РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности ( Экологический отряд)
(указать учебный предмет)
Уровень образования (класс) 5 классы
(основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 68
Учитель: Кондакова Ольга Олеговна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию разработана на основе:
- Закон « Об образовании РФ»
- Конституция Российской Федерации ( статьи 9,36,42,58,71,72,114.)
- Федеральный закон об охране окружающей среды ( от 2002г.)
- Федеральный закон о животном мире ( ст.35)
- Федеральный закон об охране атмосферного воздуха ( ст.14.)
- Федеральный закон об экологической экспертизе ( ст.6.)
- Федеральный закон об отходах производства и потребления
- Федеральный закон об ООПТ ( ст. 3)
- Постановление правительства РФ « О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»
- Водный кодекс РФ
-Земельный кодекс РФ
- Федеральный закон о радиационной безопасности
Базисный учебный план по воспитательной работе МБОУ «Школа №58» (на 2016-2017 учебный год).
Актуальность программы
Если бы каждый человек на клочке земли
Своей сделал все, что он может, как прекрасна,
Была бы Земля наша».
А.П. Чехов
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой люди могли бы существовать; условия, которой оставались пригодными для жизни.
Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творении рук человеческих
Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу
Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие « малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
Целью деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 классов.
Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:
- спланировать ряд педагогических событий направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;
- создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;
- сформировать навыки ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.
Программа деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» рассчитана на 1 год и включает в себя 68 учебных часов.
Методы реализации программы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
-доверие;
- сотрудничество;
- соревнование;
- метод переключения
- экологическое исследование;
- дискуссия;
- поручение;
- создание воспитательной ситуации;
- поощрение
Формы:
- экологическое занятие;
- творческая деятельность;
- организация школьных выставок;
- практическая работа;
- беседа;
- лекция;
-экологические вечера;
- конкурс;
- экскурсия;
- наблюдения;
- просмотр видеофильмов, презентаций;
- общешкольное мероприятие и др.
Ожидаемые результаты:
Предполагается получить результаты в области воспитания, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциация мышления.
Утверждено приказом
Директора школы
№______от_________г.
Директор школы:
__________Е.А.Егорова
Положение об экологическом отряде МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." М МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н."
Паспорт отряда « Потомки Левенгука».
Название: Школьный экологический отряд « Потомки Левенгука»
Количество членов: 15 человек
Система приема в объединение: Личное желание обучающихся, посвящение.
Девиз: Мы природу защищаем,
Каждый куст оберегаем.
Мы «потомки Левегука»,
Нас влечет к себе наука.
Эмблема отряда:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/08/s_59399e01d0059/644823_1.jpeg)
Состав отряда:
№ п/п | Класс | Фамилия, имя учащегося. |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
12 | | |
13 | | |
14 | | |
15 | | |
1. Общие положения
1.1. Экологический отряд МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." является добровольным объединением учащихся, образованным для изучения и охраны природы.
1.2. Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно школьному Уставу и в соответствии с законодательством РФ.
1.3. Эколого-краеведческий отряд является открытой школьной организацией.
2. Цели и задачи
2.1. Формирование экологического сознания обучающихся.
2.2. Привлечение обучающихся к благоустройству, озеленению, сохранению территории школы и территорий, закрепленных за школой. Охрана природных богатств, приобщение к коллективному труду. Применение на практике биологических знаний и овладение методами выращивания растений, управление их ростом и развитием.
2.3. Воспитание эстетических чувств, любви к природе, творчества обучающихся.
2.4. Участие в городских, краевых, российских экологических программах и проектах.
2.5. Формирование навыков ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.
3. Права и обязанности
3.1. Права
Каждый участник имеет право:
- проводить экологическую работу в классе, школе;
- принимать активное участие в общественной жизни отряда, обсуждении вопросов, выносящихся на его собрании;
- выступать с предложениями по вопросам производственной, научно-исследовательской, культурно - досуговой деятельности;
- Фантазировать. Изобретать. Творить.
- Обсуждать любые вопросы, связанные с деятельностью отряда.
3.2. Обязанности
Каждый участник отряда обязан:
- быть личным примером для сверстников;
- оказывать помощь в труде сверстникам;
- принимать активное участие в озеленении и благоустройстве прилегающих территорий;
- принимать активное участие во всех запланированных экологических мероприятиях, проводимых как в школе так и за ее пределами.
- соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, нормы санитарии;
- освещать деятельность отряда;
- реализовать свои способности и таланты;
- охранять природу и научить этому других.
4. Структура отряда
4.1. Обучающиеся - члены отряда, педагог-организатор.
4.2. Педагог-организатор осуществляет руководство деятельностью отряда, соблюдение режима и графика работы, распределяют объем работы; следит за выполнением объема работы производственной и опытнической деятельности, за выполнением планов культурно - досуговой работы, за режимом труда и отдыха. Выходит на общее собрание с предложениями по улучшению деятельности отряда.
5. Направление деятельности
5.1. Научно-познавательная работа:
- Изучение лесных сообществ; растительности Рязанской области, видов загрязнений и др.
- Разработка производственных планов; планов культурной - досуговой деятельности;
- Знакомство с техникой безопасности, санитарии и внутреннего распорядка;
5.2. Трудовая деятельность:
- Выращивание посадочного материала;
- Озеленение пришкольного участка;
- Выполнение работ, связанных с очисткой школьного участка и прилегающих к нему территорий;
- Благоустройство территории школы и закрепленных за школой территорий;
- создание различных выставок;
- участие в акциях;
- проведение праздников, связанных с экологией;
- организация и участие в школьных экологических вечерах, круглых столах и др.
5.3. Информационная деятельность:
- Пропагандирование деятельности отряда, создание агитационных экологических листовок, экологических буклетов и др.
- Инициирование и организация природоохранных мероприятий по благоустройству и озеленению.
6. Нормативно-правовые документы
- Положение об организации экологического отряда
- План деятельности экологического отряда
- Агитационный материал
План деятельности экологического отряда.
№ п/п | Сроки реализации | Тема занятий | Количество часов | Познавательная деятельность |
Теоретич. | Практич. |
Введение ( 3 часа) |
1 | сентябрь | Что такое экология? | 1ч | | Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. |
2 | сентябрь | История взаимодействия человека и природы. | 1ч | | Здание – как окружающая среда человека, знакомство с простейшими методиками экологической экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного здания. |
3 | сентябрь | Тематическая экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство с экологической литературой и выдающимися экологами. | | 1ч | Познакомиться с экологической литературой и деятельностью экологов |
Азбука экологии ( 61 час) |
4 | сентябрь | Экосистема природная и искусственная | 1ч | | сформировать представления об экосистемах; раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем, расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы |
5 | сентябрь | Распространение живых организмов и среда их обитания. | 1ч | | Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность |
6 | сентябрь | Цепи питания: кто кого ест. Практическая работа: составление цепей питания различных экосистем. | 1ч | 1ч | Продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом; развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся, познакомить учеников с классификацией животных по типу питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; рассмотреть цепи питания животных; закрепить знания о разнообразии животных |
7 | октябрь | Знакомство с растительным и животным миром Рязанской области | 1ч | | Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Рязанского края, необходимостью его охраны, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор |
8 | октябрь | Экскурсия в парк « В лесном царстве»- сбор природных материалов. | | 2ч | Познакомить детей с парковой растительностью, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор |
9 | октябрь | «В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природных материалов. | | 3ч | Познакомить детей с различными природными материалами и принципами работы с ними. Развивать творчество и воображение учащихся. Воспитать точность и аккуратность при изготовлении поделок из природного материала, художественный вкус, любовь и интерес к различным народным ремеслам, бережное отношение к природе и ее богатствам |
10 | октябрь | Оформление весенней выставки « Осенняя фантазия» | | 2ч | |
11 | ноябрь | Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений. | 1ч | | Активизировать познавательную деятельность учащихся. Сформировать оптимальные отношения со средой обитания, развить и усовершенствовать умения и навыки по сохранению природной среды, воспитать экологическую культуру |
12 | ноябрь | Информационный час « Экологические проблемы моего города» | 1ч | | Воспитать чувство любви к родной земле. Расширить кругозор, наблюдательности, сформировать чувство сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг. |
13 | ноябрь | Выпуск и распространение листовок « Наведи чистоту в своем дворе!!!». Агитация школьников и их родителей на субботник по очистке ближайших дворов. | | 3ч |
14 | ноябрь | Субботник « Наведи чистоту в своем дворе!!!» | | 3ч |
15 | декабрь | Значение природы для человека и место человека в природе | 1ч | |
16 | декабрь | Выпуск экологического буклета « Экология слова» | | 3ч | |
17 | декабрь | Беседа. Лекарственные и ядовитые растения. | 1ч | | Сформировать знания о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных; углубить знания об ядовитых растениях; воспитать бережное отношение школьника к собственному здоровью, к окружающему миру; показать многообразие лекарственных растений своей местности. |
18 | декабрь | По страницам красной книги Рязанской области. | 1ч | | Познакомить с растениями, занесенными в красную книгу Рязанской области |
19 | январь | Экскурсия « Городская станция юннатов» | | 3ч | Посетить мини-зоопарк, оранжерею, учебно-опытный участок. Познакомиться с интересными представителями флоры и фауны. Расширить кругозор, наблюдательности. |
20 | январь | Экологический вечер « Брось природе спасательный круг» | | 2ч | Повышение экологической культуры школьников Познакомить с экологическими проблемами г. Рязани, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки. |
21 | январь | Виртуальная экскурсия « По заповедным местам планеты» | 1ч | | Познакомить учащихся с некоторыми формами охраны природы – заповедниками и заказниками. Показать красоту родной природы, воспитывать любовь, чувство ответственности и бережного отношения к природе. |
22 | февраль | Прогнозирование погоды. Знакомство с метеостанциями. Приметы будущей погоды в поведении растений и животных. | 1ч | 1ч | Сформировать знания о погоде, причинах влияющих на её измерение, типах погоды и её предсказаниях. Развить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. |
23 | Февраль - март | 3 марта- Всемирный день дикой природы 20 марта- день Земли 21 марта- день Воды. 23 марта- Всемирный метеорологический день. Выпуск экологической газеты « Вестник природы» | | 4ч | Развить творческие способности учащихся. |
24 | март | Изготовление кормушек для птиц | | 3ч | Расширить знания детей о птицах. Воспитывать заботливое отношение к ним. Развить интерес у учащихся, творческие способности; расширить кругозор учащихся о многообразии птиц, умений узнавать птиц в природе. Воспитать бережное отношение ко всему живому на планете |
25 | Март | 1 апреля – Международный день птиц. Развешивание кормушек | | 1ч |
26 | Апрель- май | Экскурсия в « Окский заповедник» | | 4ч | |
27 | апрель | 15 апреля- 5 июня – Дни защиты окружающей среды. Участие в акциях | | 4ч | |
28 | май | Экологическое внеклассное мероприятие. Круглый стол « Природа- наша жизнь». | | 2ч | Сформировать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе |
29 | апрель | 26 апреля- день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Беседа, просмотр видеофильма. | 2ч | | Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; о людях принимавших участие в ликвидации этой аварии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности. Развить позитивную активную жизненную позицию; Воспитать чувство сострадания, уважения. |
30 | Май | Беседа « Чудесный мир птиц» | 2ч | | Расширить знания детей о птицах. Воспитывать заботливое отношение к ним. Развить интерес у учащихся, творческие способности; расширить кругозор учащихся о многообразии птиц, умений узнавать птиц в природе. Воспитать бережное отношение ко всему живому на планете |
31 | Май | Поход в парк. Наблюдение за весенними птицами. | | 2ч |
32 | Май | Облагораживание школьной территории. Выращивание и посадка саженцев на школьном участке. | | 3ч | |
Заключение ( 2 часа) |
33 | Май | Игра « Экологический калейдоскоп» | | 2ч | |
Литература:
Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000 г.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2002 г.
Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.
Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 2001 г.
Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000г.
Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.
Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. М.: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2003.
Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: Детск. Лит.,1993.
Ухатин Н. Друзья птиц.- М.:Детск.лит.,1996.
Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.1. - М.:
Мир, 1993.-424 с.
Небел Б.Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.2. - М.: Мир, 1993.-336 с.
Экологические праздники :
Январь |
11 января — Всемирный день заповедников |
Февраль |
2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий 2 февраля — День сурка (США) 19 февраля — Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) 19 февраля — День орнитолога 27 февраля — Международный день полярного медведя |
Март |
1 марта — Всемирный день кошек 3 марта — Всемирный день дикой природы 14 марта — Международный день действий против плотин 15 марта — Международный день защиты бельков 20 марта — День Земли 21 марта — Международный день леса 22 марта — Международный день Балтийского моря 22 марта — Всемирный день водных ресурсов (День воды) 23 марта — Всемирный метеорологический день и День работников Гидрометеорологической службы России |
Апрель |
1 апреля — Международный день птиц 7 апреля — Всемирный день охраны здоровья 15 апреля — День экологических знаний 15 апреля–5 июня — Дни защиты окружающей среды от экологической опасности 18–22 апреля — Марш парков 19 апреля — День подснежника 22 апреля — Всемирный день Земли 24 апреля — Всемирный день защиты лабораторных животных 26 апреля — День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах 28 апреля — День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности) Последняя среда апреля — Международный день собак-поводырей |
Май |
1–10 мая — Весенняя декада наблюдений птиц 3 мая — День Солнца 15 мая — Международный день климата 15 мая–15 июня — Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов 20 мая — День Волги 22 мая — Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли) 24 мая — Европейский день парков 25 мая — День Нерпенка (Иркутская область) Май (третье воскресенье) — Всемирный день памяти жертв СПИДа 31 мая — Всемирный день без табака |
Июнь |
5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды 5 июня — День эколога 6 июня — Международный день очистки водоёмов 8 июня — Всемирный день океанов 15 июня — День создания юннатского движения в России 17 июня — Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой 27 июня — Всемирный день рыболовства |
Июль |
4 июля — Международный день дельфинов – пленников 11 июля — Международный день народонаселения 23 июля — Всемирный день китов и дельфинов |
Август |
6 августа — Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы) 16 августа — Международный день бездомных животных 18 (31) августа — Лошадиный праздник |
Сентябрь |
11 сентября — День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF) 15 сентября — День рождения Гринпис 16 сентября — Международный день охраны озонового слоя 21 сентября — Международная Ночь летучих мышей 22 сентября — День без автомобилей, Европейский день пешеходов 27 сентября — Международный день туризма 27 сентября — Международный день кроликов Сентябрь (второе воскресенье) — Всемирный день журавля Сентябрь (второе воскресенье) — День Байкала Сентябрь (третье воскресенье) — День работников леса Сентябрь (последнее воскресенье) — День амурского тигра и леопарда Неделя в сентябре — Всемирная акция «Очистим планету от мусора» Сентябрь (последняя неделя) — Всемирный день моря |
Октябрь |
Первые выходные октября — Международные дни наблюдения птиц 1 октября — Всемирный день вегетарианства 4 октября — Всемирный день защиты животных 5 октября — День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. — Всемирный союз охраны природы) 6 октября — Всемирный день охраны мест обитания 14 октября — День работников заповедного дела 16 октября — Всемирный день продовольствия 31 октября — Международный День Черного моря Октябрь (вторая среда) — Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий Октябрь (последний четверг) — Международный день без бумаги |
Ноябрь |
1 ноября — Международный день вегана 6 ноября — Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов 9 ноября — День антиядерных акций 11 ноября — Международный день энергосбережения 12 ноября — Синичкин день 15 ноября — День вторичной переработки 17 ноября — День черного кота (Италия) 24 ноября — День моржа 29 ноября — День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП) 30 ноября — Международный день домашних животных |
Декабрь |
1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом 3 декабря — Международный день борьбы с пестицидами 5 декабря — Международный день волонтеров 10 декабря — Международный день акций за принятие Декларации прав животных 11 декабря — Международный день гор 15 декабря — День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) |