Пояснительная записка к элективному курсу « Основы генетического анализа»
Профильный уровень 10-11 класс, 17 часов ( 0,5 ч в неделю)
Рабочая программа элективного курса «Основы генетического анализа» 10- 11 класса составлена на основе авторской программы элективного курса Г.П.Подгорновой, размещенной в сборнике программ «Профильное обучение»: Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 3 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2006 Актуальность изучения курса: Генетический анализ- это совокупность методов генетики, которые позволяют по признакам судить о генах, конролирующих эти признаки
Анализ возможен и в обратном направлении – от гена к признаку: это значит, что селекционер может проводить работу, опираясь на точное знание того, как будут «вести себя» гены, которые он хочет объединить в одном организме. Это значит, что когда-нибудь врач сможет точно предвидеть, будет лекарство полезным, бесполезным или вредным для конкретного человека.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на расширение кругозора учащихся в области генетики и на углубление генетических знаний, полученных в курсе общей биологии, что будет способствовать успешной сдаче ЕГЭ.
Основная концепция курса Предлагаемый курс является логическим дополнением разделов «Основные закономерности наследственности и изменчивости», «Генетические основы индивидуального развития» и «Генетика человека» общеобразовательной школьной программы. Он рассчитан на учащихся 10-11 классов, знакомых с основными понятиями и закономерностями общей генетики и индивидуального развития организмов.
Освоение данного курса позволит школьникам участвовать в олимпиадах разного уровня, успешно сдать ЕГЭ и вступительные экзамены в вузы медикобиологического профиля.
Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 20 часов, в учебном заведении реализуется за 17 часов по 0,5 час в неделю.
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга способов деятельности и углублении научных знаний
Цель курса
Расширение кругозора учащихся в области генетики и углубление их генетических знаний, полученных в курсе общей биологии.
Задачи курса
Показать учащимся роль генетических коллекций в генетическом анализе.
Ознакомить учащихся с некоторыми особенностями постановки эксперимента на модельных генетических объектах.
Ознакомить учащихся с некоторыми причинами отклонений о т ожидаемых результатов скрещивания.
Ознакомить учащихся с некоторыми математическими методами обработки генетических наблюдений и экспериментов.
Сформировать у учащихся понимание единства генетических закономерностей для всех живых организмов и особенностей их проявления у конкретных видов.
Закрепить и расширить знания учащихся о типах наследования признаков.
Закрепить и расширить навыки решения генетических задач.
Формы организации обучения
Лекции.
Лабораторные работы.
Практические занятия
Основные методы работы: теоретические исследования, прикладные, системные.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний в области генетики, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной и средней школы.
Формы обратной связи:
Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
Использование компьютерных программ по биологии.
Проектные работы
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:
на уроках, во время семинарских обсуждений;
при выполнении практических заданий;
при выполнении итоговой работы.
Формы контроля знаний
Текущий контроль: собеседование по ходу занятия, тестовой контроль на каждом занятии.
Тематический контроль: контрольные работы по решению генетических задач.
Итоговый контроль: комбинированная тестовая контрольная работа.
Критерии оценивания работ
Тестовые работы
«5» - 81 – 100 % от общего числа баллов
«4» - 56 - 80 %
«3»: - 31 - 55 %
«2» - 0 – 30 %
Сроки реализации образовательной программы
Программа «Основы генетического анализа» реализуется в течение одного учебного года.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике;
Основные методы генетического анализа;
Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в F1 и в F2 при разных типах наследования;
Назначение генетических коллекций;
Основные требования к постановке генетического скрещивания;
Чем обусловлена генетическая индивидуальность каждого организма;
Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления;
О достижениях в области молекулярной генетики.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться генетическими терминами;
Определять типы гамет у организмов с разными генотипами;
Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний;
Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования;
Решать генетические задачи;
Применять формулу Харди-Вайнберга;
Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Использовать текст для работы с натуральными объектами
Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками
Уметь моделировать задачи и ситуации;
Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Применять на практике сведения о наследовании признаков человека
Примерные темы семинарских занятий и рефератов
Плейотропия, экспрессивность и пенетрантность – показатели роли генотипической и внешней среды в проявлении признака.
Международное значение генетических коллекций.
Наследование по принципу крис-крос
Возвратные скрещивания
Насыщающие (поглотительные) скрещивания
Циклические и диаллельные скрещивания
Определение группы сцепления с использованием линий-анализаторов.
Значение международного проекта «геном человека» в разработке новых методов работы с молекулами ДНК.
Генетические, физические и секвенсовые карты хромосом человека.
Содержание курса
Общее количество часов 20– часов- по авторской программе, 17часов- по рабочей программе
Введение (3ч)
Генетический анализ – совокупность методов генетики.
Цели генетического анализа: по проявлению признаков определять свойства контролирующих их генов; по свойствам генов определять свойства контролируемых ими признаков и использовать это в практических целях.
Задачи генетического анализа: определять типы наследования отдельных признаков; устанавливать локализацию генов в хромосомах; определять структуру, функции и механизмы действия отдельных генов.
Основные понятия генетики и их взаимосвязь: наследственность, наследование, наследуемость; ген, генотип, генотипическая среда; признак; фенотип, фен.
Роль генотипической среды и факторов внешней среды в проявлении признака. Плейотропия, экспрессивность и пенетрантность – показатели роли генотипической и внешней среды в проявлении признака.
Генетическая коллекция – совокупность форм одного вида, которые различаются по фенотипам и генотипам одного или нескольких признаков (штаммы бактерий и низших эукариот, чистые линии, спонтанные и индуцированные мутанты, сорта растений; породы, линии, культуры тканей и клеток, сперма, ооциты и эмбрионы животных)
Линии- анализаторы. Банки генов.
Хранение генетических коллекций. Международное значение генетических коллекций.
Основные методы генетического анализа и некоторые особенности и их применения. Гибридологический метод;; генеалогический, близнецовый, цитогенетический; метод гибридизации соматических клеток4 биохимические, молекулярно-генетические методы. Значение международного проекта «Геном человека» в создании новых методов молекулярно-генетического анализа ДНК.
Статистические методы; методы математической обработки результатов, полученных при использовании других методов исследования; самостоятельные статистические методы исследования модификационной изменчивости и распространения отдельных генов в популяциях.
Гибридологический метод – основной специфический метод генетики(Мендель, 1865). Суть метода – требования, предъявляемые к постановке скрещивания, анализ полученных результатов.
Общая генетика (выявляет закономерности, присущие всем живым организмам) и частная генетика конкретного вида организмов ( выявляет закономерности наследования конкретного признака у конкретного вида).
Модельные объекты. Особенности модельных объектов: большой набор гомозиготных особей по контрастным фенотипам отдельных признаков, хорошая плодовитость гибридов, несложность содержания коллекции, короткий период жизненного цикла, простота постановки скрещивания. Наиболее часто используемые модельные объекты: кишечная палочка, нейроспора, дрожжи, растения арабидопсис, кукуруза, мышь, дрозофила.
Дрозофила - один из модельных объектов генетики. Особенности жизненного цикла дрозофилы. Требования к постановке скрещивания. Причины, по которым нельзя проводить генетические скрещивания мух, взятых из природной популяции. Чем характеризуются линии дрозофил.
1.Типы скрещивания и их назначение (2 часа)
Лекция с элементами собеседования
Цель занятия: составить свободную таблицу «Генотипы и фенотипы ( в F1 , F2 , Fa ) при разных типах наследования»
Ход занятия: решение задач на разные типы наследования признаков.
Простые признаки: контролируются аллелями одного гена. Типы наследования простых признаков6 менделевское (менделизм) - ген в аутосоме; сцепленное с полом – ген в X – хромосоме; частично сцепленное с полом – ген в X– и в Y-хромосомах; голандрическое – ген в Y- хромосоме; зависимое от пола – ген в аутосоме. Сложные признаки: контролируются аллелями нескольких генов (комплементарность, эпистаз, полимерия).
Моногибридное скрещивание: реципрокные скрещивания. По F1выявляется ядерное и неядерное наследование, сцепленное с полом, голандрическое наследование, полное и неполное доминирование, возможно предположение о взаимодействии аллелей разных генов. По расщеплению в F2 выявляется число генов, контролирующих развитие признака и типы взаимодействия аллелей одного или нескольких генов.
Анализирующее скрещивание - выявляется генотип родителя с доминантным признаком и число генов, контролирующих развитие признака (используется для анализа наследования при сцеплении генов и кроссинговере).
Возвратные скрещивания — подтверждают неполное доминирование.
Насыщающие (поглотительные) скрещивания — применяются при изучении материнского эффекта цитоплазмы.
Циклические и диаллельные скрещивания — выявляют число генов, контролирующих признак.
Дигибридное скрещивание — выявляет свободное комбинирование и сцепленное наследование двух признаков.
Показать причины, по которым расщепление генов может не соответствовать тому, что ожидается теоретически.
2. Работа с дрозофилой (1ч)
Лабораторная работа
Цели занятия (занятие проводится в сентябре):
показать несложность работы с дрозофилой;
продемонстрировать однообразие фенотипов (на примере трех признаков) в природных популяциях;
сформулировать понятия: «фенотип дикого типа»,«мутантныефенотипы», «линия»;
показать роль генетических коллекций линий дрозофилы в генетическом анализе.
3. Вероятностный характер расщепления признаков (2 ч)
Практическое занятие
Ознакомление учащихся с методом Х2который дает возможность выявить соответствие расщепления, полученного в опыте, с теоретически ожидаемым расщеплением. Ознакомить с пользованием таблицей Фишера.
Обработать результаты соотношения особей дрозофилы в своих экспериментах, исходя из теоретически ожидаемого соотношения 1:1. Проанализировать суммарные данные всей группы. Обратить внимание на значение численности особей для точности анализа. Составить схему наследования пола у дрозофилы, объясняющую полученное соотношение.
4. Свободное комбинирование двух аутосомных признаков
(Моделирование дигибридного скрещивания дрозофил) (2 ч)
Практическое занятие
Цели занятия:
изучить цитологические основы дигибридного расщепления;
показать, что аутосомные признаки наследуются особями разного пола с одинаковой частотой;
закрепить навыки работы с использованием метода х2;
закрепить навыки решения задач на полигибридное скрещивание.
5. Определение типов гамет, фенотипов и генотипов F2без решетки Пеннета(1ч)
Практическое занятие
Решение задач по генотипам, в которых есть гомозиготные и гетерозиготные состояния аллелей разных генов (например, ааВвДдЕе), определить число, типы возможных у них гамет и соотношение фенотипов и генотипов при самоопылении дигибридов, тригибридов, используя математические методы.
6. Наследование признаков, сцепленных с полом (1ч)
Практическое занятие
Цель занятия: показать, что признаки, сцепленные с полом, наследуются по типу крисс-кросс (крест-накрест), и что в F1 прямого и обратного скрещивания разные результаты.
7. Наследование сложных признаков (2 ч)
Практическое занятие
Сложные признаки (контролируются неаллельными генами — аллелями двух и большего числа генов). Типы взаимодействия неаллельных генов на примере двух генов): комплементарность, эпистаз, полимерия. Решение задач, используя формулы расщепления в F 2 и в F а.
8. Определение числа генов, контролирующих признак (2 ч)
Практическое занятие
Множественный аллелизм (один ген имеет не два, а больше аллельных состояний). Взаимодействие неаллельных генов (признак контролируется аллелями нескольких генов).
Циклические скрещивания (система скрещиваний организмов, которые сходны или различаются по фенотипам одного признака).
Диаллельные скрещивания (упрощенная форма циклических скрещиваний). Цель скрещиваний — определить число аллелей, контролирующих признак.
Функциональный (комплементарный) тест на аллелизм: F 1 имеет фенотип одного из Р (один ген контролирует признак), F 1 имеет фенотип дикого типа (генов два).
Пример диаллельного скрещивания.
9.Контрольная работа (7 ч)
Решение задач
10. Сцепленное наследование и кроссинговер (2 ч)
Практическое занятие
Результаты расщепления в Fа при свободном комбинировании генов, при полном и неполном сцеплении генов. Вычисление процента кроссинговера. Обозначения генов при свободном комбинировании и при сцеплении генов.
Использование понятий «фаза притяжения» и «фаза отталкивания» (удобно при определении кроссоверных и некроссоверных гамет). Определение процента кроссинговера.
Определение группы сцепления (искомый ген наследуется совместно с генами той хромосомы, в которой он локализован). Установление места (локуса) искомого гена в хромосоме (по проценту кроссинговера с каждым из двух генов, локусы которых уже известны).
Решение задач (определение процента кроссинговера, определение локализации гена, построение генетических карт на основе сцепленного наследования и кроссинговера).
Определение группы сцепления с использованием линий-анализаторов.
Значение международного проекта «геном человека» в разработке новых методов работы с молекулами ДНК. Генетические, физические и секвенсовые карты хромосом человека.
11. Цитогенетический метод (1ч)
Практическое занятие
Кариотип и идиограмма хромосом человека. Группы хромосом. Дифференциальное окрашивание хромосом человека. Выявление аномалий в числе хромосом и установление синдрома.
12. Генетические закономерности в популяциях (2 ч)
Практическое занятие
Цели занятия:
показать, что в популяции самоопылителей и самооплодотворяющихся животных возникшие в результате мутаций или скрещивания гетерозиготы в дальнейшем будут расщепляться и через ряд поколений исчезнут (такие популяции состоят из чистых линий);
панмиктические популяции подчиняются закону Харди — Вайнберга. Показать, какие факторы нарушают равновесие в панмиктических популяциях;
составить модельные панмиктические популяции;
решить задачи.
13. Зачет (1 ч)
Рекомендуемая литература
1. ВаттиК. В., Тихомирова М. М. Руководство к практическим занятиям по генетике. — М.: Просвещение, 1979.
2. Орлова Н. Н. Генетический анализ. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
З.Орлова Н. Н. и др. Сборник задач по генетике. — М.: Изд-во МГУ, 2001.
Петросова Р. А. Основы генетики. — М.: Дрофа, 2005.
Сойфер В. Н. Международный проект «Геном человека» //Соросовский образовательный журнал. — 1998. — № 12.
Стволинская Н. С. Истоки и перспективы международнойпрограммы «Геном человека» // Биология в школе. —2002. - № 2.
Примерный учебно-тематический план,(17 ч; 0,5 ч в неделю в течение года)
Раздел | Всего часов | В том числе | Формы контроля |
программы | лекция | практика | семинар | |
Введение | 1 | 1 | | | собеседование |
1.Типы скрещивания и их назначение | 1 | 1 | | | собеседование |
2.Работа с дрозофилой | 1 | | 1 | | практическая работа |
3.Вероятностный характер расщепления признаков | 1 | | 1 | | Тестирование, практическая работа, собеседование |
4.Свободное комбинирование двух аутосомных признаков | 2 | | 2 | | Тестирование, практическая работа, собеседование |
5.Определение типов гамет, фенотипов и генотипов F2без решетки Пеннета | 1 | | 1 | | Решение задач |
6. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | | 1 | | Решение задач |
7. Наследование сложных признаков | 2 | | 2 | | Решение задач |
8. Определение числа генов, контролирующих признак | 2 | | 2 | | Решение задач |
9. Сцепленное наследование и кроссинговер | 2 | | 2 | | Решение задач |
10. Цитогенетический метод | 1 | | | 1 | Решение задач |
11. Генетические закономерности в популяциях | 2 | | 1 | 1 | Решение задач |
| Итого:17часов | 2 | 13 | 2 | |
Календарно-поурочный план « Основы генетического анализа»
(17 ч; 0,5 ч в неделю в течение года)
№урока | Раздел | Всего часов | Примерная дата | Дата по факту | В том числе | Умения и навыки |
| программы | лекция | практика | семинар | |
1 | Введение | 1 | 11.01-16.01 | | 1 | | | Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике; Основные методы генетического анализа; Пользоваться генетическими терминами |
2 | 1.Типы скрещивания и их назначение | 1 | 18.01-23.01 | | 1 | | | Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в F1 и в F2 при разных типах наследования; Определять типы гамет у организмов с разными генотипами; |
3 | 2.Работа с дрозофилой | 1 | 25.01-30.01 | | | 1 | | Работа с биологическими объектами |
4 | 3.Вероятностный характер расщепления признаков | 1 | 1.02-6.02 | | | 1 | | Основные требования к постановке генетического скрещивания ;Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний |
5-6 | 4.Свободное комбинирование двух аутосомных признаков | 2 | 8.02-13.02 15.02-20.02 | | | 2 | | Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования; |
7 | 5.Определение типов гамет, фенотипов и генотипов F2без решетки Пеннета | 1 | 22.02-27.02 | | | 1 | | Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний Решать генетические задачи |
8 | 6. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | 29.02-5.03 | | | 1 | | Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления Решать генетические задачи |
9-10 | 7. Наследование сложных признаков | 2 | 7.03-12.03 14.03-19.03 | | | 2 | | Решать генетические задачи |
11-12 | 8. Определение числа генов, контролирующих признак | 2 | 21.03-25.03 4.04-9.04 | | | 2 | | Решать генетические задачи |
13-14 | 9. Сцепленное наследование и кроссинговер | 2 | 11.04-16.04 18.04-23.04 | | | 2 | | Решать генетические задачи |
15 | 10. Цитогенетический метод | 1 | 25.04-30.04 | | | | 1 | О достижениях в области молекулярной генетики; Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами |
16-17 | 11. Генетические закономерности в популяциях | 2 | 2.05-7.05 9.05-14.05 | | | 1 | 1 | Применять формулу Харди-Вайнберга |
| | Итого:17часов | | | 2 | 13 | 2 | |