Пояснительная записка
к факультативному курсу «Живой организм» ,
6 класс ( 35 часов)
В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология».
Рабочая программа элективного курса «Живой организм» составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой организм» по линии Н. И. Сонина» В. Н. Семенцовой, представленных в «Программе элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители: Сивоглазов В.И., Морзунова И.Б., ООО «Дрофа», 2011 год.
В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология», но из школьного компонента выделено на проведение факультативного курса 17 часов, в связи с чем программа скорректирована учителем.
В предлагаемой программе элективного курса выделены три модуля, в которых планируется реализация краеведческого подхода в изучении материала дополняющего, развивающего и конкретизирующее его основное содержание программы «Живой организм».
Краеведческий подход раскрывается через содержание курса, использование педагогических технологий и места проведения, например реализация модуля в микрорайоне школы.
Модули могут изучаться параллельно основному курсу «Живой организм», поэтому в первом из них, в начале учебного года, рассматривается строение цветка, многообразие плодов, распространение семян, пока такую возможность дает природа. В третьем модуле, который может изучаться весной, рассматриваются весенние явления в природе и т. д. Возможен другой вариант, когда идет чередование основных уроков и модулей.
Таким образом модули выполняют не только развивающую функцию, но закрепляют и конкретизируют полученную ранее информацию (см. приложение).
Целью данного курса является реализация краеведческого подхода в школьном биологическом образовании, результатом — знание учащимися растений и животных, обитающих рядом, их сохранение и создание благоприятных условий для жизни.
Задачи курса
1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные формы занятий — практические и лабораторные работы, экскурсии, выступления по итогам наблюдений и исследований и др.
Ведущей является технология педагогического проектирования.
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.
Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития животных организмов.
Ведущие методы:
1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Формы обратной связи разнообразны. При изучении курса планируются тестовые задания, решение познавательных задач, презентация индивидуальных проектов, социально значимые акции, практические работы в микрорайоне и др.
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Оценки выставляются на каждом занятии (промежуточный контроль) и на обобщающем, где прибавляются еще оценки за творческие самостоятельные работы, т. е. используется система индивидуальной накопительной оценки (портфолио).
Программа разработана для общеобразовательных школ, гимназий, коррекционных и других образовательных учреждений, основана на опыте работы учителей Санкт-Петербурга, представленном в кабинете биологии Академии постдипломного педагогического образования.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии животных, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Изменения в авторской программе произведены с учетом регионального , компонета по природоохраняемым территориям Алтайского края, экскурсии – по паркам г. Рубцовска, природному парку Ая, микрорайонамг.Рубцовска( оценка экологического состояния) и др.( Модуль1, тема1; Модуль2- Тема 2;Модуль3-Тема 2, Модуль3- тема3)
Рассматриваются вопросы по Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) предметные web-сайты по учебным темам;
6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
7) типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Программа элективного курса включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебно-методическое обеспечение, список литературы.
Основные требования к знаниям и умениям
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план «Живой организм», 35 часов
Темы курса | Количество часов | Формы проведения занятий | Формы контроля |
| | Лабораторные работы | Практические работы | экскурсии | |
Модуль 1. Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов | 11 | 1 | 7 | 2 | |
1. Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы | 2 | | | 2 | Отчет по экскурсии, тестирование |
2. Особенности строения растений | 6 | 1 | 5 | | Отчеты по пр.и лаб.работам, тестирование |
3.Жизненные формы животных | 2 | | 2 | | Отчет по практ.работам |
4.Обобщающее занятие | 1 | | | | Тестирование, собеседование |
Модуль 2. Жизнедеятельность организмов | 11 | | 9 | | |
1.Питание и обмен веществ | 6 | | 6 | | Отчет по практическим работам |
2.Опорно-двигательные системы | 3 | | 3 | | Отчет по практическим работам |
3.Поведение организмов | 2 | | | | Собеседование, презентации докладов |
Модуль 3.Организм и среда | 13 | | 8 | 4 | |
1.Взаимоотношения организмов и окружающей среды | 4 | | 3 | 1 | Отчеты по экскурсиям, пр.работам |
2.Экологические системы | 5 | | 3 | 2 | Отчеты по экскурсиям, пр.работам |
3.Охраняемые территории региона | 3 | | 2 | 1 | Отчеты по экскурсиям, пр.работам |
4.Заключение | 1 | | | | Собеседование, тестирование, презентация докладов |
Всего 35 | | 1 | 24 | 6 | |
Содержание курса « живой организм Общее количество часов — 35 Часов
МОДУЛЬ 1 Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов (11 ч)
Тема 1 Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы (2 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Понятие «жизненная форма». Жизненные формы растений и животных. Сбор раздаточного материала.
Экскурсии: «Многообразие и жизненные формы растений», «Многообразие и жизненные формы животных микрорайона».
Тема 2 Особенности строения растений (6 ч)
Цветок, его строение, биологическая роль. Соцветия, их многообразие. Плоды, их разнообразие, значение в жизни растений. Семена, способы их распространения. Особенности строения семян одно- и двудольных растений. Листья простые и сложные. Жилкование. Видоизменения листьев. Причины листопада. Разнообразие стеблей. Особенности строения травянистых и деревянных стеблей. Корневые системы. Виды корней. Клеточное строение корня. Наблюдения за распространением семян и плодов.
Практические занятия по всем темам.
Лабораторная работа «Клеточное строение корня».
Тема 3 Жизненные формы животных (2 ч)
Животные: наземные, древесные, воздушные, землерои, водные (классификация по А. Н. Формозову). Сезонные изменения в жизни животных: спячка и оцепенение, миграции. Причины изменений.
Наблюдения за подготовкой животных к зиме.
Практические занятия по всем темам.
Тема 4 Обобщающее занятие (1 ч)
Защита индивидуального проекта «Мое растение» или «Мое родное дерево» и др.
Презентация проекта «Национальное дерево России».
МОДУЛЬ 2 Жизнедеятельность организмов (11 ч)
Тема 1 Питание и обмен веществ (6 ч)
Структура и состав почвы. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании. Свойства почвы как среды обитания. Пища животных. Способы добывания пищи. Особенности ротового аппарата и пищеварительной системы животных. Особенности дыхания и обмена веществ у растений осенью в связи с понижением температуры окружающей среды. Теплокровные и холоднокровные животные. Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период.
Наблюдения:«Способы добывания пищи животными», «Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период».
Практические занятия по всем темам.
Исследование «Изменения в жизни растений в связи с понижением температуры окружающей среды».
Тема 2 Опорно-двигательные системы (3 ч)
Опорные системы растений. Двигательные реакции растений. Виды движения животных. Разнообразные способы передвижения. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Функции скелета. Наблюдение «Разнообразие способов передвижения животных».
Практические занятия по всем темам.
Исследование «Двигательные реакции у растений на примере комнатных растений».
Тема 3 Поведение организмов (2 ч)
Поведение животных. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.
«Круглый стол» по теме «Хорошо ли живется животным и растениям в нашем микрорайоне?»
Наблюдение «Поведение животных в городе».
Исследование «Безусловные и условные рефлексы животных».
МОДУЛЬ 3 Организм и среда (13 ч)
Тема 1 Взаимоотношения организмов и окружающей среды (4 ч)
Среды жизни на планете Земля. Экологические факторы. Факторы живой и неживой природы. Весенние явления в природе. Влияние факторов неживой природы на организм растений, животных и человека. Взаимоотношения между организмами. Наблюдения за взаимоотношениями между организмами.
Исследование «Влияние факторов неживой природы на организм».
Практические занятия по всем темам.
Экскурсия «Весенние явления в природе».
Тема 2 Экологические системы (5 ч)
Понятие «экосистема». Виды экосистем. Микрорайон — искусственная экосистема.Видовое разнообразие. Структура и ярусность экосистемы. Цепи и сети питания. Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем. Знаменитые сады и парки мира (или конкретного города).
Экскурсии: «Микрорайон — искусственная экосистема», «Парки Рубцовска»
Практические занятия по всем темам.
Исследование «Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем».
Тема 3 Охраняемые территории региона (3 ч)
Охраняемые территории (на примере Алтайского края). Правила поведения в природе. Балтийское море (или другое), его состояние и проблемы.
Экскурсия «Охраняемые территории Алтайского края»
Практические занятия: «Поведение в природе» ; «Экологические проблемы Алтайского края»
Тема 4 Заключение (1 ч)
Проведение «круглого стола» по теме «Оптимальные условия для совместного проживания человека, растений и животных».
Приложение
Методические рекомендации
Методические рекомендации даются к каждому модулю, исходя из его специфики.
1. Изучение первой темы модуля «Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов» начинается с экскурсии на выбранную заранее учителем территорию (парк, сквер, водоем, пришкольный участок, двор в микрорайоне и т. д.).
На экскурсиях определяется видовое разнообразие растительного и животного мира, условия их обитания. Собирается раздаточный материал для проведения последующих практических заданий. Снимается видеофильм (при наличии такой возможности) о данной экосистеме или делаются фотографии, зарисовки общего вида экосистемы, ярусов, представителей видов и т. д. Могут заготавливаться желуди, семена для подкормки птиц в зимний период. В начале экскурсии учащиеся работают в группах по заданиям учителя, во второй части проводятся устные отчеты групп и подводятся итоги. Экскурсия может быть обзорной и проведена учителем или специалистом садово-паркового хозяйства. По ходу экскурсии и при последующих обсуждениях учащиеся выбирают объект (растение) для своего индивидуального исследования. В дальнейшем в работе используется технология педагогического проектирования по теме «Мое любимое (родное) дерево (растение)», растущее на данной территории. Выполняя практические работы, ученик параллельно собирает информацию о выбранном растении, оформляет ее и представляет на итого-
вом занятии. Можно подготовить гербарий, рисунки, фотографии растений, написать эссе, высказать отношение к условиям обитания и обосновать выбор растения. Презентация может быть компьютерной.
Параллельно всем классом готовится и оформляется информация о национальном дереве — России — лиственнице. На итоговом занятии вывешивается флаг, герб, карта Российской Федерации, где обозначен ареал распространения лиственницы. Представляется рассказ об особенностях строения лиственницы, ее роли в природных сообществах, использование человеком.
2. Изучение модуля «Жизнедеятельность организмов» проходит в зимний период, поэтому возникают определенные трудности с наблюдением за жизнью организмов (особенно животных) в природе. Желательно использовать результаты наблюдений, проведенных осенью, в летний период, видеофрагменты, опыты на комнатных растениях, исследования (например, выработка условных рефлексов на аквариумных рыбках и т. д.).Изучение материала проводится в форме практических занятий, используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. По каждой теме оценивается деятельность учащихся в виде тестовых заданий, решения познавательных задач, подготовки сообщений и т. д. Наблюдения и исследования — основные виды деятельности учащихся.Так как изображения животных часто используются в гербах городов, то можно попросить учащихся подготовить информацию «Животные в гербах российских городов» (например, Северо-Западного региона) и дать обоснование выбора животного для герба. (Рассмотрев герб Санкт-Петербурга, объяснить наличие двух якорей (морского и речного) и отсутствие животного.) На итоговом занятии при проведении «круглого стола» учащиеся могут высказать свое мнение об условиях жизни растений и животных в конкретных условиях, рассказать о своей практической работе по оказанию им помощи в осенне-зимний период.
3. Методические рекомендации к модулю «Организм и среда» будут зависеть от выбранной проблемы и направления деятельности. В любом варианте это будут наблюдения, исследования, экскурсии, практические занятия, выступления по результатам исследования, высказывания (за «круглым столом») о роли человека в существовании экосистем и желательно отчет о конкретно проделанной практической работе или проведении социально значимой акции.
В основу работы может быть положен примерный план проектной деятельности по исследованию микрорайона.
Задания для учащихся
1. Познакомьтесь с основными экологическими требованиями к жилым кварталам в имеющейся литературе, на сайте в сети Интернет, при интервью с членами муниципалитета и т. д.
2. Определите плотность населения, количество озелененной площади микрорайона, приходящейся на одного жителя.
3. Оцените рациональность размещения автостоянок, промышленных зон, жилых домов, школы и детского сада в микрорайоне.
4. Познакомьтесь с санитарным состоянием улиц, дворов, скверов.
5.Определите преобладающие виды древесно-кустарниковых и травянистых растений, их состояние и соответствие рекомендованному перечню для данной зоны.
6.Понаблюдайте за животными (насекомыми, птицами, зверями и т. д.), встречающимися в микрорайоне, их скоплениями, местами кормежки, миграциями, внешним видом.
7. Оцените работу ландшафтных архитекторов и их умение сочетать красоту местной природы с архитектурно-планировочными решениями.
8.Выскажите суждение о состоянии экологии в вашем микрорайоне.
9.Организуйте взаимодействие общественных и муниципальных структур, организаций для выполнения практических работ по сохранению или улучшению условий обитания всех живых организмов в микрорайоне.
Из перечисленных заданий учитель может выбрать наиболее доступные для реализации с шестиклассниками в своем микрорайоне. Итоги проектной деятельности могут быть представлены не только учащимся школы, но и общественности микрорайона, а также родителям. Работа по данному проекту может быть продолжена в старших классах.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев В. Н., Бабенко В. Г., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Членистоногие.Ракообразные. Паукообразные. Насекомые). М.: Дрофа,2004—2006.
2. Бабакова Т. А., Момотова А. П. 300 экологических задач. Петрозаводск: Карелия, 2002.
3. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Млекопитающие. Птицы). М.: Дрофа, 2004—2006.
4. Васильев Е. Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы.М.: Дрофа, 2005.
5. Волцит О. В., Черняховский М. Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. М.: Дрофа, 2005.
6. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель (Растения водоемов. Растения леса. Растения луга. Рыбы наших водоемов). М.: Дрофа, 2004—2006.
7. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.Споровые растения). М.: Дрофа, 2004—2006.
8. Кузнецов В. Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2005.
9. Муравьев А. Г. и др. Оценка экологического состояния почвы. СПб.: Крисмас, 2000.
10.Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2005.
11.Пасечник В. В. Экология: школьный практикум. М.: Дрофа, 2005.
12.Средства оснащения современного экологического практикума: каталог-справочник. СПб.: Крисмас, 2000.
13.Травникова В. В. Биологические экскурсии. СПб., 2002.план проектной деятельности (задания для учащихся) по исследованию микрорайона.
Поурочное планирование факультатива «Живой организм» 6 класс (35часов)
№ урока | Тема занятия | К-во часов | Примерная дата | дата | Виды деятельности | Умения и навыки | Формы контроля |
| Модуль1 Многообразие жизненных форм и особенностей строении организмов | 11ч | | | | | |
| Тема 1 Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы | 2 | | | | | |
1 | Экскурсия Многообразие и жизненные формы растений | | 1.09-3.09 | | Беседа, работа с тетрадью | Наблюдение Вести простейшие мониторинговые исследования | Отчет по экскурсии |
2 | Экскурсия: Многообразие и жизненные формы животных микрорайона | | 5.09-10.09 | | | Сравнение деревьев и кустарников, определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; | Отчет по экскурсии |
| Тема2. Особенности строении растений | 6 | | | | | |
3 | Пр.р.Цветок и его строение.Соцветия | | 12.09-17.09 | | Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, | работать с текстом и рисунками, | Устный опрос |
4 | Пр.р. Плоды, способы их распространения | | 19.09-24.09 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос |
5 | Пр.р.Особенности строения семян | | 26.09-1.10 | | Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
6 | Пр.р.Строение листа | | 3.10-8.10 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
7 | Пр.р. Разнообразие стеблей | | 10.10-15.10 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
8 | Л.р.Клеточное строение корня. Пр.р. Виды корней | | 17.10-22.10 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
| Тема3 Жизненные формы животных | 2 | | | | | |
9 | Пр.р. Сезонные изменения в жизни животных | | 24.10-28.10 | | Работа с тетрадью, мониторинг | Наблюдение, оценка состояния окружающей среды | Отчет по практической работе |
10 | Пр.р Животные: наземные, древесные, воздушные, землерои, водные | | 7.11-12.11 | | Работа с тетрадью, мониторинг | Наблюдение, оценка состояния окружающей среды | Отчет по практической работе |
11 | Тема 4 Обобщающее занятие | 1 | 14.11-19.11 | | Работа с доп. источниками | Защита индивидуального проекта «Мое растение» или «Мое родное дерево» и др. | Презентация проекта «Национальное дерево России». |
| Модуль2 Жизнедеятельность организмов | 11 | | | | | |
| Тема1 Питание и обмен веществ | 6 | | | | | |
12 | Пр.р.1Структура, состав, свойства почвы | 1 | 21.11-26.11 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
13 | Пр.р.2Пища животных | 1 | 28.11-3.12 | | Обзорная презентационная лекция, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, | Устный опрос |
14 | Пр.р.3Способы добычи пищи | 1 | 5.12-10.12 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
15 | Пр.р. 4 Особенности ротового аппарата и пищеварительной системы животных. | 1 | 12.12-17.12 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
16 | Пр.р.5 Теплокровные и холоднокровные животные | 1 | 19.12-24.12 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
17 | Пр.р.6Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период. | 1 | 26.12-28.12 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
| Тема2 Опорно-двигательные системы | 3 | | | | | |
18 | Пр.р.1 Опорные системы растений | 1 | 11.01-14.01 | | Обзорная презентационная лекция, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, | Устный опрос |
19 | Пр.р.2 Виды движения животных. Способы передвижения | 1 | 16.01-21.01 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
20 | Пр.р.3 Опорные системы животных. | 1 | 23.01-28.01 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
| Тема3 Поведение организмов | 2 | | | | | |
21 | Поведение животных | 1 | 30.01-4.02 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
22 | Безусловные и условные рефлексы животных | 1 | 6.02-11.02 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
| Модуль3 Организм и среда | 13 | | | | | |
| Тема 1 Взаимоотношения организмов и окружающей среды | 4 | | | | | |
23 | Пр.р1Среды жизни на планете Земля | 1 | 13.02-18.02 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
24 | Экскурсия:Весенние явления в природе. | 1 | 20.02-25.02 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
25 | Пр.р3Взаимоотношения между организмами | 1 | 27.02-4.03 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
26 | Пр.р. 4Наблюдения за взаимоотношениями между организмами. | 1 | 6.03-11.03 | | Работа с информационными ресурсами | Работа с информационными ресурсами | Блиц-опрос |
| Тема 2 Экологические системы | 5 | | | | | |
27 | Пр.р1Понятие «экосистема». | 1 | 13.03-18.03 | | Обзорная презентационная лекция, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, | Устный опрос |
28 | Пр.р.2Виды экосистем. Экскурсия: Микрорайон — искусственная экосистема | 1 | 20.03-25.03 | | Обзорная презентационная лекция, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, | Устный опрос |
29 | Пр.р. 3Структура и ярусность экосистемы | 1 | 3.04-8.04 | | Обзорная презентационная лекция, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, | Устный опрос |
30 | Пр.р 4Цепи и сети питания | 1 | 10.04-15.04 | | Обзорная презентационная лекция, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, | Устный опрос |
31 | Пр.р. 5Знаменитые сады и парки мира. Экскурсия парки г.Рубцовска | 1 | 17.04-22.04 | | Обзорная презентационная лекция, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, | Устный опрос |
| Тема 3 Охраняемые территории региона | 3 | | | | | |
32 | Пр.р. «Поведение в природе» | | 24.04-29.04 | | Обзорная презентационная лекция, | Производить визуальный мониторинг состояния среды | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
33 | Пр.р. «Экологические проблемы Алтайского края» | | 1.05-6.05 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | Производить визуальный мониторинг состояния среды | Устный опрос |
34 | Экскурсия «Охраняемые территории Алтайского края» | | 8.05-13.05 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся, просмотр видео | Производить визуальный мониторинг состояния среды вести фенологические наблюдения | Блиц-опрос Сообщения учащихся |
35 | Тема 4 Заключение | 1 | 15.05-20.05 | | Работа с таблицей, доклады учащихся | Производить визуальный мониторинг состояния среды | Сообщения учащихся |
Пояснительная записка
к факультативному курсу «Живой организм» ,
6 класс ( 17 часов)
В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология».
Рабочая программа элективного курса «Живой организм» составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой организм» по линии Н. И. Сонина» В. Н. Семенцовой, представленных в «Программе элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители: Сивоглазов В.И., Морзунова И.Б., ООО «Дрофа», 2011 год.
В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология», но из школьного компонента выделено на проведение факультативного курса 17 часов, в связи с чем программа скорректирована учителем.
В предлагаемой программе элективного курса выделены три модуля, в которых планируется реализация краеведческого подхода в изучении материала дополняющего, развивающего и конкретизирующее его основное содержание программы «Живой организм».
Краеведческий подход раскрывается через содержание курса, использование педагогических технологий и места проведения, например реализация модуля в микрорайоне школы.
Модули могут изучаться параллельно основному курсу «Живой организм», поэтому в первом из них, в начале учебного года, рассматривается строение цветка, многообразие плодов, распространение семян, пока такую возможность дает природа. В третьем модуле, который может изучаться весной, рассматриваются весенние явления в природе и т. д. Возможен другой вариант, когда идет чередование основных уроков и модулей.
Таким образом модули выполняют не только развивающую функцию, но закрепляют и конкретизируют полученную ранее информацию (см. приложение).
Целью данного курса является реализация краеведческого подхода в школьном биологическом образовании, результатом — знание учащимися растений и животных, обитающих рядом, их сохранение и создание благоприятных условий для жизни.
Задачи курса
1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные формы занятий — практические и лабораторные работы, экскурсии, выступления по итогам наблюдений и исследований и др.
Ведущей является технология педагогического проектирования.
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.
Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития животных организмов.
Ведущие методы:
1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Формы обратной связи разнообразны. При изучении курса планируются тестовые задания, решение познавательных задач, презентация индивидуальных проектов, социально значимые акции, практические работы в микрорайоне и др.
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Оценки выставляются на каждом занятии (промежуточный контроль) и на обобщающем, где прибавляются еще оценки за творческие самостоятельные работы, т. е. используется система индивидуальной накопительной оценки (портфолио).
Программа разработана для общеобразовательных школ, гимназий, коррекционных и других образовательных учреждений, основана на опыте работы учителей Санкт-Петербурга, представленном в кабинете биологии Академии постдипломного педагогического образования.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии животных, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Изменения, произведенные в авторской программе:
Модуль 1 по программа- 11 часов, скорректировано на 9часов;
Модуль2 по программе 11 часов, скорректировано до 5 часов, т.к. данная тема подробно рассматривается в предметном курсе, факультативных курсах по валеологии, экологии;
Модуль3 по программе 13 часов, скорректировано до 3 часов, т.к. данная тема подробно рассматривается в предметном курсе, факультативном курсе по экологии; в поурочном планировании скорректированные часы указаны в скобках.
с учетом регионального , компонета по природоохраняемым территориям Алтайского края, экскурсии – по паркам г. Рубцовска, природному парку Ая, микрорайонамг.Рубцовска( оценка экологического состояния) и др.( Модуль1, тема1; Модуль2- Тема 2;Модуль3-Тема 2, Модуль3- тема3)
Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) предметные web-сайты по учебным темам;
6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
7) типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Программа элективного курса включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебно-методическое обеспечение, список литературы.
Основные требования к знаниям и умениям
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план
Темы курса | Количество часов | Формы проведения занятий | Формы контроля |
| | Лабораторные работы | Практические работы | экскурсии | |
Модуль 1. Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов | 9 | 1 | 6 | 2 | |
1. Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы | 2 | | | 2 | Отчет по экскурсии, тестирование |
2. Особенности строения растений | 6 | 1 | 5 | | Отчеты по пр.и лаб.работам, тестирование |
3.Жизненные формы животных | 1 | | 1 | | Отчет по практ.работам |
Модуль 2. Жизнедеятельность организмов | 5 | | 5 | | |
1.Питание и обмен веществ | 3 | | 3 | | Отчет по практическим работам |
2.Опорно-двигательные системы | 1 | | 1 | | Отчет по практическим работам |
3.Поведение организмов | 1 | | 1 | | Собеседование, презентации докладов |
Модуль 3.Организм и среда | 3 | | 3 | 1 | Отчеты по экскурсиям, пр.работам |
Всего 17часов | 17часов | 1 | 14 | 3 | |
Содержание курса
Общее количество часов — 35- скорректировано на 17 часов
МОДУЛЬ 1 Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов 11 ч (9ч)
Тема 1 Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы 2 ч (2ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Понятие «жизненная форма». Жизненные формы растений и животных. Сбор раздаточного материала.
Экскурсии: «Многообразие и жизненные формы растений», «Многообразие и жизненные формы животных микрорайона».
Тема 2 Особенности строения растений 6 ч (6ч)
Цветок, его строение, биологическая роль. Соцветия, их многообразие. Плоды, их разнообразие, значение в жизни растений. Семена, способы их распространения. Особенности строения семян одно- и двудольных растений. Листья простые и сложные. Жилкование. Видоизменения листьев. Причины листопада. Разнообразие стеблей. Особенности строения травянистых и деревянных стеблей. Корневые системы. Виды корней. Клеточное строение корня. Наблюдения за распространением семян и плодов.
Практические занятия по всем темам.
Лабораторная работа «Клеточное строение корня».
Тема 3 Жизненные формы животных 2 ч (1ч)
Животные: наземные, древесные, воздушные, землерои, водные (классификация по А. Н. Формозову). Сезонные изменения в жизни животных: спячка и оцепенение, миграции. Причины изменений.
Наблюдения за подготовкой животных к зиме.
Практические занятия по всем темам.
МОДУЛЬ 2 Жизнедеятельность организмов 11 ч (5ч)
Тема 1 Питание и обмен веществ 6 ч (3ч)
Структура и состав почвы. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании. Свойства почвы как среды обитания. Пища животных. Способы добывания пищи. Особенности ротового аппарата и пищеварительной системы животных. Особенности дыхания и обмена веществ у растений осенью в связи с понижением температуры окружающей среды. Теплокровные и холоднокровные животные. Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период.
Наблюдения:«Способы добывания пищи животными», «Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период».
Практические занятия по всем темам.
Исследование «Изменения в жизни растений в связи с понижением температуры окружающей среды».
Тема 2 Опорно-двигательные системы 3 ч (1ч)
Опорные системы растений. Двигательные реакции растений. Виды движения животных. Разнообразные способы передвижения. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Функции скелета. Наблюдение «Разнообразие способов передвижения животных».
Практическое занятие «Опорно-двигательные системы»
Исследование «Двигательные реакции у растений на примере комнатных растений».
Тема 3 Поведение организмов 2 ч (1ч)
Поведение животных. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.
Пр.работа «Поведение организмов»
Наблюдение «Поведение животных в городе».
Исследование «Безусловные и условные рефлексы животных».
МОДУЛЬ 3 Организм и среда 13 ч (3ч)
Тема 1 Взаимоотношения организмов и окружающей среды 4 ч (1ч)
Среды жизни на планете Земля. Экологические факторы. Факторы живой и неживой природы. Весенние явления в природе. Влияние факторов неживой природы на организм растений, животных и человека. Взаимоотношения между организмами. Наблюдения за взаимоотношениями между организмами.
Пр.раб «Экологические факторы»
Исследование «Влияние факторов неживой природы на организм».
Экскурсия «Сезонные явления в природе».
Тема 2 Экологические системы 5 ч(1ч)
Понятие «экосистема». Виды экосистем. Микрорайон — искусственная экосистема.Видовое разнообразие. Структура и ярусность экосистемы. Цепи и сети питания. Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем. Знаменитые сады и парки мира (или конкретного города).
Экскурсии: «Микрорайон — искусственная экосистема», «Парки Рубцовска»
Практические занятия по всем темам.
Исследование «Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем».
Тема 3 Охраняемые территории региона 3 ч ( 1ч)
Охраняемые территории (на примере Алтайского края). Правила поведения в природе. Балтийское море (или другое), его состояние и проблемы.
Экскурсия «Охраняемые территории Алтайского края»
Практические занятия: «Поведение в природе» ; «Экологические проблемы Алтайского края»
Тема 4 Заключение 1 ч
Проведение «круглого стола» по теме «Оптимальные условия для совместного проживания человека, растений и животных».
Приложение
Методические рекомендации
Методические рекомендации даются к каждому модулю, исходя из его специфики.
1. Изучение первой темы модуля «Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов» начинается с экскурсии на выбранную заранее учителем территорию (парк, сквер, водоем, пришкольный участок, двор в микрорайоне и т. д.).
На экскурсиях определяется видовое разнообразие растительного и животного мира, условия их обитания. Собирается раздаточный материал для проведения последующих практических заданий. Снимается видеофильм (при наличии такой возможности) о данной экосистеме или делаются фотографии, зарисовки общего вида экосистемы, ярусов, представителей видов и т. д. Могут заготавливаться желуди, семена для подкормки птиц в зимний период. В начале экскурсии учащиеся работают в группах по заданиям учителя, во второй части проводятся устные отчеты групп и подводятся итоги. Экскурсия может быть обзорной и проведена учителем или специалистом садово-паркового хозяйства. По ходу экскурсии и при последующих обсуждениях учащиеся выбирают объект (растение) для своего индивидуального исследования. В дальнейшем в работе используется технология педагогического проектирования по теме «Мое любимое (родное) дерево (растение)», растущее на данной территории. Выполняя практические работы, ученик параллельно собирает информацию о выбранном растении, оформляет ее и представляет на итого-
вом занятии. Можно подготовить гербарий, рисунки, фотографии растений, написать эссе, высказать отношение к условиям обитания и обосновать выбор растения. Презентация может быть компьютерной.
Параллельно всем классом готовится и оформляется информация о национальном дереве — России — лиственнице. На итоговом занятии вывешивается флаг, герб, карта Российской Федерации, где обозначен ареал распространения лиственницы. Представляется рассказ об особенностях строения лиственницы, ее роли в природных сообществах, использование человеком.
2. Изучение модуля «Жизнедеятельность организмов» проходит в зимний период, поэтому возникают определенные трудности с наблюдением за жизнью организмов (особенно животных) в природе. Желательно использовать результаты наблюдений, проведенных осенью, в летний период, видеофрагменты, опыты на комнатных растениях, исследования (например, выработка условных рефлексов на аквариумных рыбках и т. д.).Изучение материала проводится в форме практических занятий, используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. По каждой теме оценивается деятельность учащихся в виде тестовых заданий, решения познавательных задач, подготовки сообщений и т. д. Наблюдения и исследования — основные виды деятельности учащихся.Так как изображения животных часто используются в гербах городов, то можно попросить учащихся подготовить информацию «Животные в гербах российских городов» (например, Северо-Западного региона) и дать обоснование выбора животного для герба. (Рассмотрев герб Санкт-Петербурга, объяснить наличие двух якорей (морского и речного) и отсутствие животного.) На итоговом занятии при проведении «круглого стола» учащиеся могут высказать свое мнение об условиях жизни растений и животных в конкретных условиях, рассказать о своей практической работе по оказанию им помощи в осенне-зимний период.
3. Методические рекомендации к модулю «Организм и среда» будут зависеть от выбранной проблемы и направления деятельности. В любом варианте это будут наблюдения, исследования, экскурсии, практические занятия, выступления по результатам исследования, высказывания (за «круглым столом») о роли человека в существовании экосистем и желательно отчет о конкретно проделанной практической работе или проведении социально значимой акции.
В основу работы может быть положен примерный план проектной деятельности по исследованию микрорайона.
Задания для учащихся
1. Познакомьтесь с основными экологическими требованиями к жилым кварталам в имеющейся литературе, на сайте в сети Интернет, при интервью с членами муниципалитета и т. д.
2. Определите плотность населения, количество озелененной площади микрорайона, приходящейся на одного жителя.
3. Оцените рациональность размещения автостоянок, промышленных зон, жилых домов, школы и детского сада в микрорайоне.
4. Познакомьтесь с санитарным состоянием улиц, дворов, скверов.
5.Определите преобладающие виды древесно-кустарниковых и травянистых растений, их состояние и соответствие рекомендованному перечню для данной зоны.
6.Понаблюдайте за животными (насекомыми, птицами, зверями и т. д.), встречающимися в микрорайоне, их скоплениями, местами кормежки, миграциями, внешним видом.
7. Оцените работу ландшафтных архитекторов и их умение сочетать красоту местной природы с архитектурно-планировочными решениями.
8.Выскажите суждение о состоянии экологии в вашем микрорайоне.
9.Организуйте взаимодействие общественных и муниципальных структур, организаций для выполнения практических работ по сохранению или улучшению условий обитания всех живых организмов в микрорайоне.
Из перечисленных заданий учитель может выбрать наиболее доступные для реализации с шестиклассниками в своем микрорайоне. Итоги проектной деятельности могут быть представлены не только учащимся школы, но и общественности микрорайона, а также родителям. Работа по данному проекту может быть продолжена в старших классах.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев В. Н., Бабенко В. Г., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Членистоногие.Ракообразные. Паукообразные. Насекомые). М.: Дрофа,2004—2006.
2. Бабакова Т. А., Момотова А. П. 300 экологических задач. Петрозаводск: Карелия, 2002.
3. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Млекопитающие. Птицы). М.: Дрофа, 2004—2006.
4. Васильев Е. Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы.М.: Дрофа, 2005.
5. Волцит О. В., Черняховский М. Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. М.: Дрофа, 2005.
6. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель (Растения водоемов. Растения леса. Растения луга. Рыбы наших водоемов). М.: Дрофа, 2004—2006.
7. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.Споровые растения). М.: Дрофа, 2004—2006.
8. Кузнецов В. Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2005.
9. Муравьев А. Г. и др. Оценка экологического состояния почвы. СПб.: Крисмас, 2000.
10.Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2005.
11.Пасечник В. В. Экология: школьный практикум. М.: Дрофа, 2005.
12.Средства оснащения современного экологического практикума: каталог-справочник. СПб.: Крисмас, 2000.
13.Травникова В. В. Биологические экскурсии. СПб., 2002.план проектной деятельности (задания для учащихся) по исследованию микрорайона.
Поурочное планирование факультатива по биологии 6 класс (17часов)
№ | № урока | Тема занятия | К-во часов | Примерная дата | дата | Виды деятельности | Умения и навыки | Формы контроля |
| | Модуль1 Многообразие жизненных форм и особенностей строении организмов | 11(9ч) | | | | | |
| | Тема 1 Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы | 2 | | | | | |
1 | 1 | Экскурсия Многообразие и жизненные формы растений | | 5.09 | | Беседа, работа с тетрадью | Наблюдение Вести простейшие мониторинговые исследования | Отчет по экскурсии |
2 | 2 | Экскурсия: Многообразие и жизненные формы животных микрорайона | | 12.09 | | | Сравнение деревьев и кустарников, определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; | Отчет по экскурсии |
| | Тема2. Особенности строении растений | 6 | | | | | |
1 | 3 | Пр.р.Цветок и его строение.Соцветия | | 19.09 | | Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, | работать с текстом и рисунками, | Устный опрос |
2 | 4 | Пр.р. Плоды, способы их распространения | | 26.09 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос |
3 | 5 | Пр.р.Особенности строения семян | | 3.10 | | Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
4 | 6 | Пр.р.Строение листа | | 10.10 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
5 | 7 | Пр.р. Разнообразие стеблей | | 17.10 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
6 | 8 | Л.р.Клеточное строение корня. Пр.р. Виды корней | | 24.10 | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
| | Тема3 Жизненные формы животных | 2(1) | | | | | |
1 | 9 | Пр.р. Сезонные изменения в жизни животных | | | | Работа с тетрадью, мониторинг | Наблюдение, оценка состояния окружающей среды | Отчет по практической работе |
| | Модуль2 Жизнедеятельность организмов | 11 | | | | | |
| | Тема1 Питание и обмен веществ | 6(3) | | | | | |
1 | 10 | Пр.р.Структура, состав, свойства почвы | 1 | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
2 | 11 | Пр.р.Способы добычи пищи | 1 | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
3 | 12 | Пр.р.Дыхание и обмен веществ у растений | | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
| | Тема2 Опорно-двигательные системы | 3(1) | | | | | |
1 | 13 | Пр.р.Опорно-двигательные системы | | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
| | Тема3 Поведение организмов | 2(1) | | | | | |
1 | 14 | Пр.р. Поведение организмов | | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
| | Модуль3 Организм и среда | 13(3) | | | | | |
4 | 15 | Пр.р Экологические факторы. Экскурсия Сезонные явления в природе | | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | Производить визуальный мониторинг состояния среды вести фенологические наблюдения | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |
5 | 16 | Пр.р. Экологические системы | | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся | Производить визуальный мониторинг состояния среды вести фенологические наблюдения | Устный опрос |
6 | 17 | Пр.р. Охраняемые территории региона | | | | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами Работа с таблицей, доклады учащихся, просмотр видео | Производить визуальный мониторинг состояния среды вести фенологические наблюдения | Устный опрос Блиц-опрос Сообщения учащихся |