СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива в 6 классе «Юный исследователь» .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс направлен на формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива в 6 классе «Юный исследователь» .»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени. В.Ф.Алешина».





Рекомендовано Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:

-------------(Колотина Н.Л.) ------------------(Коптева В.В.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)

Протокол № 3от 29.08.2016г Приказ № 48-5 от31.08.2





Рабочая программа факультатива в 6 классе

«Юный исследователь»

Учитель: Василенкова О.В.



















П. Шумячи

2016-2017уч. г.


Аннотация к рабочей программе по факультативу для углубленного изучения биологии

«Юный исследователь» для 6 класса на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по факультативу для углубленного изучения биологии для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарт основного общего образования по биологии) и Программы факультативных занятий по биологии для 6-х классов. / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2013. Программа предусматривает изучение предмета на базовом уровне.

Изучение факультатива направлено на достижение следующих целей:

- расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии;

- развитие общекультурных компетентностей учащихся;

- формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

Курс направлен на формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимосвязи процессов и явлений.


Рабочая программа по факультативу для углубленного изучения биологии «Юный исследователь» для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.


Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: практические и лабораторные работы, проведение опытов; экскурсии; тестирование. Осуществляется безотметочное обучение, усвоение знаний и умений оценивается словом «зачтено/не зачтено».

Реализация программы осуществляется при использовании учебно-методического комплекса:

Программа факультативных курсов по биологии для 6-х классов. " Юный исследователь " / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2013

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения и жизнедеятельности растений

  • значение растений в природе и жизни человека

  • растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями

  • основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы



Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности

  • проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений

  • пользоваться лабораторным оборудованием,

  • находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;

  • прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы

2. Пояснительная записка


2.1. Перечень нормативных документов

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации " от 29.12. 2012 г. № 273

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

;



2.2 Ведущие целевые установки в предмете


Предлагаемый факультатив для углубленного изучения биологии " Юный исследователь " имеет чётко выраженную предметную направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии факультатив будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

2.3.Цели обучения

  • формирование в сознании учащихся понимания того, что биологическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку.

2.4.Цели изучения курса

  • расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии;

  • развитие общекультурных компетентностей учащихся;

  • формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

2.5. Задачи изучения курса

  • создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

  • формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;

  • развитие общекультурных компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;

  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой.

2.6. Общая характеристика учебного предмета

Курс направлен на формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса " Юный исследователь " включает 5 основных тем:

  • Многообразие растений

  • Особенности строения растений

  • Процессы в жизни растения

  • Времена года и растения

  • Правда и вымысел о растениях.

Каждая тема курса предполагает проведение демонстрационного и ученического экспериментов. Программа создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности по биологии.

2.7. Общая характеристика учебного процесса

Факультатив для углубленного изучения биологии рассчитан на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получили при изучении курса природоведения (5 класс) и биологии (6 класс). Он может изучаться как дополнительно к изучаемому курсу биологии для всех учащихся, так и самостоятельно - факультативно для заинтересованных детей. Программа имеет четко выраженную практическую направленность. В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с особенностями строения растений, процессами в жизни растения, сезонными изменениями в жизни растений, а также с легендами и преданиями о растениях.

Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.


Логические связи курса с остальными предметами учебного плана.

Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимосвязи процессов и явлений.




2.8. Обоснование выбора УМК


Рабочая программа по факультативу для углубленного изучения биологии для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; программы факультативных занятий по биологии для 6-х классов. "

2.9. Описание места учебного предмета в учебном плане

Факультатив для углубленного изучения биологии входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов (35 учебных недель) для изучения факультативного курса, из расчёта 1 час в неделю.




2.10 Программа обеспечивает достижение следующих результатов

освоения образовательной программы:


Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы);
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли различных организмов в жизни человека;
• различение на таблицах растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

3. Содержание учебного предмета.

Вводное занятие (1 час)

Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.



Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа).

Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.

Признаки царства растений.

Роль растений в природе и жизни человека.

Растения своей местности; охраняемые растения.


Лабораторные работы.

1. Одноклеточные растения под микроскопом.

2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.

3.Охраняемые растения."Красная книга".

Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»


Тема 2. Особенности строения растений (5 часов)

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений.


Лабораторные работы.

4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)

6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).

7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).

8. Внешнее строение листа.

9. Внутреннее строение листа.

10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).


Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов).

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

Газообмен. Транспирация.

Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов.

Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.

Рост и развитие растений.

Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире

Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?

Движение у растений. Цветочные часы.

Половое и бесполое размножение.

Расселение растений.

Лабораторные работы.

11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.

12.Наблюдение процессов транспирации.

13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.


Экскурсия в теплицу «Размножение растений»

Тема 4. Времена года и растения (4 часа)

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы. Влияние абиотических факторов на растения.

Осенние явления. Период покоя в жизни растений.

Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»


Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)


Легенды и предания о растениях.

Живые барометры.

Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

Почему их так назвали?

Симметрия в мире растений.

Растения в символах, гербах, флагах.


Зачёт (1 час)




4. Учебно- тематическое планирование.



№ п/п

Название темы

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

1

Вводное занятие

1

1

2

Многообразие растений.

4

4

3

Особенности строения растений.

5

5

4

Процессы в жизни растения.

15

15

5

Времена года и растения.

4

4

6

Правда и вымысел о растениях

5

5

7

Зачёт

1

1


Всего

35

35



5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:

Программа факультативных занятий по биологии для 6-х классов. / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2013


Используемые учебные пособия:


Для учащихся:


1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.

3. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.- М.: Махаон, 2000.

4. Энциклопедический словарь юного биолога/ сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986.

5. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 5. - М.: Аванта +, 1995.

Для учителя:


  1. Программа факультативных занятий по биологии для 6-х классов. " / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2009

  2. Баранов В.Д., Устименко Г.В. Мир культурных растений: Справочник. – М.,1994.

  3. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья: Альбом.-М.:Лесная промышленность,1985

  4. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М., Просвещение, 1981.- 127 с., ил.

  5. Симаков Ю.Г. Живые приборы.- М.: Знание, 1986.

Дополнительная литература:


1. Губанов И.А. и др.Дикорастущие полезные растения СССР.- М.:Мысль,1976.

2. Дикорастущие растения СССР. – М.-Медицина,1978.

3. Риз И., Титтерингтон Р. Выращивание пряно-ароматических и лекарственных растений: Пер. А.Широковой.-М.:КРОН-ПРЕСС,2001.


Электронные ресурсы:

  1. www.school-collection.edu.ru

  2. http://www.prosv.ru

  3. www.it-n.ru,

4. www.zavuch.info

5. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Перечень технических средств кабинета:

- компьютер;

- экран

- проектор,

- колонки.



6. Планируемые результаты изучения предмета.

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения и жизнедеятельности растений

  • значение растений в природе и жизни человека

  • растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями

  • основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы



Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности

  • проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений

  • пользоваться лабораторным оборудованием,

  • находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;

  • прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы



7 . Приложение



Календарно- тематическое планирование

по факультативу

для углубленного изучения биологии

"Юный исследователь" в 6 классе

на 2016-2017 учебный год.

№ п/п

Название темы

Вид занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие (1 час)

лекция

1



Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа)

2.

Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.

Лабораторные работы. 1. Одноклеточные растения под микроскопом.

2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.

лекция, лабораторная работа

1


3.

Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека.

лекция

1


4.

Растения своей местности; охраняемые растения.

Лабораторная работа. 3.Охраняемые растения."Красная книга".

лекция, лабораторная работа

1


5.

Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»

экскурсия

1



Тема 2. Особенности строения растений (5 часов)

6.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

Лабораторные работы. 4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

лекция, лабораторная работа

1


7.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

Лабораторные работы. 5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)

лекция, лабораторная работа

1


8.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

Лабораторные работы. 6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).

7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).

лекция, лабораторная работа

1


9.

Гомологичные органы.

Лабораторные работы. 8. Внешнее строение листа.

9. Внутреннее строение листа.

лекция, лабораторная работа

1


10.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений.

Лабораторные работы. 10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).

лабораторная работа

1



Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов)

11.

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

лекция, лабораторная работа

1


12.

Газообмен. Транспирация.

Растения и вода.

лекция, лабораторная работа

1


13.

Лабораторная работа. 11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.

лабораторная работа

1


14.

Лабораторная работа. 12.Наблюдение процессов транспирации.

лабораторная работа

1


15.

Лабораторная работа. 13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.

лабораторная работа

1


16.

Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.

лекция, практикум

1


17.

Растения - паразиты.

лекция, практикум

1


18.

Растения - хищники.

лекция, практикум

1


19.

Симбиоз в растительном мире

лекция, практикум

1


20.

Рост и развитие растений.

лекция, практикум

1


21.

Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?

лекция, практикум

1


22.

Движение у растений. Цветочные часы.

лекция, практикум

1


23.

Экскурсия в теплицу «Размножение растений»

экскурсия

1


24.

Половое и бесполое размножение.

лекция, практикум

1


25.

Расселение растений.

лекция, практикум

1



Тема 4. Времена года и растения (4 часа)

26.

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы.

лекция, практикум

1


27.

Влияние абиотических факторов на растения.

лекция, практикум

1


28.

Осенние явления. Период покоя в жизни растений.

лекция, практикум

1


29.

Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»

экскурсия

1



Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)

30.

Легенды и предания о растениях.

лекция, практикум

1


31.

Живые барометры.

лекция, практикум

1


32.

Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

лекция, практикум

1


33.

Почему их так назвали?

Симметрия в мире растений.

лекция, практикум

1


34.

Растения в символах, гербах, флагах.

лекция, практикум

1


35.

Зачёт (1 час)

Контроль ЗУН

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!