Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике «Текстовые задачи в школьном курсе математики»»
Рабочая программа
Элективного курса по математике «Текстовые задачи в школьном
курсе математики»
Уровень общего образования (класс): среднее общее (10 класс)
Количество часов 35
Место учебного курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана:
Кол-во часов в неделю – 1 ч.
Кол-во часов – 35 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Содержание курса
Текстовые задачи и техника их решения (5 ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Задачи на движение (6 ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Задачи на сплавы, смеси, растворы (6 ч)
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Задачи на работу (6 ч)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Задачи на прогрессии (6 ч)
Формула общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.
Задачи с экономическим содержанием (6 ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема | Форма занятия | Кол.часов | Форма контроля | Календ.сроки |
1-5 | Текстовые задачи и техника их решения | Лекция Практ.занятие | 5 | Матем. игра | |
6-11 | Задачи на движение | Практикум Практикум Дидакт.игра | 6 | Мат.бой | |
12-17 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | Лекция Практикум Олимпиада | 6 | Олимпиада | |
18-23 | Задачи на работу | Семинар Практикум Практикум | 6 | олимпиада | |
24-29 | Задачи на прогрессии | Лекция Практикум Практикум | 6 | Матем.эстафета | |
30-35 | Задачи с экономическим содержанием | Матем.игра Практикум | 6 | Матем.игра | |
Литература для учащихся
Задачи на смекалку/ С.Н.Олехник, ЮВ.Нестеренко, М.К.Потапов. – М.: Дрофа, 2005. – 233 с., ил
Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел./ Перельман Я.И. – М.: Издательство Русанова, 1994. – 207 с., ил.
Математические головоломки и развлечения. /Гарднер М. Пер. с англ. Ю.А.Данилова. - М.: Оникс, 1994. – 511 с., ил.
Математические задачки/ Раймонд Блум. – М.: АСТ, 2006. – 92 с., ил.
Математические софизмы: Правдоподобные рассуждения, приводящие к ошибочным утверждениям: Кн. для учащихся 7 – 11 классов/ А.Г. Мадера, Д.А. Мадера. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с., ил.
Путешествие в историю математики, или как люди учились считать: Книга для тех, кто учит и учится./ Свечников А.А. – М.: Педагогика – Пресс, 1995. – 168 с., ил.
Старинные занимательные задачи/ С.Н.Олехник, ЮВ.Нестеренко, М.К.Потапов. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с., ил.
Литература для учителя
Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач// Математика, 2005, № 14.
Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука, 1996.
Егоров В.К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – М.: Высшая школа, 1993.
Куланин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. 3000 конкурсных задач по математике. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990.
Цыпкин А.Г., Цыпкин А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука, 1989.
Шевкин А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики». – М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Живая математика. Математические рассказы и головоломки./ Перельман Я.И. – М.: Издательство Русанова, 1994. – 207 с., ил.
Газета издательского дома «Первое сентября» «Математика»
Газета «Первое сентября»
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Методический журнал «Современный урок»