Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени. В.Ф.Алешина».
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:
-------------(Колотина Н.Л.) ------------------(Коптева В.В.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)
Протокол № 3от 29.08.2016г Приказ № 48-5 от31.08.2
Рабочая программа факультатива в 6 классе
«Юный исследователь»
Учитель: Василенкова О.В.
П. Шумячи
2016-2017уч. г.
Аннотация к рабочей программе по факультативу для углубленного изучения биологии
«Юный исследователь» для 6 класса на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по факультативу для углубленного изучения биологии для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарт основного общего образования по биологии) и Программы факультативных занятий по биологии для 6-х классов. / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2013. Программа предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Изучение факультатива направлено на достижение следующих целей:
- расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии;
- развитие общекультурных компетентностей учащихся;
- формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.
Курс направлен на формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимосвязи процессов и явлений.
Рабочая программа по факультативу для углубленного изучения биологии «Юный исследователь» для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: практические и лабораторные работы, проведение опытов; экскурсии; тестирование. Осуществляется безотметочное обучение, усвоение знаний и умений оценивается словом «зачтено/не зачтено».
Реализация программы осуществляется при использовании учебно-методического комплекса:
Программа факультативных курсов по биологии для 6-х классов. " Юный исследователь " / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2013
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
особенности строения и жизнедеятельности растений
значение растений в природе и жизни человека
растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями
основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений
пользоваться лабораторным оборудованием,
находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;
прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы
2. Пояснительная записка
2.1. Перечень нормативных документов
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации " от 29.12. 2012 г. № 273
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
;
2.2 Ведущие целевые установки в предмете
Предлагаемый факультатив для углубленного изучения биологии " Юный исследователь " имеет чётко выраженную предметную направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии факультатив будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
2.3.Цели обучения
2.4.Цели изучения курса
расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии;
развитие общекультурных компетентностей учащихся;
формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.
2.5. Задачи изучения курса
создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
развитие общекультурных компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой.
2.6. Общая характеристика учебного предмета
Курс направлен на формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса " Юный исследователь " включает 5 основных тем:
Многообразие растений
Особенности строения растений
Процессы в жизни растения
Времена года и растения
Правда и вымысел о растениях.
Каждая тема курса предполагает проведение демонстрационного и ученического экспериментов. Программа создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности по биологии.
2.7. Общая характеристика учебного процесса
Факультатив для углубленного изучения биологии рассчитан на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получили при изучении курса природоведения (5 класс) и биологии (6 класс). Он может изучаться как дополнительно к изучаемому курсу биологии для всех учащихся, так и самостоятельно - факультативно для заинтересованных детей. Программа имеет четко выраженную практическую направленность. В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с особенностями строения растений, процессами в жизни растения, сезонными изменениями в жизни растений, а также с легендами и преданиями о растениях.
Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.
Логические связи курса с остальными предметами учебного плана.
Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимосвязи процессов и явлений.
2.8. Обоснование выбора УМК
Рабочая программа по факультативу для углубленного изучения биологии для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; программы факультативных занятий по биологии для 6-х классов. "
2.9. Описание места учебного предмета в учебном плане
Факультатив для углубленного изучения биологии входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов (35 учебных недель) для изучения факультативного курса, из расчёта 1 час в неделю.
2.10 Программа обеспечивает достижение следующих результатов
освоения образовательной программы:
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы);
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли различных организмов в жизни человека;
• различение на таблицах растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
3. Содержание учебного предмета.
Вводное занятие (1 час)
Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.
Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа).
Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.
Признаки царства растений.
Роль растений в природе и жизни человека.
Растения своей местности; охраняемые растения.
Лабораторные работы.
1. Одноклеточные растения под микроскопом.
2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.
3.Охраняемые растения."Красная книга".
Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»
Тема 2. Особенности строения растений (5 часов)
Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.
Видоизменения органов и их значение в жизни растений.
Лабораторные работы.
4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).
5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)
6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).
7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).
8. Внешнее строение листа.
9. Внутреннее строение листа.
10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).
Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов).
Процессы жизнедеятельности в растительном организме.
Газообмен. Транспирация.
Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов.
Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.
Рост и развитие растений.
Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире
Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?
Движение у растений. Цветочные часы.
Половое и бесполое размножение.
Расселение растений.
Лабораторные работы.
11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.
12.Наблюдение процессов транспирации.
13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.
Экскурсия в теплицу «Размножение растений»
Тема 4. Времена года и растения (4 часа)
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Весенние первоцветы. Влияние абиотических факторов на растения.
Осенние явления. Период покоя в жизни растений.
Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»
Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)
Легенды и предания о растениях.
Живые барометры.
Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.
Почему их так назвали?
Симметрия в мире растений.
Растения в символах, гербах, флагах.
Зачёт (1 час)
4. Учебно- тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Многообразие растений. | 4 | 4 |
3 | Особенности строения растений. | 5 | 5 |
4 | Процессы в жизни растения. | 15 | 15 |
5 | Времена года и растения. | 4 | 4 |
6 | Правда и вымысел о растениях | 5 | 5 |
7 | Зачёт | 1 | 1 |
| Всего | 35 | 35 |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:
Программа факультативных занятий по биологии для 6-х классов. / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2013
Используемые учебные пособия:
Для учащихся:
1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
2. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.
3. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.- М.: Махаон, 2000.
4. Энциклопедический словарь юного биолога/ сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986.
5. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 5. - М.: Аванта +, 1995.
Для учителя:
Программа факультативных занятий по биологии для 6-х классов. " / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2009
Баранов В.Д., Устименко Г.В. Мир культурных растений: Справочник. – М.,1994.
Сотник В.Ф. Кладовая здоровья: Альбом.-М.:Лесная промышленность,1985
Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М., Просвещение, 1981.- 127 с., ил.
Симаков Ю.Г. Живые приборы.- М.: Знание, 1986.
Дополнительная литература:
1. Губанов И.А. и др.Дикорастущие полезные растения СССР.- М.:Мысль,1976.
2. Дикорастущие растения СССР. – М.-Медицина,1978.
3. Риз И., Титтерингтон Р. Выращивание пряно-ароматических и лекарственных растений: Пер. А.Широковой.-М.:КРОН-ПРЕСС,2001.
Электронные ресурсы:
www.school-collection.edu.ru
http://www.prosv.ru
www.it-n.ru,
4. www.zavuch.info
5. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Перечень технических средств кабинета:
- компьютер;
- экран
- проектор,
- колонки.
6. Планируемые результаты изучения предмета.
Учащиеся должны знать:
особенности строения и жизнедеятельности растений
значение растений в природе и жизни человека
растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями
основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений
пользоваться лабораторным оборудованием,
находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;
прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы
7 . Приложение
Календарно- тематическое планирование
по факультативу
для углубленного изучения биологии
"Юный исследователь" в 6 классе
на 2016-2017 учебный год.
№ п/п | Название темы | Вид занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие (1 час) | лекция | 1 | |
| Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа) |
2. | Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность. Лабораторные работы. 1. Одноклеточные растения под микроскопом. 2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов. | лекция, лабораторная работа | 1 | |
3. | Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека. | лекция | 1 | |
4. | Растения своей местности; охраняемые растения. Лабораторная работа. 3.Охраняемые растения."Красная книга". | лекция, лабораторная работа | 1 | |
5. | Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему» | экскурсия | 1 | |
| Тема 2. Особенности строения растений (5 часов) |
6. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Лабораторные работы. 4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами). | лекция, лабораторная работа | 1 | |
7. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Лабораторные работы. 5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.) | лекция, лабораторная работа | 1 | |
8. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Лабораторные работы. 6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы). 7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения). | лекция, лабораторная работа | 1 | |
9. | Гомологичные органы. Лабораторные работы. 8. Внешнее строение листа. 9. Внутреннее строение листа. | лекция, лабораторная работа | 1 | |
10. | Видоизменения органов и их значение в жизни растений. Лабораторные работы. 10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки). | лабораторная работа | 1 | |
| Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов) |
11. | Процессы жизнедеятельности в растительном организме. | лекция, лабораторная работа | 1 | |
12. | Газообмен. Транспирация. Растения и вода. | лекция, лабораторная работа | 1 | |
13. | Лабораторная работа. 11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза. | лабораторная работа | 1 | |
14. | Лабораторная работа. 12.Наблюдение процессов транспирации. | лабораторная работа | 1 | |
15. | Лабораторная работа. 13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно. | лабораторная работа | 1 | |
16. | Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы. | лекция, практикум | 1 | |
17. | Растения - паразиты. | лекция, практикум | 1 | |
18. | Растения - хищники. | лекция, практикум | 1 | |
19. | Симбиоз в растительном мире | лекция, практикум | 1 | |
20. | Рост и развитие растений. | лекция, практикум | 1 | |
21. | Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения? | лекция, практикум | 1 | |
22. | Движение у растений. Цветочные часы. | лекция, практикум | 1 | |
23. | Экскурсия в теплицу «Размножение растений» | экскурсия | 1 | |
24. | Половое и бесполое размножение. | лекция, практикум | 1 | |
25. | Расселение растений. | лекция, практикум | 1 | |
| Тема 4. Времена года и растения (4 часа) |
26. | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. Весенние первоцветы. | лекция, практикум | 1 | |
27. | Влияние абиотических факторов на растения. | лекция, практикум | 1 | |
28. | Осенние явления. Период покоя в жизни растений. | лекция, практикум | 1 | |
29. | Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе» | экскурсия | 1 | |
| Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов) |
30. | Легенды и предания о растениях. | лекция, практикум | 1 | |
31. | Живые барометры. | лекция, практикум | 1 | |
32. | Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях. | лекция, практикум | 1 | |
33. | Почему их так назвали? Симметрия в мире растений. | лекция, практикум | 1 | |
34. | Растения в символах, гербах, флагах. | лекция, практикум | 1 | |
35. | Зачёт (1 час) | Контроль ЗУН | 1 | |