СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. "Финансовая грамотность".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа преднзначена для проведения внеурочных занятий. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. "Финансовая грамотность".»





МБОУ Бутурлиновская ООШ №1



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании ШМО учителей с зам.директора по УВР директор школы

Протокол №

«___»_____________2017г. «___»___________2017г. «___»_______2017г.

________/Нестеренко О.Н./ ________/Полунина Н.В./ __________/Невская В.В./

руководитель ШМО зам.директора по УВР директор школы















Рабочая программа внеурочной деятельности

по истории для 7 классов 1 час в неделю

«Финансовая грамотность»



















Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаи-мооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.






























Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности




Занятие 1-2. Введение. Что такое финансовая грамотность.

РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (9 ч)

Занятие 3-4. Деньги

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Основные понятия

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Виды деятельности:

  • Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

  • Перечислять виды денег.

  • Приводить примеры товарных денег.

  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

  • Составлять задачи с денежными расчётами.

  • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

  • Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление



Занятия 5–6. Доходы семьи

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Основные понятия

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Виды деятельности:

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

  • Описывать виды заработной платы.

  • Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

  • Объяснять, как связаны профессии и образование.

  • Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

  • Объяснять причины различий в заработной плате.

  • Приводить примеры кредитов.

Занятие 7-8. Расходы семьи

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Основные понятия

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Виды деятельности:

  • Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

  • Описывать направления расходов семьи.

  • Классифицировать виды благ.

  • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

  • Сравнивать и оценивать виды рекламы.

  • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

  • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Занятие 9-10. Семейный бюджет

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Основные понятия

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Виды деятельности:

  • Составлять семейный бюджет на условных примерах.

  • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

  • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

  • Описывать формы сбережений.

  • Описывать последствия превышения расходов над доходами.

  • Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

  • Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ (4 ч)

Занятие 11-12. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Основные понятия

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

Виды деятельности:

  • Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

  • Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

  • Различать обязательное и добровольное страхование.

  • Объяснять, почему существует обязательное страхование.

  • Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

  • Сравнивать различные виды страхования.

Занятия 13–14. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ (7 ч)

Занятия 15–16. Налоги

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Основные понятия

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Компетенции:

  • Объяснять, почему государство собирает налоги.

  • Приводить примеры налогов.

  • Описывать, как и когда платятся налоги.

  • Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

  • Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

  • Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

  • Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Занятие 17-18. Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.

Пособие по безработице.

Компетенции:

  • Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

  • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при-водить примеры пособий.

  • Находить информацию о социальных выплатах.

Занятие 19-20-21. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ (5 ч)

Занятие 22-23-24. Банковские услуги

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Основные понятия

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Компетенции:

  • Приводить примеры банковских услуг.

  • Описывать условия вкладов и кредитов.

  • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

  • Объяснять, почему и как страхуются вклады.

  • Находить информацию о вкладах и кредитах.

  • Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

  • Объяснять условия кредита, приводить примеры.

  • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

  • Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Занятие 25-26-27-28. Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Основные понятия

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Компетенции:

  • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

  • Объяснять, как и почему государство и частные организации под-держивают малый бизнес.

  • Объяснять, что такое бизнес-план.

  • Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Занятие 29-30-31. Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Основные понятия

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Компетенции:

  • Приводить примеры валют разных стран.

  • Объяснять, что такое валютный курс.

  • Находить информацию о валютных курсах.

  • Проводить расчёты с валютными курсами.

  • Занятие 32-33-34-35. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».


Формы работы


  • устный опрос;

  • тестовое задание;

  • решение задач;

  • решение кроссворда и анаграммы;

  • графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей;

  • аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов;

  • доклад;

  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

  • кейс;

  • эссе;

  • ролевая игра



Тематический план




занятия

Тема занятия

Количество часов


1-2

Введение. Что такое финансовая грамотность.

2

9.16.09

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (9 ч)


3-4

Деньги. Современные формы денег.

3

23,30.09

5–6

Доходы семьи

2

7,14.10

7-8

Расходы семьи

2

21,28.10

9-10

Семейный бюджет

2

11,18.11

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 ч)


11-12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

25.11

2.12

13-14

Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра

2

9,16.12

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 ч)


1516

Налоги

2

23,30.12

17-18

Социальные пособия

2

13,20.01





19-20-21

Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!»

3

27.01

3,10.02

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (14 ч)


22-23-24

Банки и банковские услуги

3

17,24.02

3.03

25-26-27-28

Собственный бизнес. Как открыть собственный бизнес.

4

10,17,24,31.03

29-30-31

Валюта в современном мире. Финансовые рынки.

3

7,14,21.04

32-33-34-35

Итоговая исследовательская работа по курсу «Финансовая грамотность»

4

5,12,19,26.05

























«Утверждаю»

Директор школы: ___________ В.В.Невская









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!