СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для внеклассной работы по географии "Охрана природы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для факультивных занятий по географии в 8 классе. Рассматривает виды особо охраняемых территорий, их отличия и значение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для внеклассной работы по географии "Охрана природы"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


Особо охраняемые природные территории

Приморского края

(“Мир заповедной природы”)


(природоохранный курс для учащихся 7-8 классов)












СОСТАВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ ГЕОГРАФИИ

МБОУ «СОШ № 11» НГО

В.Н. КУДРЯШОВОЙ





















Находка, 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Особо охраняемые природные территории Приморского края».

Пояснительная записка

Цели:

-формирование у школьников представления об уникальной ценности ООПТ на краеведческом материале;

-развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, страны, мира.

Задачи:

Формирование у школьников системных представлений об исторических корнях заповедной природы, о целях создания ООПТ, о деятельности заповедников, национальных и природных парков.

Формирование позитивного отношения к разнообразию живой природы, к той роли, которую играют ООПТ в сохранении природы.

Формирование практических умений и навыков поведения в природе, а также умение выполнять посильные исследования окружающей среды, оценивать простейшие экологические последствия антропогенного воздействия на природу, участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность.

Краткая характеристика назначения курса и его содержания:

Программа по природоохранному курсу направлена на формирование у школьников представления об уникальности и ценности особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

ООПТ – этот участки земли, водной поверхности, воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования решением государственной власти.

Программа опирается на положение законов РФ: “Об образовании”, “Об охране окружающей природной среды”, программу «Долговременная охрана природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 года» т.1. Система охраняемых природных территорий Приморского края

Программа рассчитана на изучение в 7-8 классах общеобразовательной школы и в учреждениях дополнительного образования.

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах историко-краеведческого и экологического характера.

Реализация данной программы предусматривает использование разных форм и методов учебной деятельности, которые позволяют активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, например, такие, как:

передача информации от учителя к ученику с использованием методов: лекция, беседа, объяснение, рассказ. Слово учителя в сочетании со зрительным рядом (слайды, фильмы, видеоматериалы) оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности;

организация практической работы учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ, самостоятельная работа с картами, справочной литературой, иллюстрационным материалом и т.д. Используются такие формы организации занятий, как семинары, практикумы, конференции, путешествия, ролевые и имитационные экологические игры. Учащиеся готовят рефераты, доклады, мини-исследования индивидуально или в группах.

проведение экскурсий и полевых практик на базе ООПТ «Бухта Анна» Находкинского ГО и Партизанского МР.

Эстетическое освоение мира природы и формирование у школьников гуманного отношения к животным и растениям происходит через “создание учащимися собственных «мыслеобразов природы» средствами изобразительного искусства, фотографии, поэзии, прозы, а также посредством участия в эколого-психологических играх, которые направлены на формирование партнерской позиции по отношению к миру природы.

Формы и методы контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся:

Самостоятельное мини-исследования (темы выбирают сами учащиеся),

реферат,

доклад,

дневник наблюдений за природными явлениями,

тест,

составление топонимического словарика района.

Знания учащихся: топонимы родного края, историю освоения Приморья, ООПТ Приморского края, причины и особенности их заповедания, базовые экологические понятия и термины; отличия рефератов и исследовательских проектов.

Умения учащихся: составлять топонимический словарь, ориентироваться на местности, вести дневник фенологических наблюдений, составлять реестр памятников природы, вести наблюдения за животным и растительным миром, писать исследовательские проекты, вести сбор материала по теме в полевых условиях, вести обработку собранного материала.

Продолжительность изучения курса:

Программа имеет модульное построение, состоит из 5-ти блоков-модулей, рассчитана на 35часов.

Тематический план.


Название раздела и темы

Количество часов

всего

теорет.

практ. и экскурс.

I

Блок-модуль “Экологическое краеведение”

Топонимика Приморья.

Ориентирование на местности.

Природные условия на территории Приморского края.

История освоения Приморья.

Влияние человека на окружающую среду.

Как вести дневник наблюдений?

8

2

2

1


1

1

1

5

1

1

1


1

1

0

3

1

1





1

II



Блок-модуль “Особо охраняемые природные территории федерального значения ”

Место государственных природных заповедников в реестре особо охраняемых природных территорий.

Сихотэ-Алинский заповедник имени К.Г. Абрамова.

Лазовский заповедник имени Л.Г. Капланова

Уссурийский заповедник им. В.Л. Комарова

Заповедник «Кедровая падь»

Заповедник «Ханкайский»

Дальневосточный морской заповедник


9


1


1

1

1

1

1

3

7


1


1

1

1

1

1

1

2









2

III




Блок-модуль “Национальные парки»

Национальный парк «Зов тигра»

Национальный парк «Удэгейская легенда»

Национальный парк «Земля леопарда»

Национальный парк «Бикин»

Дендрологические парки и ботанические сады

7

3

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

2

2

IV



Блок-модуль «Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения»

Природные парки. Природный парк «Хасанский»

Государственные природные заказники

Памятники природы

Особо охраняемые природные территории местного значения

7


2

1

2

2

4


2

1

1

3




1

2

V

Мир природы и человека”

Сравнение понятий “природная среда”, “мир природы”, “общение с природой”.

Концепция устойчивого развития

Творческий отчет «Все живое имеет право…»

4

1


1

2


2

1


1




2




2



Всего

35

23

12


Содержание курса

I Блок-модуль «Экологическое краеведение»

Теория:

Топонимика Приморья. Топонимы Находкинского городского округа. Возникновение и исчезновение названий на карте. Следы аборигенного населения в названиях юга Приморья. Карта Приморского края и Находкинского городского округа. Ориентирование на местности. Природные условия на территории Приморья. Причины смены природных условий. Методы изучения природы прошлого. Воздействие человека этого времени на природу. Историко-ландшафтный комплекс бухты Анна. Влияние человека на окружающую среду. Как вести дневник наблюдений? Освоение юга Приморья в 19 и 20 веках. Возникновение и развитие промышленности в крае. Экологические последствия промышленного освоения.


Практика:

Ведение топонимического словарика района. Правила поведения в лесу.

Работа с картой. Экскурсия в лесопарковую зону с элементами ориентирования на местности: по азимуту, по окружающим предметам, по солнцу.

Экскурсия в бухту Анна, знакомство с историческими объектами, посещение экологической тропы “Естественные и искусственные экосистемы”.

Обучение навыкам ведения дневника наблюдений за природными явлениями.

II Блок – модуль «Особо охраняемые природные территории федерального значения»

Теория:

Заповедник – от слова «заповедь». Что и как охраняет заповедник? Заповедник как научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение. Знакомство с основными методами учета животных, принятыми в мировой практике.

Место памятников природы в реестре особо охраняемых природных территорий. Категории ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы. Что охраняет ООПТ? История создания системы ООПТ в России.

Практика:

Экскурсии в бухту Средняя, в Дальневосточный морской заповедник.

Знакомство с представителями флоры и фауны заповедника. Встреча с сотрудниками заповедника.

III Блок – модуль «Национальные парки»

Теория:

Национальные парки Приморского края. История создания, сферы деятельности. Особенности национальных парков России, Европы и Америки. Рекреационные возможности.

Практика:

Посещение Сафари-Парка в Шкотовском районе.

IV Блок – модуль «Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения »

Теория:

Природный парк «Хасанский». История создания, сферы деятельности.

Государственные природные заказники. Биологический заказник «Лосиный». Биологический заказник «Горалий». Комплексный морской заказник «Залив Восток». Памятники природы, значение для охраны природы.

Особо охраняемые природные территории местного значения.

Практика:

Заочные экскурсии, просмотр видеофильмов, посещение сайтов.

V Блок-модуль «Мир природы в мире человека»

Теория:

Сравнение понятий “природная среда”, “мир природы”, “общение с природой”. Восприятие человеком красоты и гармонии природы. Историко-культурная ценность живой природы.Экологическая этика как элемент экологической культуры.

Человек и биосфера. ООПТ в процессе развития цивилизации. Рациональное природопользование – важное условие устойчивого развития человечества. Понятие о ноосфере.

Практика:

Подготовка к творческому отчету «Все живое имеет право…».

Итоговая конференция.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

исторические корни заповедания природы;

цели создания ООПТ;

основы деятельности заповедников;

роль ООПТ в сохранении эталонов природы и культурно-исторических комплексов района, региона, страны.

Учащиеся должны владеть понятийным аппаратом природоохранной деятельности.

Учащиеся должны уметь выполнять несложные исследования окружающей среды, вести фенологические наблюдения, заполнять дневник наблюдений, поступать по отношению к природе согласно принципам экологической этики.

Литература

  1. Данилина Н.Р. Заповедная школа // Экологическое образование. 2000, № 1.

  2. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М., 1986.

  3. Сосновский И. Редкие исчезающие животные (по страницам Красной книги). М., 1987.

  4. Штильмарк Ф.Р. Историография российских заповедников

  5. Берсенев Ю.И. Христофорова Н.К. Особо охраняемые природные территории Приморского края Владивосток, 2016

  6. Богатов В.В., Микелл Д., и др. Стратегия сохранения биоразнообразия Сихотэ-Алиня. Владивосток, 2000.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!