ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 им. Н.В. Челнокова»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/________./ Протокол № ___ от «__» августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/________/ «___» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» _________/__________/ Приказ № ____ от «__» августа 2016 г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
в 10-А классе
на 2016/2017 учебный год
срок реализации программы - 1 год
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории
Виниченко Светлана Александровна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28» августа 2016 г.
г. Севастополь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-А класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2016 –2017 учебном году;
Примерная программа среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263).
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова».
Учебный план ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на 2016-2017 учебный год.
Положение о рабочей программе педагога ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» (Приказ от 29 августа 2016 г. № 281/1)
УМК: Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Средняя школа. 10-11 класс. Базовый уровень.
Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика. Примерная рабочая программа. 10–11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Информатика. 10–11 класс. Базовый уровень: методическое пособие / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронное приложение к УМК. - metodist.lbz.ru
Материалы авторской мастерской Семакина И. Г. - metodist.lbz.ru
Учебным планом ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на изучение предмета информатика и ИКТ предусмотрено 34 часов в год в 10-А классе из расчёта 1 часа в неделю (базовый уровень).
Данная программа может быть использована как индивидуальная программа для детей, обучающихся на дому и детей с ОВЗ.
Разработанная учебная программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведенные в этом разделе, полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Рубрика «Учащиеся должны знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Ученики должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Учащиеся должны уметь» включает требования: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, применять средства информационных технологий для решения задач. Также представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Тема 1. Введение. Структура информатики
Учащиеся должны знать:
Тема 2. Информация
Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации;
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
что такое язык представления информации; какие бывают языки;
понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
примеры технических систем кодирования информации, таких как азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
понятия «шифрование», «дешифрование»;
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
определение бита с алфавитной точки зрения;
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
определение бита с позиции содержания сообщения;
способы кодирования текста в компьютере;
способы представления изображения;
цветовые модели;
в чем различие растровой и векторной графики;
способы дискретного (цифрового) представления звука.
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности появления символов в тексте);
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
Тема 3. Информационные процессы
Учащиеся должны знать:
историю развития носителей информации;
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;
понятие «шум» и способы защиты от шума;
основные типы задач обработки информации;
понятие исполнителя обработки информации;
понятие алгоритма обработки информации;
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
этапы истории развития ЭВМ;
что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;
для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
архитектуру персонального компьютера;
принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Учащиеся должны уметь:
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой;
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
Тема 4. Программирование
Учащиеся должны знать:
этапы решения задачи на компьютере;
что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
систему команд компьютера;
классификацию структур алгоритмов;
принципы структурного программирования;
систему типов данных в Паскале;
операторы ввода и вывода;
правила записи арифметических выражений на Паскале;
оператор присваивания;
структуру программы на Паскале;
логический тип данных, логические величины, логические операции;
правила записи и вычисления логических выражений;
условный оператор If;
оператор выбора Select case;
различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;
операторы цикла While и Repeat–Until;
оператор цикла с параметром For;
порядок выполнения вложенных циклов;
правила описания и использования подпрограмм-процедур;
правила описания массивов на Паскале;
правила организации ввода и вывода значений массива;
правила программной обработки массивов;
правила описания символьных величин и символьных строк;
основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;
составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;
программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления;
программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, параметром;
программировать итерационные циклы;
программировать вложенные циклы;
выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
описывать функции и процедуры на Паскале;
записывать в программах обращения к функциям и процедурам;
составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др.;
решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.
:
Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение. Структура информатики (1ч)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Тема 2. Информация. (10 ч)
Основные подходы к определению понятия «информация». Информация. Представление информации, языки, кодирование. Понятие количества информации: различные подходы. Формула Шеннона и формула Хартли для определения количества информации. Измерение информации.
Кодирование текстовой, числовой, графической и звуковой информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
Практические:
Пр. 1 «Шифрование данных»
Пр. 2 «Измерение информации»
Пр. 3 «Представление чисел»
Пр. 4 «Представление текстов. Сжатие текстов»
Пр. 5 «Представление изображения и звука»
Контрольная работа 1 «Информация»
Тема 3. Информационные процессы (5 ч)
Хранение информации. Выбор способа хранения информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Канал связи и его характеристики. Защита информации. Методы защиты.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Машина Поста.
Информационные процессы в компьютере. Эволюция поколений ЭВМ. Не неймовские вычислительные системы.
Практические:
Пр. 6 «Управление алгоритмическим исполнителем»
Пр. 7 «Автоматическая обработка данных»
Контрольная работа 2 «Информационные процессы».
Тема 4. Программирование (18 ч)
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем). Алгоритмические конструкции: следования, ветвления и повторения. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Понятие программирования. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Этапы решения задачи на компьютере. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Символьный тип данных. Подпрограмма как структурный элемент основной программы. Типы подпрограмм.
Практические:
Пр. 8 «Программирование линейных алгоритмов»
Пр. 9 «Программирование логических выражений»
Пр. 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»
Пр. 11 «Программирование циклических алгоритмов»
Пр. 12 «Программирование с использованием подпрограмм»
Пр. 13 «Программирование обработки одномерных массивов»
Пр. 14 «Программирование обработки двумерных массивов»
Пр. 15 «Программирование обработки строк символов»
Контрольная работа 3 «Программирование 1 часть»
Контрольная работа 4 «Программирование 2 часть»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов, ч. | Из них |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение. Структура информатики | 1 | | |
2 | Информация. | 10 | 5 | 1 |
3 | Информационные процессы | 5 | 2 | 1 |
4 | Программирование | 18 | 8 | 2 |
| Итого | 34 | 15 | 4 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
10А класс (базовый уровень)
1 час в неделю, всего 34 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Тема 1. Введение. Структура информатики | 1 | | |
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Введение. Структура информатики | 1 | | |
Тема 2. Информация | 10 | | |
2 | Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. | 1 | | |
3 | Шифрование данных. Пр. 1 «Шифрование данных» | 1 | | |
4 | Измерение информации. Алфавитный подход | 1 | | |
5 | Измерение информации. Содержательный подход | 1 | | |
6 | Измерение информации. Пр. 2 «Измерение информации» | 1 | | |
7 | Представление чисел в компьютере | 1 | | |
8 | Представление чисел. Пр. 3. «Представление чисел» | 1 | | |
9 | Представление текста в компьютере. Пр.4. «Представление текстов. Сжатие текстов» | 1 | | |
10 | Представление изображения и звука в компьютере. Пр. 5. «Представление изображения и звука» | 1 | | |
11 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 1 «Информация». | 1 | | |
Тема 3. Информационные процессы | 5 | | |
12 | Хранение и передача информации | 1 | | |
13 | Обработка информации и алгоритмы. Пр.6. «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | | |
14 | Автоматическая обработка информации. Пр.7. «Автоматическая обработка данных» | 1 | | |
15 | Информационные процессы в компьютере | 1 | | |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 2 «Информационные процессы». | 1 | | |
Тема 4. Программирование. | 18 | | |
17 | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | 1 | | |
18 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | | |
19 | Программирование линейных алгоритмов Пр. 8 «Программирование линейных алгоритмов» | 1 | | |
20 | Логические величины и выражения, программирование ветвлений | 1 | | |
21 | Программирование логических выражений. Пр.9 «Программирование логических выражений» | 1 | | |
22 | Программирование ветвящихся алгоритмов. Пр. 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» | 1 | | |
23 | Программирование циклов. | 1 | | |
24 | Программирование циклов. Пр. 11. «Программирование циклических алгоритмов» | 1 | | |
25 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 3 «Программирование 1 часть». | 1 | | |
26 | Подпрограммы | 1 | | |
27 | Программирование с использованием подпрограмм Пр. 12 «Программирование с использованием подпрограмм» | 1 | | |
28 | Работа с массивами | 1 | | |
29 | Работа с массивами | 1 | | |
30 | Работа с одномерными массивами. Пр. 13. «Программирование обработки одномерных массивов» | 1 | | |
31 | Работа с двумерными массивами. Пр. 14. «Программирование обработки двумерных массивов» | 1 | | |
32 | Работа с символьной информацией. | 1 | | |
33 | Работа с символьной информацией. Пр. 15 «Программирование обработки строк символов» | 1 | | |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 4 «Программирование 2 часть». | 1 | | |