Рассмотрено Согласовано Утверждено
Школьное методическое объединение Заместитель директора по УВР приказом №____ от «___»______20__г.
учителей________________________ ______________ Стукалова Е.Н. Директор школы
протокол №______ от «___»_______20__г. «____»_________ 20_______г. __________________ Латышева С.Г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северо – Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского»
Рабочая программа учебного предмета
Физическая культура
5 классы
Составитель программы: Герасимов Д.В.
2016-2017 учебный год
Планируемый результат:
5 «а» класс Качество обучения 85%, успеваемость – 100%.
5 «б» класс Качество обучения 80%, успеваемость – 100%.
5 «в» класс Качество обучения 84%, успеваемость – 100%.
Четверть | Кол-во часов | Кол-во тестов | Кол-во зачётов |
1 четверть | 25 | 1 | 2 |
2 четверть | 23 | - | 2 |
3 четверть | 30 | - | 2 |
4 четверть | 24 | 1 | 2 |
Итого: | 102 | 2 | 8 |
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре
Данная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» создана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта.
ООП ОО ОУ с учетом программ, включенных в его структуру.
Примерной программы основного общего образования по физической культуре.
Программы по физической культуры для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). Автор В.И.Лях.
УМК под редакцией Лях В.И. соответствует новым образовательным стандартам по физической культуре и входит в Федеральный перечень.
Программа является модифицированной. Количество часов скорректировано с учётом особенностей зимнего периода и с необходимостью проведения больше часов на свежем воздухе.
Физическая культура — это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные игры), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.
Цель обучения: - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвиваюшей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте;
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федеральном законе «Об образовании»;
Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
примерной программе основного общего образования;
приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889.
Место предмета в учебном плане
На курс «Физическая культура» в 5 классе отводится 102 ч (3 ч/нед). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры направлены на воспитание творческих компетентных граждан России, способных к активной самореализации в личностной и общественной деятельности. В процессе укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты освоения предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, осознание национальной принадлежности;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и поиск средств;
планирование занятий физическим упражнениям в режиме дня;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между собой;
определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о роли, адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Предметные результаты:
формирование представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры ит. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре направлены на сведения о координации, дистанции, как возникла физическая культура. Возникновение олимпийского движения, сведение о строении человека при нагрузках, правильная осанка.
Образовательные задачи физического воспитания учащихся направлены:
на укрепление здоровья, улучшения осанки, профилактика плоскостопия, Содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение школой движений;
развитие координационных и кондиционных способностей; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня.
Приобщение к самостоятельным занятиям, подвижным играм, активность к выбору видам спорта;
Воспитание дисциплинированности, доброжелательности к товарищам, честности отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе освоения предмета.
В курс входит гимнастика с элементами акробатики, где ученики научатся выполнять строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, вис завесом одной и двумя ногами, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, стойку на голове, на руках, на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом бревне, упражнения на кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, переворот назад и вперед, выкрут, махи), опорный прыжок, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, прыгать в скакалку самостоятельно и в тройках, крутить обруч, напрыгивать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками, гимнастическими палками, массажными мячами, набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах, запоминать небольшие временные промежутки, подтягиваться, отжиматься;
Легкая атлетика где ученики научаться пробегать 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мешочек на дальность и мяч на точность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием, спиной вперед, проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку;
Лыжная подготовка, где ученики научаться передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, попеременным и одновременным одношажным ходом, «змейкой», выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 2 км, играть в подвижные игры на лыжах «Накаты» и «Подними предмет»;
Подвижные и спортивные игры, где ученики научаться выполнять пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча ногами и руками, прием мяча снизу и сверху, бить и бросать по воротам, бросать и ловить мяч самостоятельно и в парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры, «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», , «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капитаны», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол).
Основные этапы и способы работы:
урок изучения нового учебного материала
урок применения знаний (работа в парах, группах, индивидуально)
урок обобщающего повторения и систематизации знаний
урок - зачётный тестовый
мониторинг
Планируемые результаты на конец 5 класса
Формирование универсальных учебных действий
Коммуникативные: умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Познавательные: выделяет и формулирует познавательную цель
использует свой жизненный опыт;
умеет давать оценку своей двигательной деятельности и других;
умеет выполнять работу по плану учителя;
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу;
умеет ставить учебную задачу, на основе известного и неизвестного
использует способы самооценки выполнения физических действий, (адекватно принимает предложения и оценку учителя, сверстников, родителей);
осваивает способы тестов, контрольных заданий); использует навыки игровой деятельности в учебной.
Личностные:
положительно относится к школе;
умеет ориентироваться в социальных ролях
умеет понимать и сопереживать;
понимает ценности семьи и общества
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел Тема урока. | Дата | Факт. дата | Кол-во часов |
| | | | |
I ч. | Легкая атлетика. Развитие выносливости, быстроты, силы, координации движений. | С 01.09. по 04.10 | | 15 |
1 | Техника безопасности на уроках. Организационно-мето- дические требования на уроках физической культуры. | 01.09 | | 1 |
2 | Овладение техники спринтерского бега 1000м. | 02.09 | | 1 |
3 | Бег 30, 60 метров. | 06.09 | | 1 |
4 | Челночный бег 3х10. | 08.09 | | 1 |
5 | Овладение техники длительного бега 10-12 мин. | 09.09 | | 1 |
6 | Бег 1000 метров. | 13.09 | | 1 |
7 | Овладение техники прыжка в длину с места. | 15.09 | | 1 |
8 | Прыжок с разбега 7-9 шагов. | 16.09 | | 1 |
9 | Овладение техники метание малого мяча в цель. | 20.09 | | 1 |
10 | Тестирование ОФП. | 22.09 | | 1 |
11 | Метание на дальность. | 23.09 | | 1 |
12 | Игра «Взятие высоты». | 27.09 | | 1 |
13 | Метание на дальность. Зачёт. | 29.09 | | 1 |
14 | Эстафеты, бег с ускорением. | 30.09 | | 1 |
15 | Игра «Командный старт». | 04.10 | | 1 |
| Спортивные игры «Баскетбол» Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. | С 06.10 по 27.10 | | 10 |
16 | Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности. | 06.10 | | 1 |
17 | Стойки игрока, перемещение. | 07.10 | | 1 |
18 | Остановка двумя шагами и прыжком. | 11.10 | | 1 |
19 | Повороты без мяча и с мячом. | 13.10 | | 1 |
20 | Перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение. | 14.10 | | 1 |
21 | Баскетбольные эстафеты. | 18.10 | | 1 |
22 | Броски одной рукой от плеча. Зачет. | 20.10 | | 1 |
23 | Олимпийский урок | 21.10 | | 1 |
24 | Мини-игра «Баскетбол». | 25.10 | | 1 |
25 | Тактические действия в игре. | 27.10 | | 1 |
| Спортивные игры «Пионербол», «Волейбол» Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. | С 8.11 по 02.12 | | 12 |
26 | Техника безопасности на уроках. Стойки и перемещения игрока. | 8.11 | | 1 |
27 | Перемещение в стойке приставным шагом боком, спиной. | 10.11 | | 1 |
28 IIч | Ходьба, бег с выполнением заданий. | 11.11 | | 1 |
29 | Перемещение в стойке, остановке, ускорении. | 15.11 | | 1 |
30 | Передача мяча сверху двумя руками на месте. | 17.11 | | 1 |
31 | Передача мяча через сетку. Зачёт. | 18.11 | | 1 |
32 | Игра по упрощенным правилам «Мини-волейбол». | 22.11 | | 1 |
33 | Нижняя прямая подача. | 24.11 | | 1 |
34 | Игра «Поймай мяч», «Пионербол». | 25.11 | | 1 |
35 | Мини-волейбол. | 29.11 | | 1 |
36 | Комбинация – приём, передача, удар. | 01.12 | | 1 |
37 | Игра «Меткий снайпер». | 02.12 | | 1 |
| Гимнастика Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. | С 06.12 по 29.12 | | 11 |
38 | Т/Б. по разделу гимнастика. Краткая характеристика вида спорта. | 06.12 | | 1 |
39 | Освоение строевых упражнений. | 08.12 | | 1 |
40 | Перестроение из колонны по одному в две, четыре. | 09.12 | | 1 |
41 | Освоение ОРУ без предметов в движении и на месте. | 13.12 | | 1 |
42 | Освоение ОРУ с предметами в движении и на месте. | 15.12 | | 1 |
43 | Освоение висов и упоров. | 16.12 | | 1 |
44 | Освоение опорных прыжков. | 20.12 | | 1 |
45 | Освоение акробатических упражнений. | 22.12 | | 1 |
46 | Комбинация на бревне. Зачёт. | 23.12 | | 1 |
47 | Олимпийская викторина «Сочи 2014» | 27.12 | | 1 |
48 | Вис прогнувшись, согнувшись. | 29.12 | | 1 |
IIIч | Гимнастика Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. | С 11.01 по 27.01 | | 8 |
49 | Техника безопасности на уроках. Краткая характеристика вида спорта. | 11.01 | | 1 |
50 | Опорный прыжок. | 12.01 | | 1 |
51 | Игра «Перетяни канат». | 13.01 | | 1 |
52 | Упражнения на коне, перекладине. Зачёт. | 17.01 | | 1 |
53 | Упражнения на брусьях. | 19.01 | | 1 |
54 | Игра с преодолением препятствий. | 20.01 | | 1 |
55 | Гимнастическая полоса препятствий. | 24.01 | | 1 |
56 | Вольные упражнения с предметами. | 26.01 | | 1 |
| Лыжная подготовка. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты. | С 27.01 по 21.03 | | 22 |
57 | Техника безопасности на уроках. Краткая характеристика вида спорта. | 27.01 | | 1 |
58 | Попеременный двухшажный ход. | 31.01 | | 1 |
59 | Одновременный безшажный ход. | 02.02 | | 1 |
60 | Подъемы «Полуёлочкой». | 03.02 | | 1 |
61 | Повороты переступанием. | 07.02 | | 1 |
62 | Преодоление склонов. | 09.02 | | 1 |
63 | Торможение «Плугом». | 10.02 | | 1 |
64 | Катание с горы, торможение «Плугом». | 14.02 | | 1 |
65 | Игра «Школа лыжника». | 16.02 | | 1 |
66 | Техника торможения и поворотов. | 17.02 | | 1 |
67 | Запомни правило торможений. | 21.02 | | 1 |
68 | Игра «Слушай сигнал» | 24.02 | | 1 |
69 | Горнолыжная подготовка. | 28.02 | | 1 |
70 | Совершенствование техники изученных ходов. | 02.03 | | 1 |
71 | Лыжные эстафеты. | 03.03 | | 1 |
72 | Игра «Удочка». | 07.03 | | 1 |
73 | Прохождение дистанции 2-3 км. Зачёт. | 09.03 | | 1 |
74 | Лыжная эстафета. | 10.03 | | 1 |
75 | Волонтёрское олимпийское движение | 14.03 | | 1 |
76 | Прохождение дистанции 3 км. | 16.03 | | 1 |
77 | Передвижение скользящим шагом без палок. | 17.03 | | 1 |
78 | Лыжная эстафета. | 21.03 | | |
IV | Лыжная подготовка Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты. | С 04.04 по 15.04 | | 7 |
79 | Олимпийская викторина. | 04.04 | | 1 |
80 | Техника безопасности на уроках. Попеременный двухшажный ход. | 06.04 | | 1 |
81 | Передвижение скользящим шагом без палок. | 07.04 | | 1 |
82 | Игра «Устойчивый флажок». | 11.04 | | 1 |
83 | Одновременно - одношажный ход. | 13.04 | | 1 |
84 | Прохождение дистанции на время. | 14.04 | | 1 |
85 | Круговая эстафета на лыжах. | 18.04 | | 1 |
| Спортивные игры, «Баскетбол» «Футбол» Развитие быстроты. Силы, выносливости, координации движений. | С 20.04 по 12.05 | | 11 |
86 | Техника безопасности на уроках. Краткая характеристика вида спорта. | 20.04 | | 1 |
87 | Баскетбол. Передачи от груди двумя руками. | 21.04 | | 1 |
88 | Передачи одной рукой от плеча. | 25.04 | | 1 |
89 | Игра «Летающий мяч». | 27.04 | | 1 |
90 | Игра «Мини-баскетбол». | 28.04 | | 1 |
91 | Ведение мяча в беге. Зачёт. | 2.05 | | 1 |
92 | Эстафета баскетболистов | 04.05 | | 1 |
93 | Тестирование ОФП. | 05.05 | | 1 |
94 | Футбол. Ведение мяча, передачи. | 11.05 | | 1 |
95 | Ведение мяча, удары по воротам. | 12.05 | | 1 |
96 | Игра «Футбол». | 16.05 | | 1 |
| Легкая атлетика. | С 18.05 по 26.05 | | 6 |
97 | Челночный бег 3Х10. Зачёт. | 18.05 | | 1 |
98 | Прыжок в длину с разбега. | 19.05 | | 1 |
99 | Метание мяча на дальность. | 23.05 | | 1 |
100 | Прыжок в длину с разбега. | 25.05 | | 1 |
101 | Бег на выносливость 1500 метров. | 26.05 | | 1 |
102 | «Олимпийская викторина» Летние виды спорта | 30.05 | | 1 |
Материально-техническое обеспечение Библиотечный фонд:
стандарт основного общего образования по физической культуре;
примерные программы по учебному предмету «Физическая культура» (5—9 классы);
рабочие программы по физической культуре;
учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха;
методические издания по физической культуре для учителей.
Демонстрационный материал:
таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
плакаты методические;
портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
Технические средства:
телевизор с универсальной приставкой;
аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок;
мегафон;
экран (на штативе или навесной);
цифровая видеокамера.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
бревно гимнастическое напольное;
мостик гимнастический;
козел гимнастический;
скамейки гимнастические;
перекладина гимнастическая;
палки гимнастические;
скакалки гимнастические;
обручи гимнастические;
маты гимнастические;
перекладина навесная;
канат для лазанья;
комплект навесного оборудования ( перекладины);
мячи набивные (1 кг);
мячи массажные;
мячи малые (резиновые, теннисные);
мячи средние резиновые;
мячи большие (резиновые, баскетбольные волейбольные, футбольные)
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетки измерительные (10 м, 50 м);
щиты с баскетбольными кольцами;
стойки волейбольные;
стойки с баскетбольными кольцами;
сетка волейбольная;
конусы;
футбольные ворота;
аптечка медицинская.
Учебно-методический комплект
1.В.И. Лях Физическая культура учебник для 5-9 классы. (М.: Просвещение, 2013г.)
2. В.И. Лях Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014г.
3. Примерные программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения» Физическая культура 5-9 классы . М.: Просвещение, 2015г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования М.: Просвещение, 2011
5. Модульная программа третьего урока физической культуры для 1-11 классов общеобразовательных учреждений, «Подвижные игры» М.: ВАКО 2014
А.Ю.Патрикеев, «Зимние подвижные игры» 5-9 классы М.: ВАКО, 2012
Комаров А.В. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. 2016г.
Кузнецов В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры. М.: «Владос», 2012г..
10. Справочник учителя физической культуры П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва – Волгоград: «Учитель», -2015