Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №32 имени Л.В. Бобковой»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на заседании МО учителей художественно-эстетического цикла Протокол 1 от Руководитель МО _______ /Репина Л.О./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ /Яроцкая О.А./ от | «Утверждаю» Директор СОШ № 32 _________/Л.Н. Билялова/ от |
Рабочая программа
Репиной Любови Олеговны
учителя начальных классов
квалификационной категории: первой
педагогический стаж: 23 года
предмет: изобразительное искусство
класс: 2
Срок реализации -1 год
- учебный год
г. Севастополь
- Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса начального общего образования разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ № 32 имени Л.В. Бобковой и учебным планом;
- Положения ГБОУ СОШ № 32 имени Л.В. Бобковой о рабочей программе;
- на основе авторской программы Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство» 1-4 класс УМК «Перспектива», которая обеспечена учебником Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. М. : Просвещение, 2012.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение Изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю; 34 учебных недели - 34 часа в год.
Специфика предмета Изучение Изобразительного искусства осуществляется на базовом уровне, так как в начальной школе отсутствуют программы профильного обучения. Количество часов Учебным планом ГБОУ СОШ № 32 им. Л.В.Бобковой предусмотрено изучение ИЗО во 2 классе в объеме – 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю). Используемый УМК
УМК «Перспектива».
Учебник Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. М. : Просвещение, 2012.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, худо-жественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Ученик 2 класса научится:
-понимать особенности материалов, используемых в художественной деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел),
- различать цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
-различать особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарным правилам смешения красок для получения составных цветов;
- различать особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхов-майданской игрушки;
· различать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-использовать разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
-понимать взаимосвязь красоты и пользы в образе художественной вещи;
-правилам безопасности при работе ручными инструментами;
-понимать значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»;
-организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
-применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
-верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше – мельче и выше);
-применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
-рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
- проявлять эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
-проявлять собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- проявления нравственно-эстетического отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
- проявления положительного отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремления к преобразованию предметной среды в школе и дома.
- Содержание учебного предмета
В программе выделены три содержательные линии реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения что дает возможность расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения:
Мир изобразительных (пластических) искусств,
Художественный язык изобразительного искусства,
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Демонстрации:
Произведения изобразительного искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом.
К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.
А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком..; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы.
И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения – бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.
Вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров – А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира – Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.
Старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.
Игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.
- Тематичесакое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Л.р | Пр.р. | Экскурс. | К.р. |
-
| В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная | 11 ч | - | - | - | - |
-
| В гостях у чародейки-зимы | 12 ч | - | - | - | - |
-
| Весна-красна! Что ты нам принесла? | 5 ч | - | - | - | - |
-
| В гостях у солнечного света | 6 ч | - | - | - | - |
Всего | 34ч | | | | |
- Календарно-тематическое планирование
№ | Срок проведения | Коррекция сроков проведения | Тема учебного занятия | Формируемые УУД (по темам) | Примечания |
Тема 1. В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная - 11 ч |
-
| А 04.09 Б 05.09 В 04.09 | | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета теплые и холодные. Практическая работа: композиция «Мой отдых летом» | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках летней поры; составление описания лета, осени; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения лета; формулирование ответов на вопросы учителя; составление описания любимых уголков природы; понимание того, что важнейшей особенностью изобразительного искусства является его способность передавать все многообразие, сложность и красоту природы; умение понимать назначение условных обозначений и свободное ориентирование в них, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, сравнивать варианты композиционных схем, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений, умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности графики • логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о лете и ее осмысление. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства, их сюжетов, художественно-выразительных средств, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок); выразительно читать стихотворения о родном крае, его природе; рассказывать о происходящих переменах в природе, обсуждать и давать оценку своей и творческим работам одноклассников Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, проявляют интерес к предмету; воспринимают язык живописного и графического произведения, понимают эмоции других людей | |
-
| А 11.09 Б 12.09 В 11.09 | | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. | |
-
| А 18.09 Б 19.09 В 18.09 | | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: симметрия, нюансы, ритм, цвет. Практическая работа: украшение головного убора девушки | |
-
| А 25.09 Б 26.09 В 25.09 | | В мастерской мастера-гончара. Практическая работа: украшение силуэтов греческих сосудов | |
-
| А 02.10 Б 03.10 В 02.10 | | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих. Практическая работа: натюрморт с натуры | |
-
| А 09.10 Б 10.10 В 09.10 | | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Практическая работа: рисование с натуры цветов | |
-
| А 16.10 Б 17.10 В 16.10 | | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные цвета, цветовой контраст. Практическая работа: изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов | |
-
| А 23.10 Б 24.10 В 23.10 | | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. Практическая работа: элементы филимоновских узоров. | |
-
| А 13.11 Б 07.11 В 13.11 | | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. Практическая работа: знаки-символы природных стихий |
-
| А 20.11 Б 14.11 В 20.11 | | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. Практическая работа: декоративный натюрморт с оттенками красного цвета. |
-
| А 27.11 Б 21.11 В 27.11 | | Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. Практическая работа: рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь). |
-
| Тема 2. В гостях у чародейки-зимы – 12 ч |
А 04.12 Б 28.11 В 04.12 | | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. Практическая работа: узоры Гжели | Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке, работать по предложен-ному учителем плану, отличать верно выполнен-ное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: • общеучебные – извлечение необходимой ин-формации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; • логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об узорах, технических приемах рисования узоров умение формулировать проблемы; самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании гжельской керамики. Личностные: открыты для ди алога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, эстетически воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства; уважительно относятся к работам народных мастеров, имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, сориентированы на сохранение исторической памяти, уважительное отношение к подвигу своих предков, эстетически воспринимают произведения искусства, выражают в творческой работе свое чувство сопричастности и гордости за Родину | |
-
| А 11.12 Б 05.12 В 11.12 | | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. Пр. работа: силуэты деревьев |
-
| А 18.12 Б 12.12 В 18.12 | | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декора-тивная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. Пр. работа: новогодняя маска | |
-
| А 25.12 Б 19.12 В 25.12 | | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. Пр. работа: рисование новогодних шаров. | |
-
| А 15.01 Б 26.12 В 15.01 | | Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорция, симметрия, ритм. Пр. раб.: изображение храма |
-
| А 22.01 Б 16.01 В 22.01 | | Измени яркий цвет белилами. Пей-заж: пространство, линия горизон-та, планы, цвет и свет.Пр.работа: изображение зимнего пейзажа |
-
| А 29.01 Б 23.01 В 29.01 | | Зимняя прогулка. Сюжетная компо-зиция: пейзаж с фигурой человека в движении. Пр. работа: изображение фигур людей на зимней картине |
-
| А 05.02 Б 30.01 В 05.02 | | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импро-визация по мотивам русского изразца. Пр. работа: узор изразца |
-
| А 12.02 Б 06.02 В 12.02 | | Изразцовая русская печь. Сюжет-но-декоративная композиция по мотивам народных сказок. Пр.раб.: эпизод сказки с печкой |
-
| А 19.02 Б 13.02 В 19.02 | | Русское поле. Воины- богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве.Пр. работа: композиция «Русское поле» |
-
| А 26.02 Б 20.02 В 26.02 | | Народный календарный праздник «Масленица» в искусстве. Народ-ный орнамент. Узоры-символы ве-сеннего возрождения природы: им-провизация. Пр.раб.:украшение саночек |
-
| А 05.03 Б 27.02 В 05.03 | | Натюрморт из предметов старин-ного быта. Композиция: располо-жение предметов на плоскости. Пр. работа: натюрморт с предметами старины |
| Тема 3. Весна-красна! Что ты нам принесла?– 5 ч |
24 | А12.03 Б 06.03 В 12.03 | | «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. Практическая работа: изображение женского народного костюма | Регулятивные: выделять и сохранять цели, заданные в виде образца-продукта, действия, ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия, оценивать результаты своей работы. Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, умение понимать назначение условных обозначений и свободное ориентирование в них, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; сравнивать варианты композиционных схем, формулировать ответы на вопросы учителя; • логические – построение логической цепи рассуждений; доказательство; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления Коммуникативные: уметь использовать образную речь, воспринимать поэтические строки; участвовать в обсуждении художественных выразительных средств Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, предметы быта, выполненные народными мастерами. | |
25 | А19.03 Б 13.03 В 19.03 | | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. Практическая работа: иллюстрация сказки | |
26 | А02.04 Б 20.03 В 02.04 | | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. Практическая работа: весенний пейзаж | |
27. | А09.04 Б 03.04 В 09.04 | | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. Практическая работа: космический пейзаж | |
28 | А16.04 Б 10.04 В 16.04 | | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. Практическая работа: пейзаж в технике монотипия |
Тема 4. В гостях у солнечного света– 6 ч |
29 | А23.04 Б 17.04 В 23.04 | | Тарарушки из села Полоховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация. Практическая работа: узоры Полхов-Майдана, роспись силуэта игрушки | Регулятивные: быть способными мобилизовать силы и энергию для разрешения ситуаций мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: • общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи, стремление к расширению своей познавательной сферы, решение художественных задач разного типа • логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления. Коммуникативные: уметь адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. | |
30 | А30.04 Б 24.04 В 30.04 | | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. Практическая работа: рисунок пряничной доски | |
31 | А07.05 Б 24.04 В 07.05 | | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. Практическая работа: эскиз рельефной плитки | |
32 | А13.05 Б 08.05 В 13.05 | | Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. Практическая работа: изображение домашних животных | |
33 | А14.05 Б 15.05 В 14.05 | | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Практическая работа: элементы растительного орнамента | |
34 | А21.05 Б 22.05 В 21.05 | | Всякому молодцу ремесло к лицу. Сюжетная и декоративная композиции: цвет. Практическая работа: портрет народного мастера | |