Содержание программы Построение сжатого изложения Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Средства выразительности речи Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности. Стилистика русского языка Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: Нормы русской орфографии Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: Морфемика и словообразование. Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов. Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: Синтаксические и пунктуационные нормы Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: Построение сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста. Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Календарно-тематическое планирование № | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | 1-2 | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | 2 | | | Часть 1 | 3-4 | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема? Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | 2 | | | 5-6 | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | 2 | | | 7-8 | Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | 2 | | | 9-10 | Задание С1. Выбор приемов сжатия. | Практикум, изложение | Создание текста, оценивание | 2 | | | Часть 3 | 11-12 | Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 2 | | | 13-14 | Задание С2.1. Учимся аргументировать. Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 2 | | | Часть 2 | 15-16 | Понимание текста. Задание А1. Целостность текста. Задание А2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 17-18 | Извлечение информации. Задание А3. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание А4. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 19-20 | Лексическое значение слова. Задание А5. Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова. Задание А6. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 21-22 | Выразительные средства. Задание А7. Стили речи. Задание В1. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 23-24 | Правописание корней. Задание В2. Правописание приставок. Задание В3. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 25-26 | Правописание суффиксов. Задание В4. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 27-28 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7 | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 29-30 | Словосочетание. Задание В8. Грамматическая основа предложения. Задание В9. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 31-32 | Простое осложненное предложение. Задание В10, В11. Сложные бессоюзные предложения. Задание В13. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | | 33-34 | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 2 | | |
Литература Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ– 2015 9 класс. Москва, «Экзамен», 2015 год. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. ОГЭ-2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен» Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен» Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ - 2015: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо». Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен» Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ Работы учащихся Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2015 год. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме» Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе» Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1). |