8 класс
Пояснительная записка к рабочей программе для учащегося, находящегося на индивидуальном обучении
Школой создаются условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их более полноценной социализации средствами образования. Разработанная программа ориентирована на создание благоприятных условий учащихся для обучения, социальной адаптации, сохранения здоровья учащихся- создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей. Расписание занятий индивидуального обучения на дому разрабатывается при участиии родителей ребёнка в соответствии с его состоянием здоровья. Организация образовательного процесса имеет свои особенности. Приоритетными направлениями являются:
- укрепление и охрана здоровья, физического развития ребёнка;
- формирование и развитие социального поведения, коммуникативных умений;
-расширение социальных контактов, знаний о себе, об окружающем микросоциуме;
- развитие творческих способностей.
Индивидуальное обучение осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, скорректированным для ученика. Приоритетными методами являются индивидиальный подход, личностно-ориентированная организация занятий. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащегося на основе уплотнённого учебного материала.
Формы организации работы:учебно-практические работы, творческие, проектные работы, презентации, творческие задания.
Формы учебных занятий: обзорные уроки, посильные практические занятия, упражнения, лекции, беседы.
В связи с тем, что заболевание ребёнка не позволяет ему длительное время находиться в одном положении, чередуются работа с книгой или тетрадью с просмотром презентаций, заданий на мониторе компьютера. Данному ученику сложно писать, поэтому к некоторым занятиям учитель готовит ребёнку конспект в печатном варианте.
- Примерная программа по физике составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторами программы ,используемой учителем для составления планирования, являются Е.М.Гутник и А.В.Пёрышкин. Данная программа представлена в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.» Дрофа 2010 год. Также использовался сборник «Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы» Просвещение 2010 год. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса.
Данная программа рассчитана на 18 учебных часов из расчёта 0,5 учебного часа в неделю на основании приказа
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году. За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г..
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Для выполнения этой программы используется учебник А.В .Пёрышкина, Е.М.Гутник «Физика. 8 класс». Дополнительно на уроках используются сборники задач по физике: «Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 класс.» В.И .Лукашик, Просвещение 2005 год и «Физика.8 класс .Самостоятельные и контрольные работы.» Л.А .Кирик, Илекса 2004 год., «Физика 8 класс. Контрольные работы в новом формате.» Москва «Интелект- центр» 2013г.
В задачи обучения физике входит:
— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII и VIII классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Планируемые результаты
Ученик научится:
Тепловые явления:
- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: тепловое равновесие, испаре6ние, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, КПД теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
-анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, КПД теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Электрические и магнитные явления:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначение и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, Закон Джоуля- Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- решать задачи, используя физические законы: (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы , связывающие физические величины( сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы для расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Ученик получит возможность научиться:
Тепловые явления:
Использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлений с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления:
-использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов ( закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца);
-приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Содержание тем учебного предмета.
(17 часов)
Тепловые явления- 5 часов
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электрические явления -5 часов
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Электромагнитные явления – 2 часа
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Световые явления- 5 часов
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Учебно-тематический план по физике 8 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Тепловые явления | 5 | | | |
2 | Электрические явления | 5 | | | |
3 | Электромагнитные явления | 2 | | | |
4 | Световые явления | 5 | | | |
Итого часов: | | 17 | 17 | | |
№ | ТЕМА | ВИД КОНТРОЛЯ | Дата по плану | Фактическая дата | Коррекция |
| ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ – 5 ч. | | | | |
1 | Тепловое движение. Термометр. Внутренняя энергия. Способы изменения энергии. | | | | |
2 | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Энергия топлива. | | | | |
3 | Агрегатные состояния вещества. Удельная теплота плавления. | | | | |
4 | Испарение и конденсация. Кипение. Относительная влажность. | | | | |
5 | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | | | | |
| ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ -5 ч | | | | |
6 | Электризация тел. Электрическое поле. Строение атома. | | | | |
7 | Электрический ток . Ток в металлах. Носители зарядов в полупроводниках, газах, растворах электролитов. | | | | |
8 | Сила тока. Напряжение. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи. | | | | |
9 | Соединение проводников. | | | | |
10 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля- Ленца. | | | | |
| ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ-2ч. | | | | |
11 | Магнитное поле. Электромагниты и их применение. | | | | |
12 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | | | | |
| СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ -5 ч. | | | | |
13 | Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. | | | | |
14 | Преломление света .Законы преломления. | | | | |
15 | Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы .Изображения, даваемые линзой. | | | | |
16 | Глаз как оптическая система. | | | | |
17 | Обобщающий урок по теме: «Световые явления.» | | | | |