СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс для учащихся 9 класса способствует углубленному изучению  синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» (9 класс)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено методическим объединением Утверждено приказом ОУ

протокол №1 от сентября 2014года от 01.09. 2014 года

Директор МБОУ

2-Гавриловской СОШ

__________/А.А.Филимонов/

Рекомендовано к утверждению

на педагогическом совете

МБОУ 2-Гавриловской СОШ

от 30 августа 2014 года

протокол №1




Рабочая программа

элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»

(9 класс)


Программу курса реализует

учитель русского языка и литературы

Булгаковского филиала

МБОУ 2-Гавриловской СОШ

Копылова З.П.









С. Булгаково 2014 г.


Всемогущий и занимательный синтаксис


Пояснительная записка


Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9 класса.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • вопросы и задания занимательного характера.

Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьников.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

  1. при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов.

  2. при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, редактировать, сопоставлять.

  3. при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимичной замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

  4. при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены предложения в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

  5. при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

  6. при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и тоже слово может быть то членом предложения, то вводным;

  7. при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимические конструкции;

  8. при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа элективного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и других.

В предполагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

  • обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

  • развитие интонационно-выразительной речи;

  • активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

  • проведение стилистического эксперимента(конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозависимости);

  • самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

  • развитие логического абстрактного мышления

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет на только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышении роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приёмы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование ,которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

  • находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксикостилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Учебно- тематический план


№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

1.

Введение. Всемогущий синтаксис.

1

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарём.

Устный опрос. Взаимопроверка.

2.

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

1

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановление строки»


3 - 4

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

2

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам.

Индивидуальная работа. Составление рассказа.

5.

Согласование

1

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Словарная работа. Конструирование предложений.

6.

Управление

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Нахождение алгоритма «расшифровки записи»

7.

Примыкание

1

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи.

Формулирование принципа группировки словосочетаний.

8 -9

Основные виды подчинения

2

Семинар. Работа в группах. Практическая работа.

Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему.

10.

Типы предложений. Общие сведения

1

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами

11 -12

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.

2

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме

Рассказ о спорте. Изложение.

13

Нераспространённые и распространённые предложения

1

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Работа с текстами художественной литературы.

Игра «Будь внимателен!»

14 - 15

Второстепенные члены предложения

2

Семинар. Работа в группах по заданной теме.

Письменный ответ на вопрос

16 - 17

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений.

2

Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала

Дополни ответ товарища.. Игра «Своё предложение» Рассказ «Кто лучше?»

18

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

1

Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Устный опрос Работа с текстом.

19 - 20

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения

2

Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

21 - 22

Обособление второстепенных членов предложения

2

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарём

Составление памятки «Частые условия обособления». Конструирование предложений.

23 - 24

Слова, не являющиеся членом предложения (вводные слова, предложения и обращения)

2

Беседа Написание научной статьи «Хочу всё знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль

25 - 26

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов

2

Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений» редактирование стилистических текстов.

Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

27 - 28

Простое предложение

2

Урок-игра «синтаксическое лото». Работа в группах Подготовка карточек к синтаксическому лото.

Игра «Всё о простом предложении»

29

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации

1

Семинар Составление вопросов для устного журнала

Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны учебника»

30 - 31

Всё о предложении

2

Сообщения учащихся. Устный журнал.

Игровой рассказ

32 - 33

Лингвистический карнавал «Это непростое предложение»

2


Определение победителей

34

Обобщение знаний

1










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ (4Ч.)

Введение. Всемогущий синтаксис

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы, порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетание.

Различение слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании(прямой, постоянный0. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: стилистический приём – олицетворение. Художественно целесообразный.


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (5Ч).


Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия- не термины. Определительные отношения.


Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.


Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

РАЗДЕЛ 3. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч).

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные. Безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.


Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трёхсловные сказуемые. Тесное содружество.


Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).


Обособленные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов предложения от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: смысловое подчёркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.


Уточняющие члены предложения

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: особая интонация, конкретная информация.


Слова, не являющиеся членами предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.


РАЗДЕЛ 4. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4Ч)

Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: смысловая ёмкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.


РАЗДЕЛ 5. ПУНКТУАЦИЯ (5Ч).

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: многофункциональность. Особые речевые ситуации.

































Литература





Для учителя:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч.2. – М., 2001.

  2. Блинов Г.И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 2003.

  3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/ сост. А.А. Мызина. – М:, Просвещение, 2006.

  4. Денйкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2004.

  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка – М.: АСТ-ЛТД, 2000.

  6. Формановская Н.И Вы сказали: «Здравствуйте!» - М., 2003.




Для учащихся:

1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2ч. – Ч 2. – М., 2001.

2. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 2003.

3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение. 2004.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!