преобразовывать информацию из текста в таблицу.
К:
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.



14

Контрольная работа

Как применить свои знания?

Исследовательский проект, жизненная задача.

Применять полученные знания на практике.

Р: Самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, составлять план, осознавать конечный результат.
П:
Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач источники информации.
К:
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для совместной деятельности.

Замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своей малой родины.



15

Клетки ядерных организмов.

Стр.84 - 86

Как устроена эукариотическая клетка ?

Эукариоты митохондрии, рибосомы, ядро, эндоплазматическая сеть.

Изучить строение клетки и функции её органоидов.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
К:
Понимая позицию другого, учиться различать в его речи: мнение, факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.



16

Грибы – гетеротрофы.

Стр. 88 – 91

Практическая работа «строение тела гриба»

Каковы преимущества гриба по сравнению с бактериями?

Гифы, споры, гетеротрофы.

Рассмотреть положительные изменения (эволюционные) в строении клетки

Р: Определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке
П:
Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников.
К:
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Взаимно уважать право другого на отличие. При столкновении интересов стараться понять друг друга.



17

Размножение грибов.

Стр.92 - 95

Как грибы восстанавливают свою численность?

Бесполое вегетативное, бесполое споровое и половое размножение, плодовое тело, мицелий, спорангии.

Рассмотреть разные виды размножения.

Р: Составлять план решения проблемы.
П:
Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации.
К:
Использовать различные виды общения.

Учиться осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе ради этого добровольно ограничивать часть своих интересов.



18

Грибы в биосфере и жизни человека.

Стр. 96 - 99

Какова роль грибов на нашей планете?

микориза

Изучить полезную и вредную роль грибов в природе.

Р: Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные источники информации.
П:
Преобразовывать информацию из текста в таблицу.
К:
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.



19

Растения – автотрофы.

Стр. 103 - 106

Как строение клетки растения способствует фотосинтезу?

Хлорофилл, хлоропласты, хромопласты, вакуоль, фотосинтез.

Изучить строение органоидов клетки отвечающих за питание клетки.

Р: Определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке
П:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
К:
Владеть приемами гибкого чтения.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материалы, имеющие отношение к своим интересам.



20

Водоросли донные и плавучие.

Стр. 107 - 112

Что такое водоросли?

Слоевище. Водоросли. Планктон, бентос.

Познакомить со строением водорослей.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
давать определение понятию на основе изученного материала.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

Формировать экологическое мышление.



21

Виды бесполого размножения водорослей.

Стр.113 - 115

Какой способ размножения самый быстрый?

Деление, бесполое вегетативное размножение, бесполое споровое размножение

Изучить виды бесполого размножения.

Р: Самостоятельбно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.



22

Половое размножение водорослей.

Стр.116 - 119

Как появляются организмы с новыми признаками?

Редукционное деление, гаметофит, спорофит, гамета, зигота.

Найти отличия полового и бесполого размножения.

Р: Выдвигать версии решения проблемы.
П:
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
К:
Понимая позицию другого, учиться различать в его речи: мнение, факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя.



23

Значение водорослей.

Стр.120 - 123

Какую роль играют водоросли в жизни людей и природы.

Повторение ранее изученных понятий.

Сформировать ценностное отношение к водорослям.

Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
П: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу).
К:
Учиться критично относиться к своему мнению и корректировать его.

Формировать экологическое мышление.



24

Лишайники.

Стр.124 - 127

Чем лишайники отличаются от изученных организмов?

лишайники

Лишаники – не растения.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.



25

Контрольная работа 2

Что мы знаем о низших растениях?

Повторение.

Контрольный урок.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной деятельности.
П:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
К:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в микрогруппе.

Учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.



26

Мхи

Стр.129 - 133

Как устроены мхи?

Мох, торф.

Изучить строение мхов.

Р: Составлять план решения проблемы.
П:
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
К:
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.



27

Листостебельные мхи. Ткани.

Стр.134 - 140

В чём преимущество разделения функций между клетками организма

Гаметофит, спорофит, ткани, органы.

Связь строения и особенностей обитания мхов.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.



28

Лабораторная работа

Как различить ткани растения?

Рассмотреть строение тканей растений

Научиться узнавать ткани в органах растений

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога.
П:
представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков.
К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.



29

Крупные наземные растения (строение листа и стебля).

Стр.141 - 143

Какие особые ткание необходимы крупным растениям?

Ксилема, флоэма, устьице.

Особенности строения и жизнедеятельности крупных наземных растений.

Р: Определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке
П:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
К:
Владеть приемами гибкого чтения.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материалы, имеющие отношение к своим интересам.



30

Плауны, хвощи, папоротники.

Стр. 144 - 148

Как размножаются плауны, хвощи и папоротники?

Плауны, хвощи, папоротники.


Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников..

Р: Выдвигать версии решения проблемы.
П:
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
К:
Понимая позицию другого, учиться различать в его речи: мнение, факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Формировать экологическое мышление.



31

Голосеменные растения (размножение).

Стр.149 - 153

Как происходит размножение у голосеменных растений?

Семя, зародыш, семязачаток, пыльцевой мешок, пыльцевое зерно.

Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
давать определение понятию на основе изученного материала.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.



32

Хвойные деревья

Стр.154 - 158

Какие особенности голосеменным позволяют быть высокими деревьями?

Древесина, камбий, ситовидные клетки, годичные кольца, эпидерма, кутикула, кора.

Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.



33

Лабораторная работа

Представить возможность для изучения строения семени, шишки и стебля голосеменных растений.

Рассмотреть строение семени, шишки и стебля голосеменных.

Уметь применять знания для решения учебной задачи.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога.
П:
представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков.
К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре.

Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.



34

Цветковые растения.

Стр.159 - 162

Каковы признаки цветковых растений и их значение для человека?

Цветок, плод, покрытосеменные, цветковые растения.

Особенности строения и жизнедеятельности цветковых растений.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П:
давать определение понятию на основе изученного материала.
К:
Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.



35

Повторение

Стр.163

Что мы узнали в 5 классе?

Повторение

Уметь применять знания для решения учебной задачи.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога.
П:
представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков.
К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре.

Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.



36

Резервный урок

(рекомендую использовать для организации практической деятельности)




*

* Текст, помеченный петитом, не предусмотрен для обязательного изучения (максимум).

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя