СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Бисерная красота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 8-16 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  Обучение на первом году строится таким образом, чтобы  учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Бисерная красота"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бакалинская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья




«Согласовано» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Председатель на заседании замдиректора по ВР Директор школы

Профсоюзной методсовета ____________ ____________

организации протокол №1 Дырнаева Т.В. Гималтдинова Л.А.

______Скарякина М.В.












Рабочая программа

кружка «Бисерная красота»

руководитель: Шаймухаметова Г.Ф.

на 2016-2017 учебный год.















Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 8-16 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  Обучение на первом году строится таким образом, чтобы  учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на городской выставке.



Цель настоящей программы:

     Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

      Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам –День учителя, Новый год, 8 Марта.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

    В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий,  применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала).

Организация рабочего места.

     Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно  включать  комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.  

      Для работы  с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

Материалы и инструменты:

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

 * Леска  и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

* алебастр для заливки.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  

* кусачки  для отрезания проволоки;

* ножницы для бумаги и ниток;


Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

  • Учащиеся должны знать:

    • историю возникновения бисероплетения;

    • виды материалов, используемые в бисероплетение;

    • инструменты для работы;

    • роль цвета в бисероплетение;

    • условные обозначения на схемах;

    • терминологию бисерных украшений;

    • правила безопасности труда при работе;

    • основные правила бисероплетения.

  • Учащиеся должны уметь:

    • пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;

    • начинать и заканчивать плетение;

    • пользоваться схемами и переводить их;

    • оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);

    • подбирать цвета в изделии;

    • умело подбирать украшения к одежде.


Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия

  1. Определить форму изделия и его размеры.

  2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение

  3. Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.

  4. Разработать эскиз изделия

  5. Выбрать технику плетения

  6. Составить схемы изделия и его элементов

  7. Выбрать или разработать орнамент

  8. Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях

  9. Подобрать цветовую гамму бисера


Сочетание цветов бисера.

  • Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.

  • Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.

  • Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.

  • Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.

  • Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.

  • Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.


Различные техники

Существуют разные виды техники плетения бисером:

Низание в крестик – цепочки разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Параллельное плетение – цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Плетение - наподобие плетения кружев на коклюшках от 3-8 ниток до 25 -30 ниток. Оплетение под прямым или косым углом всевозможные сосуды, флаконы и другие предметы быта.

Низание – в одну нить и две нити; нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.

Ткачество – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом перебора.

Вышивание – шитье бисером «в прикреп» и «за иголку».


Процесс обучения делится на 3 этапа:

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении;

2 этап – расширение знаний и умений;

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение профессиональных работ.

По окончании реализации программы выпускники должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;

  • иметь представление о пропорции;

  • начальные сведения о цветовом сочетании;

  • композиционное построение узоров;


Содержание программы


1. Вводное занятие (1 ч.)  

     Расписание и план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2. Из истории бисероплетения. (2 ч.)

Современные направления в бисероплетении. Основы цветоведения. Основные способы плетения.

3.Цветы  из бисера (24 ч.)

     Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл»,  «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Наращивание проволоки. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка  цветов. Составление композиций букетов. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. Сборка и закрепление цветов в вазе. Использование цветов для оформления интерьера.

  (Тюльпаны, астры, орхидея, анемоны, каллы, цикламены, розы в греческом стиле).





 4. Деревья из бисера  (19 ч.)

  Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения  Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

    Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

        (Береза, глициния, денежное дерево, елочка, бонсай, сирень).

  5.Цветы из пайеток (10 ч.)

     Теоретические сведения. Основные приемы плетения, используемые для изготовления фигурок и цветов из пайеток: плоская полоса, полоса с бисерным швом, последовательность выполнения поворота плетения. Техника выполнения серединки цветка, лепестков, листьев, тычинок. Анализ моделей.

       Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок и цветов из пайеток. Сборка изделий. Составление композиций.

Плоские изделия: (стрекоза, сердечко, лебеди, бабочка).

Цветы:  (ромашка, тигровая лилия).

6.Изготовление коллективных  работ  поделок ( 10ч)

Коллективные работы, приуроченные к тематическим  выставкам.

7. Итоговое занятие (2 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  
























Тематическое планирование кружка

Название тем,

разделов

Количество

часов

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

Теоретические вопросы бисероплетения.  Основы цветоведения. Современные направления в бисероплетении.

2

Цветы  из бисера (24)

Астры

1

Тюльпаны

2

Способ плетения «скрещенные оси»

2

Каллы

2

Способ плетения «низание петлями по кругу»

1

Орхидея

4

Анемоны

4

Цикламены,

4

Способы сборки и крепежа изделий

1

Розы в греческом стиле

3

Деревья из бисера(19)

Береза

3

Глициния

4

Денежное дерево

3

Елочка

3

Бонсай

3

Сирень

3

Цветы из пайеток(10)

Приемы плетения из пайеток

3

Изготовление плоских изделий

3

Цветы из пайеток.

4

Изготовление  коллективных выставочных работ(10)

Изготовление  коллективных выставочных работ

10

Итоговое занятие (2)


Выставка работ

2









ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гашицкая Р.П.   Цветы из пайеток. – М.: «Мартин» ,2007

  2. Ликсо Н.Л. .  Бисер. – Минск: Харвест,2

  3. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-во Эксмо; СПб,,2003г.

  4. Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006

  5. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 1998 г.. М.

  6. Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г..

  7. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г



Приложение 1

Упражнения для глаз снимающие утомление 
Первый комплекс

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.

  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.

Второй комплекс

  1. Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.

  2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.

Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!