СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экология Крыма . Сбалансированное природопользование". Элективный курс для 10 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Экология Крыма. Сбалансированнок природопользование" (региональный компонент) для 10 класс с универсальным профилем обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экология Крыма . Сбалансированное природопользование". Элективный курс для 10 класса.»

Предмет: Элективный курс «Экология Крыма и сбалансированное природопользование »

Класс: 10класс

Количество часов: 35 часа



Программа данного курса была одобрена и рекомендована к использованию Коллегией Министерства образования и науки АРК (Решение № 4/4 от 27 августа 2009 г.) в качестве регионального компонента для 10-11 классов с универсальным профилем обучения "Экология Крыма" (региональный контекст).

Цель курса: сформировать у учащихся представление о сложных процессах взаимодействия природы и общества, биосферы, социосферы и техносферы, высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа–общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.

Задачи курса:

  • усвоение знаний о биосфере как глобальном природном единстве, ландшафтных системах как естественном базисе существования человека, биологических видов и биоразнообразии как ценнейшего ресурса, воплотившего многомиллионную эволюция Земли.

  • углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социально-хозяйственных экосистем;

  • формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;

  • формирование нового мировоззрения и ценностей, перестройка сознания от доминирования потребительских ценностей к принципам сотворчества с природой;

  • повышение экологической грамотности учащихся, формирование цельного представления об экологических проблемах глобального, регионального и локального значения;

  • формирование конкретных знаний о поведении в быту и ландшафте, об экологических свойствах ландшафта, о передовых малоотходных технологиях, об организации экопоселений.

Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.

Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Итогом введения в школу и преподавания курса станет привитие у учеников навыков неистощительного природопользования, воспитания чувства бережного отношения к природным ресурсам, любви и уважения к живым организмам, экологической этики. Курс должен дать представление об особой роли современной экологии в жизни общества: экология – это не только академическая наука, это биоцентристское движение, это учение о путях выживания человечества, это особая идеология и мировоззрение. Экология в современном ее понимании охватывает практически все сферы человеческого знания, но выстраивает эту совокупность знаний под определенным углом зрения – как человеку вместе с его техникой и хозяйством вписаться в параметры биосферы.

После завершения курса ученики должны иметь представление о:

  • структуре экосистем и биосферы, основных понятиях и законах экологии, эволюции биосферы, взаимоотношениях организма и среды;

  • влиянии факторов среды на здоровье человека;

  • глобальных проблемах окружающей среды;

  • экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы, об основах рационального природопользования;

  • элементах экозащитной техники и технологий;

  • основах экологического права и профессиональной ответственности.

Повышенные экологические требования к состоянию окружающей среды и функционированию всех отраслей хозяйства, в том числе и энергетики, связаны с тем, что Крым – один из немногих центров мирового биоразнообразия. Пока еще сохранившиеся, малонарушенные ландшафты – не менее значимое богатство полуострова, ценность которых, как ни парадоксально, осознается только по мере их исчезновения. Несмотря на кажущуюся меньшую финансовую значимость природоохранной деятельности, она намного важнее и ценнее других прибыльных видов хозяйственной деятельности, если речь идет о выборе стратегических путей не только экономического, но и социального развития.

Учебно-тематический план

тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Краткая история развития экологии и природопользования

1

1


2

Биосфера и экосистемы

5

4

1

3

Человек и биосфера

3

3


4

Экологические проблемы современности

15

12

3

5

Энергетика и проблемы окружающей среды

2

2


6

Технологические аспекты природоохранной деятельности

2

2


7

Здоровье человека и проблемы окружающей среды

2

1

1

8

Экологическое развитие

5

5



итого

35

30

5

Перечень практических работ

1 . Наблюдение за водным биоценозом.

2 . Загрязнение воды и её очистка.

3 . Расчёт оптимальных территориальных соотношений различных видов природопользования и природных ландшафтов.

4 . Квартира как экосистема.

5 . Установление связей между качеством окружающей среды и здоровьем человека.

Литература.

Геоэкология. Научно-методическая книга по экологии. – Симферополь: Таврия, 1996.

Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. Учебник для школ. – М: Просвещение, 1997.

Миллер Т. Жизнь в  окружающей среде. Т.1-3. – М.: Пангея, 1993-1996.

Одум Ю. Экология. - М.: Мир, т.1, 2, 1986.

Олиферов А.Н., Тимченко З.Н. Реки и озера Крыма. – Симферополь, 2005.

Подгородецкий П.Д. Крым: Природа. Справочное издание. – Симферополь: Таврия, 1988.

Экология Крыма. Справочное пособие / Под ред. Н.В.Багрова и В.А.Бокова. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2003.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!