СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Биотехнология вокруг нас" 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Программа  элективного курса «Биотехнология вокруг нас»,  «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии»  составлена на основе авторской программы,  кандидата биологических наук,  Даньковой Елены Владимировны,  доцента кафедры естественных дисциплин Педагогической Академии. (АСОУ)

Актуальность курса связана с необходимостью формирования у старших школьников современных научных  представлений о достижениях, сделанных в наиболее бурно развивающихся областях биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Биотехнология вокруг нас" 11 класс»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14

_________________И. В. Горшкова

«28» августа 2017года

МП













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Биотехнология вокруг нас»

2017/2018 учебный год

11 «А» класс











Составитель: Сенькина Наталья Николаевна

учитель биологии высшей квалификационной категории






2017 год


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Биотехнология вокруг нас», «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии» составлена на основе авторской программы, кандидата биологических наук, Даньковой Елены Владимировны, доцента кафедры естественных дисциплин Педагогической Академии. (АСОУ)

Актуальность курса связана с необходимостью формирования у старших школьников современных научных представлений о достижениях, сделанных в наиболее бурно развивающихся областях биологии. Элективный курс «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии» углубляет содержание профильного курса «Общая биология» и предназначен для подготовки старшеклассников, выбравших естественнонаучный профиль.

Рассчитана данная программа на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.

В программе данного курса особое внимание уделено изучению тем, связанных с прикладным аспектом научных знаний. В содержании курса предусмотрено расширение представлений учащихся о структуре гена, конструировании организмов с заданными свойствами, о неограниченных возможностях, представляемых технологией рекомбинантных ДНК. Практико-ориентированный характер предлагаемого элективного курса достигается выполнением разнообразных практических и лабораторных работ.

Элективный курс «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии» направлен на формирование у школьников профессиональных приоритетов в области молекулярной биологии, микробиологии, генетики, биотехнологии, медицины и биохимии. Изучение проблем, рассматриваемых в рамках данного курса, будет способствовать формированию мировоззренческих устоев старшеклассников.

Задачи курса

Формирование представлений о роли молекулярной биотехнологии в жизни современного человека, ключевых этапах технологии рекомбинантных ДНК, современных достижениях молекулярной биологии, энзимологии нуклеиновых кислот.

Развитие исследовательской компетенции путем организации сбора научной информации о способах получения трансгенных организмов и их практическом применении, а также при выполнении проектных работ.

Развитие навыков расшифровки ДНК.

Обеспечение условий для развития коммуникативной активности учащихся.

Умение применять на практике знания о получении продуктов, содержащих генетически модифицированные источники пищи.

Создание условий для профессиональной ориентации старшеклассников, выбравших естественнонаучный профиль.

Место курса в системе профильной подготовки

Элективный курс «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии» предназначен для профильной подготовки старшеклассников, избравших естественнонаучный профиль. Предлагаемый элективный курс может стать основой для развития исследовательской компетентности учащихся на базе использования исследовательских проектов в учебно-воспитательном процессе.

Элективный курс «Практическое применение достижений молекулярной биотехнологии» целесообразно включить в профильное обучение учащихся в 10 и 11 классах.

Требования к освоению содержания курса

Учащиеся должны знать:

- основные этапы биотехнологического процесса;

- сферы практического использования достижений биотехнологии;

-особенности организации генов у прокариот и эукариот;

-строение и механизм действия ферментов, применяемых в генной инженерии;

-векторы, применяемые в молекулярной биотехнологии;

-сущность горизонтального переноса генов;

-технологию рекомбинантных ДНК.

Учащиеся должны уметь:

- давать оценочную характеристику продуктам, содержащим генетически модифицированные источники;

- выполнять задания, связанные с определением нуклеотидной последовательности фрагментов ДНК;

- понимать сущность исследуемой проблемы, самостоятельно формулировать тему и цель проектной деятельности;

- самостоятельно работать с научно-популярной, справочной и учебной литературой;

- составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения, доклады;

- согласованно работать в группе;

- проводить анкетирование и анализировать его результаты.

Оборудование: таблицы, диаграммы, рисунки с изображением схем строения клеток растений, животных, бактерий, презентации, видео-фильмы; материалы и оборудование для проведения практической работы.

Оценивание знаний

Виды контроля знаний: проведение конференций, семинаров, презентация авторских работ на одну из актуальных тем, оценка творческих работ учащихся.

Содержание курса

I блок. Общие представления о молекулярной биотехнологии. (6 час.)

  1. Биотехнология. История развития традиционной биотехнологии.

Хлебопечение, виноделие, пивоварение, сыроварение.

Лабораторная работа №1 «Окрашивание бактерий для изучения их с помощью светового микроскопа».

  1. Основные этапы биотехнологического процесса.

Сырье, начальная обработка, трансформация, конечная обработка, конечный выход

продукта. К.п.д. биотехнологическеого процесса и его повышение.

Лабораторная работа №2 «Изучения клеток дрожжей под микроскопом».

  1. XXI век – век информации. Носители информации в живых организмах. Изучение строения ДНК – путь к построению общества всеобщего изобилия. Получение организмов с заданными свойствами мечта.

  2. Молекулярная биотехнология - синтез традиционной биотехнологии и новейших достижений биологии. Получение первой рекомбинантной ДНК. Опасения мирового научного сообщества, вызванные с созданием искусственной гибридной ДНК. Этические аспекты открытия.

II блок. Теоретические знания о строении ДНК – основа практических достижений

молекулярной биотехнологии. (15 час.)

  1. Клеточная и молекулярная основы жизни.

Строение клетки. Клеточные мембраны, ядро, генетический материал клетки, органоиды клетки. Химический состав клетки.

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата растительных клеток».

2. История развития представлений о носителе наследственной информации.

Работы Ф. Мишера, опыты Ф. Гриффитса, О.Эйвери, Дж. Ледерберга.

3. Строение и свойства нуклеиновых кислот.

Первичная, вторичная, третичная структура ДНК. Репликация. Типы РНК. Трансляция, транскрипция.

Лабораторная работа №4 «Изучение хромосом на готовых препаратах».

4. От ДНК к гену. Ген – функционально неделимая часть ДНК.

От Т. Бовери до наших дней.

Практическая работа №5 «Решение задач по генетическому коду».

5. Перенос генетической информации в клетки.

Экеспрессия генов. Возможности перенесения наследственной информации в клетке. «Дозревание» иРНК (сплайсинг).

Практическая работа №6 «Решение задач на реакцию матричного синтеза».

6. Генетические инструменты молекулярной биотехнологии: ферменты и векторы. Строение ферментов. Плазмиды – первые векторы.

Лабораторная работа №7 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

7. Вклад отечественных и зарубежных ученых в изучение ДНК.

III блок. Достижения в сельском хозяйстве. (13 час.)

1.Трансгенные растения. Методы получения трансгенных растений.

2. Генетически модифицированные растения и их свойства.

Лабораторная работа № 1 «Изучение свойств сортов у культурных растений»

3. Получение трансгенных растений, устойчивых к гербицидам, насекомым, патогенам.

4. Повышение питательной ценности трансгенных растений.

Золотой рис, с повышенным содержанием витамина А, томат, с удлиненным периодом созревания, рапс, содержащий полиненасыщенные жирные кислоты (лауриновая кислота).

Практическая работа № 2 «Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания».

5. Растения – биореакторы для получения вакцин. Вакцины против холеры, гепатита В, диареи, кистозного фиброза.

6. Клональное микроразмножение - основной метод размножения ГМ- растений. Свойство тотипотентности растительных клеток – основа для клонированного рапзмножения. Условия для клонирования растительных объектов, питательные среды, гормоны, инструменты, оборудование, посуда, типы эксплантатов.

Лабораторная работа №3 «Микроклональное размножение растений».

Экскурсия в биотехнологическую лабораторию.

7. Экологические проблемы, связанные с использованием ГМ- растений. Природное разнообразие и изменение климата.

Практическая работа №4 «Биодиагностика загрязнения окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера».

8. Биоинженерия в животноводстве. Трансгенныеи животные. Продукты, получаемые из трансгенных животных: молоко коз, яйца кур.

Лабораторная работа №5 «Изучение свойств пород с/х животных».

Экскурсия в институт птицеводства.

IV блок. Достижения в медицине. (8 час.)

1. Технология рекомбинантных ДНК для медицинской биотехнологии. Вакцины против герпеса, гепатита, вируса иммунодефицита человека, вируса папилломы человека, атипичной пневмонии.

Практическая работа №1 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».

2. Использование рибозимов в лечении вирусных инфекций рака. Успехи биотехнологии в борьбе со СПИДом.

3. Белковая терапия в лечении болезней человека. Успехи молекулярной биотехнологии в лечении болезней Альцгеймера, Паркинсона, серповидно – клеточной анемии, прионовых болезней. Получение «эликсира молодости».

Практическая работа №2 «Составление родословной (наследование заболеваний)».

4. Эмбриональное развитие. Получение столовых клеток.

5. Использование эмбриональных стволовых клеток в терапевтических целях. Создание линий эмбриональных стволовых клеток.

Экскурсия на СЭС «Изучение заболеваемости в районе».

V блок. Применение в промышленности и очистке окружающей среды. (7 час.)

1. Биоремедиация – использование микроорганизмов на загрязненных территориях. Получение трансгенных бактерий, связывавающих тяжелые металлы.

2. Фиторемедиация – использование растений для очистки окружающей среды. Фитоэкстракия, фитоволитализация, фитостабилизация.

Практическая работа №1 «Использование водного гиацинта для очистки воды».

3. Очистка воды с помощью бактерий рода Рseudomonas. Утилизация ксенобиотиков: нафталина, толуола, камфоры.

4. Биогеотехнология – использование микроорганизмов в горнодобывающей промышленности. Выщелачивание металлов. Обессеривание угля. Роль тионовых бактерий. Микроорганизмы и повышение нефтеотдачи пластов.

5. Биоэнергетика – возможный путь выхода из энергетического кризиса. Биометаногенез – процесс превращения биомассы в энергию. Химизм процесса. Бактерии, участвующие в этом процессе. Достоинства и недостатки биогаза.

Практическая работа №2 «Получение биогаза из органических отходов».

VI блок. Результаты программы «Геном человека». (4 час.)

  1. Предпосылки для реализации международной программы «Геном человека». Открытие ревертазы, секвенирование ДНК, полимеразная цепная реакция.

Лабораторная работа №1 «Экстракция ДНК».

2. Цели и задачи проекта «Геном человека». Генетические, физические и секвенсовые карты хромосом. Различные подходы к определению нуклеотидной последовательности ДНК.

3. Результаты международной программы «Геном человека»: размер генома человека, размер хромосом, число генов, средний размер гена человека, явление «парадокс содержания ДНК».

VII блок. Продукты, содержащие генетически модифицированные источники пищи. (15 час.)

1. Права потребителей на качество безопасность пищевых продуктов. Пища, содержащая генетически модифицированные источники.

Практическая работа №1 «О чем может рассказать упаковка».

2. Трансгенные растения и проблемы дефицита пищи на планете. Демографическая ситуация на планете и проблема голода. «Золотой миллиард».

Практическая работа №2 «Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания».

3. История земледелия и «зеленые революции» на планете.

4. Масштабы использования трансгенных растений в мире.

Выращивание и испытание генетически модифицированных растений в России и мире.

Лабораторная работа №3 «Определение примесей в сметане».

5. Контроль за маркировкой продуктов. Маркировка и этикетирование продуктов, содержащих ГМИ в США, в странах ЕС, в России.

Практическая работа №4 «Определение наличия ГМ -добавок в продуктах». http://www.regnum.ru/news/529574.html

6. Продукты, подлежащие и не подлежащие обязательному этикетированию.

«Зеленый список», «красный список», «оранжевый список» производителей, использующих генетически модифицированные источники.

Лабораторная работа №5 «Оценка загрязненности пищевых продуктов спорами грибов».

7. Многообразие продуктов, содержащих ГМИ. Трансгенофобия.

Лабораторная работа №6 «Исследование микробиоты кисломолочных продуктов».

8. Обзор современных взглядов на проблему ГМО. Аргументы сторонников и противников использования продуктов, содержащих ГМИ. Информация «Гринпис» в России. Мнение ведущих зарубежных компаний. Мнение отечественных экспертов.

Лабораторная работа №7 «Изучение устойчивости витамина С (в обычных и ГМО-томатах)».

Лабораторная работа №8 «Лежкость томатов: традиционных и трансгенных».

Практическая работа №9 «Разработка рекомендаций по результатам исследований продуктов на содержание ГМИ».

9. Биотехнология: шаг в будущее.

Лабораторная работа: 1). Определение кофеина в чае и кофе . 2). Анализ наличия анионов в минеральной воде. 3). Изучение содержания витамина С в соках и фруктах.

4). Исследование образцов мясных изделий.

Содержание программы 11 класс. 34 часа

I блок. Общие представления о молекулярной биотехнологии.

1. Биотехнология. История развития традиционной биотехнологии.

Лабораторная работа №1 «Окрашивание бактерий для изучения их с помощью светового микроскопа».

2. Природа – генный инженер. Процессы, приводящие к возникновению гибридных ДНК в естественных условиях.

3. Общие подходы к созданию рекомбинантной ДНК.

Лабораторная работа № 2 «Выращивание мицелия грибов: вешенка, шитаки, шампиньоны».

II блок. Теоретические знания о строении ДНК – основа практических достижениймолекулярной биотехнологии.

4. Клеточная и молекулярная основы жизни.

5. История развития представлений о носителе наследственной информации.

6. Строение и свойства нуклеиновых кислот. Репликация. Транскрипция, трансляция.

7. От ДНК к гену. Ген – функционально неделимая часть ДНК.

Практическая работа №3 «Решение задач по генетическому коду».

8. Перенос генетической информации в клетки.

Практическая работа №4 «Решение задач на реакцию матричного синтеза»

9. Генетические инструменты молекулярной биотехнологии: ферменты и векторы.

Лабораторная работа №5 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

III блок. Достижения в сельском хозяйстве.

10.Трансгенные растения. Методы получения трансгенных растений.

11. Генетически модифицированные растения и их свойства.

Лабораторная работа №6 «Изучение свойств сортов у культурных растений»

12. Получение трансгенных растений, устойчивых к гербицидам, насекомым, патогенам. Повышение питательной ценности трансгенных растений.

13. Растения – биореакторы для получения вакцин.

14. Клональное микроразмножение - основной метод размножения ГМ- растений.

Экскурсия в биотехнологическую лабораторию.

15. Экологические проблемы, связанные с использованием ГМ- растений.

16. Биоинженерия в животноводстве.

Экскурсия в институт птицеводства.

Лабораторная работа №7 «Изучение свойств пород с/х животных».

IV блок. Достижения в медицине.

17. Технология рекомбинантных ДНК для медицинской биотехнологии.

Практическая работа №8 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».

18. Использование рибозимов в лечении вирусных инфекций рака. Успехи биотехнологии в борьбе со СПИДом.

19. Белковая терапия в лечении болезней человека.

Практическая работа №9 «Составление родословной (наследование заболеваний)».

20. Столовые клетки. Использование эмбриональных стволовых клеток в терапевтических целях.

V блок. Применение в промышленности и очистке окружающей среды.

21. Биоремедиация – использование микроорганизмов на загрязненных территориях.

22. Фиторемедиация – использование растений для очистки окружающей среды. Фитоэкстракия, фитоволитализация, фитостабилизация. Очистка воды с помощью бактерий рода Рseudomonas.

23. Биогеотехнология – использование микроорганизмов в горнодобывающей промышленности.

24. Биоэнергетика – возможный путь выхода из энергетического кризиса.

Биометаногенез – процесс превращения биомассы в энергию.

Практическая работа №10 «Получение биогаза из органических отходов».

VI блок. Результаты программы «Геном человека».

25. Предпосылки для реализации международной программы «Геном человека».

Лабораторная работа №11 «Экстракция ДНК».

26. Цели и задачи проекта «Геном человека». Результаты секвенирования генома человека.

VII блок. Продукты, содержащие генетически модифицированные

источники пищи.

27. Права потребителей на качество безопасность пищевых продуктов. Пища, содержащая генетически модифицированные источники.

Практическая работа №12 «О чем может рассказать упаковка».

28. Трансгенные растения и проблемы дефицита пищи на планете.

Практическая работа №13 «Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания».

29. История земледелия и «зеленые революции» на планете. Выращивание и испытание генетически модифицированных растений в России и за рубежом.

30. Контроль за маркировкой продуктов. Продукты, подлежащие и не подлежащие обязательному этикетированию.

31. Многообразие продуктов, содержащих ГМИ. Трансгенофобия.

32. Обзор современных точек зрения на проблему ГМО.

33. Лабораторная работа №14 «Изучение устойчивости витамина С (в обычных и ГМО-томатах)».

Лабораторная работа №15 «Лежкость томатов: традиционных и трансгенных».

34. Практическая работа №16 «Разработка рекомендаций по результатам исследований продуктов на содержание ГМИ».



















Тематическое планирование элективного курса.

«Биотехнология вокруг нас»

11 «А» класс (34 ч, в неделю)


Содержание урока

Лабораторные, практические работы, экскурсии и проекты

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения

1 - полугодие

1

День Знаний


01.09.15.



1. Введение (2 часа)




2

1 Общие представления о молекулярной биотехнологии. История развития традиционной биотехнологии.


08.09.15.


3

2.Природа – генный инженер. Процессы, приводящие к возникновению гибридных ДНК в естественных условиях. Общие подходы к созданию рекомбинантной ДНК.


Лабораторная работа №1 «Окрашивание бактерий для изучения их с помощью светового микроскопа».

15.09.15.



2 . Применение в промышленности и очистке окружающей среды. (5 часов.)

4

1 Биоремедиация – использование микроорганизмов на загрязненных

территориях.


22.09.15.


5

2 Фиторемедиация – использование растений для очистки окружающей среды. Фитоэкстракция, фитоволитализация,

фитостабилизация.


29.09.15.


6

3. Очистка воды с помощью бактерий рода Рseudomonas. Утилизация ксенобиотиков: нафталина, толуола, камфоры.


06.10.15.


7

4. Биотехнология – использование микроорганизмов в горнодобывающей промышленности.


13.10.15.


8

5. Биоэнергетика – возможный путь выхода из энергетического кризиса. Биометаногенез – процесс превращения биомассы в энергию.


П. р.№ 1 «Получение биогаза из органических отходов».

20.10.15.



3.Достижения в медицине. (5 часов.)




9

1. Технология рекомбинантных ДНК для медицинской биотехнологии.

П.р. № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».

27.10.15.


10

2 Использование рибозимов в лечении вирусных инфекций рака. Успехи биотехнологии в борьбе со СПИДом


10.11.15.


11

3 . Белковая терапия в лечении болезней человека.



17.11.15.


12

4Составление Родословной.

П.р.№ 3 «Составление

родословной (наследование

заболеваний)».

24.11.15.


13

5. Стволовые клетки.

Использование эмбриональных

стволовых клеток в терапевтических целях.



01.12.15.



4. Результаты программы «Геном человека». ( 3 часа)



14

1.Предпосылки для реализации

международной программы «Геном человека».


Лабораторная работа № 2. «Экстракция ДНК».

08.12.15.


15

2.Цели и задачи проекта «Геном человека».

Результаты секвенирования

генома человека


15.12.15.


16

3. Результаты международной программы «Геном человека»: размер генома человека, размер хромосом, число генов, средний размер гена человека, явление «парадокс содержания ДНК».



22.12.15.



4. Продукты, содержащие генетически модифицированные источники пищи. (16 часов.)

17

1. Права потребителей на качество и безопасность пищевых продуктов.

Пища, содержащая генетически

модифицированные источники.


Практическая работа № 4

«О чем может рассказать упаковка»

29.12.15.



2 - полугодие




18

2. Трансгенные растения и проблема дефицита пищи на планете.



19.01.16.


19

3.Масштабы использования трансгенных растений в мире.

Выращивание и испытание генетически модифицированных растений в России и мире.

Лабораторная работа №3 «Определение примесей в сметане».

26.01.16.


20

4.История земледелия и «зеленые революции» на планете.


02.02.16


21

5.Составление индивидуального суточного меню.

П.р. № 5 «Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания».

09.02.16


22

6. История земледелия и «зеленые революции» на планете.

Выращивание и испытание генетически модифицированных растений в России и за рубежом.


16.02.16


23

7.Контроль за маркировкой

продуктов. Продукты, подлежащие и не подлежащие обязательному этикетированию.


23.02.16


24

8. Пищевая биотехнология и микробиология.


01.03.16


25

9.Многообразие продуктов, содержащих ГМИ. Трансгенофобия.

Лабораторная работа № 4. «Исследование микробиоты кисломолочных продуктов».

15.03.16



26

10.Обзор современных точек зрения на проблему ГМО.


22.03.16



27

11. Урок практикум «Лежкость томатов: традиционных и трансгенных».

Лабораторная работа № 5 «Лежкость томатов: традиционных и трансгенных».

05.04.16.



28

12. . Урок практикум «Изучение устойчивости витамина С (в обычных и ГМО- томатах».

Лабораторная работа № 6 «Изучение устойчивости витамина С (в обычных и ГМО-томатах)».

12.04.16.



29

13.Практическая работа № 16 «Разработка рекомендаций по результатам исследований продуктов на содержание ГМИ».

Практическая работа № 6 «Разработка рекомендаций по результатам исследований продуктов на содержание ГМИ».

19.04.16.



30

14.Обзор современных взглядов на проблему ГМО. Аргументы сторонников и противников использования продуктов, содержащих ГМИ. Информация «Гринпис» в России. Мнение ведущих зарубежных компаний. Мнение отечественных экспертов.


26.04.16.


31

15.Конференция «Биотехнология: шаг в будущее»


03.05.16


32

16.Конференция «Биотехнология: шаг в будущее»


10.05.16


33

Заключительный урок по теме курса.


17.05.16


34

Резервное время


24.05.16



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ

Энциклопедии

http://www.crosswmds.net/~livingthmgs/ -Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» - фотографии представителей царства животных, растений, грибов, бактерий. Классификация, поиск, справочные сведения.

По страницам периодической печати.

www.droug.ru. –Журнал «Друг»

www.geoclub.ru. – Журнал «Гео»

www.nationalgeographic.com/index.html - Журнал «National Geographic ». – ENG

www.zooclub.ru/animals/. – Газета «Мое зверье».

www.znanie-sila.ru. –Журнал «Знание - сила»

http://bio.1september.ru/ - Газета «Биология»

http://nauka.relis.ru. – Журнал «Наука и жизнь»

http://computera.ru – Журнал «Комрьютера»

Общие сайты по биологии

www.nature.ru –«Научная сеть» - прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.

www.zooland.ru «Кирилл и Мефодий. Животный мир» - прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Сайт постоянно обновляется.

www.bio.msu.ru – Биологический факультет МГУ

им. М.В.Ломоносова

www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - «Редкие и исчезающие животные России», на сайте представлена информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видиосюжеты.

www.biodan.narod.ru – «БиоДан. Новости биологии» - авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация по ботанике, зоологии, генетике, антропологии.

Николаев Л.А. Химия жизни. М., «Просвещение» 1977.

Грицюк М. Ген преткновения.- Марина Грицюк/ Российская газета, Неделя, № 4460 от
7 сентября 2007 г. - Версия для печати http://www.rg.ru/2007/09/07/gmo.html.

Игнатова О. В поисках зеленого кружка.- Ольга Игнатова/Российская газета, Центральный выпуск, № 4650 от 29 апреля 2008 г. - Версия для печати http://www.rg.ru/2008/04/29/produkty.html.

Новикова Т.А. Генная инженерия бактерий.- Новикова Т.А./Биология в школе, 1/2004.- С.5-13. http://www.ekomir.crimea.ua/activity/gmo/suspect in_gmo.shtml.

http://www.wikipedia.ru

http://www.tiensmed.ru/news/gmo-wk.

Рабочая программа согласована

Согласовано

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № 1

от «26» августа 2017 года ______________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

____________________

«27 августа» 2017 года


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!