СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Цель курса: оказать эффективную педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися  9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной  школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Мир профессий"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тейковского муниципального района

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»

155035, Ивановская область, Тейковский район, село Морозово, ул. Молодежная, д.1-А

тел.8-49343 48-149, E-mail: [email protected]











Рабочая программа элективного курса

основного общего образования


«Мир профессий», 9 класс













Уровень образования основное общее образование, 9 класс

Количество часов - 34













2016 год

1. Пояснительная записка


Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Настоящая программа составлена на основе общественного запроса в условиях реформирования образовательного процесса. Программа определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с учащимися 9-х классов. Она включает обоснование актуальности профориентации для системы образования, цели и задачи, основные направления и способы решения задач профориентационной работы, методологические подходы к организации и внедрению данного вида деятельности в практику.

Программа профориентационной работы с учащимися разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области воспитания и образования, на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  2. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования Департамента Образования Ивановского района от 2013 г., а также анализе состояния и тенденций развития профориентационной работы в регионе;

  3. Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МКОУ Морозовская СОШ;

  4. Базисного учебного плана.


























2. Общая характеристика курса

Я интересуюсь своим будущим,

потому что собираюсь провести

в нем всю свою жизнь.

Ч. Кеттерлинг


Каждому ученику на определенных этапах обучения в школе приходится принимать решения, анализируя возможные варианты выбора. Как помочь подростку почувствовать себя успешным? От чего зависит успех в жизни? Как помочь ученику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения, будущей профессии? Ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый ученик. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

С целью организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении и была разработана программа «Человек и выбор будущей профессии». Работая по программе, ученики 9 класса обучаются основным подходам и принципам принятия решения, приобретают первый опыт критического самопознания. В данном случае выбор профильного курса рассматривается в качестве примера для практических занятий по подготовке учеников к выбору.

Данная программа реализуются в рамках комплексного сопровождения и предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов, классного руководителя. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Цель курса: оказать эффективную педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.


В ходе работы по программе необходимо решить ряд задач:


  • способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;

  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;

  • познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

  • изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;

  • изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности;

  • соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;

  • информировать учащихся 9 класса и их родителей о различных учебных заведениях;

  • способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;

  • обеспечение подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.


Основными инструментами данной программы являются: диагностические материалы (анкеты, тесты, опросные листы), портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним, а также фиксируются значимые для ученика успехи и достижения; которые помогают ребенку проанализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принять правильное самостоятельное решение.

В рамках занятий предполагается проведение серии занятий с классом с использованием портфолио, индивидуальное консультирование учеников и их родителей, проведение родительских собраний.

Учебный курс «Человек и выбор профессии» проходит несколько этапов и предусматривает постепенную поэтапную структуру.


Программа проходит 4 этапа:

  1. Информационный этап.

На этом этапе осуществляется:

  • максимально полное информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах образовательного маршрута после окончания 9 класса средней школы;

  • информирование о методиках, как правильно выбрать профессию;

  • даются в доступной форме профессиограммы наиболее популярных среди учащихся профессий;

  • знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности».

2. Диагностический этап.

  • изучение интересов, потребностей и склонностей:

  • карта интересов;

  • диагностика свойств личности.

  • диагностика возможностей:

  • анализ результатов успеваемости;

  • анализ результатов досуговой деятельности;

  • проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).

  • происходит знакомство с различными профессиональными учебными заведениями района и области, типами, спецификой и уровнями преподавания, вариантами получения высшего образования в форме бесед, знакомства со справочниками по колледжам, лицеям области и т.д., экскурсий, встреч с представителями учебных заведений; посещение дней открытых дверей в различных учебных заведениях.

Эта работа продолжается в течение всего учебного года.

  1. Аналитический этап

На этом этапе происходит обработка результатов диагностики, причем мы стремимся максимально привлечь самих учащихся к этой процедуре, то есть все методики обрабатываются сразу после заполнения непосредственно на уроках и первичный анализ результатов проводится каждым учащимся самостоятельно после пояснений психолога; соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося, соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий, анализ результатов работы каждого учащегося в рамках программы..

Классный руководитель и учащийся анализируют все полученные результаты диагностики и соотносят их с возможными вариантами выбора.

  1. Обобщающий этап.

На данном этапе проводятся индивидуальные консультации старшеклассников. Основная направленность консультации – подвести подростка к самостоятельному выбору образовательного маршрута: определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма «Сильные и слабые стороны выбора», выработке конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору образовательного маршрута.

При необходимости осуществляется дополнительная диагностика учащихся и обсуждение полученных результатов. Проводится педагогический консилиум с участием сотрудников, родителей, классного руководителя и администрации.

На этом этапе работа с родителями осуществляется в основном в форме индивидуальных бесед, в процессе которых продумываются возможные пути оказания помощи подростку в выборе образовательного маршрута.

  1. Планируемые результаты


Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.

Элективный курс «Человек и выбор будущей профессии» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.

Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.


Методы преподавания определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Предусматриваются также следующие методы работы:

- Учебная дискуссия;

- Деловые игры;

- Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;

- Встречи со специалистами правовых и юридических организаций и институтов.



Изучение курса может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

- игровая;

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.


4. Содержание учебного курса


Раздел 1. Выбор профессии – первые шаги. 7 часов.

    1. Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге».

    2. Как выбрать профессию. Что такое профессия?

    3. Профессия. Специальность. Квалификация.

    4. Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»

    5. Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.

    6. Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.


Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.


  1. Тест «Я предпочту» Климова Е.А. (5 типов профессий), карта ДДО.

  2. Карта «Мои интересы».

  3. Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).

  4. Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.

  5. Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.

  6. Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.

  7. Деловая игра с учащимися «Кем быть?»



Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 20 часов.

  1. Психологические типы профессий. Базовая классификация.

  2. Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности».

  3. Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий.

  4. Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии.

  5. Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации.

  6. Психологическая игра «В мире профессий».

  7. Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации.

  8. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ.

  9. Профигра «Человек – профессия».

  10. Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность.

  11. Карта «Мои интересы».

  12. Склонности и профессиональная направленность.

  13. Что влияет на мои возможности?

  14. Тест «Матрица выбора профессии».

  15. Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним.

  16. Деловая игра «Кадровый вопрос».

  17. Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты.

  18. Информация о ВУЗах и других учебных учреждениях г. Иваново и области, условия поступления, сроки и т.д. Презентация «Ивановские ВУЗы».

  19. «Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства.

  20. Индивидуальное консультирование.


    1. Место курса в учебном плане


Элективный курс «Человек и выбор профессии» является обязательным учебным курсом в рамках профориентационной работы с обучающимися, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 9-х классов. Общее количество академических часов: 34 часа 1 час в неделю.



Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов на изучение темы

Раздел 1. Выбор профессии – первые шаги.

7

Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей.

7

Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство.


20

Итого:


34 ч.










6. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Список литературы


1. Бандюков М.А., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. - С-Пб., 1997;

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наука, 1989;

3. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;

    1. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;

    2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;

    3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;

    4. Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;

    5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;

    6. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;

    7. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;

    8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;

    9. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999;

    10. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;

    11. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005;

    12. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9ред. От 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

    13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.



Материально-техническое обеспечение

    • компьютер;

    • проектор;

    • мультимедийная техника;

    • интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео-фотооборудование и т.д.).




Приложения:

- Календарно-тематическое планирование;

- Диагностический инструментарий








Приложение к рабочей программе

элективного курса «Мир профессий», 9 класс



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «Мир профессий", 9 класс

2016 - 2017 учебный год


Количество часов всего 34 часа, в неделю 1 час

Составитель: Гогулина О.В., учитель математики высшей категории


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

корректировка

план

факт

Раздел 1.Выбор профессии – первые шаги. 7 часов.


1

Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге».

1

03.09



2

Как выбрать профессию.

1

10.09



3

Что такое профессия?

Профессия. Специальность. Квалификация.

1

17.09



4

Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»

1

24.09



5

Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы.

1

01.10



6

Формула выбора профессии.

Хочу. Могу. Надо.

1

08.10



7

Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.

1

15.10



Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.

8

Тест «Я предпочту» Климова Е.А.»

(5 типов профессий), карта ДДО.

1

22.10



9

Карта «Мои интересы».

1

29.10



10

Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).

1

12.11



11

Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.

1

19.11



12

Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.

1

26.11



13

Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.

1

03.12



14

Деловая игра с учащимися «Кем быть?»

1

10.12





Раздел 3. Знакомство с профессиями. 20 часов.

15

Психологические типы профессий. Базовая классификация.

1

17.12



16

Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности».

1

24.12



17

Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий.

1

14.01



18

Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии.

1

21.01



19

Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации.

1

28.01



20

Психологическая игра «В мире профессий».

1

04.02



21

Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации.

1

11.02



22

Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ.

1

18.02



23

Профигра «Человек – профессия».

1

25.02



24

Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность.

1

04.03



25

Карта «Мои интересы».

1

11.03



26

Склонности и профессиональная направленность.

1

18.03



27

Что влияет на мои возможности?

1

08.04



28

Тест «Матрица выбора профессии».

1

15.04




29

Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним.

1

22.04



30

Деловая игра «Кадровый вопрос».

1

29.04



31

Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты.

1

06.05



32

Информация о ВУЗах и других учебных учреждениях г. Иваново и области, условия поступления, сроки и т.д. Презентация «Ивановские ВУЗы».

1

13.05



33

«Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства.

1

20.05



34

Индивидуальное консультирование.

1

25.05




Итого:

34







10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!