СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП Изо 4 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП 4 класс по программе Кузин В.С. Кубышкина Э.И. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП Изо 4 кл»

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель МО

_________ Н.А.Павлинич

Протокол № ___

От «___» ________ 2016г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

__________ И.А. Каплеева

«___» ________ 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

_______________ Н. С.Огорелкова

«___» ____________ 2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

изобразительному искусству

4-а класс

на 2016-2017 учебный год


Составила учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Лазаревич Ирина Геннадьевна






Омск, 2016




Содержание

I.Паспорт рабочей программы

II.Пояснительная записка

III. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

IV. Содержание учебного курса

V. Учебно-тематический план

VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

IX.Список литературы

I.Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений (программа начального общего образования)

Статус программы

Рабочая программа учебного предмета

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Авторская программа Кузин B.C., Кубьшкина Э.И. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искуство 1-4 класс. .Дрофа, 2011г

Категория обучающихся

Учащиеся 4а класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Сроки освоения программы

4 года, четвертый год обучения

Объём учебного времени

35 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий


1 час в неделю







II.Пояснительная записка


Данная Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 .N~ 273-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

  • Кузин В.С. Кубышкина Э.И. . Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014

  • Примерным программам по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)


Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме;

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Основные межпредметные связи учебного курса «Изобразительное искусство» осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествуем по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Для реализации программы учебного курса на уроках используются игровые, коллективные и групповые способы обучения, фронтальный опрос, исследовательская деятельность.


Общая характеристика учебного предмета


Рабочей программой по изобразительному искусству в 4 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс


В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.


Обоснованием выбора содержания программы по учебному предмету послужило то, что в основе авторской программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. А так же более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.


Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс


Планируемые результаты  УУД


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • демонстрировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, к народным художественным традициям нашей страны и других стран.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • выполнять работу по заданной инструкции;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем и одноклассниками;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;

  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную, конструктивную);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия :

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

  • участвовать в коллективном обсуждении.


  • Познавательные универсальные учебные действия:

  • «читать» условные знаки, принятые в учебнике;

  • находить нужную информацию в словарях;

  • различать цвета и оттенки;

  • соотносить объекты дизайна с определенной геометрической формой;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей на картинах разных авторов;

  • конструировать объекты дизайна.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

по курсу «Изобразительное искусство» к концу четвертого года обучения


Выпускник научится:

  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

  • видеть красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;

  • предавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

  • использовать различную штриховку для выявления объема и формы изображаемых объектов;

  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности светотени на поверхности предмета;

  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;

  • применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага) в соответствии с замыслом;

  • применять правила смешения цветов;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к литературным и музыкальным произведениям;

  • применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.


Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности светотени на поверхности предмета;

  • выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;

  • предавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

  • выполнять эскизы декоративных работ;

  • расписывать готовые изделия по эскизу;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к литературным и музыкальным произведениям;

  • использовать особенности силуэта, ритма, элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.


Виды и формы контроля

- выставки;

- конкурсы работ;

-тестирование (2 раза в год)


III. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

«Изобразительное искусство» к концу 4 года обучения



В течение учебного года учащиеся должны углу бить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

·       выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

·       чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

·       сравнивать свой рисунок с изображаемым пред метом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

·       правильно определять и изображать форму пред метов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

·       выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

·       соблюдать последовательное выполнение рисун ка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

·       чувствовать  и  определять  холодные  и теплые цвета;

·       выполнять эскизы оформления предметов на ос нове декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

·       использовать  особенности  силуэта,  ритма эле ментов в полосе, прямоугольнике, круге;

·       творчески использовать приемы народной рос писи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;

·       использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

·       расписывать готовые изделия согласно эскизу;

     применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить: 

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);

- термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;

- начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;

- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

- основные средства композиции: высота горизонта, точка горизонта, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного цвета;

- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

-начальные сведения о светотени, о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- деление цветового круга на группу теплых цветов (ж, ор, кр) и группу холодных цветов (синий, зел, фиолет);

 изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

- чувствовать и передавать красоту линии, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

- выполнять изображения отдельных предметов с использование фронтальной и угловой перспективы;

- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности  предмета;

- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;

- использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигур человека.


IV. Содержание учебного курса

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема.

Цветоведение. Основные и составные. Теплые и холодные цвета. Контраст и гармония цветовых оттенков.

Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра. Свет. Тень. Полутень. Блик. Рефлекс. Падающая тень.

Воздушная и линейная перспектива. Фронтальная и угловая перспектива.

Проведении доступных обучающимися объяснений к заданиям по изображению круга в перспективе; фронтальной перспективы; угловой перспективы.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека в покое и в движении, зверей, птиц, рыб.

Чувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления окружающей действительности.

Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных в первом, втором и третьем классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.


ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву; русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта.

Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.


ЛЕПКА

Лепка домашних животных с натуры или по памяти. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Лепка тематических произведений. Лепка героев русских народных сказок.


АППЛИКАЦИЯ

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно (композиций) из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев (смешанная техника).

Составление сюжетных аппликаций из цветной бумаги по мотивам русских народных сказок, сказок А. Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм.


БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС

Возможные темы бесед:

  • «Жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры)»;

  • «Великие полководцы России»;

  • «Портреты русских писателей»;

  • «Литература, музыка, театр и изобразительное искусство»;

  • «Русский портретист Валентин Серов»;

  • «Тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова»;

  • «Красота родной природы в творчестве русских художников»;

  • «В мастерской художника»;

  • «Православные центры народных художественных промыслов»;

  • «Искусство родного края»;

  • «Орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и другие)».


V. Учебно-тематический план


Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). В рабочей программе выстроена система учебных занятий последовательно и с учётом формирования универсальных учебных действий.


Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 10.

Количество часов в IV четверти –8.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

авторской программы курса «Изобразительное искусство» В. С. Кузина


Содержание

Количество часов

1.

Рисование с натуры

12

2.

Тематическое рисование

7

3.

Декоративная работа

7

4.

Лепка

2

5.

Аппликация

2

6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

рабочей программы курса «Изобразительное искусство»


Содержание

Количество часов

1.

Рисование с натуры

13

2.

Тематическое рисование

7

3.

Декоративная работа

7

4.

Лепка

2

5.

Аппликация

2

6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4


Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.












Календарно – тематическое планирование


Дата по плану

Дата по факту

Кол.час

Тип урока

Тема урока/содержание

Планируемые результаты

Технологии/ресурсы

Формы контроля

Тематическое рисование – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Тематическое рисование. «Летние впечатления»


Содержание:

Передача красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов. Выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов.


Предметные

Знать понятие «пейзаж».

Уметь отражать в тематическом рисунке явления действительности; использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию и пятно.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Рисование с натуры – 4 часа



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры. Рисунок листьев сложной формы на ветке «Рябина»


Содержание:

Передача красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов. Средства художественной выразительности: линия и пятно.

Предметные

Уметь изображать листья сложной формы (рябина) на ветке; передавать в рисунке форму и цветовую окраску осенних листьев; применять средства художественной выразительности: линию и пятно.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры. Натюрморт из фруктов и овощей


Содержание:

Изображение группы предметов – натюрморт. Перспективное сокращение объема. Средства художественной выразительности: линия и пятно. Светотень. Контраст.

Предметные

Знать понятие «натюрморт».

Уметь изображать группы предметов – натюрморт из фруктов и овощей с попыткой передачи перспективного сокращения объема; использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию и пятно.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Репродукции натюрмортов известных художников





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры. Искусство натюрморта предметы в группе. Натюрморт из яблок и кувшина


Содержание:

Изображение группы предметов – натюрморт. Перспективное сокращение объема. Средства художественной выразительности: линия и пятно. Светотень. Контраст.

Предметные

Знать понятие «натюрморт».

Уметь изображать группы предметов – натюрморт из яблок и кувшина с попыткой передачи перспективного сокращения объема; использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию и пятно.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Репродукции натюрмортов известных художников





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры. Искусство натюрморта предметы в группе. Натюрморт из чайника, яблок и слив


Содержание:

Изображение группы предметов – натюрморт. Перспективное сокращение объема. Средства художественной выразительности: линия и пятно. Светотень. Контраст.

Предметные

Знать понятие «натюрморт».

Уметь изображать группы предметов – натюрморт из чайника, яблок и слив с попыткой передачи перспективного сокращения объема; использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию и пятно.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Репродукции натюрмортов известных художников





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Декоративная работа – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Декоративное рисование. Узор в круге из растительных форм


Содержание:

Орнамент. Ритм. Виды орнамента. Орнаменты народов России. Построение орнамента в круге. Контраст.

Предметные

Знать понятие «орнамент».

Иметь представление об орнаментах народов России.

Уметь выполнять растительный орнамент в круге.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Виды орнамента»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Тематическое рисование – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Тематическое рисование. «Осень во дворе»


Содержание:

Отражение явлений действительности в рисунке с помощью средств художественной выразительности. Выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов.

Предметные

Знать закономерности линейной и воздушной перспективы.

Уметь отражать в рисунке осенние сезонные изменения в природе; использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию и пятно.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Репродукции пейзажей известных художников





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Рисование с натуры – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Дерево. Графика. Рисование с натуры и по памяти реальных объектов


Содержание:

Графика. Средства художественной выразительности: штрих и линия. Закономерности линейной и воздушной перспективы.

Предметные

Знать понятие «графика»; закономерности линейной и воздушной перспективы.

Уметь изображать осеннее дерево с опавшими листьями простым карандашом, используя средства художественной выразительности: штрих и линию.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Аппликация – 1 час



1

2 чет

Комбиниров.

Тема

Аппликация. Декоративное творчество «Праздничный город»


Содержание:

Аппликация. Виды аппликации. Аппликация из природного материала и цветной бумаги. Закономерности линейной и воздушной перспективы. Коллективная работа.

Предметные

Знать понятие «аппликация»; виды аппликации; закономерности линейной и воздушной перспективы; правила работы с ножницами и клеем.

Уметь выполнять коллективную аппликацию «Праздничный город» из природных материалов и цветной бумаги.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Рисование с натуры – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры фигуры человека

Содержание:

Рисование с натуры фигуры человека в покое и в движении. Строение и пропорции человеческого тела.

Предметные

Иметь представление о строении и пропорциях человеческого тела.

Уметь рисовать с натуры фигуры человека в покое и в движении.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа

Таблица «Пропорции тела человека»


Репродукции портретов известных художников




Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Тематическое рисование – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Тематическое рисование. Люди в изобразительном искусстве «Все работы хороши выбирай на вкус»


Содержание:

Изображение человека (группы людей) в движении во время выполнения трудовых (профессиональных) обязанностей. Строение и пропорции человеческого тела.

Предметные

Иметь представление о строении и пропорциях человеческого тела.

Уметь изображать человека (группу людей) в движении во время выполнения трудовых (профессиональных) обязанностей; выделять композиционный центр работы; использовать художественные материалы (гуашь) в соответствии с замыслом.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Пропорции тела человека»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Лепка – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры


Содержание:

Работа с пластичными материалами. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры.

Предметные

Знать основные приемы лепки (лепка из целого куска, примазывание); правила работы с пластичными материалами (пластилином).

Иметь представление о строении и пропорциях человеческого тела.

Уметь лепить из пластилина фигуру человека в движении.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Пропорции тела человека»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Тематическое рисование – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке с изображением фигуры человека


Содержание:

Изображение фигуры человека (сказочного персонажа) в движении. Строение и пропорции человеческого тела.

Предметные

Иметь представление о строении и пропорциях человеческого тела.

Уметь изображать героев русских народных сказок (Ивана-царевича, Емелю, Кощея Бессмертного и других) в движении; выделять композиционный центр работы; использовать художественные материалы (акварель, гуашь) в соответствии с замыслом.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Пропорции тела человека»




Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 1 час





1

Комбиниров.

Тема

Декоративная роспись. Лепка. Лепка фигурок по мотивам народных дымковских игрушек


Содержание:

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы. Дымковская игрушка.

Предметные

Знать понятие «народные промыслы».

Иметь представление о разнообразии народных промыслов.

Уметь различать изделия разных народных промыслов.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Традиционные народные промыслы»


Таблица «Дымковская игрушка»




Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Лепка – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Декоративная роспись. Лепка. Лепка фигурок по мотивам народных дымковских игрушек


Содержание:

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы. Дымковская игрушка.

Предметные

Знать понятие «народные промыслы».

Иметь представление о разнообразии традиционных народных промыслов.

Уметь различать изделия разных народных промыслов; изготавливать фигурки из пластичных материалов (пластилина) по мотивам дымковских игрушек; покрывать фигурки основой (белой гуашью); расписывать готовые изделия элементами дымковской росписи.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Дымковская игрушка»


Презентация «Народные промыслы: дымковская игрушка»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Декоративная работа – 2 часа



1

Комбиниров.

Тема

Декоративно-прикладное творчество. Лепка. Традиционный русский фигурный пряник. Тест «Народные промыслы»


Содержание:

Декоративно-прикладное творчество. Народные промыслы. Русский фигурный пряник. Тест «Народные промыслы».

Предметные

Знать понятие «народные промыслы».

Иметь представление о разнообразии традиционных народных промыслах.

Уметь различать изделия разных народных промыслов; лепить из пластичных материалов (пластилина) русский фигурный пряник; украшать готовое изделие росписью.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Тематический контроль, самоконтроль и взаимоконтроль


Тест «Народные промыслы»

3 чет


1

Комбиниров.

Тема

Декоративно-прикладное творчество. Лепка. Традиционный русский фигурный пряник


Содержание:

Декоративно-прикладное творчество. Народные промыслы. Русский фигурный пряник.

Предметные

Знать понятие «народные промыслы».

Иметь представление о разнообразии традиционных народных промыслах.

Уметь различать изделия разных народных промыслов; лепить из пластичных материалов (пластилина) русский фигурный пряник; украшать готовое изделие росписью.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Тематическое рисование – 2 часа



1

Комбиниров.

Тема

Тематическое рисование. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина


Содержание:

Передача красоты линий, формы объектов сказочного мира, цветовой окраски предметов. Выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов.

Предметные

Уметь отражать в тематическом рисунке объекты сказочного мира; изображать сцены (фрагменты) из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; использовать художественные материалы (акварель, гуашь) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию, пятно, контраст, светотень.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Тематическое рисование. Сказка «По щучьему велению»


Содержание:

Передача красоты линий, формы объектов сказочного мира, цветовой окраски предметов. Выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов.

Предметные

Уметь отражать в тематическом рисунке объекты сказочного мира; изображать сцены (фрагменты) из русской народной сказки «По щучьему велению»; использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию, пятно, контраст, светотень.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Аппликация – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Аппликация. Сказка «По щучьему велению»


Содержание:

Аппликация. Виды аппликации. Аппликация из природного материала и цветной бумаги. Закономерности линейной и воздушной перспективы.

Предметные

Знать понятие «аппликация»; виды аппликации; закономерности линейной и воздушной перспективы; правила работы с ножницами и клеем.

Уметь выполнять аппликацию к русской народной сказке «По щучьему велению» из цветной бумаги.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Декоративная работа – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Декоративное рисование. Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия


Содержание:

Декоративное рисование. Виды росписи. Сюжетная роспись кухонной разделочной доски. Роспись готового изделия.

Предметные

Иметь представление о видах росписи.

Уметь выполнять сюжетную роспись кухонной разделочной доски гуашевыми красками.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Виды росписи»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Рисование с натуры – 2 часа



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры и по памяти. Современные машины в изобразительном искусстве


Содержание:

Рисование с натуры и по памяти. Современные автомобили.

Предметные

Иметь представление о видах современного транспорта и его назначении.

Уметь изображать различные виды современных автомобилей (автобус, пожарный автомобиль, автомобиль скорой медицинской помощи и другие).

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры и по памяти. Натюрморт из атрибутов, предметов армии


Содержание:

Изображение группы предметов – натюрморт. Перспективное сокращение объема. Средства художественной выразительности: линия и пятно. Светотень. Контраст. Атрибуты и предметы армии.

Предметные

Знать понятие «натюрморт».

Уметь изображать группы предметов – натюрморт из атрибутов и предметов армии; использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию, пятно, контраст, светотень.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Репродукции натюрмортов известных художников





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Декоративная работа – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Декоративное конструирование. Эскиз открытки к 8 Марта


Содержание:

Декоративное конструирование. Эскиз открытки.

Предметные

Знать понятие «эскиз».

Уметь выполнять эскиз открытки к 8 Марта; использовать художественные материалы (акварель, гуашь) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию, пятно, контраст.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Рисование с натуры – 2 часа



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры и по памяти. Рисунок птицы


Содержание:

Изображение птиц с натуры и по памяти. Средства художественной выразительности: линия, пятно, контраст.

Предметные

Иметь представление о разнообразии птиц; об особенностях их строения.

Уметь изображать птицу акварельными или гуашевыми красками; использовать средства художественной выразительности: линию, пятно, контраст.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Рисунок птицы»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

4 чет


1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры и по памяти. Рисунок животного


Содержание:

Изображение животных (зверей) с натуры и по памяти. Средства художественной выразительности: линия, пятно, контраст.

Предметные

Иметь представление о разнообразии животных (зверей); об особенностях их строения.

Уметь изображать животных (зверей) акварельными или гуашевыми красками; использовать средства художественной выразительности: линию, пятно, контраст.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Рисунок животного»







Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Тематическое рисование – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Тематическое рисование. Иллюстрирование басен И. А. Крылова


Содержание:

Иллюстрация. Иллюстрирование басен И. А. Крылова (по выбору обучающихся). Средства художественной выразительности: линия, пятно, контраст, светотень.

Предметные

Уметь отражать в тематическом рисунке объекты сказочного мира; изображать сцены (фрагменты) из басен И. А. Крылова (по выбору); использовать художественные материалы (акварель) в соответствии с замыслом; применять основные средства художественной выразительности: линию, пятно, контраст, светотень.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Декоративная работа – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры. Декоративное рисование. Эскиз росписи шкатулки


Содержание:

Декоративное рисование. Эскиз росписи шкатулки.

Предметные

Иметь представление о видах росписи.

Уметь выполнять эскиз росписи шкатулки гуашевыми красками.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Рисование с натуры – 3 часа



1

Комбиниров.

Тема

Круг в перспективе (относительно уровня горизонта)


Содержание:

Перспектива. Линейная и воздушная перспектива. Изображение круга в перспективе относительно уровня горизонта.

Предметные

Знать понятие «перспектива».

Иметь представление о видах перспективы: линейная и воздушная.

Уметь изображать круг в перспективе относительно уровня горизонта.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Таблица «Изображение круга в перспективе»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры гипсового шара


Содержание:

Графика. Рисование с натуры гипсового шара. Средства художественной выразительности: штрих и линия.

Предметные

Знать понятие «перспектива».

Уметь рисовать с натуры гипсовый шар простым карандашом; использовать средства художественной выразительности: штрих и линию.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль





1

Комбиниров.

Тема

Рисование с натуры двух гипсовых тел


Содержание:

Графика. Рисование с натуры гипсовых тел (шар и куб). Средства художественной выразительности: штрих и линия.

Предметные

Знать понятие «перспектива».

Уметь рисовать с натуры гипсовые тела (шар и куб) простым карандашом; использовать средства художественной выразительности: штрих и линию.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры


Содержание:

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры. Творчество русского портретиста Валентина Серова. Портреты русских писателей. Тема крестьянского труда и жизни деревни на картинах Аркадия Пластова.

Предметные

Знать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры.

Уметь различать произведения искусства разных жанров; называть художников, работающих в разных жанрах.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Презентация «Жанры изобразительного искусства»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Декоративная работа – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Декоративно-прикладное творчество. Антивоенный плакат


Содержание:

Современные виды декоративно-прикладного искусства. Плакат. Структура и композиционные особенности плаката. Содержание плаката. Групповая работа.

Предметные

Знать понятие «плакат» .

Иметь представление о структуре и композиционных особенностях плаката.

Уметь изготавливать в группе антивоенный плакат в смешанной технике.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


Презентация «Структура и композиция плаката»





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 2 часа



1

Обобщение знаний и умений

Тема

Искусствоведческая викторина. Обобщающий тест «Жанры изобразительного искусства»


Содержание:

Природоведческая викторина. Обобщающий тест «Жанры изобразительного искусства»

Предметные

Знать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры; средства художественной выразительности: светотень, контраст, линейная и воздушная перспектива; деление цветового круга на группы цветов (теплых и холодных).

Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства и традиционных народных промыслах.

Уметь различать произведения разных жанров; называть художников, работающих в разных жанрах; различать орнаменты народов России; рассматривать и проводить анализ произведения искусства; определять его принадлежность к тому или иному жанру; анализировать изображаемые предметы с точки зрения особенностей конструкции, формы, пространственного положения, особенности светотени.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Обобщающий контроль и самоконтроль


Обобщающий тест «Жанры изобразительного искусства»



1

Комбиниров.

Тема

Обобщение изученного за год. Искусствоведческая викторина.


Содержание:

Обобщение изученного за год по разделам курса: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».

Предметные

Знать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры; средства художественной выразительности: светотень, контраст, линейная и воздушная перспектива; деление цветового круга на группы цветов (теплых и холодных).

Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства и традиционных народных промыслах.

Уметь различать произведения разных жанров; называть художников, работающих в разных жанрах; различать орнаменты народов России; рассматривать и проводить анализ произведения искусства; определять его принадлежность к тому или иному жанру; анализировать изображаемые предметы с точки зрения особенностей конструкции, формы, пространственного положения, особенности светотени.

Метапредметные

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные

Демонстрировать интерес к изучению искусства.

Коллективная, парная и индивидуальная работа





Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль




VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)


Печатные учебные изделия:

Портреты  русских  и  зарубежных  художников.

Таблицы  по цветоведению , перспективе ,построению орнамента.

Таблицы по стилям архитектуры ,одежды,, предметов быта.

Схемы  по  правилам  рисования предметов ,растений ,деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому  костюму, декоративно - прикладному искусству

Дидактический  раздаточный  материал: карточки по  художественной грамоте

Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для   крепления таблиц.

 Магнитная доска.

 Интерактивная доска

 Персональный компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Ксерокс.

Инструменты и приспособления:

Муляжи овощей и фруктов

Гербарий

Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые и пластмассовые геометрические тела

Оборудование:

Учебные столы

Тумбочка на колесах для технических средств обучения.

Магнитная доска

Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.



VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Контрольная работа (тест) – 2



VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися


Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися определяются Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»


Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

Форма контроля:

Контрольная работа (тест) – 2

Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ

Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом деятельности школьников, качество выполненных работ:

Оценка `5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка `3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.




IX.Список литературы


Методические пособия для учащихся:

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014

Методические пособия для учителя:

Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013

Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


  • Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова

  • Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве

  • Анохин Н. В старом доме

  • Арчимбольдо Д. Весна; Лето

  • Бенуа А. Баба-Яга

  • Билибин И. Иллюстрации к сказкам

  • Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом

  • Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова

  • Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе

  • Брюллов К. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова

  • Бучкин П. Углич. Первый снег

  • Ван Гог В. Автопортрет

  • Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковер-самолет; Портрет А. И. Куинджи; Баба-Яга

  • Венецианов А. Автопортрет

  • Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере

  • Веселов С. Тарелочка с портретом С. Юзикова

  • Врубель М. Сирень

  • Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине; Скульптура «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде

  • Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской

  • Герасимов С. Автопортрет

  • Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова

  • Голубкина А. Л. Н. Толстой

  • Горбатов К. Новгород. Пристань

  • Грабарь И. Автопортрет

  • Дали С. Лицо Мэй Уэст

  • Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырехлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда

  • Дейнека А. Раздолье

  • Дюрер А. Автопортрет; Портрет Луки Лейденского

  • Жуковский С. Весна; Малиновая гостиная; Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В. Сутеева

  • Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар

  • Карев А. Натюрморт с балалайкой

  • Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова

  • Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня

  • Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника

  • Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен»

  • Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь

  • Куликов И. Зимним вечером

  • Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Федора Шаляпина

  • Леонардо да Винчи. Автопортрет

  • Лермонтов М. Кавказский вид с саклей

  • Майр И. Вид парка в Царском Селе

  • Маковский К. В мастерской художника

  • Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота

  • Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанский собор. Портал и башня Альбане. Рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Руанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат

  • Мочальский М. Псков

  • Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова

  • Орловский А. Автопортрет

  • Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками

  • Петровичев П. Ростов Ярославский

  • Поленов В. Московский дворик

  • Поликлет. Дорифор. Произведения декоративно-прикладного творчества

  • Рафаэль Санти. Афинская школа

  • Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

  • Ренуар О. Портрет актрисы Жанны Самари

  • Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко

  • Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина

  • Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты

  • Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста»

  • Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана

  • Серебрякова З. За туалетом. Автопортрет

  • Серов В. Автопортрет

  • Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти

  • Сурбаран Ф. Натюрморт

  • Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы

  • Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах

  • Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина

  • Хеда В. Ветчина и серебряная посуда

  • Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах

  • Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке

  • Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст

  • Яблонская Т. Утро







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!