СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-х классов базовый уровень

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.  Информатика. Примерная рабочая программа. 10–11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 к учебнику Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. –  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-х классов базовый уровень»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 им. Н.В. Челнокова»





«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/________./


Протокол № ___

от «__» августа 2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______/________/


«___» августа 2016 г.


«Утверждаю»

Директор

ГБОУ СОШ №38 им. Н.В. Челнокова»

_________/__________/

Приказ № ____

от «__» августа 2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Информатике и ИКТ


в 10-А классе


на 2016/2017 учебный год


срок реализации программы - 1 год



Составитель:

учитель высшей квалификационной категории

Виниченко Светлана Александровна






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «28» августа 2016 г.



г. Севастополь

2016 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-А класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2016 –2017 учебном году;

  • Примерная программа среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263).

  • Авторская программа. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. 10–11 классы. Базовый уровень.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова».

  • Учебный план ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на 2016-2017 учебный год.

  • Положение о рабочей программе педагога ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» (Приказ от 29 августа 2016 г. № 281/1)


УМК: Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Средняя школа. 10-11 класс. Базовый уровень.

  • Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю.

Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  • Информатика. Примерная рабочая программа. 10–11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  • Информатика. 10–11 класс. Базовый уровень: методическое пособие / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Электронное приложение к УМК. - metodist.lbz.ru

  • Материалы авторской мастерской Семакина И. Г. - metodist.lbz.ru


Учебным планом ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на изучение предмета информатика и ИКТ предусмотрено 34 часов в год в 10-А классе из расчёта 1 часа в неделю (базовый уровень).

Данная программа может быть использована как индивидуальная программа для детей, обучающихся на дому и детей с ОВЗ.

Разработанная учебная программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.




Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведенные в этом разделе, полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Рубрика «Учащиеся должны знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Ученики должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Учащиеся должны уметь» включает требования: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, применять средства информационных технологий для решения задач. Также представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Тема 1. Введение. Структура информатики

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах;

  • из каких частей состоит предметная область информатики.


Тема 2. Информация

Учащиеся должны знать:

  • три философские концепции информации;

  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

  • что такое язык представления информации; какие бывают языки;

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

  • примеры технических систем кодирования информации, таких как азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

  • понятия «шифрование», «дешифрование»;

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с алфавитной точки зрения;

  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с позиции содержания сообщения;

  • способы кодирования текста в компьютере;

  • способы представления изображения;

  • цветовые модели;

  • в чем различие растровой и векторной графики;

  • способы дискретного (цифрового) представления звука.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности появления символов в тексте);

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

  • вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

  • вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.


Тема 3. Информационные процессы

Учащиеся должны знать:

  • историю развития носителей информации;

  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

  • модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;

  • понятие «шум» и способы защиты от шума;

  • основные типы задач обработки информации;

  • понятие исполнителя обработки информации;

  • понятие алгоритма обработки информации;

  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

  • этапы истории развития ЭВМ;

  • что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

  • для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

  • архитектуру персонального компьютера;

  • принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Учащиеся должны уметь:

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

  • по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой;

  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

  1. Тема 4. Программирование

Учащиеся должны знать:

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

  • какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

  • систему команд компьютера;

  • классификацию структур алгоритмов;

  • принципы структурного программирования;

  • систему типов данных в Паскале;

  • операторы ввода и вывода;

  • правила записи арифметических выражений на Паскале;

  • оператор присваивания;

  • структуру программы на Паскале;

  • логический тип данных, логические величины, логические операции;

  • правила записи и вычисления логических выражений;

  • условный оператор If;

  • оператор выбора Select case;

  • различие между циклом с предусловием и циклом с пост­условием;

  • различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

  • операторы цикла While и Repeat–Until;

  • оператор цикла с параметром For;

  • порядок выполнения вложенных циклов;

  • понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

  • правила описания и использования подпрограмм-функций;

  • правила описания и использования подпрограмм-про­цедур;

  • правила описания массивов на Паскале;

  • правила организации ввода и вывода значений массива;

  • правила программной обработки массивов;

  • правила описания символьных величин и символьных строк;

  • основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

  1. Учащиеся должны уметь:

  • описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;

  • составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

  • программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления;

  • программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, параметром;

  • программировать итерационные циклы;

  • программировать вложенные циклы;

  • выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

  • описывать функции и процедуры на Паскале;

  • записывать в программах обращения к функциям и процедурам;

  • составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др.;

  • решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

:
















Содержание учебного предмета


Тема 1. Введение. Структура информатики (1ч)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.


Тема 2. Информация. (10 ч)

Основные подходы к определению понятия «информация». Информация. Представление информации, языки, кодирование. Понятие количества информации: различные подходы. Формула Шеннона и формула Хартли для определения количества информации. Измерение информации.

Кодирование текстовой, числовой, графической и звуковой информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Практические:

Пр. 1 «Шифрование данных»

Пр. 2 «Измерение информации»

Пр. 3 «Представление чисел»

Пр. 4 «Представление текстов. Сжатие текстов»

Пр. 5 «Представление изображения и звука»


Контрольная работа 1 «Информация»

Тема 3. Информационные процессы (5 ч)

Хранение информации. Выбор способа хранения информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Канал связи и его характеристики. Защита информации. Методы защиты.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Машина Поста.

Информационные процессы в компьютере. Эволюция поколений ЭВМ. Не неймовские вычислительные системы.

Практические:

Пр. 6 «Управление алгоритмическим исполнителем»

Пр. 7 «Автоматическая обработка данных»

Контрольная работа 2 «Информационные процессы».

  1. Тема 4. Программирование (18 ч)

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем). Алгоритмические конструкции: следования, ветвления и повторения. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Понятие программирования. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Этапы решения задачи на компьютере. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Символьный тип данных. Подпрограмма как структурный элемент основной программы. Типы подпрограмм.

Практические:

              1. Пр. 8 «Программирование линейных алгоритмов»

Пр. 9 «Программирование логических выражений»

Пр. 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»

Пр. 11 «Программирование циклических алгоритмов»

Пр. 12 «Программирование с использованием подпрограмм»

Пр. 13 «Программирование обработки одномерных массивов»

Пр. 14 «Программирование обработки двумерных массивов»

Пр. 15 «Программирование обработки строк символов»


Контрольная работа 3 «Программирование 1 часть»

Контрольная работа 4 «Программирование 2 часть»







































Тематическое планирование


№ п/п

Наименование

тем

Количество часов, ч.

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1

  1. Введение. Структура информатики

1



2

Информация.

10

5

1

3

Информационные процессы

5

2

1

4

Программирование

18

8

2


Итого

34

15

4










































Приложение 1


Календарно-тематическое планирование


10А класс (базовый уровень)

1 час в неделю, всего 34 часа


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

по плану

по факту

Тема 1. Введение. Структура информатики

1



1

Техника безопасности в кабинете информатики. Введение. Структура информатики

1



Тема 2. Информация

10



2

Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование.

1



3

Шифрование данных.

Пр. 1 «Шифрование данных»

1




4

Измерение информации. Алфавитный подход

1



5

Измерение информации. Содержательный подход

1



6

Измерение информации.

Пр. 2 «Измерение информации»

1




7

Представление чисел в компьютере

1



8

Представление чисел.

Пр. 3. «Представление чисел»

1




9

Представление текста в компьютере.

Пр.4. «Представление текстов. Сжатие текстов»

1




10

Представление изображения и звука в компьютере.

Пр. 5. «Представление изображения и звука»

1




11

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 1 «Информация».

1



Тема 3. Информационные процессы

5



12

Хранение и передача информации 

1




13

Обработка информации и алгоритмы.

Пр.6. «Управление алгоритмическим исполнителем»

1



14

Автоматическая обработка информации.

Пр.7. «Автоматическая обработка данных»

1





15

Информационные процессы в компьютере

1



16

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 2 «Информационные процессы».

1



Тема 4. Программирование.

18



17

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

1



18

Программирование линейных алгоритмов

1



19

Программирование линейных алгоритмов

Пр. 8 «Программирование линейных алгоритмов»

1



20

Логические величины и выражения, программирование ветвлений 

1



21

Программирование логических выражений. Пр.9 «Программирование логических выражений»

1



22

Программирование ветвящихся алгоритмов. Пр. 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»

1



23

Программирование циклов.

1



24


Программирование циклов. Пр. 11. «Программирование циклических алгоритмов»

1



25

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 3 «Программирование 1 часть».

1



26

Подпрограммы

1



27

Программирование с использованием подпрограмм

Пр. 12 «Программирование с использованием подпрограмм»

1



28

Работа с массивами

1



29

Работа с массивами

1



30

Работа с одномерными массивами.

Пр. 13. «Программирование обработки одномерных массивов»

1



31

Работа с двумерными массивами.

Пр. 14. «Программирование обработки двумерных массивов»

1



32

Работа с символьной информацией.


1



33

Работа с символьной информацией.

Пр. 15 «Программирование обработки строк символов»

1



34

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 4 «Программирование 2 часть».

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!