СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Профилактика химической зависимости в школе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса рассчитана на 17 часов. С помощью данного курса у подростков формируются знания о пагубности вредных првычек и последствиях употребления химическиактивных веществ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Профилактика химической зависимости в школе"»

Министерство образования и науки РФ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области





Рассмотрено на заседании МО

естественно-математического цикла


Руководитель МО:

_____________Швадченко А. А.


Протокол № 1 от

« 31» августа 2017 г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от

« 31 » августа 2017 г.


И.о. директора школы

_____________Весельева В.В..




Рабочая программа

учебного предмета

«Экология человека. Культура здоровья»

8 класс, базовый уровень



Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории









2017 год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по экологии человека разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, в соответствии с программой «Эколоия человека. Культура здоровья» авт. М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной (М.: Вентана – Граф, 2010), в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.



Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 8 класса общеобразовательных школ и направлен на дополнение базовых знаний по биологии.


Целями этого курса являются:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. 

Задачи курса:   

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.


II. Общая характеристика учебного предмета

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей. 

При изучении курса сохраняется логика построения подачи материала, как и при изучении биологии в 8 классе. Кроме того здесь изложена общая информация о среде обитания и условий существования и конкретное влияние основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. Материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. Также формируются навыки и умения практически использовать полученные знания.


III. Место учебного предмета «Экология человека. Культура здоровья 8 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение экологии в 8 классе отводится 17 часов, из часов школьного компонента, из расчета 0,5 часа в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

В качестве ценностных ориентиров экологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе экологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основы познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения экологии, проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развития познавательных ценностных ориентаций курса экологии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и норы;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс экологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентиры курса способствуют:

- правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать, свою точку зрения.

Курс экологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе экологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


V. Планируемые результаты освоения курса «Экология 5 класс»

Деятельность образовательного учреждения в обучении экологии человека должна быть направлении на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметными результатами: по экологии человека являются:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; 

- выбор условий проведения наблюдения или опыта; 

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды;

- выполнение правил безопасности при проведении практических работ;

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); 

- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач;

- работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); 

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления).

VI. Содержание учебного предмета, курса

Курс Экология человека. Культура здоровья 8 класса структурно представлен 11 темами:

«Введение», «Окружающая среда и здоровье человека», «Опорно-двигательная система», «Кровь и кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Кожа», «Нервная система. Высшая нервная деятельность», «Анализаторы, «Репродуктивное здоровье», «Заключение».


1. Введение -1 час

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.


2. Окружающая среда и здоровье человека - 3 часа

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.


РАЗДЕЛ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ВУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОРГАНОВ – 14 часов


3. Опорно-двигательная система - 1 час

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни. (выполняется по желанию).


4. Кровь и кровообращение – 2 часа

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья), (выполняется по желанию).


5. Дыхательная система – 1 час

Правильное дыхание. Горная болезнь. Влияние холода на частоту дыхательных движений.


6. Пищеварительная система – 2 часа

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета. О чем может рассказать упаковка продукта.

Проектная деятельность. Рациональное питание, (выполняется по желанию).

7. Кожа – 2 часа

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей, (выполняется по желанию).


8. Нервная система. Высшая нервная деятельность - 2 часа

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна. Развитие утомления. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.


9. Анализаторы – 1 час

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия. Острота слуха и шум. 

Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).


10. Репродуктивное здоровье - 2 часа

Половая система. Развитие организма

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.



11. Заключение - 1 час

Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.


VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в восьмом классе ученик должен

знать/понимать:

• о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

• влияние климатических факторов на здоровье;

• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

• последствия вредных привычек;

• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; 

• особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов;

• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

• основные принципы лекарственной помощи;

• факторы здоровья и факторы риска болезни;

уметь:

• объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

• приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

• давать оценку диетам;

• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

• находить значение указанных терминов в справочной литературе;

• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

• следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- выполнения основных видов физических упражнений;

- применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

- предупреждения переутомления;

- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

- уходе за больными.


VIII. Материально техническое обеспечение учебного предмета

Оборудование:

Печатные пособия:

Таблицы: 

Анатомия, физиология и гигиена человека

Основы экологии

Портреты ученых биологов

Книги: справочные издания по естественным наукам (словарь, справочник величин, школьный атлас-определитель)

Карты: 

Население и урбанизация мира;

Природные зоны России;

Центры происхождения культурных растений и домашних животных.

Карточки: инструкционные карточки для экскурсии, для самостоятельных работ.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

http://www.fcior.edu.ru/

www.bio.1september.ru – газета «Биология»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://video.edu-lib.net – учебные фильмы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. - Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ - Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. - Информация о школьном оборудовании.

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

 http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).

http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )


Учебно – методический комплект для учащихся:

1.Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова; под. ред. И. Н. Пономаревой. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 128 с.: ил.

Учебно-методические средства обучения:

Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова; под. ред. И. Н. Пономаревой. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 128 с.: ил.

2. Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. / Под ред. проф. Н. М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 1997. – 240 с.: ил.
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.

Календарно – тематическое планирование Человек и его здоровье 8 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Введение – 1 час

1.

Что изучает экология человека.

Разделы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические).

Знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека.

Уметь: приводить примеры различных экологических факторов.

Текущий контроль.



Окружающая среда и здоровье человека – 3 часа

2.

Здоровье и образ жизни. 

Природная и социальная среда. Здоровье (физическое, психическое, социальное). Образ жизни. Режим дня.

Знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека.

Уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы.

Устный опрос.



3.

История развития представлений о здоровом образе жизни и взаимоотношений человека с природой.

Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества (от первобытного человека до наших дней). Изменения взглядов на здоровый образ жизни. История возникновения экологических проблем нашего региона. Этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. Экологическая катастрофа.

Знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

Уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни; характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

Текущий контроль.



4.

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Ионизирующая радиация и здоровье. Электромагнитные поля и здоровье. Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.




Знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
Уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства. объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок.

Фронтальный опрос.



РАЗДЕЛ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ВУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОРГАНОВ – 14 часов

Опорно-двигательная система - 1 час

5.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

Опорно-двигательная система: кости и мышцы. Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни.
Гигиена спорта.

Знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы; понятие «гиподинамия».

Уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений.

Устный опрос.



Кровь и кровообращение – 2 часа

6.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Климатогеографические факторы. Радиационное облучение. Курение, алкоголь, лекарственные препараты, влияющие на развитие плода. Гипоксия.

Знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия».

Уметь: объяснять причины изменения состава крови.

Текущий контроль.



7.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы

Система кровообращения. Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония

Знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы.

Уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы.

Фронтальный опрос.



Дыхательная система – 1 час

8.

Правильное дыхание. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

Знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания.

Уметь: вести наблюдения и делать выводы.

Устный опрос.



Пищеварительная система – 2 часа

9.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

Питательные вещества. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно - кислые бактерии, дрожжи.

Знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма.

Уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме.

Текущий контроль.



10.

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья.

Вредные вещества: нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм. Рациональное питание. Культура питания. Диета. Диета и здоровье.

Знать: пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета».

Уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами; давать оценку диетам.

Фронтальный опрос.



Кожа – 2 часа

11.

Воздействие солнечных лучей на кожу.

Факторы, оказывающие влияние на кожу. Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.

Знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце.

Уметь: объяснять и применять правила пребывания на солнце.

Текущий контроль.



12.

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание: средства и способы.

Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры.

Знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания

Уметь: применять правила закаливания.

Фронтальный опрос.



Нервная система. Высшая нервная деятельность - 2 часа

13.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

Утомление. Переутомление. 

Знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления.

Уметь: предупреждать переутомление.

Текущий контроль.



14.

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.

Стресс. Стадии стресса. Методы релаксации: простое расслабление мышц, метод медитативной релаксации, антистрессовая релаксация, чередующееся носовое дыхание. Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Стрессоустойчивость.


Знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; типы темпераментов.

Уметь: применять методы релаксации; объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности.

Фронтальный опрос.



Анализаторы – 1 час

15.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия.

Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Звук. Шум. Укачивание. Вибрационная болезнь.

Знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека.

Уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения.

Устный опрос.



Репродуктивное здоровье - 2 часа

16.

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки.

Знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания.

Уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте.

Текущий контроль.



17.

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Значение ответственного поведения.

Знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней.

Уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем.

Фронтальный опрос.



Заключение – 1 час

18.

Итоговый урок.

Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Фронтальный опрос.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!