Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
Гимназия № 1558
имени Росалии де Кастро
129327, Чукотский проезд, д.6, тел/факс (495) 472 47 31, тел/факс (495) 472 48 98
E-mail: culrosaliacastro@ mail.ru http//www.colegio1558.ru
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука в ПервоЛого»
1 класс
(направление: общеинтеллектуальное)
(2 часа в неделю, 60 часов,
курс рассчитан на 1 год обучения)
Составлена на основе ФГОС
Составитель: КаравановаЛ.С.
2016/2017 учебные года
Рассмотрено на заседании кафедры «____________»
« ___» ________________ 2016 г.
1.Пояснительная записка.
Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения младшими школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.
Рабочая программа курса «Азбука в ПервоЛого» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.
Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.
Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей.
ЦЕЛЬ: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации, освоение основ программирования и приобретение умений в совместной проектно-творческой деятельности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Развивать творческие способности и логическое мышление детей.
Освоение навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.
Обучение основам алгоритмизации и программирования.
Овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой.
Развитие образного, художественного мышления.
Развитие мелкой моторики.
Приобщение к проектно-творческой деятельности.
Развитие межпредметных связей: информатика; русский язык; литература; изобразительное искусство; музыка.
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии.
Формирование активной жизненной позиции.
Развитие культуры общения.
Развитие навыков сотрудничества.
Развивающие:
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развитие чувства прекрасного.
Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Решение данных задач способствует:
выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;
формированию алгоритмического мышления школьников;
развитию навыков проектно-творческой деятельности;
воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
2.Общая характеристика предмета.
Программа основана на адаптации к условиям дополнительного образования предметов, изучаемых в рамках основной программы: информатика и ИКТ, литература, русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка.
К числу таких форм адаптации относится комплексное искусство мультипликации, близкое и понятное детям.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов.
Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки, графический текст и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.
Лого – это философия образования, это компьютер для детей, это индивидуальное обучение, конструктивизм: ребёнок как зодчий, это развитие творческих способностей, это развитие практических навыков решения ежедневных задач.
Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей, а использование в начальной школе информационных технологий создает условия для самостоятельной творческой деятельности ребят.
3.Место курса в образовательном процессе
Данная программа ориентирована на детей 1 класса общеобразовательной школы. 60 часов из расчёта 2 занятия в неделю. Учебный курс рассчитан на 1 учебный год (октябрь-май).
ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для начального школьного образования. Содержит минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов, ПервоЛого может успешно использоваться для изучения различных «профессий» современного компьютера и овладения его инструментарием. При работе с Лого не придется тратить время на предварительное изучение системы. Запуская программу, открывается компьютерный альбом, в котором практически сразу можно заниматься содержательной работой: рисовать картинки, создавать мультфильмы, управлять черепашками и т.д. Программа управляется с помощью простого графического меню. Среда обучения Лого является примером новых технологий обучения, направленных на освоение средств, при помощи которых учащиеся могут самостоятельно добывать знания. В системе Лого Миры (Лого) активно используется визуализация – она может быть применена для решения задач, интересных ребенку. Лого – среда, открытая для занятий любым школьным предметом. Лого важен не как язык программирования, а как средство развития личности, познания мира. Ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить.
4. Результаты освоения программы
Ожидаемые результаты обучения – умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.
Учащиеся должны знать:
назначение среды ПервоЛого;
основные объекты графического интерфейса среды ПервоЛого;
понятие команды и входных параметров.
назначение и возможности Поля форм;
назначение Личной карточки Черепашки;
технологию организации движения Черепашки.
что такое программа;
правила оформления программы;
технологию создания анимационного сюжета.
технологию создания декорации микромира
Учащиеся должны уметь:
управлять движением Черепашки;
рисовать простейшие фигуры.
переодевать Черепашку в разные формы;
пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;
создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане.
.
моделировать прямолинейное движение с разными скоростями;
моделировать движение по сложной траектории;
моделировать движение с повторяющимися фрагментами.
5. Cодержание курса
«Программирование в среде ПервоЛого»
Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней.
Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде ПервоЛого. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.
Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание мультипликационного сюжета на свободную тему.
Реагирование объектов друг на друга, реагирование объектов на цвет, управление объектами при помощи светофора; создание сложного мультипликационного сюжета. Создание мультипликационного сюжета: “Регулируемый перекресток”. Мультипликационный сюжет на свободную тему
Личная карточка Черепашки. Как задать движение Черепашки.
Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.
Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.
Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Составление программ рисования графических объектов.
Этапы создания анимационного сюжета.
6. Тематическое планирование
60 ЧАСОВ
№ темы | Название темы | Кол-во часов |
Тема №1. Введение. | 4 часа |
1 | Вводный инструктаж. Правила поведения при работе с компьютером, техника безопасности. Знакомство с компьютером семейства APPLE. Включение, загрузка и выключение компьютера. | 1 |
2-3 | Операционная система MacOSX. Рабочий стол. Учимся управлять окнами и папками. Знакомство со средой ПервоЛого. Как создать свой альбом. | 2 |
4 | Окно ПервоЛого. Начало: работать с ПервоЛого легко. Создание личного альбома в среде ПервоЛого. | 1 |
Тема №2. Интегрированная среда ПервоЛого. Инструменты, закладки. | 8 часов |
1 | Инструменты ПервоЛого. | 1 |
2 | Закладки ПервоЛОГО. Формы черепашки. Оглавление альбома. Команды управления черепашкой. Мультимедиа. | 1 |
3 | Рисовалка. Библиотека картинок. Палитра. | 1 |
4 | Рисовалка. Как поместить картинку на лист. | 1 |
5 | Рисовалка. Выделение части рисунка. Удаление части рисунка. Перемещение части рисунка. | 1 |
6 | Рисовалка. Копирование части рисунка. Меняем размеры части рисунка. | 1 |
7-8 | Оформление проекта «Визитка» | 2 |
| | |
Тема №3. Работа с рисунком и формами Черепашки. | 7 часов |
1 | Как надеть форму черепашки | 1 |
2 | Как вернуть черепашке исходную форму | 1 |
3 | Создание новой формы | 1 |
4 | Многообразие форм черепашки | 1 |
5 | Копирование форм черепашки | 1 |
6-7 | Оформление проекта «Зоопарк» | 2 |
Тема №4 Объекты .Управление объектами. | 15 часов |
1 | Команды управления черепашкой | 1 |
2 | Команды «Иди» , «Повернись» | 1 |
3 | Команды «Опусти перо», «Подними перо», «Измени перо» | 1 |
4 | Команды «Вылей краску», «Сотри рисунок» «Штамп» | 1 |
5-6 | Оформление проекта «Новогодняя открытка» | 2 |
7 | Команды «Покажись», «Спрячься» «Перед всеми» «Позади всех» | 1 |
8 | Команды «Пауза», «Домой», «Курс на север» «Отомри», «Замри» | 1 |
9 | Команды «Выключи все» . Светофор | 1 |
10-11 | Оформление проекта «Город» | 2 |
12-13 | Оформление проекта «Улицы города» | 2 |
14-15 | Оформление проекта «Зима» | 2 |
Тема №5. Команды управления черепашкой. | 4 часов |
1-2 | Поздравительные открытки «К Дню Защитника Отечества» «8 марта» | 2 |
3-4 | Проект «Живые картинки» | 2 |
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Тема №5. Мультимедиа | 5 часов |
1 | Вставляем в альбом готовый звуковой файл .Звук .Запись. Удаление. | 1 |
2-3 | Запись текста. Работа с микрофоном. Проект «Загадки» «Стихи» | 2 |
4-5 | Оформление проекта. «Живая Азбука» | 2 |
Тема №6. Кнопки. Тексты. | 13 часов |
1 | Создаем кнопку. Создаем текстовое окно | 1 |
2 | Работаем с текстом. | 1 |
3-4 | Проект «Космос» | 2 |
5-6 | Проект «Пришла весна» | 2 |
7-8 | Проект «Моя семья» | 2 |
9-12 | Проект «Мой мультфильм» | 4 |
13 | Защита проекта | 1 |
Тема №7 | Резервные уроки | 4 часов |
| | |
7.Описание материально-технического обеспечения.
Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
Программа Перволого 3.0.
Возможность выхода в Интернет.
Электронный учебник Перволого 3.0.
Видеоуроки.
Демонстрационные уроки и проекты на каждую тему.
Мультимедийное оборудование.
Сканер.
Литература для преподавателя
Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2008
Баракина Т.В. Основы моделирования в начальном курсе информатики.// Информатика и образование. № 3, 2007. С. 83-91.
Богомолова Е.В. Психолого-педагогические аспекты обучения информатике в начальной школе: Учебно-методическое пособие. Рязань, 2005.
Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2008 года.
Ильясова Э.Н. Психолого-педагогические проблемы информатизации начального образования: Учебно-методические материалы для студентов. Стерлитамак, 2006.
Литература для обучающихся
Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого, 2007
Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2006
ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)
7