Предмет: Элективный курс «Экология Крыма и сбалансированное природопользование »
Класс: 10класс
Количество часов: 35 часа
Программа данного курса была одобрена и рекомендована к использованию Коллегией Министерства образования и науки АРК (Решение № 4/4 от 27 августа 2009 г.) в качестве регионального компонента для 10-11 классов с универсальным профилем обучения "Экология Крыма" (региональный контекст).
Цель курса: сформировать у учащихся представление о сложных процессах взаимодействия природы и общества, биосферы, социосферы и техносферы, высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа–общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.
Задачи курса:
усвоение знаний о биосфере как глобальном природном единстве, ландшафтных системах как естественном базисе существования человека, биологических видов и биоразнообразии как ценнейшего ресурса, воплотившего многомиллионную эволюция Земли.
углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социально-хозяйственных экосистем;
формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
формирование нового мировоззрения и ценностей, перестройка сознания от доминирования потребительских ценностей к принципам сотворчества с природой;
повышение экологической грамотности учащихся, формирование цельного представления об экологических проблемах глобального, регионального и локального значения;
формирование конкретных знаний о поведении в быту и ландшафте, об экологических свойствах ландшафта, о передовых малоотходных технологиях, об организации экопоселений.
Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.
Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Итогом введения в школу и преподавания курса станет привитие у учеников навыков неистощительного природопользования, воспитания чувства бережного отношения к природным ресурсам, любви и уважения к живым организмам, экологической этики. Курс должен дать представление об особой роли современной экологии в жизни общества: экология – это не только академическая наука, это биоцентристское движение, это учение о путях выживания человечества, это особая идеология и мировоззрение. Экология в современном ее понимании охватывает практически все сферы человеческого знания, но выстраивает эту совокупность знаний под определенным углом зрения – как человеку вместе с его техникой и хозяйством вписаться в параметры биосферы.
После завершения курса ученики должны иметь представление о:
структуре экосистем и биосферы, основных понятиях и законах экологии, эволюции биосферы, взаимоотношениях организма и среды;
влиянии факторов среды на здоровье человека;
глобальных проблемах окружающей среды;
экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы, об основах рационального природопользования;
элементах экозащитной техники и технологий;
основах экологического права и профессиональной ответственности.
Повышенные экологические требования к состоянию окружающей среды и функционированию всех отраслей хозяйства, в том числе и энергетики, связаны с тем, что Крым – один из немногих центров мирового биоразнообразия. Пока еще сохранившиеся, малонарушенные ландшафты – не менее значимое богатство полуострова, ценность которых, как ни парадоксально, осознается только по мере их исчезновения. Несмотря на кажущуюся меньшую финансовую значимость природоохранной деятельности, она намного важнее и ценнее других прибыльных видов хозяйственной деятельности, если речь идет о выборе стратегических путей не только экономического, но и социального развития.
Учебно-тематический план
№ | тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Краткая история развития экологии и природопользования | 1 | 1 | |
2 | Биосфера и экосистемы | 5 | 4 | 1 |
3 | Человек и биосфера | 3 | 3 | |
4 | Экологические проблемы современности | 15 | 12 | 3 |
5 | Энергетика и проблемы окружающей среды | 2 | 2 | |
6 | Технологические аспекты природоохранной деятельности | 2 | 2 | |
7 | Здоровье человека и проблемы окружающей среды | 2 | 1 | 1 |
8 | Экологическое развитие | 5 | 5 | |
| итого | 35 | 30 | 5 |
Перечень практических работ
1 . Наблюдение за водным биоценозом.
2 . Загрязнение воды и её очистка.
3 . Расчёт оптимальных территориальных соотношений различных видов природопользования и природных ландшафтов.
4 . Квартира как экосистема.
5 . Установление связей между качеством окружающей среды и здоровьем человека.
Литература.
Геоэкология. Научно-методическая книга по экологии. – Симферополь: Таврия, 1996.
Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. Учебник для школ. – М: Просвещение, 1997.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т.1-3. – М.: Пангея, 1993-1996.
Одум Ю. Экология. - М.: Мир, т.1, 2, 1986.
Олиферов А.Н., Тимченко З.Н. Реки и озера Крыма. – Симферополь, 2005.
Подгородецкий П.Д. Крым: Природа. Справочное издание. – Симферополь: Таврия, 1988.
Экология Крыма. Справочное пособие / Под ред. Н.В.Багрова и В.А.Бокова. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2003.