СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Аппаратчик синтеза"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа предназначена для подготовки рабочих по профессии -

аппаратчик синтеза.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Аппаратчик синтеза"»

СОГЛАСОВАНО

Зам. Руководителя Верхне-Донского Управления Ростехнадзора

_____________Е.Н. Шарапов
«___» __________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»


____________А.В. Кочетков
«___» __________ 2014 г.

ПРОГРАММА

подготовки по рабочей профессии аппаратчик синтеза






Разработчики: преподаватели ТОГБОУ СПО КИТ

Улуханова И.В., Цыганкова Т.Г.





2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа предназначена для подготовки рабочих по профессии -

аппаратчик синтеза.

Подготовка новых рабочих - это обучение рабочих, не имеющих профес­сий, с целью ее получения.

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, про­граммы теоретического и производственного обучения для подготовки новых рабочих, список рекомендуемой литературы и нормативные документы.

Экономическое обучение при подготовке новых рабочих проводится по программам с учетом работы в условиях рыночной экономики,

Объем профессиональных навыков и технических знаний, для каждого ви­да обучения, объем рабочего материала соответствующий квалификационным разрядам данной профессии предусмотренный программой, отвечает требовани­ям Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС).

Подготовка вновь принятых рабочих основных профессий проводится в организациях (учреждениях), реализующих программы профессиональной под­готовки, дополнительного профессионального образования, начального профес­сионального образования, в соответствии с лицензией на право ведения образо­вательной деятельности. Программы профессионального обучения предусматри­вают теоретическое и производственное обучение.

Программы профессионального обучения согласуются с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее тер­риториальными органами.

Индивидуальная теоретическая подготовка вновь принятых рабочих основ­ных профессий не допускается. Теоретическое и производственное обучение осуществляется в учебной группе.

Производственное обучение проводится на учебно-материальной базе (мас­терские, участки, цехи, полигоны и т.п.). Производственное обучение проводит­ся под руководством преподавателя, мастера производственного обучения или высококвалифицированного рабочего.

По окончании обучения проводится итоговый экзамен по проверке теорети­ческих знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии, обучаемому присваивает­ся квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Квалификаци­онная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводившей обучение. В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Федеральной службой по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору. В состав квалификационной ко­миссии не включаются лица, проводившие обучение.




Программа теоретического обучения составлена с учетом знаний обучающе­гося в объеме программы средней общеобразовательной школы, определяет кон­кретное содержание технических знаний, необходимых работнику.

Продолжительность обучения новых рабочих установлена в соответствии с действующим Перечнем профессий и специальностей составляет от одного до пяти месяцев.

На занятиях рекомендуется применять разнообразные методы обучения, способствующие сознательному и прочному усвоению рабочего материала и ис­пользовать различные наглядные пособия (технологические схемы, чертежи оборудования, макеты) и технические средства обучения.

При проведении теоретического обучения тематика программы должна быть изучена в полном объеме. В программе предусматривается обучение осно­вам профессионального мастерства, что дает возможность лицам, сдавшим ква­лификационный экзамен, начать самостоятельную работу по изученной специ­альности,

Учитывая непрерывный технический прогресс, программы производствен­ного и теоретического обучения необходимо периодически пересматривать и дополнять.

Программы производственного обучения предусматривают изучение всех операций и видов работ, включенных в квалификационную характеристику. Производственное обучение проводится под руководством преподавателя, мас­тера производственного обучения или высококвалифицированного рабочего, имеющего стаж работы по специальности не менее 3-х лет, положительную ха­рактеристику и аттестованного в качестве инструктора производственного обу­чения, который несет ответственность за соблюдение обучающимся всех правил безопасности.

На занятиях необходимо применять эффективные методы обучения, увя­зывая материал с работой на производстве, использовать наглядные пособия (технологические схемы, чертежи оборудования, образцы сырья и готовой про­дукции), а также технические средства обучения.

Производственное обучение следует сочетать с воспитанием обучающих­ся, прививать им любовь к избранной профессии, умение творчески решать про­изводственные задачи.

В зависимости от общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся, а также уровня производства в программах допускается корректи­ровка времени, отведенного на изучение отдельных тем, но без изменения обще­го количества часов.








ПРОГРАММА

подготовки аппаратчика синтеза.

Производственные навыки.

Аппаратчик синтеза должен уметь:

- принимать и сдавать смену;

  • производить пуск и остановку обслуживаемого оборудования с цен­трального пульта управления (ЦПУ);

  • с ЦПУ пускать и останавливать мешалки аппаратов, насосы, дозирую­щие устройства, устанавливать задания на приборах контроля температуры, уровня, расхода, производить открытие и закрытие клапанов, включать и вы­ключать блокировки на «автоматический режим»;

  • самостоятельно с ЦПУ вести технологический процесс получения про­дуктов в соответствии с технологическими регламентами и инструкциями по ра­бочим местам, принимать жидкое сырье и полупродукты из смежных корпусов и со складов предприятия;

  • с ЦПУ осуществлять пуск в работу систем улавливания и схемы приго­товления растворов;

  • проверять исправность аппаратуры, коммуникаций и арматуры;

  • выполнять несложный ремонт оборудования и коммуникаций;

  • подготавливать оборудование к ремонту и принимать его из ремонта;

  • осуществлять переход на схеме с одной марки продукта на другую;

  • останавливать оборудование в случае аварии;

  • пользоваться средствами аварийной сигнализации, защитными приспо­соблениями и противопожарным инвентарем;

  • соблюдать правила промышленной безопасности и противопожарного режима;

  • оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;

  • вести записи в операционных листах и технологическом журнале;

  • производить расчеты загрузок компонентов на операцию.


Технические знания.


Аппаратчик синтеза должен знать:

- технологические схемы производства продуктов, приготовление рас­творов, систем улавливания и приема сырья со складов предприятия;

- правила работы с ЛВЖ и ГЖ;

- устройство, принцип действия и правила эксплуатации основного и вспомогательного оборудования;

- схему коммуникаций и арматуру, энергоснабжение цеха;

  • устройство и принцип действия контрольно-измерительных приборов, световой и звуковой сигнализации;

  • правила работы и управления технологическим процессом с центрального щита управления;

  • состав и свойства применяемого сырья и полупродуктов, предъявляемые к ним технические требования по ГОСТам и ТУ, способы хранения транспорти­ровки;

  • правила и нормы хранения жидкого, сыпучего и пастообразного сырья и полупродуктов;

  • технологические режимы производства продуктов, приготовления рас­творов и состояния систем улавливания;

  • правила аварийной остановки оборудования;

  • правила подготовки оборудования к ремонту и пуска его после ремонта;

  • правила внутреннего распорядка, промышленной безопасности и проти­вопожарного режима;

  • способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

  • план локализации аварийных ситуаций;

  • возможные неполадки при ведении технологического процесса, их при­знаки, причины и меры устранения;

  • порядок приема и сдачи смены;

  • основные сведения о себестоимости продукции, организации труда и принципах рыночной экономики, основы менеджмента качества;

  • порядок ведения записей в операционных листах и в технологическом журнале.

Тематический план и программа производственного обучения.

Тематический план.

темы

Наименование темы


Время на обу-чение (час)

1

2

3

1

Инструктаж по безопасности труда, производствен­ной санитарии, пожарной безопасности. Ознакомле­ние с производством и рабочим местом аппаратчика синтеза.

20

2

Изучение технологических схем, устройства обору-

дования, освоение приемов управления производ-

ственным процессом.

70

3

Обучение производственным операциям.

70

4

Самостоятельное выполнение работ (под наблюде-

нием и нструктора)

86


Квалификационный экзамен.

4


Итого:

250





ПРОГРАММА.

Тема № 1. Инструктаж по безопасности труда, производственной сани­тарии, пожарной безопасности. Ознакомление с производством и рабочим ме­стом аппаратчика синтеза.

Инструктаж но безопасности труда, производственной санитарии, пожар­ной безопасности (в объеме соответствующих инструкций по предприятию и це­ху).

Инструктаж на рабочем месте (производится инженерно-техническим ра­ботником цеха).

Краткая характеристика предприятия, название и назначение отдельных цехов, их техническая взаимосвязь.

Ознакомление с цехом и его краткая характеристика. Сведения о выпус­каемой продукции.

Ознакомление с условиями труда, правилами трудового распорядка и ор­ганизацией рабочего места аппаратчика синтеза.

Ознакомление с расположением основного и вспомогательного оборудо­вания, со схемой производства, лабораторными помещениями, механической мастерской, местонахождением бытовых и административных помещений, меж­цеховых коммуникаций, аварийных выходов, внутрицеховых сигнализаций.

Потенциальные опасности в цехе, меры личной и коллективной безопас­ности во время работы.

Изучение особенностей промышленной санитарии и противопожарных мероприятий на химических производствах.

Ознакомление со способами хранения сырья, вспомогательных материа­лов и готовой продукции.

Правила пользования респираторами, противогазами, защитными очками. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Изучение плана локализации аварийных ситуаций.

Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой про­изводственного обучения.

Тема № 2. Изучение технологических схем, устройства оборудования, освоение приемов управления производственным процессом.

Изучение технологических схем получения продуктов, приготовления растворов, приема сырья, систем улавливания.

Изучение расположения оборудования, трубопроводов, арматуры и щитов контрольно-измерительных приборов.

Изучение:

-устройства и назначения технологического оборудования;

  • расположения и устройства коммуникаций, подачи воды, электроэнергии, сжатого воздуха, азота;

  • основных неполадок в работе оборудования, способов их предупрежде­ния и устранения;

  • аварийных ситуаций и правил поведения при авариях и пожаре.


Освоение приемов:

  • подготовки оборудования к работе и безопасного его обслуживания;

  • пуска и остановки оборудования в требуемой последовательности;

- подготовки оборудования к ремонту, в резерв и остановке при авариях.
Приобретение навыков выполнения простейших слесарных работ.
Обслуживание контрольно-измерительных приборов, регулирующих кла­панов.

Участие в ремонте оборудования, коммуникаций, арматуры совместно со слесарем.

Ознакомление со схемами автоматического регулирования, сигнализаци­ей и системами блокировки, применяемых в технологическом процессе,

Проведение расчета загрузок компонентов на операцию готового продук­та.

Тема № 3. Обучение производственным операциям.

Изучение рабочих инструкций аппаратчиков синтеза.

Порядок приема смены, подготовка рабочего места к работе, проверка состояния оборудования, запорной и регулирующей арматуры, средств автома­тики и блокировок.

Освоение управления процессами получения готовых продуктов, приго­товления растворов и управления системами улавливания с центрального пульта управления (ЦПУ).

Обслуживание систем улавливания.

Отбор проб. Правила безопасности при отборе проб. График отбора проб.

Регистрация параметров технологического режима в технологическом журнале и операционных листах.

Предупреждение и устранение причин нарушения режима процессов.

Выполнение необходимых мер безопасности при аварийных ситуациях (отключение электроэнергии, прекращение подачи воды и др.).

Изучение правил, норм и условий хранения сухого, жидкого, пастообраз­ного сырья, полупродуктов и готовых продуктов.

Осуществление проверки исправности КИП и А.

Обучение правилам пользования световой и звуковой сигнализацией.

Пользование средствами индивидуальной защиты и противопожарным инвентарем. Уборка рабочего места. Сдача смены.


Тема № 4. Самостоятельное выполнение работы.

Выполнение всех видов работ, предусмотренных ЕТКС для аппаратчиков синтеза под наблюдением инструктора производственного обучения.

Ведение технологических процессов получения готового продукта в со­ответствии с технологическим режимом и рабочими инструкциями.

Овладение навыками самостоятельного обслуживания основного и вспо­могательного оборудования, коммуникаций цеха.

Достижение установленной производительности труда, получение про­дукции требуемого качества при минимальном расходе сырья и энергетики.

Овладение передовыми методами труда.

Соблюдение правил техники безопасности, промышленной санитарии, личной гигиены и правил противопожарной безопасности.

Самостоятельное выполнение работ по получаемой профессии для закре­пления и совершенствования практических навыков.

Квалификационный экзамен.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Тематический план.

№ п/п

Наименование тем

Время на обуче­ние (час)

1

2

3

1

Общая часть

35


Введение

1

1.1

Сведения по химии, физике, электротехнике, материаловедению

2

1.2

Чтение чертежей, схем и эскизов

1

1.3

Основы слесарного дела

1

1.4

Сырье и вспомогательные материалы

2

1.5

Основные положения «Системы технического обслуживания и ремонта оборудования хими­ческой промышленности»

1

1.6

Охрана труда и промышленная безопасность, производственная санитария, пожарная без­опасность

20

1.7

План локализации аварийных ситуаций

2

1.8

Автоматический контроль и управление про­цессом производства

1

1.9

Охрана окружающей среды

1

1.10

Основы экономики

1

1.11

Повторение пройденного материала

2

2

Спецтехнология

117 I

2.1

Технологическая схема производства. Условия безопасного ведения технологического процес­са

40

2.2

Устройство, назначение, принцип действия и правила безопасной эксплуатации основного и вспомогательного оборудования

24

2.3

Автоматический контроль и управление про­цессом производства

24

2.4

Правила безопасной эксплуатации тепловых сетей

3

2.5

Правила электробезопасности

14

2.6

Правила безопасной эксплуатации трубопрово­дов

6

2.7

Повторение пройденного материала

6


Итого:

152







ПРОГРАММА.

Тема_№ 1. Введение.

Роль химической промышленности в рыночной экономике и перспективы ее развития.

Краткая история предприятия и его основные задачи. Продукция, выпус­каемая предприятием, ее значение. Структура предприятия, основные и вспомо­гательные цеха и службы, связь между ними.

Достижения и традиции коллектива. Основные черты, характеризующие рабочего химического предприятия. Рациональное использование рабочего вре­мени, решение задач в области повышения производительности труда и улучше­ния качества продукции.

Права и обязанности аппаратчика синтеза.

Правила внутреннего распорядка на предприятии, в цехе, бригаде, на уча­стке.

Квалификационные требования, предъявляемые к знаниям и навыкам ап­паратчика синтеза.

Ознакомление с программой теоретического обучения.

Тема №1.1 Сведения по химии, физике, электротехнике, материаловедению.

Сведения по химии.

Строение и состав вещества.

Основные положения атомно-молекулярного учения.

Простые и сложные вещества. Понятие о химических элементах и их символах.

Атомные и молекулярные массы. Химические формулы веществ. Физиче­ские явления и химические превращения.

Важнейшие неорганические вещества: окислы, основания, кислоты, соли, их физико-химические свойства и состав.

Химические реакции и уравнения.

Органические соединения, их строение, физико-химические свойства, применение.

Ароматические углеводороды, их свойства и важнейшие производные.

Сведения по физике.

Агрегатное состояние веществ. Переход из одного агрегатного состояния в другое.

Свойства жидких и твердых, газообразных тел

Тепловые явления. Понятие о температуре.

Температурная шкала Цельсия и Кельвина. Способы нагревания и охлаж­дения веществ. Теплопроводность и теплопередача.

Понятие о конвекции, лучеиспускании и потерях тепла в оружающую среду. Тепловая изоляция.

Сведения по электротехнике.

Устройство и принцип работы электрооборудования и пусковой аппара­туры цеха.

Обязанности аппаратчика по обслуживанию электрооборудования, его действия при возникновении неисправности электрооборудования. Защитная ап­паратура, ее назначение.

Понятие об электроснабжении цеха.

Рациональное использование электроэнергии в цехе.

Требования к заземлению оборудования.

Понятие о статическом электричестве, защиты от него в данном произ­водстве. Молниезащита здания и коммуникаций.


Сведения по материаловедению.

Выбор конструкционного материала для основного химического обору­дования. Металлы: черные и цветные (сталь, чугун, титан, алюминий и др.), их свойства, область применения,

Защита химического оборудования от воздействия агрессивных сред. По­нятие о гуммировании. Футеровка штучными кислотоупорными материалами (кирпич, диабазовая плитка, кислотоупорная керамическая плитка). Эмалевые покрытия.

Факторы, определяющие антикоррозионную защиту аппаратов и трубо­проводов в производстве.

Коррозия металлов.

Материалы для прокладок. Металлические материалы. Неметаллические матери силы.

Тема № 1.2 Чтение чертежей и схем.

Рабочие чертежи и рабочие эскизы, их назначение. Способы изображения предметов. Чертежные принадлежности и инструменты. Обозначения размеров на чертежах. Различия между чертежом и эскизом.

Чертежи и сборочные чертежи, их назначение, связь между ними. Схема­тическое изображение деталей. Упражнения в чтении сборочных чертежей, тех­нологических схем.

Тема № 1.3 Основы слесарного дела.


Слесарные работы и их назначение. Виды слесарных работ.

Технологический процесс слесарной обработки деталей.

Подбор, подготовка и хранение инструментов, инструменты и приспособ­ления для выполнения слесарных работ.

Механизация слесарных работ.

Прокладочные и набивные материалы, их применение для различных сред и температур.

Теплоизоляционные материалы.

Смазочные материалы: минеральные масла, консистентные смазки, их применение для смазки различного оборудования.

Техника безопасности при выполнении слесарных работ.


Тема №1.4 Сырье и вспомогательные материалы.

Жидкое, твердое, газообразное сырье. Правила хранения и обращения с ними. Правила транспортировки. Правила безопасности при их использовании.

Правила безопасности при работе с кислотами и щелочами.

ГОСТы и ТУ на сырье, материалы, полуфабрикаты и готовую продукцию.

Энергетические средства: сжатый воздух, азот; их основные свойства, на­значение транспортировка. Нормы расхода энергетических средств и пути их экономии.

Тема №1.5 Основные положения «Системы технического обслуживания и ремонта оборудования химической промышленности»

Порядок сдачи оборудования в ремонт и приема из ремонта. Виды ре­монта (планово-предупредительный, капитальный, связанный с реконструкци­ей).

Содержание и оформление документации (план подготовки оборудо­вания к ремонту и проведения ремонтных работ, наряды-допуски на ремонтные работы, акты приема оборудования из ремонта),

Тема №1.6 Охрана труда и промышленная безопасность производствен­ная санитария, пожарная безопасность.

Общие сведения.

Законодательство в области охраны труда.

Конституция России об охране и улучшении условий труда.

Характеристика условий труда на производстве.

Обязанности администрации, рабочих и служащих в области охраны труда.

Государственные органы надзора за состоянием промышленной безо­пасности и производственной санитарии (Ростехнадзор, Государственный по­жарный надзор).

Контроль профсоюзными органами и уполномоченными профсоюза по охране труда, состояния промышленной безопасности и производственной сани­тарии.

Порядок допуска лиц к самостоятельной работе.

Техника безопасности на рабочем месте.

Возможные опасности и несчастные случаи на предприятии, в цехе и на рабочем месте аппаратчика (отравление, химические и термические ожоги, механические травмы, поражение электротоком). Понятие о травматизме. Значе­ние соблюдения технологического регламента, инструкций и правил промыш­ленной безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии для предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональных заболевании.

Вредное действие на организм человека продуктов, применяемых в производстве, предельно-допустимые концентрации.

Характерные признаки отравления вредными веществами. Способы оказания первой помощи. Классификация газоопасных мест, Основные причины выделения вредных газов и паров в воздухе производственных помещений (на­рушение норм технологического режима, проливы продуктов, нарушение герме­тичности оборудования, слабая работа вентиляции и др.).

Правила работы на высоте.

Работа внутри аппаратов, оформление наряд - допусков и правила про­ведения таких работ.

Средства индивидуальной защиты, правила пользования ими.

Производственная санитария.

Значение соблюдения установленной продолжительности рабочего дня и отдыха работающих.

Санитарно-гигиеническое состояние рабочего мета.

Влияние производственных факторов на профессиональную и общую заболеваемость рабочих,

Основные профилактические и защитные меры по предупреждению профессиональных заболеваний. Медосвидетельствование и медикооздоровительное обслуживание, бесплатное питание и другие льготы за вредные условия труда.

Контроль состояния воздушной среды.

Виды действия искусственной и естественной вентиляции в цехе. По­нятие о кратности воздухообмена.

Виды водоснабжения. Места установки стояков.

Устройство и виды канализации.

Оказание первой помощи при несчастных случаях, содержимое и рас­положение аптечек.


Пожарная безопасность.

Пожаро- и взрывоопасные свойства веществ, применяемых в цехе.

Причины возможного возникновения пожаров в цехе, меры их преду­преждения.

Основные требования к соблюдению правил пожарной безопасности. Действия работающих при обнаружении загораний в цехе и на территории пред­приятия. Классификация производств по категориям взрыво- и пожароопасности, категорийность цеха и его участков по пожарной опасности.

Способы сообщения о пожаре в пожарную охрану, пожарная сигнали­зация.

Первичные средства тушения огня. Правила пользования ими, порядок содержания.

Устройство и эксплуатация пожарного водопровода.

Устройство взрывобезопасного освещения.

Порядок содержания подъездов, проездов, проходов.

Действующие законы об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.



Тема № 1.7 План локализации аварийных ситуаций.


План локализации аварийных ситуаций и аварий, его содержание и значение.


Тема № 1.8 Автоматический контроль и управление процессом произ­водства.


Роль автоматизации в обеспечении безопасных условий работающих. Ав­томатические системы контроля, регулирования и управления.


Тема № 1.9 Охрана окружающей среды.


Охрана природы в России - общегосударственная задача.

Конституция России об охране природы, рациональном использовании земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранении чистоты воздуха и воды, обеспечении воспроизводства природных богатств и улучшении окружающей среды.

Охрана окружающей среды. Понятие о санитарной зоне. Виды и ис­точники отходов в производстве.

Действие отходов на окружающую среду. Методы обезвреживания и очистки сточных вод. Пути сокращения производственных отходов и снижения концентрации в них вредных веществ.

Ответственность предприятия за охрану окружающей среды. Меро­приятия, проводимые предприятием, исключающие загрязнение водоемов и ат­мосферы.

Тема № 1.10. Основы экономики.

При изучении данной темы следует руководствоваться программой, составляемой самим предприятием с учетом работы в условиях рыночной эко­номики.

Тема №2 .Спецтехнология

2.1 Технологическая схема производства. Условия безопасного ведения технологического процесса.

Химизм и технология процессов производства.

Детальное изучение всех стадий процесса. Химизм, сущность, возможные отклонения от норм технологического режима, их признаки, причины и меры предупреждения,



2.2 Устройства и правила эксплуатации основного и вспомогательного оборудования.

Схема расположения основного и вспомогательного оборудования, коммуникаций. Исполнительная схема с указанием арматуры и узлов автомати­ки. Устройство, принцип действия, техническая характеристика и правила экс­плуатации основного и вспомогательного оборудования: реакционного оборудо­вания, насосов, емкостей для кислот и щелочей, мерников, холодильников, фло­рентийских сосудов, вентиляторов, друк-фильтров.

Типы применяемых мешалок в аппаратах.

Арматура и контрольно-измерительные приборы.

Конструкционные материалы, применяемые для изготовления обору­дования.

Способы защиты оборудования от коррозии,

Насосы: принцип действия и конструкция.

Основные параметры насосов. Порядок пуска, остановки насосов, не­поладки в работе, их устранение.

Сальниковые набивки, правила устранения течи в сальниках.

Возможные аварийные моменты в работе оборудования (отключение электроэнергии, проливы продуктов, отключение подачи воздуха КИП и А, вы­ход из строя насосов подачи жидкости, прорыв коммуникаций). Меры предот­вращения и устранения.

Правила устройства и безопасной эксплуатации взрывозащищенных вентиляторов.

Причины быстрого износа оборудования. Правила ухода за оборудо­ванием.

2.3. Автоматический контроль и управление процессом производства.

Контроль и управление процессом производства по показаниям кон­трольно-измерительных приборов и данным лабораторных анализов, частота контроля. Контрольно-измерительные приборы, их расположение.

Приборы для измерения давления (манометры), температуры (ртутные термометры, термопары, термометры сопротивления), расхода (ротаметры, де­флегматоры, индукционные расходомеры), уровня (уровнемеры поплавковые, пьезометрические), приборы для измерения рН, плотности, концентрации, для измерения массы (тензометрические приборы).

Принцип действия, устройство, пределы измерения и правила эксплуа­тации приборов. Вторичные приборы: принцип действия, правила пользования. Самопишущие приборы. Правила пользования показаниями приборов для регу­лирования процессов.

Регулирующие клапаны, принцип действия автоматических регулято­ров.

Схема сигнализаторов и блокировок.

Ручное, автоматическое и дистанционное регулирование. Порядок пе­рехода с одного управления на другое.

Международная система единиц (СИ), ее преимущество и внедрение в химической промышленности.

Структура системы. Основные и дополнительные единицы, допускае­мые к использованию наряду с СИ.

Единицы, временно допускаемые к применению.

Наименование величин и единиц обозначения,

2.4. Правила безопасной эксплуатации тепловых сетей.

Надзор и обслуживание тепловых сетей. Техническая документация на трубопроводы пара и горячей воды. Требования к эксплуатации тепловых сетей.


2.5 Правила электробезопасности.


Статическое электричество. Меры предупреждения и защиты от него. Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения электрическим током.

Меры предосторожности при работе с электрооборудованием. Первая помощь пострадавшим от электрического тока. Молниезащита.

2.6. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов.

Категории трубопроводов.

Коммуникации. Материалы, применяемые для изготовления трубопро­водов и фланцевых соединений.

Устройство фланцевых соединений, прокладки, применяемые для их уплотнения (резина, фторопласт и др.).

Запорная арматура, ее виды (задвижки, вентили, краны, клапаны, за­слонки, мембраны и др.), конструкция и принцип действия, правила эксплуата­ции и установки.

Обозначения на арматуре.



Разработал: старший методист

ТОГБОУ СПО «Котовский

индустриальный техникум» И.В. Улуханова




ЛИТЕРАТУРА.

  1. Глинка Н.Д. Общая химия. М. Химия. 30-е изд., испр., 2003 г.

  2. Ахметов II.С. Общая и неорганическая химия. 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., Изд. центр "Академия", 2001 - 743 с

  1. Кукин П.П. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда. 4-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2007.

  2. Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. М. Химия. 1973 г. Москва: Техносфера, 2007 г.

  3. Чекалии М.А. Технология органических красителей и промежуточных продуктов.  2-е изд., перераб. — Л.: Химия, 1980. 472 с.

  4. Клименко В.П, Экономика химической промышленности. Л. Химия. 2000 г.

  5. Кулешов В.П. Основы техники безопасности на предприятиях химической промышленности. М. Химдия. 1977 г.

  6. Кулешов В.П. Охрана природы от загрязнений промышленными выбросами. М, Химия. 1979г.  Химия, 1979. – 240 с.

  7. Скуратов Ю.И. Введение в экологическую химию. М. Высшая школа. 1994 г

  8. Родионов А.И. Техника защиты окружающей среды. М. Химия, 1989 г,

  9. Бобков А. С. Охрана труда и экологическая безопасность в химической про­мышленности, М. Химия. 1998 г.

  10. Девисилов В.А.Безопасность труда (охрана труда): Учебник для СПО. – М. ФОРУМ_ИНФРА-М, 2002.

  11. Гурвич Я.Н. Справочник молодого аппаратчика - химика. М. Химия. 1991 г,

  12. Клименко В.П. Организация и планирование химического производства. Л. Химия. 1989г.

  13. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А., Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник- М. Высш.шк., 2002 г.

  14. Ящура А.И. Справочник. Система технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности. 2012 г.

  15. Бабяк З.В. Полиграфическое оформление полимерной тары в производстве товаров бытовой химии. М. НИИТЭХИМ. 1984 г.

  16. Б. Бердышев. Компьютерные технологии при производстве полимерной тары. "Тара и упаковка", 1995

  17. Макаров Ю.И. Аппараты для смешивания сыпучих материалов. М. Машино­строение. 1973 г.

  18. Медведева В.С. Охрана труда и противопожарная защита в химической про­мышленности. М., Химия., 1989 г.

  19. Дианов И.Г. Технологические измерения и контрольно-измерительные при­ боры химических производств - М. Химия, 1973 г

  20. Кулаков М.В. Технологические измерения и приборы для химических произ­водств-.М. Машиностроение, 1983 г.


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.


  1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

  2. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению го­сударственного реестра опасных производственных объектов, утвержден приказом РОСТЕХНАДЗОРА от 04.09.2007 г. № 606;

  3. Основы Законодательства Российской Федерации об охране труда;

Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

4. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 г. № 279 с изменениями и до­полнениями от 24.05.2000 г.;

5. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением с дополнением (ПБ 03-576-03).

6. Руководящие издания по эксплуатации и ремонту сосудов и аппаратов, ра­ботающих под давлением ниже 0,07 МПа и вакуумом, РУА-93.

7. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). 7 издание.

Утверждены Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204.

8. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потре­бителей. Приказ Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6

"Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей"

9. Федеральные нормы и правила «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических и нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». Приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96.

10. Правила безопасности для производств, использующих неорганические кислоты и щелочи. (ПБ 09-596-03).

11. ГОСТ 17.2.1.04-77*. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы.

12. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. 01.07.91 г.

13.РД-03-20-2007 Положение об организации обучения и проверки знаний ра­бочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, тех­нологическому и атомному надзору.

14.Единый тарифно-квалификационный справочник.

15.Трудовой кодекс РФ.

20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!