СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Морянка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс краеведения "Морянка" основан на концепции регионального компонента Архангельской области Федерального государственного стандарта общего образования с учётом действующих в начальной школе программ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Морянка"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 города Коряжмы» Архангельской области





РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании научно-методического Педагогическим советом школы.

совета школы. Протокол от «31» августа 20-- г. №___

Протокол № 5 от « 30 » мая 20-- г.








Рабочая программа

факультативного курса

«Морянка»



Классы: 4

Период реализации программ:





Автор-составитель программы:

Костяева Светлана Раисовна

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

















20… год


Краеведческий курс «Морянка»


Пояснительная записка


Статус документа

Курс краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учётом действующих в начальной школе программ.

Основная идея – конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

Общая характеристика курса

Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

В программе соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.

В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их объём, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях., осознаёт ценность освоенных знаний.

Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.

Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

В курсе краеведения «Морянка» соблюдён принцип природосообразности, который понимается как соответствие образовательного процесса естественному состоянию ребёнка. Изучение материала начинается с ближайшего окружения – дома, семьи, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть России и мирового пространства.

Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.

Реализация цели предполагается через систему задач:

  • формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанного на субъективном опыте и деятельностном подходе;

  • формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Содержание и методику курса краеведения «Морянка» обеспечивают:

  • программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4-х классов;

  • хрестоматия о Русском Севере «Морянка»;

  • рабочие тетради «Морянка» для 2, 3, 4-х классов;

  • словарь-справочник для младших классов (Архангельская область);

  • методические рекомендации для учителей по реализации курса краеведения «Морянка».

В программе курса представлены следующие содержательные линии:

  1. «Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко судьбу малой родины.

  2. «Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.

  3. «Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.

  4. «Мой Север, скупой чародей - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять.

  5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению.

Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (1 час за две недели или по 0,5 часа в неделю) – всего 51 час за три года. Для реализации курса используется время, определяемое вариативной частью (национально-региональный компонент) Базисного учебного плана для шестидневной учебной недели. При пятидневной учебной неделе курс реализуется как часть нескольких учебных дисциплин (литературное чтение, ИЗО, технология, окружающий мир).



Календарно-тематическое планирование (4 класс)

(17 ч)


п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата

Вот она какая, дорогая родина моя!

1

Архангельская область – часть мира

Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона

1


2

Архангельская область – ворота в Арктику

Освоение Арктики. Морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.)

1


3-6

В глубь веков

История северного края: Первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Пётр I в Архангельске. Новодвинская крепость

4


Славные поморы

7-8

Гений земли русской

М.В.Ломоносов – великий учёный, человек и гражданин

2


9-10

Северяне - Победе

Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне

2


11

Гордость твоя, Поморье!

Знаменитые земляки

1


12

Имён прекрасное созвездье

Известные люди родного города

1


Родом из Поморской славной стороны

13-14

Искусство Архангельской области как часть мировой культуры

Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые Карелы

2


Мой Север, скупой чародей!

15

Кладовая Севера

Природные богатства Архангельской области

1


Вырастешь большой, будешь хороший и баской

16

Здоровье – богатство на все времена

Паспорт здоровья юного северянина

1


17

Мы - северяне

Обобщающий урок

1






Планируемые результаты освоения обучающимися курса краеведения «Морянка»

  1. Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;

  • представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, сметливости, талантливости, щедрости поморов;

  • основы национального самосознания;

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

  • способность к самооценке;

  • осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивого интереса к изучению истории своего края;

  • чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

  • осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;

  • умения оценивать свои эмоциональные реакции;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им.


  1. Метапредметные результаты

2.1.Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • следовать установленным правилам;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.


2.2. Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;

  • выделять существенную информацию из учебных и научных популярных текстов;

  • моделировать различные ситуации, схемы, макеты;

  • проводить сравнение и классификацию изученных объектов;

  • строить сообщения в устной и письменной форме.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.


2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой;

  • владеть диалогической формой коммуникации;

  • сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;

  • учитывать мнение партнёра;

  • аргументированно критиковать допущенные ошибки;

  • обосновывать своё решение.


  1. Предметные результаты


Тема 1. Вот она какая, дорогая родина моя!

Обучающийся научится:

  • описывать элементы герба и флага Архангельской области;

  • объяснять значение символики Архангельской области;

  • работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;

  • находить на карте Архангельскую область;

  • определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева Евро-Арктического региона;

  • находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;

  • узнавать памятники истории и культуры родного края;

  • рассказывать о достопримечательностях древних городов и сёл Архангельской области, родного города (села);

  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе использования дополнительной информации;

  • описывать важные события из истории родного края (освоение Севера, основание Архангельска, пребывание Петра 1 на Севере, битва у Новодвинской крепости, освоение Арктики);

  • работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.


Тема 2. Родом из Поморской славной стороны


Обучающийся научится:

  • видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;

  • узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;

  • называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины;

  • различать виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё);

  • различать особенности северного народного костюма;

  • воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф.Абрамова, С.Писахова, Б.Шергина, Н.Рубцова, А.Борисова и др.) в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова;

  • находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;

  • использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края;

  • выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.


Обучающийся получит возможность:

  • осознать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян.


Тема 3. Славные поморы


Обучающийся научится:

  • называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре;

  • называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;

  • характеризовать основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина; причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В.Ломоносова; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;

  • рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;

  • обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации.


Обучающийся получит возможность:

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны;

  • осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.


Тема 4. Мой Север, скупой чародей!


Обучающийся научится:

  • понимать тексты о природе;

  • называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;

  • характеризовать природные сообщества родного края;

  • называть и находить на карте водоёмы родного края;

  • приводить примеры животных и растений родного края;

  • группировать объекты природы по различным признакам;

  • извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний;

  • следовать правилам поведения в природе.


Обучающийся получит возможность:

  • анализировать влияние человека на природу родного края.


Тема 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской


Обучающийся научится:

  • составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с установленной учебной задачей;

  • использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания, в т.ч. и медиаресурсы;

  • участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;

  • обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими;

  • следовать нормам здорового образа жизни.


Обучающийся получит возможность:

  • осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за своих родных и близких.





Литература


  1. Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах: метод. рекомендации / авт.-сост. Е. В. Михайленко; науч. Ред. Э.И.Николаева. – 2-е изд., перераб. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112 с.

  2. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И. Ф. Поляковой. – 2-е изд., стереотипное – Архангельск, 2012. – 36 с.

  3. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред.

Э. И. Николаева; сост., отв. Ред. И. Ф. Полякова. – 5-е изд., стереотипное - Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2012. – 216 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!