УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ ПОРОНАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ТИХМЕНЕВО
Рекомендована: | Согласовано: | Утверждаю: |
МС МКОУ СОШ с. Тихменево | Зам. директора по УВР | Директор МКОУ СОШ с. Тихменево |
Протокол № | __________ Н.И.Нестеркова | ________М.К.Коротов |
от________________2014 г | __________________2014 г. | __________________2014 г. |
ПРОГРАММА
по элективному курсу
в рамках предпрофильной подготовки
для 9 класса
ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО
Учитель русского языка и литературы:
Сапрыкина Галина Андреевна
Тихменево
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
21век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных
уровнях.
Деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного
человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профес-
-сиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамот-
-ности и способностях человека судят и по написанным им документам.
Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт
или меняет его на новый, приобретает ли жильё или автомобиль,
поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к
деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие
бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.
Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать
заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности и т.д.
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ затрудняются
в оформлении простейших деловых документов.
Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму
в школе.
ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.
Основным требованием к языку служебных документов является соответствие
нормам и особенностям официально-делового стиля.
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ-это один из стилей
литературного языка, имеющий с ним общую языковую основу.
Слово ,,деловой,, означает ,,относящийся к делу, связанный с делом, работой,
службой, предприятием, учреждением.
Официально-деловой стиль отличается от всех других стилей речи
лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями
и определёнными композиционными шаблонами, стереотипными оборотами
речи, удобными для ведения деловых бумаг.
Официально-деловой стиль речи непосредственно связан с практическими
требованиями жизни. Он используется в сфере правовых, международных,
деловых, служебных и производственных отношений.
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ официально- делового стиля--- официальное
сообщение, точная передача информации.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ официально- делового стиля речи:
1.точность;
2.краткость;
3.сжатость;
4. высокая степень стандартизации, стереотипность построения текста;
5. безличность;
6. предписывающий характер деловых документов;
7. неэмоциональность изложения.
Составление документа требует особой точности и конкретности изложения.
Поэтому в деловом стиле слова употребляются в их прямом значении.
Предельной ясности требуют все формулировки во избежание
неправильного понимания и истолкования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Форма | Кол-во часов. | Теория | Прак- тика. | Продукт. |
1 Вводное занятие Доверенность Заявление | Лекция. Практическое з. | 0,5 час. 0,5 час | 0,5 час | 0,5 час. | Заявление |
2 Письмо. Приглашение. | Беседа, прак- -тическое занятие, лекция. | 1-час. | 0,3-час. | 0,7-час | Письмо к маме, бабушке, другу. |
3 Расписка. Объявления. Реклама. | Лекция. Беседа. Практическое занятие: «.Ролевая игра» | 1-час | 0,5-час | 0,5час | Реклама. |
4. Справка. Объясни- -тельная записка. | Беседа. Практи- -ческое занятие. | 1-час. | 0,3-час. | 0,7час | Объяснительная записка. |
| | | | | |
5.-Автобиография. | Лекция, беседа,практи- -ческое занятие. . | 1-часа. | 0,3-час | 0,7-часа | Автобиография, |
6. Характеристика. | Лекция, беседа, практическое занятие. | 1-час | 0,3-час | 0,7-час | Характеристика на друга, |
7. Резюме. | Лекция, беседа, практическое з. | 1-час | 0,3-час | 0,7-час | Резюме. |
8. Бланковская игра | Игра . | 1-час | | 1-час | |
9 .Итоговое занятие. | Зачет. Игра «К барьеру». | 2-час | | 2-час | Выпуск газеты «Деловое письмо». |
ВСЕГО | | 10-час | 2,7час | 7,3 -час | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО».
Вводное занятие. ( 1 час.)
Цели и задачи курса.
Доверенность. Заявление.
Виды доверенности. Структурные элементы доверенности, заявления.
2. Письмо. Приглашение.(1 час)
Композиционные элементы письма и приглашения.
Виды письма.
Диагностическое исследование: социологический опрос «Портрет делового человека».
Расписка. Объявление. Реклама. (1часа)
Структурные элементы расписки, объявления, рекламы.
Ролевая игра « Рекламный агент».
Справка. Объяснительная записка.(1 час).
Реквизиты справки, объяснительной записки. Виды записок.
Автобиография. (1 час).
Элементы автобиографии.
Характеристика. (1 час)
План характеристики.
Резюме. (1 час)
Элементы резюме.
Бланковская игра.(1 час) « Комплект документации при устройстве на работу или при поступлении в учебное заведение»
Задача игры: закрепить ранее усвоенные понятия и навыки ведения
документации.
Итоговый урок. (2часа)
К барьеру (Обобщающий урок : « Язык современного делового человека».
Выпуск газеты «Деловое письмо».
Основные задачи элективного курса. « Деловое письмо»:
Привитие навыков оформления деловых бумаг как части культуры
устного и письменного общения.
1.Развитие устной и письменной речи;
2.Практическое усвоение стилевых особенностей деловой речи:
3.Овладение учащимися простейшими жанрами делового стиля
как частью культуры письменного общения.
Зачем нужно знать, как оформлять деловые бумаги?
человеком.
Система заданий и упражнений:
*Ознакомление с правильной формой жанра делового письма;
*Выявление стилевых особенностей текстов деловых бумаг путём
сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи;
*Определение в тексте элементов композиционных моделей
предложенного жанра деловой бумаги;
*Нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги
( например, заявления, справки, и т.д.);
*Редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру
деловой бумаги;
*Самостоятельное составление композиционной модели
определённого жанра деловой бумаги на основе указанного текста;
*Ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению
изученного вида деловой бумаги при определённой жизненной ситуации, например, составление и защита проектов, связанных
с использованием деловых бумаг.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- лекции с элементами беседы;
- практикумы;
- беседы;
-практические занятия.
Итоговое занятие: К БАРЬЕРУ (обобщающий урок).
ЗАДАНИЕ К ИТОГОВОМУ УРОКУ –ИГРЕ «К БАРЬЕРУ».
1. История визитной карточки. (найти в книге «Энциклопедия этикета».
2. Правила пользования визитками, обозначения , их смысл на визитке.
3. Написать письмо учительнице, содержащее приглашение на торжественный вечер в школе.
4. Электронная почта. «Смайлики», символы.
5. Найти значение слов: акция, акционерное общество, риелтор, брокер, тендер, ипотека, лизинг, бренд, пиар.
6. Определить этимологию слов и правильное их написание:
Чашечка КАППУЧЧИНО или КАПУЧИНО?
ЭСПРЕСО или ЭСПРЕССО?
7. Составить текст речи, в которой содержится :
А. призыв принять участие в акции «Подари цветы своей планете».
Б. Реклама образовательного учреждения.
В. Просьба не сорить на территории школьного двора.
Элективный курс рассчитан на 10 часов. Внесен в расписание, суббота 1 час.
Список литературы.
1.Ахбарова, Г.Х., Скиргайло,Т.О. Деловое письмо – М.: «Просвещение»2005
2. Бархударов,С.Г., Крючков,С.Е., Русский язык, учебник для 8,9классов,
М.: Просвещение, 2007- 2008.
3.Борунова, С.Н и др. Под редакцией Аванесова, Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. –
М.:Рус.яз.1985.
4. Кривенцова, И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо.
Элективный курс. Волглград: Учитель, 2007.
5. Ожегов,С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд. Дополненное, - М.: Азбуковник, 2003.
6. Южин, В.И. Энциклопедия этикета.- М.: Рипол классик, 2007.