Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением иностранного языка имени Я.В. Ругоева»
Рабочая программа
элективного курса “Страноведение. Великобритания”
для 5 класса
(Английский язык)
Составитель:
Канайкина Оксана Михайловна
учитель английского языка
Костомукша
Пояснительная записка
Основной целью обучения ИЯ является «развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им...»
Поставленная цель ориентирует учителя на более широкое использование в учебном процессе материалов страноведческого и лингвострановедческого характера. А также материалов, связанных с культурой и историей изучаемого языка.
Данная рабочая программа «Страноведение. Великобритания» представляет собой элективный страноведческий курс по изучению истории, географии и культуры Великобритании в рамках учебной темы «Great Britain» для учащихся 5 классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык. УМК О. Афанасьевой, по которому работают учителя в школе, содержит недостаточно материала страноведческого характера. А задания, тексты, предлагаемые на олимпиадах и итоговой аттестации в 9 и 11 классах часто носят страноведческую направленность; незнание культуры, истории или особенности географического положения страны, вызывает затруднения у учащихся в выполнении таких заданий при тестировании. Поэтому желательно вводить дополнительные занятия по английскому языку по страноведению как можно раньше, начиная с 5-6 класса, а затем продолжать знания учащихся в этой области расширять и углублять.
В программу включены материалы о географическом положении, политическом устройстве, традициях, обычаях, истории Великобритании, учащиеся также продолжают знакомиться с жизнью современной Великобритании.
Предлагаемая программа призвана обеспечивать всестороннее и творческое развитие детей, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
Программа «Страноведение. Великобритания» способствует формированию межкультурной компетенции путём системной реализации социокультурного компонента обучения английскому языку.
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, способствует созданию положительной мотивации к предмету, дает стимул к самостоятельной работе над языком.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 уроков)
Цель программы:
• развитие языковых и страноведческих компетенций учащихся 5 класса для общения в диалоге культур.
Задачи программы.
• расширить речевые умения учащихся в английском языке;
• расширить культуроведческие знания учащихся и способствовать формированию межкультурной компетенции учащихся;
• познакомить с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру.
• развить навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении познавательно-поисковой работы.
В программе даётся описание основных задач, раскрывается тематика и содержание тем. Все темы включают понятный социокультурный минимум – понятия, реалии, персоналии. Ведущие формы работы индивидуальная и групповая.
Принцип построения курса: интеграция, опора на творческий метод, развитие языковых навыков.
Отличие данного курса от базового.
В данный курс включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни англоговорящих стран, которые не освещались или недостаточно освещались в базовом курсе.
Новизна курса «Страноведение. Великобритания» состоит в следующем. Традиционно страноведческий материал преподносится в лекционном виде. Данный курс предполагает самостоятельный подход к изучению страноведческого материала, самостоятельный поиск информации из Интернета.
Формы проведения занятий.
Основными формами организации работы на уроке являются индивидуальная работа учащихся с источниками, дискуссия, работа в парах и группах. Реализация программы осуществляется различными методами и приёмами работы. Это могут быть беседы, анализ текстов, просмотр видеофильмов, составление карт и схем. Данный курс призван развивать навыки исследовательской работы. Для этого в рамках курса широко используются проектные формы работы, подготовка сообщений, написание рефератов, защита презентаций.
Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
- тесты страноведческой тематики,
- выполнение творческих заданий, проектов, презентаций,
- защита презентаций
Учебно-тематический план
Тема | Раздел | Кол-во часов |
1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. | 1. География Великобритании. Общая информация. Воды, омывающие Великобританию. Горные и вершины. Климат. | 4 |
| 2. Лондон и другие крупные города. | 1 |
| 3. Шотландия и Эдинбург. | 2 |
| 4. Уэльс и Кардиф. | 2 |
| 5.Белфаст и Северная Ирландия. | 2 |
| 6. Символы Великобритании. | 2 |
II. Лондон. | 1. Лондон-столица Великобритании. | 1 |
| 2. Достопримечательности | 2 |
III. Знаменитые англичане. | Англичане, прославившиеся в областях культуры, науки, политики, искусства. | 8 |
IV. Обычаи и традиции. | 1. Праздники и традиции. | 3 |
| 2. Любимые занятия. Садоводство. Нация любителей животных. | 3 |
V. Образование. | 1. Система образования Великобритании. | 1 |
| 2. Школьная жизнь. 3.Английская молодежь сегодня. | 2 |
VI. Политическая система Великобритании. | 1.Кто управляет страной? | 1 |
| 2. Парламент. | 1 |
Содержание курса
1 Тема: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Географическое положение. Климат. Острова. Моря, реки, озера. Горные цепи. Население. Лондон. Крупнейшие города Великобритании. Шотландия и шотландцы. Национальные особенности и традиции. Уэльс и его столица. Северная Ирландия и ее столица. Символы и святые покровители этих стран.
2 Тема: Лондон.
История основания. Первое упоминание. Карта центральной части Лондона. Части Лондона: Сити, Вест Энд, Ист Энд, Вестминстер. Достопримечательности.Здание Парламента. Тауэр. Трафальгарская площадь. Пиккадилли. Музеи. Галереи. Парки.
Картинные галереи, музеи.
3 Тема: Знаменитые англичане.
Литература, известные писатели, художники. Искусство и политика, наука и культура. Персоналии.
4 Тема: Обычаи и традиции.
Праздники и традиции. Праздники: Новый год, День Св.Валентина, Пасха. День Гая Фокса. Рождество. Происхождение праздника. Традиционные церемонии.
Любимые занятия. Клубы. Садоводство. Нация любителей животных.
5 Тема: Образование
Типы школ. Школьный возраст. Обязательное образование. Частные школы. Школьный год. Школьная жизнь. Экзамены. Колледжи. Высшее образование. Университеты. Английская молодежь сегодня.
6 Тема: Политическая система Великобритании.
Государственный строй. Королевская власть. Ветви государственной власти. Функции. Ритуалы. Политические партии. Выборы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | кол-во часов | Тема | Вид деятельности |
| 13 | Раздел 1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. | |
-
| | Географическое положение Великобритании | Просмотр презентаций о странах Соединенного Королевства. Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи. |
-
| | Из каких стран состоит Великобритания. | Поисково – исследовательская работа в группах. Практика в чтении и аудировании. |
-
| | Воды омывающие Великобританию. | Речевая практика. |
-
| | Горы и вершины. | Поисково – исследовательская работа в группах. Речевая практика. |
-
| | Крупнейшие города Великобритании. | Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи. Защита проектов. |
-
| | Эдинбург-столица Шотландии. | Просмотр видеофильма. Практика в чтении и устной речи. |
-
| | Шотландия | Просмотр видеофильма о Шотландии. Стоунхендж. |
-
| | Кардиф-столица Уэльса. | Просмотр видеофильма об Уэльсе. Практика в чтении, обсуждение. Речевая практика. |
-
| | Интересные факты об Уэльсе. | Поисково – исследовательская работа в группах. Практика в чтении и аудировании. |
-
| | Северная Ирландия | Практика в чтении и устной речи. |
-
| | Белфаст – столица Северной Ирландии. | Лекция с элементами беседы. Практика в чтении. Речевая практика. |
-
| | Символы Великобритании. | Поисково – исследовательская работа в группах. |
-
| | Викторина по пройденному материалу. | КВН между командами |
| 3 | Раздел 2. Лондон. | |
-
| | Лондон – столица Великобритании. | Просмотр презентаций о Лондоне. Практика в чтении и аудировании, устной речи. |
-
| | Достопримечательности Лондона. | Подготовка к проекту «Виды Лондона». Выдвижение идеи. Распределение заданий. Обсуждение способов оформления проекта. |
-
| | Достопримечательности Лондона. | Презентация проектов. Подведение итогов. |
| 8 | Раздел 3. Знаменитые англичане. | |
-
| | Знаменитые англичане. Искусство. | Практика в чтении и аудировании, устной речи. |
-
| | Знаменитые англичане. Политика. | |
-
| | Знаменитые англичане. Кино. | Просмотр презентаций об английских актерах. Речевая практика. |
-
| | Знаменитые англичане. Балет, театр. | Просмотр презентаций об английских актерах. Речевая практика. |
-
| | Знаменитые англичане. Писатели, поэты. | Просмотр презентаций об английских писателях и художниках. |
-
| | Знаменитые англичане. Наука. | Практика в чтении и аудировании, устной речи. |
-
| | Знаменитые англичане. Музыка. | |
-
| | Знаменитые англичане. Актеры. | Конкурс чтецов английской поэзии |
| 6 | Раздел 4. Традиции в Великобритании. | |
-
| | Традиции. | Просмотр видеофильма. Практика в чтении, обсуждение. |
-
| | Традиции. | Речевая практика. |
-
| | Традиции. | Подготовка к проекту «Виды Лондона». Выдвижение идеи. Распределение заданий. Обсуждение способов оформления проекта. |
-
| | Любимые занятия англичан. | Речевая практика. |
-
| | Садоводство в Британии. | Речевая практика. |
-
| | Нация любителей животных. | Презентация проектов. Подведение итогов. |
| 2 | Раздел 5. Образование в Великобритании. | |
-
| | Система образования | Просмотр видеофильма. Практика в чтении, обсуждение. |
-
| | Школьная жизнь. | Защита проектов. |
| 3 | Раздел 6. Политическая система Великобритании. | |
-
| | Политическая система Великобритании. Кто управляет страной? | Лекция с элементами беседы. Практика в чтении. |
-
| | Политическая система Великобритании. Парламент. | Лекция с элементами беседы. Практика в чтении. |
-
| | Молодежь Великобритании сегодня. | |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. «Язык и культура Великобритании». Автор сост. Г. Д. Томахин, М. Просвещение, 1999-2002.
2. В.В. Бурлакова «Великобритания. Физическая и экономическая география», М. Просвещение, 1977.
3. «О Британии вкратце». Сост. В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. М. Просвещение, 1993.
4. Ф.М. Рожкова «Пояснительные тексты к альбому «По странам изучаемого языка» под ред. Ю.Ф. Гурьевой». М. Просвещение,1989.
5. И.А. Тенсон, Г.А. Войтова «Обычаи и традиции в Великобритании и Соединенных Штатах», М. «Международные отношения», 1978.
6. Сафонова В., Кузьмина Л., Смирнова Е. «Британская литература и культура», М. 1997.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Сайт британской монархии – http://www.royal.gov.uk.
2. Сайт http://www/center.fio.ru./som/items.asp?id=10001125 (Подборка интервью известных личностей).
3. Сайты http://www.forum.entertainment.ie, http://www.news.bbc.co.uk (Контакт со сверстниками по обсуждению вопросов, которые волнуют молодежь).
4. Сайты http://www.iearn.org, http://www.kidlink.org (Участие в проектах).
5. Сайты http://www.iecc.org, http://www.stolaf.edu./network/iecc (Организация переписки).