МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫСОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей ………………………………. Протокол № ___ от « » __________ 2016… г., Руководитель: ________ /.............................../ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/________________/ «_____» «__________ » 2016… г | Утверждено: Директор школы: _________ /_________ / «_____» «__________ » 2016… г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
« Изобразительное искусство »
Класс 2
2016 - 2017 учебный год
Учитель: Николаенко С.Н,
с.Высокое
2016 г
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир».
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного курса
2 класс (68 ч)
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Заключение
Что мы узнали и чему научились за год.
Тематическое планирование с указанием количества часов
на освоение каждой темы
№ | Раздел | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Контрольные работы | Экскурсии | Проектные и исследовательские работы |
1. | Где мы живём? | 4 | 4 | 1 | | 1 |
2. | Природа | 20 | 20 | 1 | 1 | 1 |
3. | Жизнь города и села | 10 | 10 | 1 | 1 | 1 |
4. | Здоровье и безопасность | 9 | 9 | 1 | | |
5. | Общение | 7 | 7 | 1 | | 1 |
6. | Путешествия | 18 | 18 | 1 | 1 | 2 |
| Итого | 68 | 68 | 6 | 3 | 6 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
2 класс (68 часов)
№ | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты по ФГОС | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | план | факт |
Где мы живём ? (4 ч.) |
1 | Родная страна. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык. | - различать государств. символы России; -различать национальные языки и государственный язык России; - извлекать сведения о символах России. | Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки. | Регулятивные: Понимать и сохранять учеб. задачу; учитывать ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. | 2.09 | |
2 | Город и село. Характеристика особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей города и села. Проект «Родное село». | - сравнив. город и село; -рассказывать о доме; -распределить обязанности по выполнению проекта; -собирать информацию о земляках; | Научатся объяснять особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта. | 6.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру | -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. | 9.09 | |
4 | Наш адрес в мире. Вселенная. Звезды и планеты. Разнообразие стран и народов на Земле. Разнообразие городов и сел России. Наш город, наш край – наша малая родина. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | - определять «свой адрес» в мире; -сравнивать звёзды и планеты; -анализировать схему в учебнике, находить планету; -отвечать на итоговые вопросы, выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения. | Научатся оценивать свои достижения. | 13.09 | |
Природа (20 ч.) |
5 | Неживая и живая природа. Живая и неживая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между живой и неживой природой. | -классифицировать объекты природы по существ. признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи между живой и неживой природой | Научатся различать объекты живой и неживой природы. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. | 16.09 | |
6 | Явления природы. Сезонные явления неживой и живой природы. Термометр – прибор для измерения температуры | -различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений | Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. | 20.09 | |
7 | Что такое погода. Погода и погодные явления. Условные знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. | -наблюдать и описывать состояние погоды; -приводить примеры погодных явлений; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды | Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. | 23.09 | |
8 | В гости к осени (экскурсия). Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | -наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя | Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. | 27.09 | |
9 | . В гости к осени (урок). Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | -знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в природе родного края | Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь между ними. | 30.09 | |
10 | . Звёздное небо. Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | - находить созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе | Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий. | 4.10 | |
11 | Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы | Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. | 7.10. | |
12 | Про воздух и про воду. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана. Вода. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение. Охрана. | - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - анализировать схемы, показывающие источники загрязнен. воздуха и воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. | 11.10. | |
13 | Про воздух и про воду. |
| 14.10 | |
14 | . Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения Эстетическое воздействие растений на человека. | -устанавливать по схеме различия между группами растений; - называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения | Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. | 18.10 | |
15 | Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от образа жизни. | - соотносить группы животных и признаки; - знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них, -сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животных от его образа жизни | Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. | 21.10. | |
16 | Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении взаимосвязи. | Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. | 25.10 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -классифицировать культурные растения по определён. признакам; -находить информацию о растениях; -обсуждать материалы книги «Великан на поляне». | Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте. | 28.10 | |
18 | Дикие и домашние животные. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. | - сравнивать и различать диких и домашних животных; -моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека. | 8.11 | |
19 | Комнатные растения. Комнатные растения, роль в жизни человека Уход , происхождение комнатных растений. | - узнавать комнатные растения; -определять растения своего класса; -оценивать роль растений для здоровья | Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. | 11.11 | |
20 | Животные живого уголка. Аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода. Роль содержан. животных для здоровья человека. | - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; -осваивать приёмы содержания животных живого уголка | Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них. | 15.11 | |
21 | Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. | - определять породы кошек и собак; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы. | 18.11 | |
22 | Красная книга. Красная книга России. Сведения о растениях и животных. Меры по сохранен. и увеличен. численности растений и животных. | - выявлять причины исчезновения растений и животных; - обсуждать меры по охране; -подготовить сообщение о растении или животном | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. | 22.11 | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. | - анализировать факторы, угрожающие живой природе; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -составлять Красную книгу | Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. | 25.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Проверка знаний и умений. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность ответов; -оценивать отношение к природе | Научатся оценивать свои достижения. | 29.11 | |
«Жизнь города и села» (10 ч.) |
25 | Что такое экономика. Экономика и её составные части. Связи между частями экономики. Экономика родного края. Деньги. | - рассказывать об отраслях экономики; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно; -извлекать сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. | Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания | - учебно-познавательный интерес к новому материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 2.12 | |
26 | Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. | - прослеживать производственные цепочки, моделировать; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. | 6.12 | |
27 | Как построить дом. Представление о технологии строительства городских и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строит. техники | - рассказывать о строительстве городского и сельского домов; -сравнивать технологию возведения городского дома и сельского; -рассказывать о строительных объектах | Научатся выявлять особенности возведения городского и сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. | 9.12 | |
28 | Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | - классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера экстренного вызова | Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб. | 13.12 | |
29 | Культура и образование. Учреждения культуры и образования, роль в жизни человека и общества. Первый музей России | - различать учреждения культуры и образования; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; | Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. | 16.12 | |
30 | . Все профессии важны. Проект «Профессии». Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. | - рассказывать о профессиях своих родителей; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни | Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи. | 20.12 | |
31 | В гости к зиме (экскурсия). Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. | - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега; -распознавать следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. | Научатся наблюдать за зимними природными явлениями. | 23.12 | |
32 | В гости к зиме (урок). Зимние явления в неживой и живой природе. | - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями; -формулировать правила безопасного поведения зимой; -вести наблюдения в природе | Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. | 27.12 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Проверка знаний и умений. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность ответов; -оценивать отношение к природе; -формировать самооценку | Научатся оценивать свои достижения. | 13.01 | |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». Представление результатов проектной деятельности. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме. | 17.01 | |
«Здоровье и безопасность» (9ч.) |
35 | Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение органов и их работа. | - называть и показывать внешние части тела человека и положение внутренних органов -моделировать внутреннее строение тела человека | Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здоров. образа жизни. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - ориентация на здоровый образ жизни. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 20.01 | |
36 | Если хочешь быть здоров. Режим дня 2-классн. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи | -составлять режим дня школьника; -обсуждать питание школьника; -формулировать правила личной гигиены и соблюдать их | Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня. | 24.01 | |
37 | Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | - моделировать сигналы светофоров; -различать дорожные знаки; -формулировать правила движения по загородной дороге | Научатся узнавать дорожные знаки, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. | 27.01 | |
38 | Школа пешехода Практическая работа | -формулировать правила безопасности; -учиться соблюдать правила безопасности | Научатся соблюдать правила безопасности | 31.01 | |
39 | Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. | - объяснять опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту | - объяснять опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту | 3.02 | |
40 | Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупрежден. пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону | Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара. | 7.02 | |
41 | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в воде и в лесу. | - характеризовать опасности пребывания у воды и в лесу; -различать съедобные и ядовитые грибы | Научатся избегать опасности на воде и в лесу | 10.02 | |
42 | Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции. | - характеризовать опасности при контактах с незнакомыми людьми; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС | Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами. | 14.02 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Проверка знаний и умений. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность ответов; -оценивать отношение к природе | Научатся оценивать свои достижения. | 17.02 | |
«Общение» (7ч.) |
44 | Наша дружная семья. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | -рассказывать о семейных взаимоотношениях, общих занятиях; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного досуга | Научатся объяснять, что такое культура общения. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; строить монологическое высказывание | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -знание основных моральных норм. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 21.02 | |
45 | Проект «Родословная». Подготовка к выполнению проекта: | - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. | Научатся составлять родословное древо своей семьи. | 24.02 | |
46 | В школе. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. | рассказывать о школьном коллективе, мероприятиях в классе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -моделировать ситуации общения на уроке и переменах. | Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива. | 28.02 | |
47 | Правила вежливости. Правила этики в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте | -формулировать привила поведения в общественном транспорте; -моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми. | 3.03 | |
48 | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | -обсуждать морально-этические аспекты дружбы; -формулировать правила этикета в гостях. | Научатся формулировать правила этикета | 7.03 | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах | - обсуждать правила поведения в театре; - обсуждать правила поведения в обществен. транспорте | Научатся вести себя в общественных местах. | | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверка знаний и умений. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность ответов; -оценивать отношение к природе; -формировать самооценку в соответствии с набранными баллами | Научатся оценивать свои достижения. | 10.03 | |
«Путешествия» (18ч.) |
51 | Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; анализировать текст; формулировать вывод о форме Земли | Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремит. выполнить; учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать действие | учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности | 14.03 | |
52 | Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. | находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентир-ия по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природ. признакам | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам | в соответствии с поставленной задачей Познавательные: осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: Задавать вопросы; строить понятные высказывания; формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра | учебной деятельности широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | 17.03 | |
53 | Ориентирование на местности. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. | | 21.03 | |
54 | Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор | сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существен. признаков форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность края. | Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. | 4.04 | |
55 | Водные богатства. Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. | различать водоёмы естественного и искусственного происхождения; анализировать схему частей реки; рассказывать о водных богатствах своего края | Научатся называть части реки; анализировать схему. | 7.04 | |
56 | В гости к весне (экскурсия). Наблюдения над весенними явлениями природы. | наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействие на человека | Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. | 11.04 | |
57 | В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе. | рассказывать о своих весенних наблюдениях; знакомиться с изменен-ми в природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в природе | Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. | | | 14.04 | |
58 | Россия на карте. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. | сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи на фотографиях с местоположением на физической карте; осваивать приёмы чтения карты; учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны. | | | 18.04 | |
59 | Проект «Города России». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы. | распределять обязанности по выполнению проекта; находить сведения об истории и достопримечательностях города; составлять презентацию своего исследования | Узнают новую информацию о городах России. | | | 21.04 | |
60 | Путешествие по Москве. Первоначальные сведения об истории основании города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримеча тельности столицы. | находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов др. городов | Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. | | | 25.04 | |
61 | Московский Кремль. Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | обсуждать значение Московского Кремля для жителя России; находить на фотографии достопримечательности Кремля; находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение | Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. | | | 25.04у | |
62 | Город на Неве. Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания. | находить Санкт-Петербург на карте; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов | Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. | | | 28.04 | |
63 | Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. | сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии с местоположением районов на карте мира | Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. | | | 2.05 | |
64 | Путешествие по материкам. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков; готовить сообщения и выступать с ними | Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты. | | | 5.05 | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» Физические и политические карты. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материал. учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы | находить на политической карте мира территорию Россию и друг. стран; определять, каким странам принадлежат флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о странах | Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России. | | | 12.05 | |
66 | Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. | определять цветущие летом травы, насекомых и других животных; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям | Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом. | | | 16.05 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Проверка знаний и умений. | выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность ответов; оценивать отношение к природе; формировать адекватную самооценку | Научатся оценивать свои достижения. | | | 19.05 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности. | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме. | | | 23.05 | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Окружающий мир
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 2класса (программы, учебники, рабочие тетради). Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса в 2 ч. М.: Просвещение 2015 Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. в 2 ч. 2015 Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 2 кл. | К К К | |
Научно-популярные, художественные книги для чтения Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире Методические пособия для учителя Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014 Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014 Т.Н. Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 кл. 2011 Плешаков А. А. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Примерные программы по учебным предметам. «Школа России:» Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011. .Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение. 2011 Асмолова А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2011 Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2012 | К | |
Печатные пособия |
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России. Географические карты. Иллюстративные материалы. | Д Д Ф | Например, репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | Ф | |
Технические средства обучения |
Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д | |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме) Презентации | Д | Могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц |
|
| | |
| | |
Натуральные объекты |
Живые объекты (комнатные растения) | | С учётом местных особенностей и условий школы |
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школе направлено на достижение следующих целей:— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса: отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:1) идея многообразия мира;2) идея целостности мира;3) идея уважения к миру.
Ценностные ориентиры содержания курса:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане: на изучение курса «Окружающий мир» во 2-м классе отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч - 34 учебные недели
Результаты изучения курса: освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных, метапредметных, предметных результатов начального образования.