СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Экология человека", 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс "Экология человека", 8 класс, основан на расширении знаний о обществе человека и его отличиях и сходстве с млекопитающими, и антропогенным воздействием на окружающую среду

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Экология человека", 8 класс»

Пояснительная записка

к факультативному курсу «Экология человека. Человек в экосистеме» для учащихся 8 класса (17часов)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Экология человека. Человек в экосистеме» авт. И.М.Швец Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2009 год.

Данная программа подкреплена учебником М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина «Экология человека. Человек в экосистеме» 8класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год.

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Основы экологии», раскрывающие особенности разделов экологии растений и животных..

Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.

Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой является основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.

Цели и задачи курса: раскрыть влияние среды обитания на жизнь и здоровье человека. Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5, 6, 7 классах в учебных курсах «Природа. Введение в биологию и экологию», «Основы экологии». Расширяются такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой», «экологическое сознание», «перспективы устойчивого развития», «абиогенное воздействие среды», «биогенное воздействие среды», «биосоциальный фактор», «биоритмы», «канцерогены», «мутагены» и пр. Программы предусматривают возможность организации учебного процесса за счет школьного компонента, с использованием компетентностного подхода.

В комплексе сфер компетенции основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы. с информацией. Нами разработана последовательность шагов по формированию умений работать с информацией от узнавания ее до выявления личностного к ней отношения. Данная последовательность основана на таксономии когнитивных целей П. Блума с конкретизацией некоторых из них. Развитие умений работать с информацией предполагает последовательную отработку следующих умений:

узнавание информации — описание информации — выделение главного в информации — сопоставление главного и второстепенного в информации (контекст) — анализ информации — синтез информации — характеристика информации — применение информации — оценка информации — личностное отношение к информации.

Такая последовательность шагов работы с информацией обеспечивает совершенствование навыков чтения текстов и письма.

Данная последовательность реализуется в течение учебного года при условии прохождения каждого шага в обычной дидактической триаде: усвоение, усовершенствование, закрепление.

Для формирования каждого умения предполагается серия вопросов и заданий на трех уровнях: воспроизведения, частично-поисковом и творческом. В каждой из представлении экологических программ требования к ученику составлены с учетом выработки умений работать с информацией в предложенной выше последовательности.

Совершенствование этих умений происходит благодаря постижению более глубокого смысла информации, который позволяет установить взаимосвязи с контекстом по следующей схеме

предметный — общенаучный – социальный — культурный

6 класс — 7 класс — 8 класс — 9 класс

Такая последовательность отражается не только на требованиях к выпускнику, но и на выборе лабораторных и практических работ.

Лабораторные работы, экскурсии, домашние наблюдения - позволяют на практике использовать теоретический материал. В 8 классе выбор лабораторных и практических занятий основан на важности получаемой информации для учащихся как участников учебно-воспитательного процесса (определение запыленности воздуха, шумового и радиационного фона) и как членов своей семьи (определение влияния сигаретного дыма на легкие курящего человека или выявление индивидуальных биоритмов). Таким образом, в 8 классе отрабатываются в большей степени практические умения по использованию полученной теоретической информации для практических целей различных социальных групп.

Лабораторные и практические работы позволяют отслеживать формирование следующих компетентностных сфер: коммуникативной (от умения видеть и слышать в 6 классе до ведения дискуссий и дебатов в 9 классе), гражданственной (от понимания целей различных социальных групп до выработки согласованности между ними в 8,9 классе) и культурно-досуговой (выявление культурного контекста в любой информации).

Количество часов по программе: 35 часов ( 1 час в неделю), программа скорректирована, исходя из выделенного школьного компонента в количестве17часов (0,5часа в неделю). Предмет ведется в рамках факультативного курса.

Данный курс «Экология человека. Человек в экосистеме» дополняет изучаемый курс биологии«Человек»8 класс под редакцией Н.И.Сонина, используя учебное пособие ««Экология человека. Человек в экосистеме» для 8 класса (М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина) Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год.

Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи курса ««Экология человека. Человек в экосистеме»

Обучения:

- привить познавательный интерес к проблемам экологии человека через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю.Бабанского

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом экологического образования

Развития:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у учащихся слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока,

Воспитания:

- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, практические работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Знать/понимать:

  • Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

  • Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

  • Влияние экологических факторов на здоровье человека

  • Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

  • Взаимосвязи между людьми

  • Основы репродуктивного здоровья

  • Физиологические, экологические и санитарно-гигиенические потребности человека.

  • Внутривидовая дифференциация человека

  • Адаптационный потенциал человека

  • Ритмические изменения в организме человека

  • Биологически дискомфортные территории

  • Основные факторы физического и химического загрязнения

  • Социальные роли человека

  • Антиобщественные поступки

Уметь:

  • Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

  • Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

  • Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.

  • Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

  • Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

  • Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.

  • Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.

  • Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.

  • Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.

  • Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.

  • Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека

  • Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

  • Прогнозировать возможные последствия изменения окружающем среды на бытовом уровне.

  • Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.

  • Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

Отслеживание результатов проводится через различные формы контроля:

- тематический;

- итоговый; - групповой; - фронтальный; - индивидуальный; - текущая аттестация (проверочные и самостоятельные письменные работы; практические работы; тестирование; срезовые работы); - промежуточная аттестация (тестирование; контрольные работы; защита презентационного доклада; защита проекта; защита научно – исследовательской работы)

Основные методы работы и формы: словесные (рассказ, лекции, семинары, зачеты, эвристическая беседа, путешествие, конференция и др.), практические (проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты, доклады, поделки, модели, лабораторная работа и т.д.), наглядные( опыт, эксперимент, демонстрация, работа с видеофильмами, интернет-ресурсами), исследовательские, словесный, описательный, проблемные, частично-поисковые, групповые ,элементы модульного обучения, индивидуальные.

Методическое обеспечение программы:

MULTIMEDIA-ПОДДЕРЖКА КУРСА

  • энциклопедийный материал редакции «Аванта+»,

  • Интернет-ресурсы: http://bio.1september.ru/,http://www.znanie-sila.ru/, http://www.ethology.ru, http://educate.intel.com/ru/, http://britm.narod.ru/, http://www.ucheba.ru/, http://www.genderedu.freenet.tj, http://www.schoolpress.ru/, http://www.bio.msu.ru/, http://www.alleng.ru/, http://www.megabook.ru/, http://ru.wikipedia.org/, http://window.edu.ru, http://www.rastitelnyj.ru, http://www.uchportal.ru, http://www.uroki.net, http://kozlenkoa.narod.ru/, http://www.it-n.ru, http://www.rusedu.info, http://festival.1september.ru/, http://www.pedsovet.ru, http://histology.narod.ru/, http://www.medkurs.ru/, http://mylearn.ru/, http://www.rusnauka.com/, http://evolution.powernet.ru/, http://www.medbiol.ru, http://bio.fizteh.ru, http://phys.protres.ru/, http://www.4medic.ru/, http://image.websib.ru/, http://www.rusmedserver.ru/, http://www.fizhim.ru/, http://www.organizmica.ru, http://www.floranimal.ru/, http://www.websib.ru/, http://www.neuro.net.ru/, http://ekonayka.narod.ru/, http://biologii.net/i

Учебно-методический комплекс для учащихся включает

  • Учебник, рабочая тетрадьМ.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина «Экология человека. Человек в экосистеме» 8класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год.

Учебно-методический комплекс для учителя включает: учебник , методическое пособие М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина «Экология человека. Человек в экосистеме» 8класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год.


Тематическое планирование (17 часов) 8класс

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Демонстрация, оборудование

Введение


1


Портреты ученых

Тема2. Дифференциация вида человек


2


Табл. Демография популяции человека

Тема 3. Человек и окружающая среда


1



Тема4. Вода и здоровье человека

1

Л/Р Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения

Табл.Круговорот веществ

Лаб.оборудование, тест-системы

Тема5. Почва и здоровье человека


1


Табл.Круговорот веществ

Тема6. Воздух и здоровье человека


1

Л/Р Измерение шумового и радиоактивного фона в школе.

Лаб.оборудование, тест-системы

Тема 7. Биотические факторы и их влияние на человека


7

Л/Р 1.Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая

2. Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений.

Практическое занятие. Игра «Напиши «биографию» любого школьного предмета».


Табл.Типы взаимоотношений

Фолио: ядовитые растения, животные


Тема 8. Человек и социальные факторы


1


Табл.Вредные привычки

Тема 9. Человек и культура


1



Тема 10. Реакции человека на факторы окружающей среды


1

Практическая работа. Определение индивидуальных биоритмов.


Итого

17



Содержание программы (17часов):

1. Введение (1 ч)

Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.

Тема2. Дифференциация вида человек (2ч)

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные биопсихосоциальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н.Ф. Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно культурные типы. Представления Л.Н. Гумилева об этносах.

Основные понятия. Внутривидовая дифференциация человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы); по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы).

Тема 3. Человек и окружающая среда (1 ч)

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды — здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.

Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения. Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека.

Основные понятия. Адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные экологические связи

Тема4. Вода и здоровье человека (1 ч)

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье. Вода как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

Основные понятия. Вода как экологический фактор; физиологические, экологические и санитарно-гигиенические потребности человека.

Лабораторная работа. Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения. (Определяют цвет, прозрачность, запах, наличие механических примесей и рН воды, взятой из разных источников водоснабжения: водопровода, колодца, артезианских скважин.)

Тема5. Почва и здоровье человека (1ч)

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико-экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявления вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта.

Основные понятия. Геохимические характеристики ландшафта, почвенные микроэлементы, биологически дискомфортные территории.

Тема6. Воздух и здоровье человека (1 ч)

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека.

Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

Основные понятия. Основные факторы физического и химического загрязнения воздуха, шум, вибрация, радиация.

Лабораторная работа. Измерение шумового и радиоактивного фона в школе. (С помощью шумометра и радиометра определяют шумовой и радиационный фон соответственно в разное время и в разных местах образовательного учреждения и прилегающей к нему территории.)

Тема 7. Биотические факторы и их влияние на человека (7 ч)

Биотические факторы и их влияние на человека. Взаимодействие с растениями. Роль и воздействие растений на жизнедеятельность человека. Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией, кислородом.

Лекарственные растения. Растительность и ионизация воздуха. Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха (противошумовой, противопылевой факторы и т. д.). Эстетическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение растений для человека.

Взаимодействие с животными. Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Значение животных и снабжении человека питательными веществами, энергией. Животные-хранители и переносчики инфекционных заболеваний, Ядовитые животные и их значение во взаимоотношениях с человеком. Эстетическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение животных для человека.

Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Бактериально-вирусное сообщество с человеком. Трофическая, ферментативная, иммунорегулирующая роль микроорганизмов в жизнедеятельности человека. Нейтральное, симбиотическое, паразитическое взаимодействие микроорганизмов и человека.

Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми. Подражание, общение и взаимопонимание. Природа конфликтов. Совместная деятельность. Деловые и личные отношения. Антипатии и симпатии.

Основные понятия. Взаимодействие растений и человека, взаимодействие животных и человека, взаимодействие микроорганизмов и человека, трофическая роль, иммунорегулирующая роль, болезнетворная роль.

Лабораторные работы. Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая. (Вырабатывается умение правильно приготовить лекарственный настой и фиточай. Используются аптечные заготовки сырья — шиповник, календула и пр.) Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений. (С помощью снятия пыли лентой-скотчем с листьев комнатных растений определяют степень запыленности различных помещений образовательного учреждения.)

Практическое занятие. Игра «Напиши «биографию» любого школьного предмета». (Составляя «биографию» любого школьного предмета, учащиеся определяют значение данного предмета для построения отношений людей друг с другом.)

Тема 8. Человек и социальные факторы (1 ч)

Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Информационно-потребностная теория поведения человека П.К. Симонова. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.

Основные понятия. Социальные роли человека, антиобщественные поступки, вредные привычки, здоровый образ жизни.

Тема 9. Человек и культура (1 ч)

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира. Материальная и духовная культура человека.

Основные понятия. Познание окружающего мира, преобразование окружающего мира, материальная культура человека, духовная культура человека

Тема 10. Реакции человека на факторы окружающей среды (1 ч)

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.

Основные понятия. Нормы реакции, стресс-реакции, биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз.

Практическая работа. Определение индивидуальных биоритмов. (Определяются ритмы работоспособности в течение дня, рабочей недели для каждого учащегося.)















































Поурочное планирование факультативному курсу «Экология человека. Человек в экосистеме» для учащихся 8 класса (17часов)

Тема занятия

К-во

часов

дата


Умения и навыки

Формы контроля

1

Введение


1

1.09-3.09


Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.

Тематический, фронтальный , индивидуальный


Тема2. Дифференциация вида человек


2





2

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные биопсихосоциальной природой человека.


5.09-10.09


Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

Тематический, фронтальный , индивидуальный

3

Основные направления изучения человека по Н.Ф. Реймерсу. Антропологические, хозяйственно культурные типы. Этносы.



12.09-17.09


Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

Тематический, фронтальный , индивидуальный

4

Тема 3. Человек и окружающая среда


1

19.09-24.09


Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.


Тематический, фронтальный , индивидуальный

5

Тема4. Вода и здоровье человека Лабораторная работа. Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения.

1

26.09-1.10


Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.


Тематический, фронтальный , индивидуальный

6

Тема5. Почва и здоровье человека

1

3.10-8.10


Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.


Тематический, фронтальный , индивидуальный

7

Тема6. Воздух и здоровье человека

Лабораторная работа. Измерение шумового и радиоактивного фона в школе.

1

10.10-15.10


Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.


Тематический, фронтальный , индивидуальный


Тема 7. Биотические факторы и их влияние на человека

7





8

Биотические факторы и их влияние на человека. Взаимодействие с растениями. Лаб.раб. Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая.


17.10-22.10


Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.


Тематический, фронтальный , индивидуальный

9

Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха Лаб.раб.Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений.


24.10-28.10


Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.


Тематический, фронтальный , индивидуальный

10

Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека.


7.11-12.11


Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

Тематический, фронтальный , индивидуальный

11

Животные-хранители и переносчики инфекционных заболеваний


14.11-19.11


Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

Тематический, фронтальный , индивидуальный

12

Ядовитые животные и их значение во взаимоотношениях с человеком.


21.11-26.11


Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

Тематический, фронтальный , индивидуальный

13

Человек как среда обитания микроорганизмов.


28.11-3.12


Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

Тематический, фронтальный , индивидуальный

14

Многообразие отношений между людьми. Практическое занятие. Игра «Напиши «биографию» любого школьного предмета».


5.12-10.12


Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой


Тематический, фронтальный , индивидуальный

15

Тема 8. Человек и социальные факторы

1

12.12-17.12


Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.


Тематический, фронтальный , индивидуальный

16

Тема 9. Человек и культура

1

19.12-24.12


Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.


Тематический, фронтальный , индивидуальный

17

Тема 10. Реакции человека на факторы окружающей среды

1

26.12-28.12


Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.


итоговый


Итого

17ч








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!