Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по литературе: написание сочинения-рассуждения"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________ Еремеева О. А. подпись ФИО Протокол № 1 от «10» 08. 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ Еремеева О. А. подпись ФИО от «14» 08.2016 г. | «Утверждено» Директор _______Емельянова Н. С. подпись ФИО Приказ № 70 от «15» 08. 2016 г. |
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по литературе: написание сочинения-рассуждения" для 11 класса Разработала Учитель: Емельянова Н. С. Первая квалификационная категория |
2017г.
Пояснительная записка
Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по литературе: написание сочинения-рассуждения" тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи и подготовкой к экзаменационному сочинению.
Основные задачи– подготовить учащихся к ЕГЭ по литературе, вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно анализировать произведение;
самостоятельно анализировать эпизод;
самостоятельно написать сочинение на заданную тему
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 учебных часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 11 класса, сдающих письменное сочинение по литературе в форме сочинения-рассуждения.
В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа художественных произведений, познакомятся с теоретическим материалом, терминами и принципами создания собственного текста по законам классического сочинения.
Задача курса - формирование навыков создания композиционно целостного оригинального сочинения на основе литературных и публицистических текстов.
Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при выполнении практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых особенностей различных текстов и выбора собственных композиционных решений для сочинения, что является залогом самостоятельной успешной работы над экзаменационным сочинением.
Учебно-тематический план
№ | Содержание курса | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Технология написания сочинения | 2 |
3 | Основные требования к сочинению. | 3 |
4 | Обзор основных направлений | 11 |
| ИТОГО: 17 часов | |
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Что такое сочинение-рассуждение и каким оно должно быть. | 1 |
2 | Вступление к сочинению, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое) | 1 |
3 | Основная часть сочинения-рассуждения. Заключение, виды. | 1 |
4 | Критерии оценивания сочинения-рассуждения | 1 |
5 | Особенности формулировок тем итогового сочинения | 1 |
6 | Открытые тематические направления и комментарий к ним. | 1 |
7 | Направление "Верность и измена". Выбор произведений, тем и комментарии к ним. | 1 |
8 | Подбор материалов к сочинению на тему "Важно ли быть верным слову"? | 1 |
9 | Направление "Равнодушие и отзывчивость". Выбор произведений, тем и комментарии к ним. | 1 |
10 | Подбор материалов к сочинению на тему "Как вы понимаете слова А. В. Суворова: "Как тягостно равнодушие к самому себе!"? | 1 |
11 | Написание сочинения на тему "Как вы понимаете слова А. В. Суворова: "Как тягостно равнодушие к самому себе!"? | 1 |
12 | Анализ написанных сочинений. Направление "Цели и средства". Выбор произведений, тем и комментарии к ним. | 1 |
13 | Подбор материалов к сочинению на тему "Оправдывает ли цель средства?" | 1 |
14 | Направление "Смелость и трусость". Выбор произведений, тем и комментарии к ним. | 1 |
15 | Подбор материалов к сочинению на тему "Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?" | 1 |
16 | Написание сочинения на тему "Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?" | 1 |
17 | Анализ написанных сочинений. Направление "Человек и общество". Выбор произведений, тем и комментарии к ним. | 1 |
Литература
Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
Маериалы с сайта ФИПИ.
Интернет-ресурсы