Составитель программы
2017 г.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др., федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится не менее 100 часов из расчета 1,5 часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
В данной рабочей программе на изучение геометрии в 10 классе отводится 70 ч (2 часа в неделю).
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Формы контроля: фронтальный опрос, математический диктант, контрольная работа,самостоятельная работа. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом.
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.
Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.
Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.
Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Площадь ортогональной проекции многоугольника.
Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного содержания | Комментарий учителя |
Введение 5 часов. |
| Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии | 1 | УОНМ | 1) Стереометрия как раздел геометрии. 2) Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость, пространство | Знать: основные понятия стереометрии. Уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы | Геометрические тела в окружающем мире | |
| Некоторые следствия из аксиом | 1 | КУ | 1) Понятие об аксиоматическом построении стереометрии. 2) Следствия из аксиом | Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: описывать взаимное расположение точек, прямых, плоскостей с помощью аксиом стереометрии | Демонстрация аксиомы А1 с помощью окружающих предметов Запись взаимного расположения точек, прямых и плоскостей с помощью символов | |
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | УЗИМ | 1) Понятие об аксиоматическом построении стереометрии. | Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: применять аксиомы при решении задач | | |
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | УЗИМ | Следствия из аксиом | Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: применять аксиомы при решении задач | | |
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | УЗИМ | | Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: применять аксиомы при решении задач | | |
Параллельность прямых и плоскостей 20 часов. |
| Параллельные прямые в пространстве, параллельность трех прямых | 1 | УОНМ | 1) Взаимное расположение прямых в пространстве. 2) Параллельные прямые, свойство параллельных прямых | Знать: определение параллельных прямых в пространстве. Уметь: анализировать в простейших случаях взаимное расположение прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых | Параллельные прямые в архитектуре и строительстве | |
| Параллельные прямые в пространстве, параллельность трех прямых | 1 | УОНМ | 1) Взаимное расположение прямых в пространстве. 2) Параллельные прямые, свойство параллельных прямых | Знать: определение параллельных прямых в пространстве. Уметь: анализировать в простейших случаях взаимное расположение прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых | | |
| Параллельность прямой и плоскости | 1 | КУ | Параллельность прямой и плоскости, признак параллельности прямой и плоскости | Знать: признак параллельности прямой и плоскости, их свойства. Уметь: описывать взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве | | |
| Параллельность прямой и плоскости | 1 | КУ | Параллельность прямой и плоскости, признак параллельности прямой и плоскости | Знать: признак параллельности прямой и плоскости, их свойства. Уметь: описывать взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве | | |
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости | 1 | УЗИМ | Признак параллельности прямой и плоскости, их свойства | Знать: признак параллельности прямой и плоскости. Уметь: применять признак при доказательстве параллельности прямой и плоскости | |
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости | 1 | УЗИМ | Признак параллельности прямой и плоскости, их свойства | Знать: признак параллельности прямой и плоскости. Уметь: применять признак при доказательстве параллельности прямой и плоскости | | |
| Скрещивающиеся прямые | 1 | УОНМ | Скрещивающиеся прямые | Знать: определение и признак скрещивающихся прямых. Уметь: распознавать на чертежах и моделях скрещивающиеся прямые | |
| Скрещивающиеся прямые | 1 | УОНМ | Скрещивающиеся прямые | Знать: определение и признак скрещивающихся прямых. Уметь: распознавать на чертежах и моделях скрещивающиеся прямые | |
| Углы с сонаправленными сторонами, угол между прямыми | 1 | КУ | Угол между двумя прямыми | Иметь представление об углах между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми в пространстве. Уметь: находить угол между прямыми в пространстве на модели куба | |
| Решение задач на нахождение угла между прямыми | 1 | УОСЗ | Задачи на нахождение угла между двумя прямыми | Знать: как определяется угол между прямыми. Уметь: решать простейшие стереометрические задачи на нахождение углов между прямыми | Параллельное проектирование |
| Решение задач на нахождение угла между прямыми | 1 | УОСЗ | Задачи на нахождение угла между двумя прямыми | Знать: как определяется угол между прямыми. Уметь: решать простейшие стереометрические задачи на нахождение углов между прямыми | Параллельное проектирование |
| Контрольная работа № 1 по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» | 1 | УПЗУ | Контроль знаний и умений | Знать: определение и признак параллельности прямой и плоскости. Уметь: находить на моделях параллелепипеда параллельные, скрещивающиеся и пересекающиеся прямые, определять взаимное расположение прямой и плоскости | |
| Анализ контрольной работы №1 | 1 | КУ | | | | |
| Параллельность плоскостей | 1 | | Параллельность плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей | Знать: определение, признак параллельности плоскостей, параллельных плоскостей. Уметь: решать задачи на доказательство параллельности плоскостей с помощью признака параллельности плоскостей | | |
| Свойства параллельных плоскостей | 1 | УОНМ | Свойства параллельных плоскостей | Знать: свойства параллельных плоскостей. Уметь: применять признак и свойства при решении задач | | |
| Решение задач по теме «Свойства параллельных плоскостей» | 1 | УПЗУ | Параллельные плоскости: признак, свойства Уметь: выполнять чертеж по условию задачи | Знать: определение, признак, свойства параллельных плоскостей | |
| Тетраэдр, параллелепипед | 1 | КУ | 1) Тетраэдр, параллелепипед (вершины, ребра, грани). 2) Изображение тетраэдра и параллелепипеда на плоскости | Знать: элементы тетраэдра и параллелепипеда, свойства противоположных граней и его диагоналей. Уметь: распознавать на чертежах и моделях параллелепипед и тетраэдр и изображать на плоскости | Развертка тетраэдра, параллелепипеда |
| Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед» | 1 | УОСЗ | Сечение тетраэдра и параллелепипеда | Уметь: строить сечение плоскостью, параллельной граням параллелепипеда, тетраэдра; строить диагональные сечения в параллелепипеде, тетраэдре; сечения плоскостью, проходящей через ребро и вершину параллелепипеда | | |
| Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед» | 1 | УОСЗ | Сечение тетраэдра и параллелепипеда | Уметь: строить сечение плоскостью, параллельной граням параллелепипеда, тетраэдра; строить диагональные сечения в параллелепипеде, тетраэдре; сечения плоскостью, проходящей через ребро и вершину параллелепипеда | Задачи на построение сечений | |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | Проверка знаний и умений | 1) Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. 2) Параллельность прямой и плоскости. 3) Параллельность плоскостей | Знать: определение и признаки параллельности плоскости. Уметь: строить сечения параллелепипеда и тетраэдра плоскостью, параллельной грани; применять свойства параллельных прямой и плоскости, параллельных плоскостей при доказательстве подобия треугольников в пространстве, для нахождения стороны одного из треугольников | |
Перпендикулярность прямых и плоскостей 21 час. |
| Анализ КР № 2. Перпендикулярные прямые в пространстве, параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | УОНМ | Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, свойства прямых, перпендикулярных к плоскости. | Знать: определение перпендикулярных прямых, теорему о параллельных прямых, перпендикулярных к третьей прямой; определение прямой, перпендикулярной к плоскости, и свойства прямых, перпендикулярных к плоскости. Уметь: распознавать на моделях перпендикулярные прямые в пространстве; использовать при решении стереометрических задач теорему Пифагора | Перпендикулярность прямых и плоскостей | |
| Перпендикулярные прямые в пространстве, параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | | Перпендикулярные прямые в пространстве, параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | Уметь: распознавать на моделях перпендикулярные прямые в пространстве; использовать при решении стереометрических задач теорему Пифагора | | |
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 | УОНМ | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | Знать: признак перпендикулярности прямой и плоскости. Уметь: применять признак при решении задач на доказательство перпендикулярности прямой к плоскости параллелограмма, ромба, квадрата | Применение в строительстве и архитектуре | |
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 | УОНМ | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | Знать: признак перпендикулярности прямой и плоскости. Уметь: применять признак при решении задач на доказательство перпендикулярности прямой к плоскости параллелограмма, ромба, квадрата | Применение в строительстве и архитектуре |
| Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 | КУ | Перпендикулярность прямой и плоскости | Знать: теорему о прямой, перпендикулярной к плоскости. Уметь: применять теорему для решения стереометрических задач | |
| Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | УГОУ | Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости | Уметь: находить расстояние от точки, лежащей на прямой, перпендикулярной к плоскости квадрата, правильного треугольника, ромба до их вершин, используя соотношения в прямоугольном треугольнике | | |
| Самостоятельная работа по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости.» | 1 | | Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости | Уметь применять полученные знания по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости» | | |
| Расстояние от точки до плоскости. | 1 | УОНМ | 1) Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями | Иметь: представление о наклонной и ее проекции на плоскость. Знать: определение расстояний от точки до плоскости, от прямой до плоскости, | | |
| Теорема о трех перпендикулярах | 1 | УОНМ | 1) Расстояние между параллельными плоскостями. 2) Перпендикуляр и наклонная. 3) Теорема о трех перпендикулярах | Иметь: представление о наклонной и ее проекции на плоскость. Знать: определение расстояний от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями. Уметь: находить наклонную или ее проекцию, применяя теорему Пифагора | Расстояние между скрещивающимися прямыми | |
| Теорема о трех перпендикулярах | 1 | УОНМ | 1) Расстояние между параллельными плоскостями. 2) Перпендикуляр и наклонная. 3) Теорема о трех перпендикулярах | Иметь: представление о наклонной и ее проекции на плоскость. Знать: определение расстояний от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями. Уметь: находить наклонную или ее проекцию, применяя теорему Пифагора | | |
| Самостоятельная работа по теме «Теорема о трех перпендикулярах» | 1 | УОНМ | 1) Расстояние между параллельными плоскостями. 2) Перпендикуляр и наклонная. 3) Теорема о трех перпендикулярах | Иметь: представление о наклонной и ее проекции на плоскость. Знать: определение расстояний от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями. Уметь: находить наклонную или ее проекцию, применяя теорему Пифагора | |
| Угол между прямой и плоскостью | 1 | УОНМ | Угол между прямой и плоскостью | Знать: теорему о трех перпендикулярах; определение угла между прямой и плоскостью. Уметь: применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач на доказательство перпендикулярности двух прямых, определять расстояние от точки до плоскости; изображать угол между прямой и плоскостью на чертежах | | |
| Решение задач по теме «Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью» | 1 | УПЗУ | 1) Перпендикуляр и наклонная. 2) Угол между прямой и плоскостью | Уметь: находить наклонную, ее проекцию, знать длину перпендикуляра и угол наклона; находить угол между прямой и плоскостью, используя соотношения в прямоугольном треугольнике | |
| Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | УОНМ | Перпендикулярность плоскостей: определение, признак | Знать: определение и признак перпендикулярности двух плоскостей. Уметь: строить линейный угол двугранного угла | |
| Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | УОНМ | Перпендикулярность плоскостей: определение, признак | Знать: определение и признак перпендикулярности двух плоскостей. Уметь: строить линейный угол двугранного угла | |
| Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | УОНМ | Перпендикулярность плоскостей: определение, признак | Знать: определение и признак перпендикулярности двух плоскостей. Уметь: строить линейный угол двугранного угла | |
| Теорема перпендикулярности двух плоскостей | 1 | УПЗУ | Признак перпендикулярности двух плоскостей | Знать: признак параллельности двух плоскостей, этапы доказательства. Уметь: распознавать и описывать взаимное расположение плоскостей в пространстве, выполнять чертеж по условию задачи | | |
| Прямоугольный параллелепипед, куб | 1 | КУ | 1)Прямоугольный параллелепипед: определение, свойства. 2) Куб | Знать: определение прямоугольного параллелепипеда, куба, свойства прямоугольного параллелепипеда, куба. Уметь: применять свойства прямоугольного параллелепипеда при нахождении его диагоналей | | |
| Параллельное проектирование, изображение пространственных фигур | 1 | УОНМ | 1) Параллельное проектирование. 2) Изображение пространственных фигур | Знать: основные свойства параллельного проектирования прямой, отрезка, параллельных отрезков. Уметь: строить параллельную проекцию на плоскости отрезка треугольника, параллелограмма, трапеции | Площадь ортогональной проекции многоугольника |
| Решение задач по теме «Перпендикулярность плоскостей» | 1 | УОСЗ | Перпендикулярность прямых и плоскостей: признаки, свойства | Знать: определение куба, параллелепипеда. Уметь: находить диагональ куба, знать его ребро и наоборот; находить угол между диагональю куба и плоскостью одной из его граней; находить измерения прямоугольного параллелепипеда, знать его диагональ и угол между диагональю и одной из граней; находить угол между гранью и диагональным сечением прямоугольного параллелепипеда, куба | | |
| Контрольная работа N» 3 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | Проверка знаний и умений | 1) Перпендикулярность прямых и плоскостей: признаки, свойства. 2) Наклонная и ее проекция 3) Угол между прямой и плоскостью | Уметь: находить наклонную или ее проекцию, используя соотношения в прямоугольном треугольнике; находить угол между диагональю прямоугольного параллелепипеда и одной из его граней; доказывать перпендикулярность прямой и плоскости, используя признак перпендикулярности, теорему о трех перпендикулярах | | |
Многогранники 12 часов. |
| Анализ КР № 3. Понятие многогранника | 1 | Проверка коррекции знаний и умений | Многогранники: вершины, ребра, грани | Иметь представление о многограннике. Знать: элементы многогранника: вершины, ребра, грани | Развертка, многогранные углы, выпуклые многогранники. Теорема Эйлера | |
| Призма | 1 | УОНМ | 1) Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. 2) Прямая призма | Иметь: представление о призме как о пространственной фигуре. Знать: формулу площади полной поверхности прямой призмы. Уметь: изображать призму, выполнять чертежи по условию задачи | |
| Призма. Площадь боковой и полной поверхности призмы | 1 | УПЗУ | Площадь боковой и полной поверхности призмы | Уметь: находить площадь боковой и полной поверхности прямой призмы, основание которой - треугольник | Наклонная призма |
| Решение задач на нахождение площади полной и боковой поверхности | 1 | УОСЗ | Призма, прямая призма, правильная | Знать: определение правильной призмы. Уметь: изображать правильную призму на чертежах, строить ее сечение; находить полную и боковую поверхности правильной и- угольной призмы, при и = 3, 4, 6 | | |
| Пирамида | 1 | УОНМ | Пирамида: основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность, сечение пирамиды | Знать: определение пирамиды, ее элементов. Уметь: изображать пирамиду на чертежах; строить сечение плоскостью, параллельной основанию, и сечение, проходящее через вершину и диагональ основания | Египетские пирамиды |
| Треугольная пирамида | 1 | КУ | 1) Треугольная пирамида. 2) Площадь боковой поверхности | Уметь: находить площадь боковой поверхности пирамиды, основание которой — равнобедренный или прямоугольный треугольник | и их удивительные свойства. Усеченная пирамида |
| Правильная пирамида | 1 | КУ | Правильная пирамида | Знать: определение правильной пирамиды. Уметь: решать задачи на нахождение апофемы, бокового ребра, площади основания правильной пирамиды | |
| Решение задач на вычисление площади полной поверхности и боковой поверхности пирамиды | 1 | УЗИМ | Площадь боковой поверхности пирамиды | Знать: элементы пирамиды, виды пирамид. Уметь: использовать при решении задач планиметрические факты, вычислять площадь полной поверхности правильной пирамиды | | |
| Понятие правильного многогранника | 1 | УОНМ | Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр) | Иметь представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр) Уметь: распознавать на чертежах и моделях правильные многогранники | Симметрия в пространстве, в окружающем мире | |
| Симметрия в кубе, в параллелепипеде | 1 | УОНМ | 1) Виды симметрии (основная, центральная, зеркальная). 2) Симметрия в кубе, в параллелепипеде | Знать: виды симметрии в пространстве. Уметь: определять центры симметрии, оси симметрии, плоскости симметрии для куба и параллелепипеда | Симметрия в призме и пирамиде |
| Решение задач по теме «Многогранники» | 1 | УОСЗ | Многогранники | Знать: основные многогранники. Уметь: распознавать на моделях и чертежах, выполнять чертежи по условию задачи | Сечение куба, призмы, пирамиды |
| Контрольная работа № 4 по теме: «Многогранники» | 1 | Проверка знаний и умений | 1) Пирамида. 2) Призма. 3) Площадь боковой и полной поверхности | Уметь: строить сечения призмы, пирамиды плоскостью, параллельной грани. Уметь: находить элементы правильной n-угольной пирамиды (и = 3, 4); находить площадь боковой поверхности пирамиды, призмы, основания которых - равнобедренный или прямоугольный треугольник | |
Векторы 7 часов. |
| Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | КУ | 1) Векторы. 2) Модуль вектора. 3) Равенство векторов. 4) Коллинеарные векторы | Знать: определение вектора в пространстве, его длины. Уметь: на модели параллелепипеда находить сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы | Векторные величины в фигуре | |
| Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов | 1 | УОНМ | Сложение и вычитание векторов | Знать: правила сложения и вычитания векторов. Уметь: находить сумму и разность векторов с помощью правила треугольника и многоугольника | Правило параллелограмма | |
| Умножение вектора на число | 1 | КУ | 1) Умножение вектора на. число. 2) Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | Знать: как определяется умножение вектора на число. Уметь: выражать один из коллинеарных векторов через другой | |
| Компланарные векторы | 1 | УОНМ | Компланарные векторы | Знать: определение компланарных векторов Уметь: на модели параллелепипеда находить компланарные векторы | |
| Правило параллелепипеда | 1 | КУ | Правило параллелепипед. | Знать: правило параллелепипеда. Уметь: выполнять сложение трех некомпланарных векторов с помощью правила параллелепипеда | | |
| Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | 1 | УОСЗ | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | Знать: теорему о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам. Уметь: выполнять разложение вектора по трем некомпланарным векторам на модели параллелепипеда | |
| Контрольная работа № 5 по теме: «Векторы» | 1 | Проверка знаний и умений | 1) Векторы. 2) Равенство векторов. 3) Сонаправленные и противоположно-направленные. 4) Разложение вектора по двум некомпланарным, по трем некомпланарным векторам | Уметь: на моделях параллелепипеда и треугольной призмы находить сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы; на моделях параллелограмма, треугольника выражать вектор через два заданных вектора; на модели тетраэдра, параллелепипеда раскладывать вектор по трем некомпланарным векторам | |
Повторение |
| Анализ КР № 5. Итоговое повторение | 1 | УОСЗ | 1) Параллельность прямых и плоскостей. 2) Перпендикулярность прямой и плоскости. 3) Угол между прямой и плоскостью | Знать: основополагающие аксиомы стереометрии, признаки взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, основные пространственные формы. Уметь: решать планиметрические задачи | | |
| Итоговое повторение | 1 |
| Итоговое повторение | 1 |
| Резерв | 2 | | | | | |
|