РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ
7 КЛАСС
(профильный уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 7 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образованиям на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования по математике. За основу взята Примерная программа основного общего образования по математике, а также Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7 – 9 классы к учебному комплексу авторов А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонского, М.С.Якира (М.:Вентана – Граф, 2013 - 76с.)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013), Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, в том числе коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции – умению учиться.
Рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова».
Рабочая программа по геометрии для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, планируемые результаты изучения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Программа соответствует учебнику «Геометрия 7 класс» / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана - Граф, 2015.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Предлагаемая программа выполняет две основные функции:
информационно-методическая - позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами математики;
организационно-планирующая – предусматривает выделение этапов обучения, определения качественных и количественных характеристик учебного материала на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы, так как она обеспечивает изучение других дисциплин, в частности предметов естественно-научного цикла, например, физики. Развитие логического мышления при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Геометрия, требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину, творческую активность и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение геометрии способствует расширению кругозора учащихся, знакомству их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие мышления учащихся, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым, геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют цели обучения:
в направлении личностного развития
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие умения контролировать процесс учебной математической деятельности;
развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству;
развитие способностей к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении
развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного типа;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
развитие способностей к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
в предметном направлении
формирование системы знаний о плоских фигурах и их свойствах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений и смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей;
овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
Задачи изучения курса геометрии формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения. Общие задачи изучения курса геометрии в 7 классе:
продолжить средствами геометрии формирование научного мировоззрения учащихся, освоение ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
формировать способности учащихся использовать математический язык и математический аппарат как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности, учить ясно и точно излагать свои мысли;
формировать специфические для математики качества мышления, необходимые человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
помочь приобрести опыт исследовательской работы;
продолжить формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
продолжить приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
продолжить всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию;
способствовать развитию нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества;
способствовать созданию здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная цель содержания раздела «Геометрия» — развитие у учащихся пространственного и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
В курсе геометрии 7 класса условно можно выделить следующие содержательные линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Геометрия в историческом развитии», которые проходят через все разделы геометрии 7 класса.
Содержательная линия «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела — развить у учащихся воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержательная линия «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин и углов, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.
Линия «Геометрия в историческом развитии», содержание которой фрагментарно внедрено в изложение нового материала как сведения об авторах изучаемых фактов и теорем, истории их открытия, предназначен для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Содержание темы «Треугольники» даёт представление учащимся о том, что признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
При изучении темы «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» учащиеся знакомятся с признаками и свойствами параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными). Содержание этого раздела широко используется в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теореме о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При изучении темы «Окружность и круг. Геометрические построения» учащиеся учатся решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам; решать задачи на вычисление, доказательство и построение; строить треугольник по трём сторонам. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Особенности организации образовательного процесса
Согласно действующему в ОУ учебному плану программа ориентирована на детей 12 – 14 лет и составлена с учетом их возрастных особенностей. Период полового созревания вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушая внутренне равновесие, влияя на взаимоотношения мальчиков и девочек. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания: дети легко откликаются на необычные, захватывающие формы работы, но быстрая переключаемость внимания не дает им возможности сосредоточиться долго на одном деле. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является критичность. У ребят появляется свое мнение, которое они стараются демонстрировать. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, различать причину и следствие, участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту.
Поэтому система уроков должна быть сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологически готовой к самообразованию.
Законом «Об образовании в РФ» учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения образовательных и воспитательных задач. Рациональная система методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их математической подготовки является важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо сбалансировать сочетание традиционных и инновационных методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, рационально использовать современные технические средства. Учебный процесс должен быть сориентирован на оптимальное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя направлено на развитие у учащихся навыков умственного труда (планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов), культуры устной и письменной математической речи.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию. Изучение геометрии опирается на наглядно-дедуктивный принцип в сочетании с частичной аксиоматизацией.
В ходе изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны развить умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопостовлять его с собственными математическими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, презентации.
Принципиальным положением организации математического образования является дифференциация и индивидуализация обучения. Это означает, что осваивая курс математики, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем базовой обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие, в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких результатов. при этом каждый имеет право самостоятельно решить ограничиться базовым уровнем или двигаться дальше. Развитие интереса к математике является важнейшей задачей учителя.
Особое место в овладении курсом отводится работе по формированию навыков саморегуляции: самоконтроля и самопроверки.
Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет организация контроля знаний и умений учащихся. Виды контроля: стартовый, текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, математический диктант, практическая работа, тесты, теоретические зачеты, контрольная работа и т.д.
Формы работы – фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе геометрии 7 класса являются следующие технологии - технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технологии оценивания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 7 классе в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение учебного года.
Данная рабочая программа предназначена для классов физико-математического профиля и рассчитана на 68 часов. Профильная дифференциация осуществляется за счет интенсификации обучения, реализации авторских подходов, использования активных и интерактивных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования:
в направлении личностного развития:
формирование целостного мировоззрения, представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, способность к умственному эксперименту;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций;
формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
в метапредметном направлении:
регулятивные универсальные учебные действия
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
познавательные универсальные учебные действия:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в других дисциплинах, в окружающей жизни;
формирование первоначальных представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы, таблицы, схемы и т.п.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы для решения учебных задач, понимать необходимость их проверки;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знакосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие ИКТ-компетентности;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
в предметном направлении
формирование представлений о геометрии как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие умений проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
формирование системы знаний о плоских фигурах и их свойствах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочного материала, компьютера.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов на тему | Кол-во контр. работ |
1 | Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 13 | 1 |
2 | Треугольники | 16 | 1 |
3 | Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 16 | 1 |
4 | Окружность и круг. Геометрические построения | 16 | 1 |
| Обобщающее повторение за курс геометрии 7 класса | 7 | 1 |
| Всего | 68 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа нацелена на повышенный уровень математической подготовки учащихся. Расширение содержания математического образования дает возможность существенно обогатить круг решаемых математических задач. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению в классах физико-математического профиля, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Простейшие геометрические фигуры и их свойства (13ч)
Точки и прямые. Отрезок и его длина. Луч, угол, измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.
Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»
Треугольники (16ч)
Равные треугольники. Высота, биссектриса, медиана треугольника. Первый и второй признак равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы.
Контрольная работа № 2 «Треугольники»
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16ч)
Параллельные прямые. признаки параллельности двух прямых. Пятый постулат Евклида. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.
Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»
Окружность и круг. Геометрические построения (16ч)
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение. Из истории геометрических построений.
Контрольная работа № 4 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»
Обобщающее повторение за курс геометрии 7 класса (7ч)
Итоговая контрольная работа (переводной экзамен)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ
В результате изучения курса геометрии 7 класса
ученик научится:
оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, угол, треугольник, окружность, круг; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля;
выполнять измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерения длин и углов;
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира по основным разделам содержания; иметь представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
изображать и распознавать плоские геометрические фигуры на чертежах, рисунках, в окружающем мире, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику; различать их взаимное расположение;
переводить условие текстовых задач на геометрический язык; составлять план решения задач, выделять этапы ее решения, интерпретировать результат решения задачи, исследовать полученное решение;
выполнять чертежи по условию задачи; определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
делать простейшие умозаключения, опираясь на знание свойств геометрических фигур на основе классификации углов, треугольников;
решать геометрические задачи, в том числе практические, связанные с нахождением геометрических величин, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, с необходимым теоретическим обоснованием (используя при необходимости справочники и технические средства);
решать несложные задачи на построение циркулем и линейкой;
использовать свойства измерения длин отрезков и углов для решения задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
доказывать теоремы;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символьный, графический, табличный), дополнительными источниками информации; точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство, методом доказательства от противного, методом геометрического места точек;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки;
исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование, в том числе компьютерное;
конструировать геометрические объекты, используя различные материалы;
выполнять проекты по заданной тематике;
приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир); для описания реальных ситуаций на языке геометрии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учителя
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2011. – 64с. ( Стандарты второго поколения).
Математика: программы: 5-9 классы /А.Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.
Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана – Граф, 2015
Мерзляк А.Г, Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Рабочие тетради №1, 2. – М.: Вентана – Граф, 2014
Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ. – М.: Вентана – Граф, 2014
Ершова А. П., Голобородько В.В. Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы для 7 класса.- М.: Илекса, 2008.
Ершова А.П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 7 класс – М.: Илекса, - 2013.
Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Сборник задач и заданий для тематического оценивания по геометрии для 7 класса.- Х., Гимназия, 2010.
Сборник задач по геометрии. 7 класс / В.А.Гусев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
Геометрия. 7 – 9 классы: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ / Э.Н.Балаян. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013
Геометрия. 7 класс. Контрольно-измерительные материалы / Д.Г.Мухин, А.Р.Рязановский. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
СD-ROM «Математика. 5-11 классы»
СD-ROM «Интерактивная математика». 5-9 классы.
Для учащихся
Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана – Граф, 2015
Мерзляк А.Г, Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Рабочие тетради №1, 2. – М.: Вентана – Граф, 2014
Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ. – М.: Вентана – Граф, 2014
Ершова А. П., Голобородько В.В. Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы для 7 класса.- М.: Илекса, 2008.
Ершова А.П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 7 класс – М.: Илекса, - 2013.
Сборник задач по геометрии. 7 класс / В.А.Гусев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
Геометрия. 7 – 9 классы: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ / Э.Н.Балаян. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013
Геометрия. 7 класс. Контрольно-измерительные материалы / Д.Г.Мухин, А.Р.Рязановский. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
Башмаков М.И. Математика в кармане «Кенгуру». Международные олимпиады школьников. – М.: Дрофа, 2011.
Петров В.А. Математика. 5-11 классы. Прикладные задачи. – М.: Дрофа, 2010.
Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. – М.: Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки РФ. http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». http://www.informika.ru/
Тестирование on-line: 5–11 классы. http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников. http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий. http://www.encyclopedia.ru/
Технические средства обучения:
ПК учителя
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор, колонки акустические, экран
Учебно-практическое оборудование:
Таблицы по геометрии для 7 класса
Дидактический раздаточный материал
11