СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с детей с аутическими расстройствами

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для обучающихся с детей с аутическими расстройствами

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с детей с аутическими расстройствами»

МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УВР Директор школы

___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова

«____» ____________ 2016 г. «____»______________ 2016 г.





Рабочая программа

психологической работы

по коррекции развития обучающегося с аутичными расстройствами

для учащихся 1-4 классы




Педагог - психолог - Тишимова Мария Владимировна

















РАССМОТРЕНО

На пед.совете

Протокол №

от « » 2016 г



Пояснительная записка.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

- овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе;

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
- развитие познавательных навыков;
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.



Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; 
-обучение его простым навыкам контакта; 
-обучение ребенка формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения - 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Структура содержания программы:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Схема обследования уровня форсированности психических процессов

«Практическим материалам для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика

Составление пирамиды из колец

Оборудование. Пирамида из 4 - 5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пирамида из 6 - 8 колец меньшего размера - дети старше 5 лет.

Цели исследования. Исследуют координацию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие мора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) их, как было». Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом. При этом дают инструкции: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

Анализ результатов. 

Дети с задержкой психического развития самостоятельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельности, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают величину колец. Однако в отличие от умственно отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Составление и выкладывание матрешек

Оборудование. Матрешка 2 - 4 - 5-и составная предлагают детям до 5-и лет. Матрешка 6 - 8-и составная - детям с 5-и лет.

Цели исследования. Исследуют понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собирать матрешки на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость.

Процедура проведения. Детям показывают большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующий не дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна».

Анализ результатов. При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой.

Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу

Оборудование. 18 палочек по 9 красного и белого цветов.

Цели исследования. Исследуют особенности деятельности (действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки или бруски наугад); пространственную ориентацию; работоспособность; интерес к выполнению задания; отношение к своим успехам и неудачам.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик также». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем порядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предлагаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание. Они умеют пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным.

Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентировки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отсталых, они пытаются найти закономерность чередования брусков и переживают свои неудачи.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, с интересом выполняют его, но нуждаются в постоянной организационной помощи (мимикой недовольства, словами «Внимательнее» и т. д.).

Умственно отсталые дети испытывают трудности при необходимости понять инструкцию и часто приступают к работе без понимания ее цели: раскладывают бруски и палочки произвольно, не соотнося своих действий с заданным образцом. Действия детей носят стереотипный характер, это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, используют этот же принцип чередования брусочков разных цветов при выполнении последующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если показ (демонстрация) сочетается с практическими действиями самого ребенка. Третье задание умственно отсталыми без посторонней помощи (то есть самостоятельно) вообще не выполняется. Даже помощь в виде многократного показа и совместных со взрослым действий оказывается малоэффективной. Со стороны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Задание 1

Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».

Затем предлагают таблицу 2. Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.

Анализ результатов

У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.

Задание 2

Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».

Анализ результатов.

Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины.

Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов

Восприятие пространственных отношений

Задание 1.

Цели исследования. Исследовать умение различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т. д.

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при определении стороны у себя даже в 7 - 8 лет. Осуществить перенос на картинку в этом возрасте, как правило, не могут даже при оказании помощи.

Задание 2.

Цели исследования. Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая внимание на образец (см. табл. 7 внизу).

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети по образцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совместное поэтапное выполнение.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Цели исследования. Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Процедура проведения. Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети и в 7 - 8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Цели исследования. Те же, что в предыдущей методике. Характер работы усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредования (найти соответствующую картинку к слову).

Процедура проведения. Даны 6 слов для запоминания и 12 знакомых изображений предметов. Все эти изображения вырезаются по отдельности наклеиваются на картон. Перед ребенком раскладывают (лицевой стороной вверх) все 12 карточек, затем называют слово и просят отобрать ту карточку, которая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести это слово (например: слово "свет» - карточка «лампа», слово «обед» - карточка «хлеб»). При этом ребенка просят сказать, как карточка может помочь вспомнить соответствующее слово. Отобранные ребенком шесть карточек предъявляются в конце обследования в произвольном порядке. Ребенок вспоминает слова.

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать связи между словом и картинкой. Даже сделав правильный выбор, они затрудняются объяснить смысловую связь. Картинка не помогает им вспомнить слово. Чаще всего эти дети ограничиваются названием того, что изображено на карточке. Предложенное для запоминания слово ими не воспроизводится.



ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного при знака.

Эти таблицы могут быть предложены детям, которые еще не обучались в школе.

Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети справляются с исключением по форме с большим трудом даже в возрасте 7 - 8 лет.

Классификация предметов (изображений)

Цели исследования. Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; способность группировки объектов на основе существенных признаков; обдуманность действий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; работоспособность.

Процедура проведения. Детям предъявляют набор карточек (предварительно вырезанных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи карточки по группам - что к чему подходит».

Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения, и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.).

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети  осуществляют объединение предметов в группы обычно на основе ситуационных или просто наглядных признаков. Оказываемая им помощь дает малый эффект.

Понимание загадок

Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) для трех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками.

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 - 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ

Цели исследования. Выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике.

Процедура проведения. Ребенку показывают (поочередно) картинки, на каждой из которых изображено лицо девочки, отражающее то или иное эмоциональное состояние. Обследующий наблюдает за эмоциональной реакцией, возникающей у ребенка при восприятии каждой из предъявленных ему картинок.

Анализ результатов. .

Умственно отсталые дети начинают адекватно реагировать на выражение лица в возрасте 7 - 8 лет, причем наиболее доступны для понимания оказались состояния смеха, плача, которые вызывают ответную эмоциональную реакцию даже у детей с умеренной степенью умственной отсталости. Менее выраженная мимика, как правило, им непонятна и не вызывает ответных реакций.

Материально технические условия.

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;

  • оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;

  • разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения.



Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Методическое пособие

Е.Янушко

«Игры с аутичным ребенком»


2004 год

Методическое пособие

Э.Шоплер

«Поддержка аутичных и отстающих в развитии»

М.:Книголюб, 2007. - 119с. - (Специальная психология).


Методическое пособие

И.И.Мамайчук

«Помощь психолога детям с аутизмом»

Спб, 2007г.

Методическое пособие

О.С.Никольская

«Аутичный ребенок- пути помощи»

Издательство: Теревинф, 2016 г.

Методическое пособие

Миттельдорф У, Грри Л. Лэндрет

«Игровая терапия с детьми, страдающими аутизмом»

Москва, 2007г.

Методическое пособие

Вачков И.В.

«Сказкотерапия»

М. Ось-89 2001г

Методическое пособие

Шмаков С.А.

«Игры, развивающие психические качества личности школьника»

ЦГЛ Москва 2004г


Методическое пособие

Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю.

Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

СПБ., 2005.

Методическое пособие

Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф

Особенности восприятия пространства у детей.

М., 1984.

Методическое пособие

Выготский Л.С.

Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след.

М., 1991.


Методическое пособие

Гальперин П.Я.

О поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов. психологии.

М., 1966.

Методическое пособие

Л. А. Венгер

Л. А. Венгер

М.: Просвещение, 1978. 96 с.

Методическое пособие

Бгажнокова И.М.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы.

 Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006г.



Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности психических процессов «Практическим материалам для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 КЛАСС), 32 ЧАСА



п/п

Тема

Кол-во

часов

Iчетверть – 8 часов


1

Установление эмоционального контакта, восприятия

3

2

Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции

3

3

Развитие восприятия, эмоционального контакта, мышления.

2


II четверть – 7 часов


4

Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры.

2

5

Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры.

2

6

Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений

3


III четверть – 10 часов


7

Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции.

3

8

Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, внимания

3

9

Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.




2

10

Развитие внимания, восприятия, мышления, саморегуляции.

2


IV четверть – 7 часов


11

Развитие эмоционального контакта, слухового и тактильного восприятия, зрительно – моторной координации.

2

12

Развитие эмоционального контакта, восприятия, зрительно – моторной координации.

2

13

Развитие моторики, восприятия, выполнение словесных поручений.

3


Всего: 32 часа



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 КЛАСС), 32 ЧАСА



п/п

Тема

Кол-во

часов


I четверть – 8 часов


1

Развитие восприятия, пространственного ориентирования, крупной моторики.

3

2

Развитие сенсорного восприятия, крупной моторики, саморегуляции.

3

3

Развитие восприятия, выполнение словесных поручений, крупной и мелкой моторики.

2


II четверть – 7 часов


4

Развитие эмоциональной сферы, моторики, выполнение словесных поручений.

2

5

Развитие эмоциональной сферы, зрительно – моторной координации, саморегуляции.

2

6

Развитие эмоциональной сферы, зрительно – моторной координации, саморегуляции.

3


III четверть – 10 часов


7

Развитие тактильных ощущений эмоциональной сферы, выполнение словесных поручений.

3

8

Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.

2

9

Развитие восприятия, мелкой моторики

2

10

Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

3


IV четверть – 7 часов


11

Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.

3

12

Развитие сенсорных ощущений, глазомера, саморегуляции

2

13

Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы.

2


Всего: 32 часа




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 КЛАСС), 32 ЧАСА

п/п

Тема

Кол-во

часов


I четверть – 8 часов


1

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики

3

2

Развитие внимания, восприятия, мышления

3

3

Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.

2

II четверть – 7 часов


4

Развитие внимания, восприятия, мышления

2

5

Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры.

2

6

Развитие тактильных ощущений

3


III четверть – 10 часов


7

Развитие координации, глазомера, моторики

3

8

Развитие внимания, восприятия, мышления

3

9

Развитие тактильных ощущений, восприятия

2

10

Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

3

IV четверть – 7 часов


11

Развитие сенсорных ощущений, эмоционального контакта.

3

12

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

2

13

Развитие тактильных ощущений, моторики, наглядно-действенного мышления.

3

Всего: 32 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (4 КЛАСС), 32 ЧАСА

п/п

Тема

Кол-во

часов


I четверть – 8 часов


1

Развитие контакта, эмоциональной сферы, крупной моторики.

3

2

Развитие слухового восприятия, крупной моторики, контакта, эмоциональной сферы.

3

3

Развитие эмоциональной сферы, контакта, тактильных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции.

2


II четверть – 7 часов


4

Развитие крупной моторики, представлений о своем теле, внимания.

2

5

Развитие эмоциональной сферы, крупной и мелкой моторики.

2

6

Развитие крупной и мелкой моторики , эмоционального контакта.

3

III четверть – 10 часов


7

Развитие эмоционального контакта, саморегуляции, зрительно- моторной координации.

3

8

Развитие эмоционального контакта, зрительно- моторной координации, восприятия.

3

9

Развитие эмоционального контакта, крупной моторики, восприятия, саморегуляции.

2

10

Развитие зрительного восприятия, зрительно – моторной координации.

2

IV четверть – 7 часов


11

Развитие эмоционального контакта, зрительно – моторной координации, зрительного восприятия.

3

12

Развитие восприятия, тактильных ощущений, крупной моторики.

2

13

Развитие зрительно – моторной координации, восприятия, наглядно- действенного мышления.

2

Всего: 32 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



1. Методическое пособие Е.Янушко «Игры с аутичным ребенком»

2004 год

2. Методическое пособие Э.Шоплер «Поддержка аутичных и отстающих в развитии» М.:Книголюб, 2007. - 119с. - (Специальная психология).

3. Методическое пособие И.И.Мамайчук «Помощь психолога детям с аутизмом» Спб, 2007г.

4. Методическое пособие О.С.Никольская «Аутичный ребенок- пути помощи» Издательство: Теревинф, 2016 г.

5. Методическое пособие Миттельдорф У, Грри Л. Лэндрет «Игровая терапия с детьми, страдающими аутизмом» Москва, 2007г.

6. Методическое пособие Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г

7. Методическое пособие Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

8. Методическое пособие Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПБ., 2005.

9. Методическое пособие Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.

10. Методическое пособие Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след. М., 1991.

11. Методическое пособие Гальперин П.Я. О поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов. психологии. М., 1966.

12. Методическое пособие Л. А. Венгер Л. А. Венгер М.: Просвещение, 1978. 96 с.

13. Методическое пособие Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!