СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для группы "Автомеханик" по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для группы "Автомеханик" по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для группы "Автомеханик" по биологии.»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Профессиональное училище с. Домашка»


Одобрена Утверждаю:

методической комиссией директор ГБПОУ

председатель___________ Н.А.Кувшинова «Профессиональное училище с. Домашка»

«___»______________201___г. ______________Г.М.Далгатов

Протокол №___________ «____»_______________201__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД. 15 БИОЛОГИЯ













Профессия: код 23.01.03 Автомеханик

Образовательный уровень: СПО

Профиль обучения: естественнонаучный

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования





















Рабочая программа составлена на основе Примерной программы учебной дисциплины Биология для СПО, рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» от 21. 07. 2015 года для профессии 23.01.03 «Автомеханик».


Организация- разработчик: ГБПОУ «Профессиональное училище с. Домашка».


Разработчик: преподаватель Егорова Н. П., ГБПОУ «Профессиональное училище

с. Домашка».


Программа учебной дисциплины обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам,

протокол № __ от «_________» 201__ г.



Рецензент:_______________________________________________________________


________________________________________________________________________



























СОДЕРЖАНИЕ


стр.


  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины « Биология» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО входящим в состав укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» по профессии 23.01.03 « Автомеханик».


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя и Т. Моргана, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


рефераты

внеаудиторная самостоятельная работа



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4



Тема 1.1.

Основные понятия общей биологии, цитологии и биохимии клетки.


Содержание учебного материала



6



1


1. Введение. Основные понятия общей биологии. Классификация организмов. Вирусы. Бактерии, их биологические особенности и роль в органическом мире.

2. Клетка – элементарная и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химический состав клетки.

3. Общий обзор строения клетки. Строение и функции цитоплазмы клетки и её органоидов. Строение и функции ядра и его органоидов.

Практические работы

Практическая работа № 1. « Изучение строения клеток бактерий, вирусов».

Практическая работа № 2. «Приготовление, наблюдение и описание микропрепаратов клеток растений и животных под микроскопом, и на готовых микропрепаратах, их описание».

Практическая работа № 3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся: рефераты на темы:

1. История и современное состояние клеточной теории.

2. Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

3. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.



3

3

Тема 1.2

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ


Содержание учебного материала



6



1

1. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Основные стадии эмбрионального развития. Характеристика стадий эмбрионального развития.

2. Митоз. Мейоз.

3. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Причины нарушений в индивидуальном развитии организмов. Индивидуальное развитие организма. Репродуктивное здоровье.

Практические работы

Практическая работа № 4 : «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».

Практическая работа № 5: « Митоз, составление схемы», « Мейоз, составление схемы».

Контрольная работа №1 по темам: «Строение клетки», « Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1

3

Самостоятельная работа обучающихся: рефераты и доклады на темы:

1. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

2. Половое размножение и его биологическое значение.

3. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на развитие человека.



3



3




Тема 1.3.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Содержание учебного материала



8



1

1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Общая характеристика методов исследования, применяемых в генетике. Роль генетики в деятельности человека. Основные понятия генетики.

2. Виды изменчивости (наследственная и модификационная). Закономерности изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Законы генетики.

3. Основные понятия селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

Практические работы



Практическая работа № 6. Генетическая терминология и символика. Характеристика методов исследования, применяемых в генетике.

Практическая работа № 7. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Практическая работа № 8. Решение генетических задач.

Практическая работа № 9. Характеристика методов применяемых в селекции.

Практическая работа № 10. Решение генетических задач.



1



3

Самостоятельная работа обучающихся: рефераты и доклады на темы:

1. Драматические страницы в истории развития генетики.

2. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

3. Роль селекции в развитии современного сельского хозяйства.

4. Решение генетических задач.



4



3






Тема 1. 4.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ


Содержание учебного материала





6





1

1. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Причины вымирания видов.

2. История развития эволюционных идей. Креационизм. Карл Линней и Ж. Б. Ламарк и роль их работ в становлении эволюционной теории. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Общая характеристика доказательств эволюции органического мира. Отбор организмов, его виды и роль в эволюции органического мира. Характеристика борьбы за существование и её формы.

Практические работы



Практическая работа № 11. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Практическая работа № 12. Анализ процесса усложнения живых организмов на Земле в процессе эволюции. Приспособление организмов к разным средам обитания ( водной, наземно-воздушной, почвенной).

Практическая работа № 13. Общая характеристика эволюционной теории, разработанной. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

Практическая работа № 14. Характеристика доказательств эволюции органического мира.

Движущие силы эволюции.



4



2

Самостоятельная работа обучающихся рефераты и доклады на темы:

1. Принципы и закономерности развития жизни на Земле. Ранние этапы развития жизни на Земле.

2. Эволюционные идеи К.Линнея и Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

3. Путешествия и исследования Ч. Дарвина.



3



3



Тема 1. 5.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Содержание учебного материала



4



1

1. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

Практические занятия.



Практическая работа № 15. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Практическая работа № 16. Анализ и сравнение черт сходства и различий человека и животных, человека и приматов.



2



2

Контрольная работа № 2 по темам: «Основные понятия генетики и селекции»,

« Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», «Происхождение человека».



1



3

Самостоятельная работа обучающихся рефераты и доклады на темы:

  1. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.



2



3

Раздел 2.

Основы экологии и учении о биосфере.





Тема 2. 1.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.

БИОНИКА

Содержание учебного материала



6



1

1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Среды обитания организмов, их разновидности и краткая характеристика. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2. Общая характеристика экологических систем. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем.

3. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

4. Итоговое занятие в форме дифференцированного зачёта.

Практические работы:

Практическая работа № 17. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Практическая работа № 18. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).



2



2

Самостоятельная работа обучающихся рефераты и доклады на темы:

1. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

2. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

3. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. Устойчивое развитие природы и общества. Биологические методы в системе защиты растений.



3



3

Итоговое занятие в форме дифференцированного зачёта.

Всего: 36 + 18 = 54
















3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

« Биологии»


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – наглядных пособий по биологии (таблицы, схемы).


Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Е. И. Тупикин Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва Академия – 2004 г.

2. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник « Общая биология »10- 11 класс. Москва Изд. Дом « Дрофа» 2005 г.

3. В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин « Общая биология »10- 11 класс. Москва Изд. Дом « Дрофа» 2005 г.

4. Пуговкин А. П. Биология, учебник для 10 – 11 класса. – Москва «Академия» , 2009 г.

Дополнительные источники:

1. А. В. Яблоков « Биология и современность» Москва « Просвещение»

2010 г.,

2. Б.Д. Комиссаров « Самостоятельные работы учащихся по биологии» Москва « Высшая школа » 2008 г.

3. Т. Л. Богданова « Биология задания и упражнения» Москва « Высшая школа » 2008 г.














4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:


Раздел 1. Основные понятия общей биологии, цитологии и биохимии клетки.



Тема 1.1. Учение о клетке.

Строение клетки, её органоиды, их строение и функции

Химический состав клетки



Внеаудиторная самостоятельная работа,

тест

Тема 1. 2.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Виды размножения: Половое и бесполое размножение. Митоз. Мейоз.

Основные стадии эмбрионального развития.

Причины нарушений в развитии организмов.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.




Контрольная работа,

Тест

внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 1.3.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ

Законы генетики, установленные Г. Менделем

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.



Тест

внеаудиторная самостоятельная работа

Контрольная работа


Тема 1.4.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕЛЕКЦИИ

Основные понятия селекции. Основные методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.


Тест

внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 1.4.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции.

Доказательства эволюции.



Тест

внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 1.5.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.




Контрольная работа,

внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 2. 1.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы




Тест

внеаудиторная самостоятельная работа


Умения:



Тема 1.1.

Основные понятия общей биологии, цитологии и биохимии клетки.


Наблюдать строение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, и составлять их описание. Приготавливать и описывать микропрепараты клеток растений.



Практические занятия

Тема 1. 2.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Выявлять и описывать признаки сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.





Практические занятия

внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 1.3.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания. Решать генетические задачи.


Практические занятия

Тема 1.4.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Уметь доказывать эволюцию видов и их критериев.



Практические занятия

внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 1.5.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека. Уметь доказывать родство человека с млекопитающими животными. Уметь доказывать эволюция человека и единство происхождения человеческих рас.




Практические занятия

внеаудиторная самостоятельная работа


Тема 2. 1.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Описывать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительно описывать одну из естественных природных систем (например, леса) и какую-нибудь агроэкосистему (например, пшеничного поля). Составлять схемы передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).




Практические занятия

внеаудиторная самостоятельная работа




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!